Меню
Поиск



рефераты скачать Уголовная ответственность за взяточничество

Отчасти права чиновников в частной сфере ограничены. Так, например, ФЗ “Об основах государственной службы в РФ” зап­рещает государственным служащим “заниматься другой опла­чиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности”, “заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц”, “получать го­норары за публикации и выступления в качестве государствен­ного служащего” и др. Само по себе нарушение указанных запретов не влечет уголовной ответственности - это дисципли­нарный проступок. Уголовная ответственность наступает лишь в случае если служебное злоупотребление содержит состав пре­ступления, предусмотренного УК.

В качестве взятки может рассматриваться только такое имуще­ственное предоставление, которое:

1) выступает в качестве вознаграждения должностного лица за уже совершенное действие (бездействие), связанное с использова­нием им своего служебного положения (взятка-вознаграждение, “благодарность”), либо

2) призвано побудить должностное лицо к совершению такого действия (взятка-подкуп).

Пленум Верховного Суда в п. 9 постановления от 10 февра­ля 2000 г. разъясняет: “Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должнос­тное лицо... получило взятку от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет”13. Таким образом, Верховный Суд рассматривает в качестве взятки и заранее не обусловленное вознаграждение должностного лица за уже

________________________________________________________________

13. БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 9.


совершенное им действие или бездействие (как законное, так и незаконное). В теоретической литературе обычно отмеча­ется, что заранее не обусловленное вознаграждение за законные действия не представляет общественной опасности и не мо­жет рассматриваться в качестве взяточничества14, однако Верхов­ный суд занял другую позицию.

Отсутствие встречного предоставления в виде совер­шения действия (бездействия, общего покровительства, попус­тительства) с использованием должностного положения позволяет отличить взятку от подарка. Вступление в силу части второй ГК породило некоторые сомнения в этом вопросе. В литературе был предложен новый критерий - размер имуще­ственного предоставления15. Ст. 575 ГК предусмотрела: “Не до­пускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда государственным слу­жащим и служащим органов муниципальных образований в свя­зи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”. Этот запрет толкуется некоторыми правоведами как легализация, разрешение мелких взяток: “Это разрешение декриминализирует предусмотренные ст. ст. 290 и 291 УК РФ деяния - получение и дачу взятки-вознагражде­ния, если ее предметом является обычный подарок, поскольку ст. 575 ГК конституирует дарение обычного подарка государствен­ному служащему, причем не из личных симпатий, а в связи с ис­полнением последним служебных обязанностей (при отсутствии вымогательства такого подарка), в качестве правомерного дей­ствия, что исключает квалификацию этого действия как преступ­ного”. Действительно, первое время после вступления в силу части второй ГК по

этому пути пошла и судебная практика, были допущены ошибки, связанные с необоснованным прекращени­ем уголовного преследования мелких

________________________________________________________________

14. А.Я. Светлов Борьба с должностными преступлениями. Киев. 1970. С. 108.

15. Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК. // Законность, 1997. № 6.

взяточников, в некоторых случаях даже и при вымогательстве взяток.

Вместе с тем взятка, независимо от ее размера, не являет­ся ни “обычным подарком”, ни подарком вообще. Дарение-до­говор безвозмездный. Ст. 572 ГК прямо предусматривает: “При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением”. Взятка, в от­личие от дарения, предполагает обязательное встречное пре­доставление: она дается за “действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способ­ствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе” (ст. 290 УК). Таким образом, взятка и подарок, независимо от размера пер­вой и стоимости второго, вовсе не пересекаются, и между нор­мами ст. 290 УК и ст. 575 ГК нет ни коллизии, ни конкуренции. То обстоятельство, что ГК говорит о подарках, полученных “го­сударственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”, вовсе не означа­ет, что эти подарки могут обусловить встречное предоставление в виде совершения конкретных действий (бездействия) по служ­бе, общего покровительства и попустительства. Должностное лицо может (и могло до вступления в силу части второй ГК) при­нимать подарки без такого встречного предоставления, причем “в связи с их должностным положением или в связи с исполне­нием ими служебных обязанностей”. Сюда относятся, напри­мер, представительственные подарки, иногда очень ценные (например, коллектив оружейного завода торжественно препод­носит государственному деятелю драгоценное оружие, иностран­ная делегация - традиционный сувенир, винодельческое предприятие - лучшие образцы вин и т.п.). Директору школы коллектив школы, выпускники, родители учеников могут сделать по­дарок в связи с юбилеем директора или школы, в связи с десятиле­тием его работы в этой должности и т.п. Такие подарки (хотя и связанные с должностным положением или исполнением служеб­ных обязанностей) нельзя рассматривать в качестве взяток вви­ду того, что они делаются не за совершение каких-либо конкретных действий (бездействия) по службе и не за общее покровительство или попустительство. ГК лишь ограничил сто­имость подобных подарков пятью минимальными размерами оплаты труда, и лишь в случае, если подарок получает государ­ственный или муниципальный служащий. Гражданско-правовой запрет, однако, не исключает принятие представительственных и иных подобных подарков стоимостью и выше 5 МРОТ, но уже от имени и в пользу организации, муниципального или государ­ственного образования (такие подарки приходуются и учитыва­ются на балансе организации, музеев и т.п.).

Таким образом, незначительный размер взятки не исключа­ет ответственности за взяточничество. Это не означает, что взя­точничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 УК. В этом случае малозначительное деяние ввиду отсутствия общественной опасности не может рассматриваться в качестве преступления. Так, Б.В. Здравомыслов справедливо отмечал: “при ничтожном размере взятки... содеянное, при отсутствии квалифицирующих признаков и прежде всего неоднократности, не должно влечь уголовной ответственности”16. Однако следу­ет отметить, что малозначительность взятки связана не только и не столько с ее размером, сколько обусловленностью ею дея­тельности должностного лица, степенью влияния на такую дея­тельность, т.е. продажностью чиновника, изменническим характером его действий. Представляется, что в качестве ма­лозначительных (не являющихся преступлением) взяток можно рассматривать, например:

1)     собственно “ничтожные” взятки, когда стоимость имуще­ственного предоставления составляет около 1 МРОТ и менее, если не было вымогательства взятки, и взятка дана за право­мерные действия;

___________________________________________________________________

16. Б.В. Здравомыслов Должностные преступления. Понятие и квалификация. М. 1979. С. 126.

2) мелкие (до 5 МРОТ) традиционные (в том числе неоднок­ратные) заранее не обусловленные взятки-вознаграждения (“благодарность”), если взятка дана за правомерные действия.

Вместе с тем необходимо отметить, что “малозначительность деяния” является оценочным признаком, и суд в каждом конкрет­ном случае должен учитывать все обстоятельства дела. Например, важное значение имеет должностное положение взяткополучате­ля. Особую опасность представляют собой взяточничество работ­ников правоохранительных органов. С другой стороны, аморальным, циничным и несправедливым представляется осуждение к лише­нию свободы работницы ЗАГС, получившей взятку в виде букета из трех роз и коробки шоколадных конфет. Подобному деянию более соответствует дисциплинарное взыскание, чем уголовное наказание.

Уголовную ответственность влечет как явная, так и прикрытая (замаскированная, завуалированная) взятка. Завуалированная взятка дается, например, под видом подарков родственникам. “Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал про­тив этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифици­ровать как получение взятки”17. Прикрытая взятка может выра­зится в предоставлении выгодной работы должностному лицу или его родственником, выплате завышенных авторских гоно­раров, завышенной оплате лекций, консультаций, проигрыше в азартной игре и т.п. Такие взятки составляют лишь очень незначительную часть выявленных взяток, что указывает не толь­ко на их сравнительную редкость, но и на сложность их рассле­дования.




__________________________________________________________________

17. БВС РФ.№ 4. 2000 г.

2.2. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК выражается в деянии - получении взятки должностным лицом лично или через посредника.

Состав преступления - формальный. Взяточничество, как и любые другие преступления, поражает охраняемые уго­ловным законом общественные отношения. Тем самым взяточ­ничество причиняет вредные последствия в виде нарушения нормальной деятельности государственного аппарата и подры­ва авторитета государственной и муниципальной власти. Одна­ко данные последствия остаются за рамками состава преступления и не характеризуют его объективную сторону. Сама неизбежность этих последствий  позволила законодателю сконструировать со­став взяточничества как формальный, избавив правоохранитель­ные органы от лишней бюрократической работы. Пленум Верховного Суда в п. 11 постановления от 10 февраля 2000 г. разъяснил: “Дача взятки... а равно ее получение должностным лицом..-, считаются оконченными с момента принятия получа­телем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо... отказалось принять взятку ..-, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки..., несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ... Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся пере­дать или получить предмет взятки..., содеянное ими следует ква­лифицировать как покушение на получение либо дачу взятки... Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки... высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить воз­можность незаконно пользоваться услугами материального ха­рактера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало”18.

_________________________________________________________________

18. БВС РФ.№ 4. 2000 г. П. 11.

Толкование закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка:

1) правомерные действия (бездействие), которые входят в слу­жебные полномочия должностного лица;

2) правомерные действия (бездействие), которые не входят в слу­жебные полномочия должностного лица, если оно в силу должност­ного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

3) неправомерные действия, которые должностное лицо со­вершает, используя свое должностное положение (ч. 2 ст. 290);

4) общее покровительство или попустительство по службе.

Чаще всего взятка дается за действия, которые входят в слу­жебные полномочия должностного лица. Во втором случае дол­жностное лицо использует фактические возможности, проистекающие из его служебного положения (должностной ав­торитет, служебные связи и др.). Постановление Пленума Вер­ховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. в п. 4 разъяснило: “Под должностным положением, способствующим совершению опре­деленных действий в пользу взяткодателя со стороны указан­ных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам сле­дует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматри­ваться как использование должностного положения”19. Так, за по­лучение взятки за незаконное выделение квартир обоснованно осужден начальник КЭУ гарнизона П., который занимал долж­ность, не предоставлявшую ему права принимать самостоятель­ные решения о распределении жилой площади. К его полномочиям в этой сфере относилось лишь участие в подго­товке плана

_________________________________________________________________

19. БВС РФ.№ 4. 2000 г. П. 4.

распределения жилой площади между воинскими частями. Решения об утверждении этого плана принималось на­чальником гарнизона, а решение о распределении жилой пло­щади между конкретными лицами - командиром части, которой выделено жилье. П. никаких решений в пределах своих полно­мочий в интересах взяткодателей не принимал. Он лишь путем фальсификации документов и личных просьб добивался приня­тия выгодных ему решений уполномоченными должностными лицами20.

Получение взятки за общее покровительство и попусти­тельство по службе обычно выражается в периодических плате­жах, передаваемых подчиненными своему начальнику, хотя не исключено и разовое имущественное предоставление. Общее покровительство и попустительство не всегда выражаются в кон­кретном действии или бездействии. Однако Верховный Суд ори­ентировал практику на установление конкретного содержания тех действий (бездействия), которые входят в содержание “общего покровительства и попустительства”: “К общему покровитель­ству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, свя­занные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением дру­гих действий, не вызываемых необходимостью. К попуститель­ству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служеб­ной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия”21.

Закон указывает на служебный (“по службе”) характер по­кровительства и попустительства. Судебная практика понимает покровительство и попустительство по службе широко и не огра­ничивает его рамками служебных отношений, связывающих на­чальника и подчиненного.

Покровительство    и    попустительство   по   службе   понимается   как

_________________________________________________________________

20. Архив суда Советского района г. Волгограда. 1998. Дело № 1-143.

21. БВС РФ.№ 4. 2000 г. П. 4.

 покровительство и попустительство с использованием служебного положения, в том числе и в отно­шении лиц, не подчиненных по службе. Так, налоговый инспек­тор Ф. осужден за получение взятки за “общее покровительство и попустительство” по службе, обещая взяткодателю (налогопла­тельщику) попустительство, если тот в будущем нарушит (возможно) налоговое законодательство.

Сложным и дискуссионным остается вопрос о квалификации получения взятки в крупном размере, если умысел направ­лен на получение взятки по частям и получена только часть взятки, стоимостью менее 300 МРОТ. Верховный Суд РФ занял по этому вопросу следующую позицию: “Если умысел виновных был направлен на получение взятки в крупном размере и зара­нее было обусловлено, что она будет получена частями, то при получении хотя бы части взятки содеянное должно квалифи­цироваться как оконченное преступление в виде получения взятки в крупном размере”22. Такая позиция объясняется тем, что при получении взятки в крупном размере часто имеются другие отяг­чающие обстоятельства, указанные в ч. 4 ст. 290 (вымогатель­ство взятки, неоднократность). Квалификация получения взятки по совокупности ст. 30, п. “г” ч. 4 ст. 290 УК и, например, п. “б” ч. 4 ст. 290 УК не соответствует понятию совокупности преступ­лений, данному в ст. 17 УК (закон рассматривает в качестве со­вокупности только совершение преступлений, предусмотренных разными статьями или частями статьи). Кроме того, учитывая правила назначения наказания по совокупности преступлений, та­кая квалификация повлечет неоправданное усиление наказания (получается нелепость-покушение на получение взятки в крупном размере наказывается более сурово, чем оконченное получение взятки в крупном размере). Другой аргумент в пользу такой квали­фикации - ч.З ст. 290 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, часть четвертая -до 12 лет. Покушение на преступление, предусмотренное ч.4 ст.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.