Отчасти
права чиновников в частной сфере ограничены. Так, например, ФЗ “Об основах
государственной службы в РФ” запрещает государственным служащим “заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной
творческой деятельности”, “заниматься предпринимательской деятельностью лично
или через доверенных лиц”, “получать гонорары за публикации и выступления в
качестве государственного служащего” и др. Само по себе нарушение указанных
запретов не влечет уголовной ответственности - это дисциплинарный проступок.
Уголовная ответственность наступает лишь в случае если служебное
злоупотребление содержит состав преступления, предусмотренного УК.
В
качестве взятки может рассматриваться только такое имущественное
предоставление, которое:
1)
выступает в качестве вознаграждения должностного лица за уже
совершенное действие (бездействие), связанное с использованием им своего
служебного положения (взятка-вознаграждение, “благодарность”), либо
2)
призвано побудить должностное лицо к совершению такого действия
(взятка-подкуп).
Пленум
Верховного Суда в п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г. разъясняет: “Суду
следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий
(бездействия) должностное лицо... получило взятку от заинтересованного лица.
Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах
дающего) на квалификацию содеянного не влияет”13. Таким образом,
Верховный Суд рассматривает в качестве взятки и заранее не обусловленное
вознаграждение должностного лица за уже
________________________________________________________________
13. БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 9.
совершенное им действие или бездействие
(как законное, так и незаконное). В теоретической литературе обычно отмечается,
что заранее не обусловленное вознаграждение за законные действия не
представляет общественной опасности и не может рассматриваться в качестве
взяточничества14, однако Верховный суд занял другую позицию.
Отсутствие
встречного предоставления в виде совершения действия (бездействия, общего
покровительства, попустительства) с использованием должностного положения позволяет
отличить взятку от подарка. Вступление в силу части второй ГК породило
некоторые сомнения в этом вопросе. В литературе был предложен новый критерий -
размер имущественного предоставления15. Ст. 575 ГК предусмотрела:
“Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не
превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда
государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи
с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных
обязанностей”. Этот запрет толкуется некоторыми правоведами как легализация,
разрешение мелких взяток: “Это разрешение декриминализирует предусмотренные ст.
ст. 290 и 291 УК РФ деяния - получение и дачу взятки-вознаграждения, если ее
предметом является обычный подарок, поскольку ст. 575 ГК конституирует дарение
обычного подарка государственному служащему, причем не из личных симпатий, а в
связи с исполнением последним служебных обязанностей (при отсутствии
вымогательства такого подарка), в качестве правомерного действия, что
исключает квалификацию этого действия как преступного”. Действительно, первое
время после вступления в силу части второй ГК по
этому
пути пошла и судебная практика, были допущены ошибки, связанные с
необоснованным прекращением уголовного преследования мелких
________________________________________________________________
14. А.Я. Светлов Борьба с должностными преступлениями.
Киев. 1970. С. 108.
15. Аникин А. Ответственность за взяточничество по
новому УК. // Законность, 1997. № 6.
взяточников,
в некоторых случаях даже и при вымогательстве взяток.
Вместе
с тем взятка, независимо от ее размера, не является ни “обычным подарком”, ни
подарком вообще. Дарение-договор безвозмездный. Ст. 572 ГК прямо
предусматривает: “При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного
обязательства договор не признается дарением”. Взятка, в отличие от дарения,
предполагает обязательное встречное предоставление: она дается за “действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно
в силу должностного положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе”
(ст. 290 УК). Таким образом, взятка и подарок, независимо от размера первой и
стоимости второго, вовсе не пересекаются, и между нормами ст. 290 УК и ст. 575
ГК нет ни коллизии, ни конкуренции. То обстоятельство, что ГК говорит о
подарках, полученных “государственным служащим и служащим органов
муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с
исполнением ими служебных обязанностей”, вовсе не означает, что эти подарки
могут обусловить встречное предоставление в виде совершения конкретных действий
(бездействия) по службе, общего покровительства и попустительства. Должностное
лицо может (и могло до вступления в силу части второй ГК) принимать подарки
без такого встречного предоставления, причем “в связи с их должностным
положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”. Сюда
относятся, например, представительственные подарки, иногда очень ценные
(например, коллектив оружейного завода торжественно преподносит
государственному деятелю драгоценное оружие, иностранная делегация -
традиционный сувенир, винодельческое предприятие - лучшие образцы вин и т.п.).
Директору школы коллектив школы, выпускники, родители учеников могут сделать подарок
в связи с юбилеем директора или школы, в связи с десятилетием его работы в этой
должности и т.п. Такие подарки (хотя и связанные с должностным положением или
исполнением служебных обязанностей) нельзя рассматривать в качестве взяток ввиду
того, что они делаются не за совершение каких-либо конкретных действий
(бездействия) по службе и не за общее покровительство или попустительство. ГК
лишь ограничил стоимость подобных подарков пятью минимальными размерами оплаты
труда, и лишь в случае, если подарок получает государственный или
муниципальный служащий. Гражданско-правовой запрет, однако, не исключает
принятие представительственных и иных подобных подарков стоимостью и выше 5
МРОТ, но уже от имени и в пользу организации, муниципального или государственного
образования (такие подарки приходуются и учитываются на балансе организации,
музеев и т.п.).
Таким
образом, незначительный размер взятки не исключает ответственности за
взяточничество. Это не означает, что взяточничество не может быть
малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 УК. В этом случае малозначительное деяние
ввиду отсутствия общественной опасности не может рассматриваться в качестве
преступления. Так, Б.В. Здравомыслов справедливо отмечал: “при ничтожном
размере взятки... содеянное, при отсутствии квалифицирующих признаков и прежде
всего неоднократности, не должно влечь уголовной ответственности”16.
Однако следует отметить, что малозначительность взятки связана не только и не
столько с ее размером, сколько обусловленностью ею деятельности должностного
лица, степенью влияния на такую деятельность, т.е. продажностью чиновника,
изменническим характером его действий. Представляется, что в качестве малозначительных
(не являющихся преступлением) взяток можно рассматривать, например:
1) собственно
“ничтожные” взятки, когда стоимость имущественного предоставления составляет
около 1 МРОТ и менее, если не было вымогательства взятки, и взятка дана за
правомерные действия;
___________________________________________________________________
16. Б.В.
Здравомыслов Должностные преступления. Понятие и квалификация. М. 1979. С. 126.
2) мелкие
(до 5 МРОТ) традиционные (в том числе неоднократные) заранее не обусловленные
взятки-вознаграждения (“благодарность”), если взятка дана за правомерные
действия.
Вместе
с тем необходимо отметить, что “малозначительность деяния” является оценочным
признаком, и суд в каждом конкретном случае должен учитывать все
обстоятельства дела. Например, важное значение имеет должностное положение
взяткополучателя. Особую опасность представляют собой взяточничество работников
правоохранительных органов. С другой стороны, аморальным, циничным и
несправедливым представляется осуждение к лишению свободы работницы ЗАГС,
получившей взятку в виде букета из трех роз и коробки шоколадных конфет.
Подобному деянию более соответствует дисциплинарное взыскание, чем уголовное
наказание.
Уголовную
ответственность влечет как явная, так и прикрытая (замаскированная,
завуалированная) взятка. Завуалированная взятка дается, например, под видом
подарков родственникам. “Если имущественные выгоды в виде денег, иных
ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким
должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и
использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия
должностного лица следует квалифицировать как получение взятки”17.
Прикрытая взятка может выразится в предоставлении выгодной работы должностному
лицу или его родственником, выплате завышенных авторских гонораров, завышенной
оплате лекций, консультаций, проигрыше в азартной игре и т.п. Такие взятки
составляют лишь очень незначительную часть выявленных взяток, что указывает не
только на их сравнительную редкость, но и на сложность их расследования.
__________________________________________________________________
17.
БВС РФ.№ 4. 2000 г.
2.2. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Объективная
сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК выражается в деянии -
получении взятки должностным лицом лично или через посредника.
Состав
преступления - формальный. Взяточничество, как и любые другие преступления,
поражает охраняемые уголовным законом общественные отношения. Тем самым взяточничество
причиняет вредные последствия в виде нарушения нормальной деятельности
государственного аппарата и подрыва авторитета государственной и муниципальной
власти. Однако данные последствия остаются за рамками состава преступления и
не характеризуют его объективную сторону. Сама неизбежность этих последствий
позволила законодателю сконструировать состав взяточничества как формальный,
избавив правоохранительные органы от лишней бюрократической работы. Пленум
Верховного Суда в п. 11 постановления от 10 февраля 2000 г. разъяснил: “Дача
взятки... а равно ее получение должностным лицом..-, считаются оконченными с
момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях,
когда должностное лицо... отказалось принять взятку ..-, взяткодатель или лицо,
передающее предмет взятки..., несет ответственность за покушение на
преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ... Если обусловленная передача
ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц,
пытавшихся передать или получить предмет взятки..., содеянное ими следует квалифицировать
как покушение на получение либо дачу взятки... Не может быть квалифицировано
как покушение на дачу или получение взятки... высказанное намерение лица дать
(получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность
незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо
для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало”18.
_________________________________________________________________
18.
БВС РФ.№ 4. 2000 г. П. 11.
Толкование
закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных с
использованием служебного положения, за которые дается взятка:
1)
правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия
должностного лица;
2)
правомерные действия (бездействие), которые не входят в служебные полномочия
должностного лица, если оно в силу должностного положения может способствовать
таким действиям (бездействию);
3)
неправомерные действия, которые должностное лицо совершает, используя свое
должностное положение (ч. 2 ст. 290);
4)
общее покровительство или попустительство по службе.
Чаще
всего взятка дается за действия, которые входят в служебные полномочия
должностного лица. Во втором случае должностное лицо использует фактические
возможности, проистекающие из его служебного положения (должностной авторитет,
служебные связи и др.). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля
2000 г. в п. 4 разъяснило: “Под должностным положением, способствующим
совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных
должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет
занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении
которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам
следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны
с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование
должностного положения”19. Так, за получение взятки за незаконное
выделение квартир обоснованно осужден начальник КЭУ гарнизона П., который
занимал должность, не предоставлявшую ему права принимать самостоятельные
решения о распределении жилой площади. К его полномочиям в этой сфере
относилось лишь участие в подготовке плана
_________________________________________________________________
19.
БВС РФ.№ 4. 2000 г. П. 4.
распределения жилой площади
между воинскими частями. Решения об утверждении этого плана принималось начальником
гарнизона, а решение о распределении жилой площади между конкретными лицами -
командиром части, которой выделено жилье. П. никаких решений в пределах своих
полномочий в интересах взяткодателей не принимал. Он лишь путем фальсификации
документов и личных просьб добивался принятия выгодных ему решений
уполномоченными должностными лицами20.
Получение
взятки за общее покровительство и попустительство по службе обычно выражается
в периодических платежах, передаваемых подчиненными своему начальнику, хотя не
исключено и разовое имущественное предоставление. Общее покровительство и
попустительство не всегда выражаются в конкретном действии или бездействии.
Однако Верховный Суд ориентировал практику на установление конкретного
содержания тех действий (бездействия), которые входят в содержание “общего
покровительства и попустительства”: “К общему покровительству по службе могут
быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением,
внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других
действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует
относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения
в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц,
нереагирование на его неправомерные действия”21.
Закон указывает на служебный (“по службе”) характер покровительства
и попустительства. Судебная практика понимает покровительство и попустительство
по службе широко и не ограничивает его рамками служебных отношений,
связывающих начальника и подчиненного.
Покровительство
и попустительство по службе понимается как
_________________________________________________________________
20. Архив суда Советского района г. Волгограда.
1998. Дело № 1-143.
21. БВС РФ.№ 4. 2000 г. П. 4.
покровительство
и попустительство с использованием служебного положения, в том числе и в отношении
лиц, не подчиненных по службе. Так, налоговый инспектор Ф. осужден за
получение взятки за “общее покровительство и попустительство” по службе, обещая
взяткодателю (налогоплательщику) попустительство, если тот в будущем нарушит
(возможно) налоговое законодательство.
Сложным
и дискуссионным остается вопрос о квалификации получения взятки в крупном
размере, если умысел направлен на получение взятки по частям и получена только
часть взятки, стоимостью менее 300 МРОТ. Верховный Суд РФ занял по этому
вопросу следующую позицию: “Если умысел виновных был направлен на получение
взятки в крупном размере и заранее было обусловлено, что она будет получена
частями, то при получении хотя бы части взятки содеянное должно квалифицироваться
как оконченное преступление в виде получения взятки в крупном размере”22.
Такая позиция объясняется тем, что при получении взятки в крупном размере часто
имеются другие отягчающие обстоятельства, указанные в ч. 4 ст. 290 (вымогательство
взятки, неоднократность). Квалификация получения взятки по совокупности ст. 30,
п. “г” ч. 4 ст. 290 УК и, например, п. “б” ч. 4 ст. 290 УК не соответствует
понятию совокупности преступлений, данному в ст. 17 УК (закон рассматривает в
качестве совокупности только совершение преступлений, предусмотренных разными
статьями или частями статьи). Кроме того, учитывая правила назначения наказания
по совокупности преступлений, такая квалификация повлечет неоправданное
усиление наказания (получается нелепость-покушение на получение взятки в
крупном размере наказывается более сурово, чем оконченное получение взятки в
крупном размере). Другой аргумент в пользу такой квалификации - ч.З ст. 290
предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, часть
четвертая -до 12 лет. Покушение на преступление, предусмотренное ч.4 ст.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|