_________________________________________________________________
27
БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 1.
являющихся. Не может
рассматриваться в качестве должностного лица лицо, лишь изображающее
должностное, создающее видимость его присутствия, однако функций должностного
лица не выполняющее (например, судья “попросил” секретаря суда и архивариуса
“посидеть” в процессе, изображая народных заседателей).
Закон
различает две категории должностных лиц:
1)
представители власти;
2)
лица, выполняющие управленческие (организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные) функции в органах публичной власти и
определенных организациях.
Пленум
Верховного Суда в п. 2 упомянутого постановления относит к представителям
власти “лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную
власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих
органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости,
либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также
организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены
Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства
Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные
соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных
органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации,
состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и
контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по
охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при
выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными
полномочиями)”.
В
Примечании к ст. 318 УК предусмотрено: “представителем власти в настоящей
статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо
правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо,
наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости”. В данном
Примечании допущена логическая ошибка - понятие представителя власти
определяется путем указания на признак “должностное лицо”. С другой стороны, в
Примечании к ст. 290 понятие “должностного лица” определяется путем указания на
“представителя власти”. Очевиден и тот факт, что представителям власти
свойственны не только распорядительные, но и нормотворческие полномочия.
Непонятно и то, что следует понимать под “служебной зависимостью”. В такой
ситуации уяснение понятие должностного лица потребовало судебного толкования,
что и сделал Верховный суд в упомянутом разъяснении.
В
строгом смысле слова представителем власти является лицо, наделенное от имени
государства или местного самоуправления распорядительными, нормотворческими
или контрольными полномочиями в отношении лиц, которые не подчинены ему (по
службе или в силу трудовых отношений). Именно такие лица и осуществляют
законодательную, исполнительную или судебную власть, а также местное
самоуправление (что является формой публичной власти).
Функции
представителя власти могут выполнять лица, не связанные с государственными
органами или организациями служебными или трудовыми отношениями. Так,
например, в соответствии с п. 3 ст. 40 УПК РФ капитаны морских судов,
находящихся в дальнем плавании, являются органом дознания. Работникам коммерческих
организаций (в том числе и организованных на акционерных началах)
законодательством субъекта федерации может быть предоставлено право налагать
административные взыскания, например, за правонарушения на общественном
транспорте. Не состоят на государственной или муниципальной службе присяжные и
народные заседатели, представители общественности, которым предоставлены
властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и
борьбе с правонарушениями.
Закон
не требует, чтобы представитель власти выполнял свои функции в каком-либо
конкретном учрежденном и институционально обособленном органе. Иногда
представитель власти представляет собой единоличный орган власти, состоящий из
одного лица (например, Президент РФ или ее субъекта, мировой судья, тот же
капитан судна в качестве органа дознания). Вместе с тем этот вопрос
представляет определенную сложность для судебной практики и законодателя. Так,
неоправданным представляется помещение в раздел о преступлениях в сфере
экономики нормы о злоупотреблении полномочиями частными нотариусами и
аудиторами. Частные нотариусы государством наделены распорядительными
полномочиями в отношении лиц, им не подчиненных (удостоверение документов,
совершение исполнительной надписи и иных нотариальных действий), т.е. являются
представителями государственной власти. За совершение нотариальных действий
частным нотариусом взимается государственная пошлина. На должность они назначаются
уполномоченными государственными органами юстиции субъекта федерации.
Полномочия частных нотариусов ничем не отличаются от полномочий нотариусов
государственных, в ряде субъектов федерации государственных нотариусов вовсе не
существует. Первое время непосредственно после учреждения института частных
нотариусов суды обоснованно осуждали их за совершенные должностные
преступления. Однако впоследствии практика изменилась. В 1996 г. по конкретному
делу Президиум Верховного Суда РФ не признал частного нотариуса субъектом
должностного преступления. Частный нотариус И. была осуждена за халатность.
“При удостоверении доверенности на право продажи квартиры она указала, что
доверенность подписана доверителями в ее присутствии, личность их
удостоверена, дееспособность проверена. Фактически доверители доверенность не
давали, а подписи от их имени были выполнены неустановленными лицами.
Доверенность была использована для заключения договора купли-продажи квартиры,
однако вступить в права владения квартирой покупатель не смог, так как договор
купли-продажи в судебном порядке признан недействительным”. Президиум
Верховного Суда РФ в порядке надзора приговор отменил и дело прекратил за
отсутствием состава преступления, сославшись на то, что частный нотариус не является
должностным лицом. Такое решение было аргументировано следующими доводами: “в
соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
предусмотрена разная ответственность государственных и частных нотариусов за
совершение противоправных действий”; “на основании ст. 12 Основ предусмотрен
различный порядок отстранения нотариусов от должности; “нотариус, занимающийся
частной практикой, образует свою контору без согласия органов исполнительной
власти; “в соответствии со ст. 34 Основ органы исполнительной власти не вправе
их контролировать”. Вместе с тем указанные доводы не имеют отношения к делу и
к понятию должностного лица.
Законодатель
с учетом позиции Верховного Суда предусмотрел норму о злоупотреблении
полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Сегодня
толкование ст. 202 УК позволяет прийти к однозначному выводу, что частные
нотариусы не являются должностными лицами и за должностные преступления
ответственности не несут (в том числе, за получение взяток и
халатность). Из этого исходит и судебная практика. С такой позицией законодателя
сложно согласиться, однако эта позиция ясно выражена в законе.
Вторая
группа должностных лиц: лица, выполняющие управленческие
(организационно-распорядительные или административно-хозяйственные) функции в
органах публичной власти и определенных организациях. Для констатации
статуса должностного лица в отношении таких управленцев необходимо установить
два обстоятельства:
1)лицо
выполняет именно организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные, а не какие либо иные функции;
2) эти
функции выполняются именно в тех органах и организациях, которые указанны в
законе (в государственных органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской
Федерации).
Содержание
организационно-распорядительной функции составляет управление (руководство)
людьми. Суть административно-хозяйственной - управление имуществом. Пленум Верховного
Суда в п. 3 и 5 упомянутого постановления разъяснил:
-
“организационно - распорядительные функции включают в себя, например,
руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или
службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и
наложение дисциплинарных взысканий”;
- “к
административно - хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены
полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами,
находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских
частей и подразделений, а также совершение иных действий:
принятие
решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за
движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.”.
- “не являются субъектами получения взятки
работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические
обязанности, которые не относятся к организационно - распорядительным или административно
- хозяйственным функциям28”.
Последнее
разъяснение вызывает значительные сложности при применении уголовного закона.
При этом можно отметить широкое понимание в судебной
_________________________________________________________________
28
БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 3, 5.
практике должностного
лица, более широкое, чем принято в теоретической литературе.
Так,
неоднозначно понимается в теории и практике должностное положение учителей,
преподавателей вузов и других педагогов. Традиционной является точка зрения,
что указанные лица принимают подарки от благодарных учеников в благодарность
за тяжкий труд, и эти подарки в качестве взяток рассматривать нельзя. Однако в
юридической практике все не так просто.
Пленум
Верховного Суда СССР в п. 4 постановления от 30 марта 1990 г. “О судебной
практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением,
превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге”
разъяснил, что преподаватель несет ответственность как должностное лицо “за нарушение
обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или
экзаменационной комиссии”, учитель или воспитатель “за неисполнение возложенных
на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения
внеклассных мероприятий или занятий”. Пленум Верховного Суда РФ в
постановлении от 10 февраля 2000г. признал этот пункт не действующим на
территории Российской Федерации в связи с тем, что постановление от 10 февраля
дало новое разъяснение по вопросу о субъекте должностного преступления. Однако
в новом разъяснении по этому вопросу ничего не сказано о “должностных функциях”
педагога.
В
практике по конкретным делам встречается как прекращение дел, так и осуждение
педагогов за взятки при сходных обстоятельствах и практика эта крайне
нестабильна. В течение последних лет преобладает тенденция к признанию
педагогов должностными лицами. Обычно это происходит в случаях циничного
взяточничества, когда педагог вымогает или требует взятку. Так, в 1998 г.
преподаватель государственного университета К. признан виновным и осужден за
получение взяток неоднократно. К. входил в состав ГАК и “в установленном
законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у
студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями.
Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые
последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу
экзаменов. В нарушение своих должностных обязанностей преподаватель за взятки
в интересах взяткодателей ставил зачеты и оценки за экзамены без самой
процедуры их приема”. Верховный Суд в удовлетворении кассационной жалобы К.,
не считавшего себя должностным лицом, отказал. В данном деле Верховный Суд
принял уклончивое решение, искусственно закрыв глаза на то обстоятельство, что
К. вменялись, в частности, взятки, полученные им за действия, не связанные с
его участием в работе ГАК (“зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их
приема”)29. Более решительно повел себя Верховный Суд в другом деле
в 1999 г. Доцент государственного университета М. был осужден за неоднократное
получение взяток от студентов и служебный подлог. “М., работая доцентом
кафедры, как преподаватель был наделен правом принятия экзаменов от студентов.
Несдача студентом экзамена, т.е. получение неудовлетворительной оценки, влекла
определенные правовые последствия: он не допускался к следующей сессии, не
переводился на следующий курс, не получал официального вызова на сессию,
следовательно, не имел права на получение оплачиваемого учебного отпуска и,
кроме того, мог быть отчислен из вуза. Экзаменационные ведомости, листы,
зачетные книжки студентов являются официальными документами, на основании
которых принимаются решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге
- о допуске к дипломной работе. Поскольку М. выполнял свои обязанности в
государственном учебном заведении, он являлся должностным лицом, наделенным
организационно - распорядительными функциями”. Основываясь на этом, Верховный
Суд отказал М. в удовлетворении кассационной жалобы.
_________________________________________________________________
29 Обзор судебной практики Верховного
Суда РФ за второй квартал 1998 г. (по уголовным делам) (утв. постановлением
Президиума Верховного Суда РФ от 4 августа 1998 г.)
В этом
деле привлечение И. к ответственности не связывалось с участием в работе ГАК.(
Вместе с тем позиция Верховного Суда в делах К. и М. представляется не
бесспорной в связи со следующими обстоятельствами: студенты и абитуриенты не
являются подчиненными преподавателя. Дисциплинарные и иные
организационно-распорядительные функции как в отношении преподавателя, так и в
отношении студентов выполняет администрация вуза. Поэтому можно говорить не об
организационно-распорядительных управленческих функциях, а о распорядительных
полномочиях представителя власти. Причем эти полномочия абсолютно тождественны
как в государственных и муниципальных, так и в иных (“коммерческих”) вузах,
выдающих дипломы государственного образца. Для представителя же власти, как уже
отмечалось, безразлично, в какой организации он выполняет свои функции. Следует
учитывать и то обстоятельство, что отличие преподавательского труда в
государственном вузе от труда в вузе “коммерческом” столь ничтожно, что
преподаватель и вовсе может не знать о том, кому принадлежит его организация.
Далеко
не всякая деятельность преподавателя может рассматриваться в качестве
осуществления должностных полномочий. Работа в ГАК может рассматриваться в
этом качестве (причем как в государственном, так и коммерческом вузе). Допуск
к сессии, перевод на следующий курс, получение официального вызова на сессию,
отчисление из вуза и зачисление в него относятся к
организационно-распорядительным полномочиям администрации. Преподаватель таких
полномочий не имеет. Прием преподавателем семестровых и курсовых экзаменов -
это лишь его тяжкий труд, его субъективная (хотя и профессиональная,
предполагающая определенный уровень квалификации) оценка знаний студента.
Оценка эта учитывается администрацией в ее организационно-распорядительной
деятельности, но вовсе не обязательна для нее. Студент может сдать экзамен другому
преподавателю, комиссии преподавателей. Понимание преподавательской
деятельности в качестве выполнения полномочий должностного лица с
неизбежностью влечет нелепые последствия. Так, неправомерные действия
должностного лица в соответствии со ст. 46 Конституции и
гражданско-процессуальным законодательством могут быть обжалованы в суд. Следовательно
и оценка, поставленная преподавателем, может быть обжалована в суд. Суд,
рассмотрев дело по существу, и, оценив знания студента, должен будет оставить
иск без удовлетворения либо обязать преподавателя изменить оценку на соответствующую
законодательству?
Крайне
негативны и социальные последствия такого толкования закона. Дело в том, что в
российском обществе исключительно широко распространены традиционные
подношения педагогам, которые не рассматриваются в народном правосознании в
качестве взяток. Например, если староста группы после приема экзамена
презентует преподавателю традиционный букет (или бутылку спиртного) с коробкой
конфет (а стоит это больше 5 МРОТ) - содеянное в свете постановления Пленума
от 10 февраля 2000 г. следует квалифицировать как взяточничество (заранее не
обусловленная взятка-вознаграждение за правомерные действия, если педагог был
строг, или взятка за попустительство, если тот проявил либерализм). При этом,
поскольку такие действия совершаются систематически - педагог будет осужден по
ч. 4 ст. 290 (от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой), а
студенты (в полном составе группы, все, с кого староста смог собрать деньги) -
по ст. 291 за дачу взятки. При этом пресса вновь будет смеяться над тяжкой
долей русского учителя, осужденного за “получение взяток продуктами”. Вместе с
тем вызывает удивление исключительная дерзость некоторых профессоров - иногда в
коридорах вузов можно наблюдать почтенных дам, убеленных сединами, гордо
шествующих с полученными в качестве взяток букетами. Им, только что совершившим
особо тяжкое преступление, следовало бы прятать букет в складках одежды и
убегать, удовлетворив корыстные вожделения?30
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|