Следует
обратить внимание также на то, что Пленум Верховного Суда указывает, что лица,
выполняющие управленческие функции в фондах не могут рассматриваться в
качестве должностных лиц. Это разъяснение основано на законе и относится, в
том числе, и к государственным, и к муниципальным фондам (последние следует
отличать от организационно не обособленных фондов, представляющих собою просто
денежные средства целевого назначения). При этом следует учитывать, что
работники фондов могут наделяться государством или органами местного
самоуправления распорядительными полномочиями в отношении лиц, им не
подчиненных. В этом случае они являются должностными лицами (представители
власти по специальному полномочию) и несут ответственность за должностные
преступления.
Центральный
Банк РФ не является ни государственным предприятием, не учреждением. Однако он
наделен властными полномочиями и является органом государственной власти.
Кроме того, многие должностные лица ЦБ наделены полномочиями представителей
власти (валютный, банковский контроль и др.). Все остальные банки (в том числе
и Сбербанк) и кредитные организации являются коммерческими организациями и их
управленцы не несут ответственности за получение взятки как за должностное преступление
(возможна ответственность за коммерческий подкуп). Так, за получение взятки за
выдачу кредита без залогового обязательства была осуждена управляющая
отделением Сбербанка Российской Федерации. Президиум Верховного суда признал
приговор не соответствующим закону, т.к. “отделение Сберегательного банка
Российской Федерации является не государственным или общественным предприятием,
а частным, в связи с чем управляющая отделением Сбербанка Российской
Федерации необоснованно признана должностным лицом”.
Поскольку
субъект получения взятки - специальный, исполнителем этого преступления может
быть только лицо, обладающее признаками специального субъекта этого
преступления. Иные лица могут выступать только в качестве организаторов,
подстрекателей или пособников должностного лица. При этом определенные
сложности связаны с квалификацией действий лица, непосредственно передающего
предмет взятки. Дело в том, что действия такого лица внешне образуют
совокупность преступлений: пособничество в даче взятки и пособничество в ее
получении, что может привести к необоснованно суровому наказанию за такие
действия. Ранее эта проблема не стояла в связи с тем, что посредничество во
взяточничестве рассматривалось в качестве самостоятельного преступления.
Теперь положение изменилось. Пленум Верховного Суда в п. 8 упомянутого
постановления разъяснил; “Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность
посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу
и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях,
предусмотренных статьей 33 УК РФ”34. Однако неясным остается вопрос
о том, как же следует квалифицировать действия посредника. Толкование закона
позволяет прийти к следующим выводам:
1)
посредник в получении взятки - это лицо, которому должностное лицо (или другой
посредник в получении взятки при наличии цепочки посредников) доверило
получение предмета взятки;
2)
посредник в даче взятки - это лицо, участвующее в передаче предмета взятки и
не являющееся посредником в ее получении;
3)
действия посредника в получении взятки квалифицируются как пособничество в ее
получении и не требуют дополнительной квалификации в качестве пособничества в
даче взятки, т.к. пособничество в даче взятки является необходимым элементом
такого посредничества;
4)
действия посредника в даче взятки не требуют дополнительной квалификации в
качестве пособничества в ее получении;
5)
действия посредника в даче взятки, подстрекавшего должностное лицо к получению
взятки, квалифицируются как пособничество в даче взятки и не требуют
дополнительной квалификации в качестве подстрекательства к получению взятки,
т.к. дача взятки охватывает подстрекательство к ее получению (это распространяется
не только на посредников, но и на иных пособников или организаторов
дачи взятки);
6)
действия посредника в получении взятки, подстрекавшего к даче взятки,
квалифицируются как пособничество в получении взятки и не требуют
дополнительной квалификации в качестве подстрекательства к даче взятки, т.к.
получение взятки охватывает подстрекательство к ее даче (это распространяется
не только на посредников, но и на иных пособников или организаторов получения
взятки);
7)
содеянное может квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки только в
случае, если лицо тем самым не выполняет функций
_________________________________________________________________
34
БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 8.
организатора или
пособника в ее получении (также, как и действия взяткополучателя-исполнителя не
требуют дополнительной квалификации в качестве подстрекательства к даче
взятки);
8)
содеянное может квалифицироваться как подстрекательство к получению взятки,
только в случае, если лицо тем самым не выполняет функций организатора или
пособника в ее даче (также, как и действия взяткодателя-исполнителя не требуют
дополнительной квалификации в качестве подстрекательства к получению взятки).
К
сожалению, в судебной практике нет единообразия в толковании уголовного закона
по этим вопросам. Так, при квалификации подстрекательства к получению взятки
часто не учитывается, что посредничество во взяточничестве (не
охватывавшее подстрекательство к ее получению) уже не является самостоятельным
составом преступления, а соучастие в даче взятки (как и сама дача взятки)
охватывает подстрекательство к ее получению.
Понятие
должностного лица не следует смешивать с понятием государственного или
муниципального служащего. “Государственным служащим является гражданин
Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным
законом, обязанности по государственной должности государственной службы за
денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета
или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации”. К
должностям государственной службы относятся должности категорий “Б” и “В”. Ст.
1 ФЗ “Об основах государственной службы РФ” предусматривает: “Перечень
государственных должностей категорий "А", "Б" и
"В" дается в Реестре государственных должностей в Российской
Федерации”. Соответственно, государственным служащим является лицо, занимающее
должность, отнесенную в Реестре к должностям категорий “Б” и “В”.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром
муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта
Российской Федерации.
Уголовно-правовое
значение понятия государственного и муниципального служащего в том, что эти
лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ст. 288 УК (присвоение
полномочий должностного лица) и ст. 292 (служебный подлог). Вместе с тем
следует отметить:
1) Не
все должностные лица являются муниципальными или государственными служащими.
Так не относятся к этой категории: лица, выполняющие функции должностного лица
по специальному полномочию; лица, занимающие должности категории “А”,
должностные лица учреждений, должности которых не внесены в Реестры.
2) С
другой стороны, не все муниципальные и государственные служащие являются
должностными лицами. В каждом конкретном случае суд должен установить наличие
признаков должностного лица, указанных в примечании к ст. 285 УК. В большинстве
случаев государственные служащие окажутся и должностными лицами, поскольку ФЗ
“Об основах государственной службы РФ” предусматривает, что “в целях
технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное
расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным
должностям”, а ФЗ “Об основах муниципальной службы в РФ” указывает на то, что
“лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и
исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов
местного самоуправления, не являются муниципальными служащими”. Соответствующая
категория работников государственных и муниципальных органов не
рассматривается в качестве государственных и муниципальных служащих. Пленум же
Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 10 февраля 2000 г. устанавливает
сходный критерий применительно к понятию должностного лица: “Не являются
субъектами получения взятки работники государственных органов и органов
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,
исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не
относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным
функциям”35.
________________________________________________________________
35
БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 5.
ГЛАВА
3.
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.
3.1.
КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Получение и дача взятки за
незаконные действия (бездействие) являются квалификационными составами (ч. 2
ст. 290 и ч. 2 ст. 291 УК). Незаконность действий (бездействия) должностного
лица означает любую ( а не только уголовную) противоправность такого поведения.
Если такое поведение преступно, необходима квалификация содеянного по
совокупности преступлений. Так, врач Д. Незаконно оформил и выдал П. листок
нетрудоспособности, получив за это от П. 100 000 неденоминированных рублей. В
тот же день Д. оформил и выдал Г. листок нетрудоспособности за такую же сумму.
На предварительном следствии действия Д. были квалифицированны по пп. “б”, “в”
ч. 4 ст. 290 и ст. 292 УК. Исключив из обвинения п. “в” ч. 4 ст. 290 УК суд
признал излишней квалификацию по ст. 292 УК т.к. по его мнению, служебный
подлог “является следствием получения взятки”36.
Возможно согласится с мнением Егоровой
Н.А., что такое решение суда ошибочно, поскольку внесение должностным лицом в
официальный документ заведомо ложных сведений образует самостоятельное
преступление, в силу чего, на основании ч. 1 ст. 17 УК, лицо должно нести
ответственность по совокупности преступлений37.
Особо квалифицированным видом получения
взятки (ч.3 ст. 290 УК) признаются деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 290
УК, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или
государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного
самоуправления. Согласно ч.2 ст.1 Закона “Об основах государственной службы
Российской Федерации” к таковым следует относить лиц, занимающих
государственные
_________________________________________________________________
35 Архив Волгоградского
областного суда. 1998. Дело № 2-42.
36 Н.А. Егорова. Преступления
против интересов службы. Волгоград. 1999. С. 98.
должности
категории “А”. Перечень лиц, относящихся к данной категории, исчерпывающим не
является.
Указанные лица могут покровительствовать
за обещанные в будущем блага, а получить их через довольно таки отдаленный
промежуток времени после перевода на низшую должность или после увольнения. При
квалификации в описываемом случае возникают проблемы. Привлечение к уголовной
ответственности за получение взятки в данных условиях невозможно, т.к. в момент
получения вознаграждения лицо уже не занимает указанной должности или вообще не
является должностным лицом. Ст. 285 и 286 УК не всегда удается применить,
поскольку доказать корыстную или личную заинтересованность, а равно выход
должностного лица за пределы его полномочий довольно таки сложно.
В связи с этим было бы правильным
предусмотреть ответственность за получение взятки лицами, которые в прошлом
занимали государственные должности РФ или государственные должности субъектов
РФ, глав органов местного самоуправления, если вознаграждение получено ими в
связи с действиями (бездействием) в период пребывания в какой-либо из этих
должностей, совершенные с использованием полномочий или возможностей, связанных
с этими должностями37.
Ряд вопросов возникает при рассмотрении
особо квалифицированных признаков взяточничества, указанных в ч. 4 ст. 290 УК:
а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой; б) неоднократность; в) вымогательство взятки; г) получение взятки в
крупном размере.
Результаты изучения материалов уголовных
дел показали, что практически всегда предварительно сговорившиеся лица давали
взятки за неправомерные действия (бездействие). Исходя из этого, было бы
целесообразно дополнить
_________________________________________________________________
37 Н.А. Егорова. Преступления
против интересов службы. Волгоград. 1999.
ст.
291 УК квалифицированным признаком - получением взятки группой лиц по
предварительному сговору или организованной группой38.
П. “б” ст. 290 и в ч. 2 ст. 291 УК
предусматривает неоднократность как особо квалифицирующий признак получения
взятки и квалифицирующий признак дачи взятки. Под неоднократностью получения и
дачи взятки подразумевается совершение того же преступления как лицом, ранее не
осуждавшимся, так и лицом, ранее осуждавшимся соответственно за получение или
за дачу взятки.
УК в ч.
4 ст. 290 предусматривает получение взятки в крупном размере в качестве особо
квалифицирующего признака взяточничества. Таким образом строгость наказания за
получение взятки ставится в зависимость от размера взятки. Такой подход
законодателя к наказанию за взяточничество вызывает серьезные сомнения. Дело в
том, что при прочих равных условиях крупная взятка фактически менее опасна,
чем обычная. Дешевизна при торговле властными полномочиями не может понижать
опасность такой торговли. Предположим, следователь А. прекратил уголовное дело,
получив взятку в размере 100 долларов США. Следователь Б. при тех же условиях
отказался от взятки, отказался он и от 500 и от 1000 долларов, однако его
моральные принципы рухнули, когда ему предложили 5000 долларов. Во втором
случае опасность посягательства очевидно меньше, но наказывается оно
значительно строже.
Конечно
же, упомянутой уголовной политике можно найти и разумные обоснования, однако
они не выдерживают критики. Так, можно предположить, что крупные взятки
берутся за особенно вредные, дерзкие и циничные действия. Однако такая
зависимость, если и имеется, является косвенной зависимостью, а проявление ее
в конкретном случае - случайностью. В ч. 2 ст. 290 законодатель уже
предусмотрел получение взятки за совершение незаконных действий, причем
рассматривает это в
_________________________________________________________________
38
Аслаханов А.А. Проблемы квалификации взяточничества: Автореф. дис. М.
1992.
качестве менее опасного
преступления, чем получение взятки в крупном размере.
Можно
предположить, что усиление наказания за крупные взятки связано с реализацией
следующей идеи: строгость наказания должна быть не только соразмерна тяжести
преступления, но и “силе побудительных мотивов” к его совершению”. Сегодня она
весьма популярна и звучит так: “преступление следует сделать невыгодным”.
Теоретически можно предположить: чиновник, предвидя осуждение и наказание, тем
не менее смиряется с ним, рассчитывая после его отбытия воспользоваться
приобретенными преступлением благами. Однако такое предположение мало вероятно
в практической жизни. Подобная идея может возникнуть в психике вора, но
совершенно нетипична для чиновника, который безусловно рассчитывает избежать
наказания. Кроме того, несколько лет лишения свободы достаточны для того, чтобы
любая взятка воспринималась как невыгодная. Нельзя переоценивать
общепревентивное значение длительных сроков лишения свободы, наша наука
неоднократно опровергала этот миф39. Длительные сроки лишения
свободы могут быть целесообразны лишь в целях специальной превенции (путем
изоляции и не в случае с крупным взяточничеством). Более того, упомянутая
теория не только сомнительна, но и безнравственна, в связи с чем не может лечь
в основу уголовной политики. При последовательном ее проведении “совершение
преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств”, например,
следует считать не смягчающим, а отягчающим обстоятельством (т.к. сильной
мотивации к совершению преступления должно противостоять эффективное
наказание), смягчающим же обстоятельством следует признать совершение
преступления “со скуки”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|