6)      
принятие мер по организации ЕПКТ в каждом территориальном органе
УИС; 
7)      
обеспечение выполнения режимных требований на территориях,
прилегающих к ИК. 
Особое внимание с учетом реально складывающейся оперативной
обстановки следует уделить реализации Федерального закона от 9 марта 2001 г. №
25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» и в
первую очередь обеспечению постоянного наблюдения и контроля за осужденными за
счет правильного перераспределения имеющейся численности персонала надзора в
исправительных учреждениях[25]. 
Хотелось
бы отметить что, несмотря на возникающие трудности, такие общеевропейские
принципы деятельности пенитенциарных учреждений, как нормализация, открытость,
ответственность, безопасность, адекватное реагирование и оптимальное
использование ресурсов, все больше и больше находят свое применение в работе
исправительных учреждений России. 
2
СТРУКТУРА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МЕСТАХ  
ЛИШЕНИЯ
СВОБОДЫ 
2.1
Нарушение и злостное нарушение требований режима                           в
местах лишения свободы 
 
В принятом в декабре 1996 г. Уголовно-исполнительном кодексе РФ
перечислены нарушения порядка отбывания наказания (режима), относящиеся к категории
злостных. В соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК к ним относятся: употребление
наркотиков; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации
исправительного учреждения или их оскорбление; мужеложство; лесбиянство;
организация забастовок или, иных групповых неповиновений, а равно активное
участие в них; организация группировок осужденных, направленных на совершение
указанных нарушений или активное участие в них[26]. 
Употребление осужденным наркотиков – является нарушением только в
том случае, если данный факт имел место без назначения врача. Следует обратить
внимание практических работников на необходимость медицинского освидетельствования
осужденного, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что
он находится в состоянии наркотического опьянения. К обследованию целесообразно
привлекать специалиста-нарколога. В случае невозможности провести освидетельствование
при доставлении (обнаружении) нарушителя (например, ночное время) его
необходимо провести в самое ближайшее время. Полученные результаты приобщаются
к материалам проверки по факту нарушения.  
Если действия осужденного содержат признаки мелкого хулиганства,
необходимо иметь в виду диспозицию ст. 20.1 КоАП РФ, определяющую
указанное правонарушение как нецензурную брань в общественных местах,
оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие
общественный порядок, и спокойствие граждан. На первый взгляд складывается
впечатление об отсутствии в исправительных учреждениях такого объекта
посягательства мелкого хулиганства, как общественный порядок. Однако его анализ
как системы общественных отношений, урегулированных правовыми и моральными
нормами, позволяет сделать вывод о наличии указанного объекта правонарушения в
учреждениях, исполняющих уголовные наказания. По общему правилу, каждая из
указанных форм объективной стороны мелкого хулиганства образует самостоятельный
состав правонарушения. Если вопрос, связанный с квалификацией нецензурной
брани, представляется ясным, то квалификация иных форм мелкого хулиганства
нуждается в пояснениях. 
Принимая во внимание специфику взаимоотношений между, осужденными
(деление на "касты" и т.п.), отмечу, что оскорбительное приставание
может, например, выражаться в требовании одного заключенного к другому
совершить акт мужеложства, лесбиянства, оказать различного рода услуги (как
правило, незаконные) вопреки желанию осужденного, к которому обращено
требование, совершить те или иные действия в пользу другого осужденного.
Внешними проявлениями, "других подобных действий" являются азартные
игре в камерах во время отдыха других осужденных, просмотра телепередач и т.д. 
При квалификации указанных действий как хулиганства следует иметь
в виду, что отдых может иметь место не только в ночное, но и в дневное время,
если бригада работала в ночную смену. Здесь необходимо принять во внимание
требования распорядка дня, который составляется в каждом исправительном учреждении
исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года[27]. 
Игра в карты и другие азартные игры образуют самостоятельное
нарушение. Картежная игра во время, отведенное для отдыха, должна квалифицироваться,
во-первых, как самостоятельное нарушение, не относящееся к категории злостных,
во-вторых, как мелкое хулиганство, т.е. злостное нарушение режима.
Соответственно, за каждое нарушение на осужденного налагается отдельное
дисциплинарное взыскание (например, выговор за картежную игру и штраф за мелкое
хулиганство); принцип поглощения или сложения здесь  не применяется. 
Анализ нарушения, связанного с угрозой представителям
администрации учреждения, позволяет вести речь о конкуренции ч. 1 ст. 116 УИК
со ст. 321 УК, устанавливающей уголовную ответственность за дезорганизацию
нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. 
Данный вывод основан, во-первых, на грамматическом толковании ч.
1 ст. 321 УК, предусматривающей ответственность, за угрозу применения насилия
в отношении сотрудника места лишения свободы, во-вторых, на, изучении судебной
практики. Так, из определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного
Суда РФ по делам о преступлениях, связанных с угрозами по поводу осуществления
правосудия, усматривается, что целью угрозы является месть за
правоприменительную деятельность или оказание психологического давления с целью
воздействия на принятие решений, «…в которых заинтересовано данное лицо». При
этом необходимо, чтобы должностное лицо, в отношении которого имела место
угроза, воспринимало ее как реальную[28]. 
Возникает вопрос отграничения угрозы, наказуемой в дисциплинарном
порядке, от уголовно наказуемой. Вновь обратимся к материалам судебной
практики. В определений Судебной коллегии по уголовным делам верховного Суда РФ
от 30 сентября 1998г. отмечается: «…высказывание осужденного во время
совершения хулиганства, что он всех порежет, в том числе и себя, не
свидетельствует о прямом умысле на убийство, поскольку кому-либо убийством он
не угрожал»[29].
Приведенная выдержка из судебного решения дает основание для вывода, о том, что
если угроза представителям администрации исправительного учреждения носила
абстрактный характер, то за ее высказывание наступает дисциплинарная ответственность
в соответствии с положениями уголовно-исполнительного законодательства.
Угроза, высказанная адрес конкретного сотрудника уголовно-исправительной
системы, подлежит квалификаций по ст. 321 УК. 
Аналогично, на наш взгляд, должен решаться вопрос и об
ответственности за оскорбление представителя администрации. Умышленное
унижение чести и достоинства, выраженное публично в отношении конкретного
представителя администрации, подпадает под признаки преступления,
предусмотренного               ст. 319 УК. Отсутствие конкретики при
оскорблении расценивается как дисциплинарный проступок и наказывается в
соответствии со ст. 116 УИК.  
Под неповиновением представителям администрации (по аналогии с
неповиновением сотруднику милиции) следует понимать открытый отказ от выполнения
законных требований указанных лиц. Если же неповиновение вызвано неправомерными
действиями сотрудников исправительного учреждения, то осужденный не несет
дисциплинарную ответственность. 
В колониях-поселениях
осужденными в 2002 году совершено 10 684 злостных нарушений, т.е. каждое третье
(33,8%) - злостное нарушение, хотя количество лиц, содержащихся в этих
учреждениях, составило лишь 5,7% от общей численности осужденных в местах
лишения свободы. Уровень злостных нарушений на 1000 человек в
колониях-поселениях составил 337,9 и превысил средний по России в 7,2 раза.  
Уровень злостных нарушений
среди лиц, которым предоставлено право передвижения без конвоя, в расчете на
1000 человек превышает средний по России в 1,7 раза и составляет 80,9. Доля
употребления спиртных напитков в структуре злостных нарушений, допущенных
данной категорией осужденных, сократилась по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года на 19%, но осталась еще высокой и составляет 78%.  
В соответствии с Федеральным Законом "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" под забастовкой понимается временный
добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью
или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора[30]. Принимая во внимание,
что ч. I ст. 103 и ч. 1
ст. 106 УИК обязывают осужденных трудиться, можно сделать вывод, что осужденные
лишены права на забастовку. Поэтому организация или активное участие в
забастовках наказываются в дисциплинарном порядке. 
Под организацией забастовки или иного группового неповиновения
следует понимать выработку противоправных решений, подбор соучастников,
распределение ролей и т.д. Активное участие в совершении указанных нарушений
может выражаться в подстрекательстве осужденных, поддержании связи между
организатором и другими участниками, сборе информации для "лидеров"
и иных подобных действиях, направленных на доведение правонарушения до логического
конца. Аналогично следует решать вопрос о квалификации организации группировок
осужденных, направленных на совершение указанных нарушений или активное участие
в таких группировках. 
В перечне злостных нарушений режима отсутствуют такие
правонарушения, как употребление осужденными спиртных напитков, а также
веществ, обладающих одурманивающим действием, тогда как ст. 166 УПК РФ относит эти нарушения к категории злостных. Принимая во внимание
опасность совершения осужденными такого рода действий, считаю необходимым внести
в ныне действующий перечень злостных нарушений режима соответствующие дополнения. 
Осужденные, не достигшие шестнадцати лет, подлежащие
дисциплинарной ответственности за мелкое хулиганство, а также за оказание
неповиновения, т.е. по существу за административные правонарушения, поставлены
в несправедливое положение по сравнению с их сверстниками, находящимися на
свободе. Последние в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ не несут
ответственности за административные проступки. Нe настаивая на исключении
этих проступков из числа злостных нарушений в отношении указанной категории
осужденных, представляется целесообразным сделать в УИК специальную оговорку
относительно исключения мелкого хулиганства и оказания неповиновения
осужденными, не достигшими шестнадцати лет, из категории злостных нарушений. 
2.2 
Состояние преступности в местах лишения свободы 
Примерно
12 лет назад лишение свободы назначалось за 2/3 преступлений, сейчас немногим
более чем за каждое 3-е (в 1999г., например, 39,5%, в 2003 - 36,4%). На втором
месте по частоте назначения после лишения свободы стоят не ограничение свободы,
как логически должно было бы быть, а отсрочка исполнения приговора и условное
осуждение, назначаемые практически за каждое пятое преступление (в 1999 г.,
например, 17,9 и 17,7%, а в 2003 - 19,2 и 22,6%).  
Особенность
лишения свободы состоит в том, что при его исполнении должна достигаться
двоякая цель: предупреждение совершения нового преступления как в период его
реализации, так и после освобождения. Подобные цели преследуют и другие
наказания, особенно срочные, т. е. назначаемые на определенный срок. 
На
основе анализа материалов переписи осужденных 2003 г. можно заключить, что
лишение свободы почти в каждом 2-м случае отбывается за совершение
насильственных преступлений, в каждом 3-м — корыстных, в каждом 9-м — корыстно-насильственных
и в каждом 20-м — неосторожных. Поэтому при исполнении лишения свободы можно
было ожидать совершения прежде всего насильственных преступлений, во всяком
случае, до половины из всех преступлений, что на самом деле и происходило. 
Чтобы
получить представление о состоянии преступности в местах лишения свободы
необходимо рассмотреть структуру пенитенциарной системы РФ (данные на
01.01.2003г.): 
1)       Всего СИЗО, ИК, ВК, тюрем и
колоний-поселений - 945, из них:  
2)       СИЗО - 185;  
3)       тюрем - 12;  
4)       ИК общего режима для мужчин -
189 (257 047 человек);  
5)       ИК общего режима для женщин -
38 (34 154 человек);  
6)       ИК строгого режима для мужчин
- 220 (298 927 человек);  
7)       ИК строгого режима для женщин
- 2 (3 667 человек);  
8)       ИК особого режима - 43;  
9)       ИК для содержания лиц,
осужденных к пожизненному лишению свободы - 4 (1 245 человек);  
10)  ИК-поселения для лиц, совершивших
преступления по неосторожности - 11  (1 499 человек);  
11)  ИК-поселения для лиц, совершивших
умышленные преступления - 38 (8 590 человек);  
12)  ИК-поселения для лиц, положительно
характеризующихся - 106 (23 775 человек);  
13)  ИК для больных туберкулезом - 56 (50
856 человек);  
14)  ИК для содержания наркоманов - 11 (8
678 человек);  
15)  больницы и ТПП - 35 (26 050 человек);
 
16)  ВК - 64.  
Кроме того, в УИС имеется 157 ПФРСИ
(подразделения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, специальные
участки, созданные при колониях, в которых находятся осужденные, приговор в отношении
которых не вступил в законную силу).  
Численность персонала УИС – 331 343
человека, из них:  
 - средний и старший начсостав – 123 192 человека; 
 
 - рядовой и младший начсостав – 136 783 человека; 
 
 - гражданский персонал – 71 368 человек; 
 
 - Некомплект – 17 823 человека или 5,1 %. 
 
 
В системе работают 110,5 тыс.
сотрудников молодежного возраста (42,4 % от списочной численности).  
Количество
осужденных по характеру составов преступлений представим в виде таблицы: 
Таб. №1. Характеристика осужденных по составам преступлений
 
  
   
   | 
  
   На 01.01.02 
   | 
  
   % 
   | 
  
   На 01.01.03 
   | 
  
   % 
   | 
  
 
  | 
   Убийство  
   | 
  
   99 867 
   | 
  
   13,3 
   | 
  
   103 767 
   | 
  
   14,4 
   | 
  
 
  | 
   Умышленное причинение тяжкого вреда
  здоровью  
   | 
  
   75 139 
   | 
  
   10,0 
   | 
  
   78 350 
   | 
  
   10,9 
   | 
  
 
  | 
   Изнасилование  
   | 
  
   24 580 
   | 
  
   3,3 
   | 
  
   22 573 
   | 
  
   3,1 
   | 
  
 
  | 
   Разбой  
   | 
  
   82 905 
   | 
  
   11,1 
   | 
  
   87 041 
   | 
  
   12,1 
   | 
  
 
  | 
   Грабеж  
   | 
  
   66 432 
   | 
  
   8,8 
   | 
  
   64 072 
   | 
  
   8,9 
   | 
  
 
  | 
   Кража  
   | 
  
   262 007 
   | 
  
   35,0 
   | 
  
   226 250 
   | 
  
   31,4 
   | 
  
 
  | 
   Вымогательство  
   | 
  
   8 296 
   | 
  
   1,1 
   | 
  
   7 185 
   | 
  
   1,0 
   | 
  
 
  | 
   Преступления в сфере экономической
  деятельности  
   | 
  
   1 781 
   | 
  
   0,2 
   | 
  
   1 551 
   | 
  
   0,2 
   | 
  
 
  | 
   Хулиганство  
   | 
  
   19 260 
   | 
  
   2,6 
   | 
  
   17 947 
   | 
  
   2,5 
   | 
  
 
  | 
   Преступления, связанные с
  незаконным оборотом наркотиков  
   | 
  
   68 634 
   | 
  
   9,2 
   | 
  
   69 874 
   | 
  
   9,7 
   | 
  
 
  | 
   Воинские преступления  
   | 
  
   2 023 
   | 
  
   0,3 
   | 
  
   1 896 
   | 
  
   0,3 
   | 
  
 
  | 
   Бандитизм  
   | 
  
   1 131 
   | 
  
   0,1 
   | 
  
   1 295 
   | 
  
   0,2 
   | 
  
 
  | 
   Другие преступления  
   | 
  
   37 433 
   | 
  
   5,0 
   | 
  
   39 255 
   | 
  
   5,4 
   | 
  
 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 
   
 |