4)
отношениях
спецконтингента к представителям администрации;
5)
намерениях
осужденных на период отбывания наказания, их склонностях к азартным играм,
побегам и т. д.;
6)
выявлении
осужденных, представляющих оперативный интерес, и т. п.
Полученная информация ложится в основу дел оперативного
учета или является основанием для постановки спецконтингента на
профилактический учет.
Далее, при этапировании осужденного, представляющего
оперативный интерес, из СИЗО в исправительное учреждение, к личному делу
приобщается справка-ориентировка, содержащая указанные и прочие характеризующие
его сведения. Дела оперативного учета также направляются по месту дальнейшего
отбывания наказания. По прибытии осужденного данной категории в исправительное
учреждение его ставят на профилактический учет.
Методы и формы работы с подучетными лицами, а также организация
взаимодействия различных частей и служб учреждений УИС в работе по профилактике
преступлений среди спецконтингента предусмотрены Инструкцией, объявленной
приказом ГУИН Минюста России от 27 мая 2002 г. № 117 «О порядке проведения
профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися
в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации»[48].
В настоящее время на профилактическом учете в исправительных
учреждениях области состоят 1710 осужденных. Согласно данной Инструкции на
профилактический учет в учреждениях УИН по Тверской области взяты следующие
лица:
1)
готовящиеся
совершить побег, ранее их совершавшие (143 осужденных);
2)
лидеры
группировок отрицательной направленности (8 осужденных);
3)
организующие
и провоцирующие групповые эксцессы (98);
4)
склонные
к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильнодействующих
медицинских препаратов (615);
5)
признанные
судом нуждающимися в лечении от алкоголизма (170);
6)
занимающиеся
поборами и притесняющие других осужденных (65);
7)
организующие
или активно участвующие в картежных либо других азартных играх с целью
извлечения материальной или иной выгоды (125);
8)
склонные
к мужеложству (лесбиянству) (329);
9)
имеющие
психические расстройства (89);
10) отбывающие наказание за дезорганизацию
нормальной деятельности исправительных учреждений (1);
11) склонные к нападению на
представителей администрации (21).
Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
1)
исключать
случаи направления в одно исправительное учреждение лиц, проходящих по одному
уголовному делу и имеющих неприязненные отношения;
2)
назначать
наиболее подготовленных сотрудников для работы с лицами, содержащимися в карантине,
на строгих условиях отбывания наказания, в отрядах хозяйственного обслуживания
ПК, а также с осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя;
3)
в
следственных изоляторах области и областной больнице УИН проводить ОРМ с целью
получения информации об оперативной обстановке в ИК, СИЗО области;
4)
в период
нахождения осужденных в карантине выявлять лиц, стремящихся занять лидирующее
положение в колонии, придерживающихся "воровских традиций”, принимать меры
к их развенчиванию и привлечению к общественно полезному труду;
5)
целенаправленно
работать по компрометации лидеров и авторитетов, оказывающих противодействие
администрации, нейтрализации их влияния на основную массу осужденных, изолировать
таких лиц в ПКТ и ЕПКТ, переводить на строгие условия содержания, направлять на
тюремный режим;
6)
обеспечивать
надежное оперативное прикрытием лидеров, лиц, состоящих на профилактических и
оперативных учетах, осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя,
брать на особый контроль их входящую и исходящую переписку. Результаты этой
работы рассматривать ежемесячно на оперативных совещаниях;
7)
проводить
мероприятия по выявлению, проведению профилактической работы и изоляции
организаторов азартных игр.
В работе, направленной на предупреждение преступлений, используются
различные методы гласного сотрудничества, такие как получение информации от начальников
отрядов, сотрудников отделов безопасности, отделов специального учета, производственных
и других служб, информация, получаемая при проведении личных приемов
осужденных.
В работе по профилактике правонарушений нельзя не учитывать
влияние неформальных лидеров спецконтингента на основную массу осужденных.
В случае негативного влияния лидера на других осужденных к
нему принимаются меры превентивного характера, направленные на его
развенчание, изоляцию, перевод в другое подразделение и т. п.
Например, при проведении длительных и краткосрочных свидании
данной категории лиц осуществляются оперативно-технические мероприятия. При
необходимости такие мероприятия проводят при водворении данных осужденных в
ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ.
В обязательном порядке на всех “лидеров” ведутся дела
оперативного учета.
Немаловажное значение для профилактики правонарушений имеет
создание баз данных на различные категории лиц, представляющих оперативный
интерес. В УИН создана компьютерная программа “Лидер", разработанная
ЦНИР ГУИН Минюста России, в которую внесены данные на лидеров отрицательной
направленности и лиц, осужденных по ст. 209 УК РФ.
Для обмена информацией между учреждениями УИС и органами
внутренних дел сведения на осужденных лидеров отрицательной направленности,
содержащихся в подразделениях области, своевременно вносятся в
автоматизированную базу данных “Кронос” УБОП при УВД.
В подразделениях ведутся алфавитно-справочные картотеки на
лиц, склонных к различным противоправным проявлениям. За данной категорией осужденных
установлен гласный и негласный надзор.
Своевременно проводятся мероприятия по обеспечению
безопасности осужденных при выявлении конфликтных ситуаций (помещение в
безопасное место в соответствии со ст. 13 УПК РФ (в 2002 году - 53 человека).
Положительно сказалась на динамике преступности введенная новым УИК РФ норма,
предусматривающая перевод осужденных, которые являются злостными нарушителями
режима содержания, на строгие условия.
Роль индивидуальной воспитательной работы в профилактике преступлений
и правонарушений
Важную роль в профилактике преступлений и правонарушений
играет индивидуальная воспитательная работа с осужденными, которую проводят
109 начальников отрядов и 765 членов советов воспитателей, шефствующих над 1
710 осужденными, поставленными на профилактический учет. Активно проводится
работа по стимулированию правопослушного поведения осужденных: 1 561 человек
содержится на облегченных условиях содержания, освобождены условно-досрочно 1
440 осужденных, 188 - переведены в колонию-поселение.
Из года в год увеличивается численность членов самодеятельных
организаций, которая за три последних года выросла с 46,5 до 64,6%. Обобщен,
распространен и внедряется опыт ЛИУ-8 по созданию отрядных общественных фондов
и практике привлечения осужденных и их денежных средств к благоустройству
отрядов (в течение двух лет произведен качественный ремонт всех жилых и бытовых
помещений отрядов).
Большое значение придается вопросам получения осужденными
основного общего образования и специальности. Во всех ИК области и СИЗО-1
работают шесть вечерних (сменных) общеобразовательных школ и четыре УКП. В
соответствии с постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 30
октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной целевой Программе по усилению борьбы с
преступностью в Тверской области на 2001-2003 годы» - в 2001 году
восстановлены три УКП, в 2002 году открыта средняя школа в женской колонии.
Администрация области в 2001-2003 годах выделила на их организацию и оснащение
300 тыс. рублей[49].
Уделяется большое внимание религиозно-нравственному воспитанию
спецконтингента. За каждым подразделением закреплен православный священнослужитель.
Руками осужденных построены два храма и десять домовых церквей. В 2002 году
священнослужители провели 278 обрядов крещения, 263 вероисповедания, 176
причащений. Отмечено, что верующие осужденные, доля которых составляет 10-15%
от общей численности, не допускают нарушения режима содержания.
Особо важен вопрос организации свободного времени осужденных
и их досуга. Во всех подразделениях проведены зимняя и летняя спартакиады. В
рамках областной спартакиады, посвященной 200-летию образования Министерства
юстиции, проведен областной турнир по мини-футболу. Команда-победитель ЛИУ-8
награждена переходящим кубком, а каждый ее игрок - именной медалью областного
спорткомитета.
Проведен областной смотр-конкурс самодеятельного народного
творчества осужденных, посвященный 123-й годовщине образования УИС. В рамках
Всероссийского конкурса “Калина красная” прошел областной смотр-конкурс художественной
самодеятельности среди осужденных всех видов режима, посвященный 200-летию
образования Минюста России.
Большинство культурно-массовых и спортивных мероприятий
были организованы при поддержке Комитета по делам молодежи администрации
Тверской области. После их проведения появилась мысль о создании целевой
областной программы воспитательного воздействия на лиц, находящихся в местах лишения
свободы, и их реабилитации после освобождения. Эту идею поддержал губернатор
Тверской области. В ноябре 2002 года была утверждена областная целевая программа
“Молодежь Верхневолжья. 2002-2004 годы”, которая включает раздел “Воспитательная
работа с молодежью, находящейся в местах лишения свободы, и создание условий
для ее реабилитации после освобождения”. Для этих целей из областного бюджета
предусмотрено выделить в 2003-2004 годах 1 605 тыс. рублей.
Результаты
проводимых профилактических мероприятий
Реализация перечисленных мероприятий позволила значительно
сократить уровень преступности и правонарушений в учреждениях УИН Минюста России
по Тверской области.
Для наглядности сравним статистические данные. В 1995 году
было допущено 20 преступлений (общий уровень преступности -2,32),
особоучитываемых - 7 (уровень ОУП - 0,93), из них тяжких против личности (ст.
111 УК РФ) - 3, побегов (ст. 313 УК РФ) - 4 (3 - из-под охраны, 1 - из-под
надзора).
В 1996 году, после принятия “Программы оперативно-режимных и
воспитательных мероприятий по профилактике преступлений среди спецконтингента",
осужденными было совершено 15 преступлений, особо учитываемых - 6, из них
тяжких против личности (ст. ст. 105, 111 УК РФ)
- 4, побегов (ст. 313 УК РФ) - 2 (1 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).
В 1997 году в исправительных учреждениях допущено 6 преступлений,
особо учитываемых - 2 (уровень ОУП - 0,23), все случаи связаны с причинением
тяжкого вреда здоровью.
В 1998 году было допущено 1 преступление, в 1999-2000 годах
- по 3, в 2001 году - 2, в 2002 году - 4 преступления.
За последние 5 лет в учреждениях области не было зафиксировано
тяжких, особо тяжких преступлений и побегов.
Количество злостных нарушений в расчете на 1000 осужденных
сократилось на 22% и составило 52 случая. Употребление спиртных напитков
уменьшилось на 30% (21 случай).
В ИК, СИЗО области за 2002 год предотвращено всего 1 082
преступления, из них 51 побег.
Данная линия работы остается приоритетной для всех частей и
служб УИС области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное
исследование позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне
порядок отбывания лишения свободы, разработанность видов мест лишения свободы,
защищенность как работников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения
свободы, так и самих заключенных относительно улучшились.
Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ
применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях
исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Однако в реальности, на практике все выглядит немного иначе.
Нестабильное экономическое положение нашего государства не позволяет надлежащим
образом обеспечивать материальными ресурсами и поддерживать в надлежащем
состоянии места отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
В настоящее время практически
полностью изношена материальная база 40% колоний; каждый шестой следственный
изолятор находится в аварийном состоянии; более половины переполнены в два-три
раза. По состоянию на 1 января 2003 г. в 185 следственных изоляторах содержался
– 134 941 человек (на 65 798 человек меньше, чем 01.01.02) или 117,1 % от
установленного лимита наполнения
Таким образом, очевидно что, несмотря на проводимые реформы,
государственная система исполнения наказания в виде лишения свободы в настоящее
время еще не достаточно эффективно выполняет возложенные на нее задачи.
От эффективности
наказаний во многом зависит жизнь всех граждан общества. Новшество в виде
увеличения срока лишения свободы за преступления имеющие высокую социальную
опасность к видимым положительным результатам не привело. Более того:
увеличение срока содержания осужденных к лишению свободы приведет к еще
большему осложнению обстановки в колониях, что в конечном итоге способно
сделать многие из этих учреждений неуправляемыми. Подобная ситуация
подтверждает сомнения относительно целесообразности увеличения в УК РФ
максимальных сроков наказания в виде лишения свободы до 30 лет.
Итак приходим к
выводу, что многие прогрессивные разработки законодателя направленные на
обеспечение эффективного и безопасного функционирования системы мест лишения
свободы часто не получают практического применения. Между тем, несовершенство
системы наказаний в виде лишения свободы вызванное нестабильностью экономики и
отсутствием материальных средств в свою очередь вызывает не достижение
наказанием своих целей. Это ведет в свою очередь к росту преступности, что
подрывает экономику и нормальное функционирование государства, как сложного
социо-политического института. Получается замкнутый круг, разорвать который
можно только путем наделения соответствующими полномочиями действительно
компетентных в области исполнения уголовного наказания людей.
Первоочередной задачей любого государства, проводящего
уголовно-исполнительную политику и стремящегося к обеспечению правопорядка в
местах лишения свободы, является, прежде всего, выявление причин и условий
способствующих совершению преступлений, а также проведение профилактики
правонарушений. Но это не только деятельность по выявлению и устранению (или
нейтрализации) причин и условий преступлений, но и их компенсация, замена
причинами и условиями нормотипического, во всяком случае, правомерного
поведения.
Важную роль в профилактике преступлений и правонарушений
играет индивидуальная воспитательная работа с осужденными, активно проводимая
работа по стимулированию правопослушного поведения осужденных путем содержания
на облегченных условиях, освобождения условно-досрочно, переведения в
колонии-поселения. Необходимо большое значение придавать вопросам получения
осужденными основного общего образования и специальности, уделять внимание
религиозно-нравственному воспитанию спецконтингента. Особо важен вопрос организации
свободного времени осужденных и их досуга.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993.
2. УК РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ.
3. УИК РФ от 08.01.1997. №1-ФЗ.
4. ФЗ РФ от 09.03.2001. №25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные
акты Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|