_____________________________________________________________________________________________________
30
А. И. Кирпрчников Взятка и коррупция в России. Спб. 1997. С. 201.
Упомянутая
общеизвестная традиция не делает чести российскому обществу. Ее, возможно,
когда-нибудь изживут. Но будет ли тут преступление, предусмотренное ст. 290 УК?
Представляется, что не будет.
Получение вознаграждения (в том числе и незаконного)
врачом за оказание медицинских услуг не рассматривается в качестве получения
взятки. Однако признается получением взятки получение имущественного
предоставления за выдачу больничного листа, за действия в составе МСЭК, КЭК и
иных подобных комиссий. В этом случае врач, даже и не выполняющий каких либо
управленческих функций в организации здравоохранения, выступает в качестве
представителя власти. Так, “врач-хирург обоснованно признан должностным лицом и
осужден за то, что совершал служебные подлоги из корыстных побуждений и неоднократно
получал взятки за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности. Действия врача
квалифицированы по п. "б" ч. 4' ст. 290 и по ст. 292 УК РФ. Как
указано в приказе о приеме на работу врача - специалиста, на него в числе
других обязанностей возлагалось проведение экспертизы временной нетрудоспособности”.
Представитель администрации государственного или муниципального лечебного
учреждения может нести ответственность за получение взятки и в связи с
осуществлением организационно-распорядительных или административно
хозяйственных функций.
Значительную
сложность представляет вопрос о квалификации действий референтов,
консультантов, специалистов и иных служащих, не обладающих властными и
управленческими полномочиями, но обеспечивающих осуществление полномочий
государственными органами и должностными лицами, участвующих в подготовке
управленческих решений и иных документов. Часто они признаются должностными
лицами и привлекаются к ответственности в связи с получением взяток за действия,
совершению которых они “в силу должностного положения могут способствовать”.
В
теоретической литературе обоснованно не рассматривается в качестве должностных
функций проведение экспертизы в суде. Эксперт не наделен какими-либо властными
или управленческими полномочиями. Заключение эксперта является лишь изложением
его мнения по поставленным вопросам. Даже в случае, когда эксперт состоит на
службе в МВД, он дает заключение не от имени государства, а от своего имени (в
качестве вовлеченного в процесс для содействия органам государства и должностным
лицам частного лица). Эксперт несет ответственность не в качестве должностного
лица, а по статье 307 УК, предусматривающей ответственность за заведомо ложное
заключение. Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи осуждения
экспертов за должностные преступления. Так, Р. и К. осуждены за получение
взяток, которое совершили, “используя свое служебное положение
автотехнического эксперта экспертно-технического отдела УВД Костромской области,
за составление экспертного заключения в интересах участника
дорожно-транспортного происшествия”. Однако полномочия, связанные с проведением
экспертизы, не являются должностными полномочиями сотрудника экспертного
учреждения. Эти полномочия возникают в момент назначения экспертизы органом
дознания, следователем, прокурором, судом, лицом, производящим дознание, следователем,
прокурором и судом. “В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо,
обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения” (ст. 78 УПК), и то
обстоятельство, что проведение экспертизы обычно поручается сотруднику органа,
осуществляющего уголовное преследование, лишь понижает доказательственную
ценность заключения эксперта. “Эксперт”, служащий в МВД может выступать в качестве
должностного лица лишь в случае, если он выполняет не обычную свою работу, а,
например, привлекается начальником к участию в охране общественного порядка.
Лицо,
выполняющее управленческие (организационно-распорядительные и административные
функции) и не являющееся представителем власти, может рассматриваться в
качестве должностного лица лишь при условии, что оно выполняет эти функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К
государственным органам относятся органы законодательной (Федеральное Собрание,
представительные органы субъектов федерации), исполнительной (Правительство
РФ, правительства субъектов федерации, министерства и ведомства как на федеральном
уровне, так и на уровне субъекта федерации, их территориальные органы) и
судебной власти (федеральные суды всех видов и уровней, конституционные суды
субъектов федерации). Особое место в системе государственных органов занимают
Центральный банк РФ, Счетная Палата, прокуратура, Судебный департамент. По
существу выполняемых функций они относятся к органам исполнительной власти,
однако в систему исполнительной власти не входят- Органы судейского сообщества
государственными органами в строгом смысле этого слова не являются - это корпоративные
органы, разновидность некоммерческой организации. Однако работа этих органов,
наделенных государством властными полномочиями, связана с осуществлением
функций представителей власти. Органы местного самоуправления могут быть
представительными и исполнительными.
Из всех
организационно-правовых форм юридических лиц должностные лица - управленцы
могут выполнять свои функции только в государственных и муниципальных
учреждениях.
Учреждение
- это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Государственным или муниципальным учреждением признаётся организация,
созданная государственным органом, органом местного самоуправления или другим
государственным учреждением “для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера” (ст. 120 ГК) и
финансируемая полностью или частично из соответствующего бюджета. Учреждения
не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество. В соответствии
со статьёй 296 ГК они владеют, пользуются и распоряжаются им на праве
оперативного управления. Учреждения могут извлекать прибыль в связи с осуществлением
своей уставной деятельности (например, оказывая платные услуги населению),
однако извлечение прибыли не является основной задачей их деятельности. В форме
государственных и муниципальных учреждений могут создаваться организации
образования, больницы, поликлиники, библиотеки, научно-исследовательские
институты и др.
Лица,
выполняющие управленческие функции (кроме представителей власти) в юридических
лицах, созданных в иных организационных формах (кроме учреждений) -
должностными лицами не являются. Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 упомянутого
постановления разъяснил: “Лица, постоянно, временно либо по специальному
полномочию выполняющие организационно - распорядительные или административно -
хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от
формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся
государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или
муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с
договором интересы государства в органах управления акционерных обществ
(хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена
(находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными
лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами
за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым
служебным положением подлежат ответственности по статье 204 УК РФ (т.е. не за
получение взятки, а за коммерческий подкуп)”. “Решая вопрос о наличии в
действиях лица состава преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ
(коммерческий подкуп), судам следует исходить из того, что под коммерческой
организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию
(юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности
преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и
общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное
унитарное предприятие)... К некоммерческой организации, которая не является
органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или
муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся
потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная
организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое
создается собственником для осуществления управленческих, социально -
культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ)”31.
Указанное разъяснение необходимо дополнить указанием на то, что ГК
предусматривает исчерпывающий перечень лишь коммерческих организаций.
Некоммерческие организации могут создаваться не только в формах, указанных в
ГК и названных в постановлении пленума, но и в “других формах, предусмотренных
законом” (ст. 50 ГК), в частности, в формах товарной биржи, некоммерческого
партнерства, товарищества собственников жилья.
В
указанном разъяснении следует обратить внимание на то обстоятельство, что
Пленум Верховного Суда однозначно исключает уголовную ответственность за
получение взятки управленцами унитарных государственных и муниципальных
предприятий. Это разъяснение основано на законе. Ранее Верховным Судом была
допущена ошибка в решении этого вопроса при рассмотрении конкретного дела. В
1997 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ рассматривала
в кассационном порядке дело У., директора муниципального предприятия
жилищно-коммунального хозяйства, осужденного за получение взяток. В
удовлетворении жалобы У. было отказано, в обоснование своего решения Верховный
Суд привел следующие доводы: “Изложенные в кассационной жалобе доводы о том,
что предприятие жилищно-коммунального хозяйства по своему правовому статусу
является коммерческой организацией, необоснованны”. Согласно уставу
предприятия жилищно - коммунального хозяйства,
_________________________________________________________________
31
БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 6.
и утвержденному в
установленном законом порядке, указанное предприятие по своей организационно-правовой
форме - муниципальное, поставлено на учет в государственной налоговой инспекции
по району и включено в государственный реестр налогоплательщиков с кодом формы
собственности "14"- муниципальная собственность. Ошибочность такой
аргументации, ее противоречие ГК были очевидны уже в момент принятия
кассационного определения. Поэтому сложно предположить, что в этом случае судьи
Верховного Суда действительно заблуждались. По видимому, Верховный Суд дал расширительное
толкование закона, исходя из объективной опасности посягательства. Но следовало
ли в такой ситуации толковать закон прямо вопреки его букве и смыслу?
Представляется, что не следовало.
Дело в
том, что законодательством в ряде случаев коммерческие организации разных форм
собственности наделяются властными распорядительными полномочиям, причем
полномочия эти осуществляются иногда даже работниками коммерческих
организаций, управленческих функций в этих организаций не выполняющих. Так,
кассир банка выдает при приобретении валюты гражданину справку установленной
формы, которая имеет чисто публично-правовое значение (является документом,
предоставляющим право на вывоз определенных денежных сумм в валюте за рубеж).
Выдача такой справки ничего общего с банковской и иной экономической
деятельностью не имеет. Ее выдача является властным распорядительным полномочием
в отношении лиц, не подчиненных по службе или по работе. Выдавая такую
справку, кассир действует не в качестве собственно кассира, а в качестве
представителя власти по специальному полномочию, т.е. должностного лица, и
может, соответственно, нести ответственность за должностной подлог,
взяточничество и иные должностные преступления. Это относится и к ЖЭО,
уполномоченным выдавать справки, имеющие исключительно публично-правовое
значение.
Более
того, в последнее время имеется явно выраженная тенденция к коммерциализации
властно-распорядительной деятельности. Особенно активно торгует властными
полномочиями МВД. Так, на дискотеке началась драка, в связи с чем
администратор попытался вызвать милицию по телефону. Оперативный дежурный
разъяснил, что для этого необходимо было заключить договор, и милиция на место
происшествия не выехала. Очевидно, что такие действия образуют ничто иное, как
вымогательство взятки, однако уголовные дела в подобных ситуациях не возбуждаются.
Что делает милиционер в форме и при оружии, охраняя за деньги вход в
коммерческую организацию? Не торгует ли он своими полномочиями представителя
власти?32
Иногда
для торговли властными полномочиями создаются специализированные коммерческие
организации. Ярким примером такой организации являются БТИ, почти повсеместно
теперь существующие в виде муниципальных и государственных предприятий (т.е.
коммерческих организаций). Предполагается, что они оказывают услуги населению.
Однако фактически эти услуги есть ничто иное как осуществление властных распорядительных
полномочий. Гражданам эти услуги в их собственных интересах абсолютно не
нужны. Например, для регистрации сделки с жилым помещением необходимым
требованием законодательства (вопрос регулируется на уровне субъекта федерации)
является представление технического паспорта и иных документов, выдаваемых БТИ.
Выдача таких документов, а также техническая инвентаризация (кстати,
противоречащая конституционному праву на неприкосновенность жилища) и является
теми “услугами”, которые оказывает БТИ. Такой подход, при последовательном
своем проведении, позволит рассматривать в качестве услуг широкий круг
действий. Уже сегодня можно говорить о платных услугах МВД по охране общественного
порядка и пресечению правонарушений. Завтра в качестве услуг можно будет
рассматривать содержание под стражей, а послезавтра - и само взятие под стражу.
Заинтересованное лицо обращается с квитанцией об оплате услуги к следователю,
который, рассмотрев материалы дела,
_________________________________________________________________
32
А. И. Кирпрчников Взятка и коррупция в России. Спб. 1997. С. 297.
направляет
клиента к прокурору. Клиент, оплатив услугу прокурора по санкционированию
постановления о взятии под стражу, арендует место в следственном изоляторе и
оплачивает услугу по содержанию и охране виновного...33
Тенденция
к коммерциализации властных полномочий связана с удачными попытками властей, с
одной стороны, обложить граждан налогами и сборами, не предусмотренными законом
и, с другой стороны, присвоить собранные в результате средства в качестве
дохода коммерческой организации. Это безусловно негативное явление, однако его
необходимо учитывать в практике. Поскольку современное положение дел таково,
что работники коммерческих организаций нередко выполняют распорядительные
функции представителей власти - таких работников следует привлекать в
соответствии с Примечанием к ст. 285 УК к ответственности за должностные
преступления. При этом следует учитывать, что в качестве взятки могут рассматриваться
только незаконные имущественные предоставления. Если предоставление внешне
выглядит как законное - получения взятки не будет ввиду отсутствия вины
должностного лица. Например, если работник БТИ оказывает услугу по утвержденным
органом местного самоуправления расценкам - получения взятки не будет. Если же
его действия выразились в вымогательстве или получении незаконного
вознаграждения за совершение законных или незаконных действий (проведение
инвентаризаций, выдачу документов, их подлог) - содеянное квалифицируется как
взяточничество. К сожалению, судебная практика не рассматривает (хотя и не во
всех случаях) работников коммерческих организаций, выполняющих по специальному
полномочию функции представителей власти, в качестве должностных лиц. Это крайне
отрицательно влияет на криминогенную обстановку, создает условия для коррупции
и расхищения государственного и муниципального имущества, грубо нарушает права
граждан. Не основана эта позиция и на законе.
_________________________________________________________________
33
Там же.
Рассмотрим
упомянутую ситуацию с БТИ: работник БТИ отказывается в течение ближайших
месяцев проводить инвентаризацию вашей квартиры и, соответственно, выдать
искомые документы, ссылаясь на “занятость”, перегруженность работой. Однако за
вознаграждение в размере 100 долларов он обещает предоставить необходимые
документы вовсе без инвентаризации в течение 2 дней. Директор БТИ подтверждает
загруженность работника. Как уже отмечалось, судебная практика не признает
работника БТИ представителем власти, практически никак этого не аргументируя.
Привлечь вымогателя к ответственности за должностное преступление нельзя.
Нельзя его привлечь к ответственности и за коммерческий подкуп, т.к. он не
является лицом, выполняющим управленческие функции в организации. В организации
он рядовой работник, а властные полномочия он имеет в отношении вас, а не в
отношении БТИ. Остается только дать взятку, если искомые документы вам
действительно нужны. Однако следует учитывать, что, если суд сочтет это
все-таки коммерческим подкупом или взяточничеством - вы будете нести уголовную
ответственность в качестве взяткодателя (ввиду скачков в судебной практике в
толковании признаков субъекта должностного преступления уверенным тут ни в чем
быть нельзя).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|