_________________________________________________________________
22.
БВС РФ.№ 4. 2000 г.
290 УК, в соответствии
со ст. 66 УК не может наказываться более строго, чем лишением свободы на срок
до 9 лет. Опять получается нелепость (например, глава местной администрации,
получивший взятку в сумме 700 долларов по ч. 3 ст. 290 УК может быть наказан
лишением свободы на срок до 10 лет, а если это только часть взятки и он ожидает
еще тысячу - по ч. 4 ст. 290 со ссылкой на ст. 30 ему не может быть назначено
наказание более строгое, чем 9 лет лишения свободы). Вместе с тем
представляется, что исправление ошибок законодателя не является функцией
Верховного Суда. Позиция Верховного Суда не основана на законе в случае, когда
в деянии отсутствуют иные квалифицирующие признаки, указанные в ч. 4 ст. 290
УК (кроме крупного размера). П. “г” ч. 4 ст. 290 УК предусматривает
ответственность за получение взятки в крупном размере. Если лицо получило только
часть взятки стоимостью менее 300 МРОТ-оно уже получило взятку, но еще не
получило взятку в крупном размере. Поэтому квалифицировать содеянное по ч. 4
ст. 290 УК можно только со ссылкой на ст. 30 УК. Радикальным образом решить
проблему может законодатель, исключив крупный размер из числа квалифицирующих
признаков получения взятки. Как уже отмечалось, размер взятки не влияет на
фактическую тяжесть этого преступления.
Получение
взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно
сложном по содержанию, которое включает в себя:
1)
принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
2)
принятие взятки как получение имущественного блага.
Принятие
взятки должностным лицом как волеизъявление является основным содержанием
объективной стороны взяточничества. Эта часть объективной стороны получения
взятки может быть выполнена только лично должностным лицом. Принятие взятки в
этом смысле - это активное или пассивное изъявление согласия должностного лица
на получение имущественной выгоды в качестве благодарности за уже совершенное
действие или бездействие (а равно общее покровительство или попустительство)
по службе, либо в качестве подкупа за такое действие или бездействие (а равно
общее покровительство или попустительство) по службе, которое еще не
совершено.
Поскольку принятие взятки как
волеизъявление входит в объективную сторону получения взятки, такое
волеизъявление (требование незаконного вознаграждения, выражение согласия его
принять) даже при отсутствии каких-либо действий, направленных на передачу
предмета взятки, представляется правильным квалифицировать как действия, непосредственно
направленные на получение взятки, т.е. как покушение на дачу взятки (особенно
это очевидно в случае, когда взяткополучатель рассчитывает, что предмет взятки
находится у взяткодателя при себе). В практике такие действия, однако,
квалифицируются как приготовление к получению взятки.
Принятие
взятки как получение имущественного блага может быть выполнено не только лично
должностным лицом, но и иным лицом, действующим от имени должностного лица и в
его интересах (получение взятки через посредника). При этом преступление будет
оконченным с момента передачи взятки посреднику в ее получении. Посредник в
получении взятки -это пособник взяткополучателя, которому тот доверил получение
от своего имени конкретной взятки или получение взяток в качестве
систематической деятельности. Передача взятки посредником в ее получении
взяткодателю находится уже за рамками состава преступления и ее установление не
входит в предмет доказывания по уголовному делу (это лишь “доказательственный
факт”, косвенное доказательство принятия взятки в качестве волеизъявления)23.
Такой передачи и вовсе может не быть, когда посредник по поручению
взяткополучателя и в его интересах распоряжается предметом взяточничества или,
например, если посредник является третьим лицом, в пользу которого получена
взятка (например, родственником взяткополучателя).
Принятие
взятки как получение имущественного блага может выразиться:
_________________________________________________________________
23
Коржанский Н.И. Квалификация следователем должностных преступлений.
Волгоград. 1986. С. 54
1) в
фактическом завладении предметом взяточничества в виде денег, ценных бумаг,
вещей;
2) в
приобретении (точнее - оформлении, сделка будет ничтожной, т.к противоречит
основам правопорядка и нравственности) имущественного права, например, на
недвижимость или на именную ценную бумагу;
3) в
фактическом пользовании предоставленными услугами и иными имущественными
выгодами (например, выполнение работ в пользу взяткополучателя, неистребование
кредитором долга при наступлении срока платежа);
4) в
приобретении (оформлении) права, предоставляющего имущественную выгоду
(например, беспроцентного кредита) или освобождении от обязанностей (например,
прощение долга).
Для
выполнения объективной стороны получения взятки необходимо наличие обоих ее
элементов (как принятия взятки - волеизъявления, так и принятия взятки -
получение имущественного блага). При отсутствии второго элемента речь может
идти только о неоконченном преступлении. При отсутствии первого элемента уголовная
ответственность вовсе исключается. Так, если должностное лицо не может ввиду
несостоятельности вернуть долг, а кредитор прощает долг, мотивируя это
благодарностью за ранее совершенные в пользу кредитора действие по службе -
получения взятки не будет, если должностное лицо не соглашается с прощением
долга. При этом использование служебных полномочий в пользу кредитора
действительно могло иметь место, но должностное лицо может считать это,
например, дружеской услугой, не обусловленной получением имущественной выгоды
(т.е. злоупотреблением полномочиями или дисциплинарным проступком). Само по
себе завладение предметом взятки не может рассматриваться в качестве получения
взятки, если должностное лицо в активной или пассивной форме не выразило
согласия на получение взятки. Так, инспектор ГИБДД Е. во время дежурства на
посту остановил автомобиль, у водителя которого не оказалось документов на
машину, однако имелась справка из отделения милиции, удостоверяющая факт кражи
документов. В соответствии с инструкцией он должен был задержать автомобиль,
однако, проявив сочувствие, отпустил водителя. От предложенного вознаграждения
в сумме 50 долларов США Е. отказался. После того, как водитель уехал, Е.
обнаружил на столе 50 долларов США, оставленных для него водителем. С этими
деньгами он и был задержан на месте (проводилась операция “Чистые руки”), ему
было предъявлено обвинение в получении взятки. Уголовное дело было прекращено
на стадии предварительного расследования за отсутствием в деянии состава преступления24.
В
объективную сторону взяточничества не входят те действия, которые
характеризуют предмет взяточничества, за совершение которых собственно и
дается взятка. Для квалификации содеянного как оконченного получения взятки
достаточно, чтобы взятка была получена за такие действия, и не имеет значения,
были или нет эти действия выполнены фактически. При этом следует учитывать, что
взятка-вознаграждение фактически возможна только после совершения таких
действий.
Закон говорит о том, что взятку
получает должностное лицо (лично или через представителя), однако умалчивает о
том, в чью же пользу предоставляется имущественная выгода. Очевидно, что
имущественное предоставление не только в пользу самого должностного лица, но и
в пользу его родственников может рассматриваться в качестве взятки. Взяткой
будет и имущественное предоставление в пользу любого другого частного лица,
если должностное лицо заинтересовано в таком предоставлении. Таким образом,
возможно получение взятки в пользу третьих лиц.
Сложнее
дело обстоит с получением взятки в пользу юридических лиц. В практике не
признаются взятками имущественные предоставления в общественных и
государственных интересах (в пользу органа или учреждения, в котором служит
должностное лицо, в пользу государственного
_________________________________________________________________
24
Информация из передачи “Человек и Закон” телеканала ОРТ.
или муниципального
образования, в пользу благотворительных организаций, на строительство храмов,
памятников и т.п.). Не рассматриваются в качестве взяток и имущественные
предоставления в пользу государственных и муниципальных коммерческих
организаций (унитарных предприятий). Однако имущественные предоставления в
пользу коммерческих организаций, основанных на частной форме собственности
(хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы) могут
рассматриваться в качестве взяток- Могут рассматриваться в этом качестве и
предоставления в пользу некоммерческих организаций, призванных опосредовать не
общественные, а частные (в том числе групповые) интересы (потребительские
кооперативы, биржи и др.). Сложным остается вопрос об имущественных
предоставлениях в пользу политических партий. Полагаю, что такие предоставления
могут быть взятками.
При
получении должностным лицом взятки в пользу третьих лиц необходимыми условиями
будут:
1)
осведомленность должностного лица об имущественном предоставлении третьему лицу
(физическому или юридическому);
2)
одобрение (хотя бы пассивное) им взятки, т.е. ее принятие (получение);
3)
принятие взятки за действие (бездействие) совершаемое с использованием
должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по
службе;
4)
принятие имущественного предоставления в частных (а не в общественных или
государственных интересах).
Принятие
должностным лицом “взятки” в общественных или государственных интересах
(например, руководитель государственного учреждения принимает от коммерческой
организации компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимые для эффективной
работы учреждения, обещая предоставить этой организации определенные
преимущества) не рассматривается в качестве взяточничества, хотя является
безусловно вредным и негативным явлением. Дело в том, что в этом случае отсутствует
изменническое содержание взятки25. Вымогательство имущественных благ
в пользу государственных и муниципальных органов и учреждений в практике не
рассматривается ни в качестве вымогательства взятки, ни в качестве
имущественного (против собственности) вымогательства. Иногда такие действия
могут образовать состав преступления, предусмотренного ст. 286 или 169 УК.
________________________________________________________________
25
Такие действия зачастую практикуются и в органах внутренних дел (так
называемая “спонсорская помощь”)
Субъективная
сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла и
корыстной целью.
Взяткополучатель
осознает, что принимает незаконную имущественную выгоду за действие
(бездействие), совершаемое с использованием должностного положения, либо за
общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.
Для
квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли
лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана
взятка. Этот вопрос является дискуссионным. Однако при получении взятки за
совершение определенного действия, которое взяткодатель не намерен совершить,
взяткодатель осознает, что получает взятку за совершение именно этого действия
и желает получить взятку. Желание совершить действие не входит в содержание
умысла при совершении этого преступления. То обстоятельство, что должностное
лицо, получая взятку, путем обмана завладевает имуществом взяткодателя, не
исключает ответственности за получение взятки, как за более опасное преступление,
чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект
посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное
преследование за получение взятки.
Если же
должностное или любое другое лицо принимает вознаграждение за действия,
совершению которых оно может способствовать не в силу должностного положения,
но в силу родственных, дружеских, иных личных связей с должностным лицом (“торговля
влиянием”) - содеянное (исключительно безнравственное поведение) не влечет
уголовной ответственности, если должностному лицу не известен факт
имущественного предоставления в пользу “агента влияния”. Если же факт этот становится
известен должностному лицу и оно (после этого) соглашается исполнить просьбу
“агента влияния” - оно тем самым принимает взятку в пользу третьего лица и
несет ответственность за получение взятки как исполнитель. “Агент влияния” в
этом случае выступает в качестве посредника в даче взятки и несет
ответственность за пособничество во взяточничестве. Лицо, предоставившее
имущественную выгоду, становится взяткодателем. При этом теоретически можно
предположить, что “взяткодатель” рассчитывал на то, что должностному лицу не
будет известно об имущественном предоставлении и, следовательно, отсутствует
вина в даче взятки. Однако это чисто умозрительное предположение. Дело в том,
что в реальной жизни умысел взяткодателя в такой ситуации редко может быть
конкретизирован в отношении этого факта - это обстоятельство находится вне
сферы его интересов. Речь может идти только об осознанном интересе уклониться
от уголовной ответственности за дачу взятки, что означает прямой (хотя и
альтернативный) умысел на ее дачу. Практически уголовная ответственность за
получение взятки без ее дачи возможна только в случае, когда в роли
взяткодателя выступает невменяемый или лицо, не достигшее возраста 16 лет.
Учитывая
печальную ситуацию, сложившуюся в стране с коррупцией, сращивание бюрократии,
политики, экономики и организованной преступности, учитывая семейственность
русского человека, исключительно большое значение во всех сферах общественной
жизни родственных, дружеских и иных личных связей, целесообразно всерьез
задуматься о криминализации “торговли влиянием”. Так поступил, например,
французский законодатель, установив в ст. 433-2 УК уголовную ответственность
за прямое или косвенное вымогательство или принятие любым лицом любых
предложений, обещаний, имущественных и иных выгод за злоупотребление
существующим или мнимым влиянием, с тем, чтобы добиться от публичных властей
наград, должностей, подрядов или любого другого решения26.
Хотя
закон и не указывает на цель получения взятки, его толкование позволяет прийти
к выводу, что это преступление совершается с корыстной целью. Виновный
действует с целью приобретения имущественной выгоды
_________________________________________________________________
26
Б.В. Волженкин Служебные преступления. Москва. 2000. С. 337.
для
себя или третьего лица, в пользу которого принимает взятку.
Субъектом
получения взятки является должностное лицо. Уголовно-правовое понятие
должностного лица дается в примечании к статье 285 УК: “должностными лицами...
признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской
Федерации”.
Закон
связывает статус должностного лица с выполнением властных или иных
управленческих функций (функции представителя власти либо
организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции).
Взятку
должностное лицо получает именно в связи с выполнением им этих функций, что и
должно быть установлено при расследовании преступления. Так, заведующий
кафедрой в государственном университете Ж. получил от представителя издательства
тысячу долларов США в качестве вознаграждения за принятие выгодных для
издательства условий договора об издании учебника (условия относились к срокам
подготовки учебника, размеру авторского вознаграждения), написанного преподавателями
кафедры. Ж. выступал в качестве ответственного редактора, ему также было
поручено подписание издательского договора. В возбуждении уголовного дела о
взяточничестве было отказано на том основании, что, хотя Ж. и является должностным
лицом, получение им вознаграждения не связано с занимаемой им должностью.
Полномочия Ж. на подписание договора удостоверены доверенностью, выданной
авторами учебника, и не относятся к его должностным полномочиям.
Закон
говорит о полномочиях должностного лица, выполняемых “постоянно, временно или
по специальному полномочию”. Пленум Верховного суда в п. 1 постановления от 10
февраля 2000 г. разъяснил: “Выполнение перечисленных функций по специальному
полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на
него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом,
приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на
то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение
определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные
и присяжные заседатели и др.)”27. Дискуссионным остается вопрос о
том, можно ли рассматривать в качестве получения взятки действия должностных
лиц, незаконно выполняющих функции должностного лица (присвоивших властные
полномочия или наделенные такими полномочиями с нарушением закона).
Отрицательный ответ на этот вопрос, преобладающий в правоведении,
представляется не бесспорным, и приемлем лишь в отношении служащих, присвоивших
должностные полномочия, ответственность которых наступает по ст. 288 УК.
Сложнее обстоит дело с лицами, незаконно наделенными должностными полномочиями
(например, иностранец в нарушение законодательства о государственной службе
назначен на должность государственной службы). В этом случае лицо может
рассматриваться в качестве должностного. Дело в том, что УК говорит не о лице,
наделенном в законном порядке должностными полномочиями, а о лице, выполняющем
определенные функции (т.е. о фактической деятельности). Такое толкование
действительно и в отношении лиц, наделенных полномочиями лицами или органами,
не имевшими на это права (например, президент субъекта федерации назначил
прокурора, хотя это не относится к ведению субъекта федерации). Во всяком случае,
иная точка зрения должна быть догматически обоснована, при этом необходим
приемлемый в практике критерий отграничения должностных лиц от лиц,
выполняющих функции должностного лица, но должностными лицами не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|