6)
принятие мер по организации ЕПКТ в каждом территориальном органе
УИС;
7)
обеспечение выполнения режимных требований на территориях,
прилегающих к ИК.
Особое внимание с учетом реально складывающейся оперативной
обстановки следует уделить реализации Федерального закона от 9 марта 2001 г. №
25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» и в
первую очередь обеспечению постоянного наблюдения и контроля за осужденными за
счет правильного перераспределения имеющейся численности персонала надзора в
исправительных учреждениях[25].
Хотелось
бы отметить что, несмотря на возникающие трудности, такие общеевропейские
принципы деятельности пенитенциарных учреждений, как нормализация, открытость,
ответственность, безопасность, адекватное реагирование и оптимальное
использование ресурсов, все больше и больше находят свое применение в работе
исправительных учреждений России.
2
СТРУКТУРА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МЕСТАХ
ЛИШЕНИЯ
СВОБОДЫ
2.1
Нарушение и злостное нарушение требований режима в
местах лишения свободы
В принятом в декабре 1996 г. Уголовно-исполнительном кодексе РФ
перечислены нарушения порядка отбывания наказания (режима), относящиеся к категории
злостных. В соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК к ним относятся: употребление
наркотиков; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации
исправительного учреждения или их оскорбление; мужеложство; лесбиянство;
организация забастовок или, иных групповых неповиновений, а равно активное
участие в них; организация группировок осужденных, направленных на совершение
указанных нарушений или активное участие в них[26].
Употребление осужденным наркотиков – является нарушением только в
том случае, если данный факт имел место без назначения врача. Следует обратить
внимание практических работников на необходимость медицинского освидетельствования
осужденного, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что
он находится в состоянии наркотического опьянения. К обследованию целесообразно
привлекать специалиста-нарколога. В случае невозможности провести освидетельствование
при доставлении (обнаружении) нарушителя (например, ночное время) его
необходимо провести в самое ближайшее время. Полученные результаты приобщаются
к материалам проверки по факту нарушения.
Если действия осужденного содержат признаки мелкого хулиганства,
необходимо иметь в виду диспозицию ст. 20.1 КоАП РФ, определяющую
указанное правонарушение как нецензурную брань в общественных местах,
оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие
общественный порядок, и спокойствие граждан. На первый взгляд складывается
впечатление об отсутствии в исправительных учреждениях такого объекта
посягательства мелкого хулиганства, как общественный порядок. Однако его анализ
как системы общественных отношений, урегулированных правовыми и моральными
нормами, позволяет сделать вывод о наличии указанного объекта правонарушения в
учреждениях, исполняющих уголовные наказания. По общему правилу, каждая из
указанных форм объективной стороны мелкого хулиганства образует самостоятельный
состав правонарушения. Если вопрос, связанный с квалификацией нецензурной
брани, представляется ясным, то квалификация иных форм мелкого хулиганства
нуждается в пояснениях.
Принимая во внимание специфику взаимоотношений между, осужденными
(деление на "касты" и т.п.), отмечу, что оскорбительное приставание
может, например, выражаться в требовании одного заключенного к другому
совершить акт мужеложства, лесбиянства, оказать различного рода услуги (как
правило, незаконные) вопреки желанию осужденного, к которому обращено
требование, совершить те или иные действия в пользу другого осужденного.
Внешними проявлениями, "других подобных действий" являются азартные
игре в камерах во время отдыха других осужденных, просмотра телепередач и т.д.
При квалификации указанных действий как хулиганства следует иметь
в виду, что отдых может иметь место не только в ночное, но и в дневное время,
если бригада работала в ночную смену. Здесь необходимо принять во внимание
требования распорядка дня, который составляется в каждом исправительном учреждении
исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года[27].
Игра в карты и другие азартные игры образуют самостоятельное
нарушение. Картежная игра во время, отведенное для отдыха, должна квалифицироваться,
во-первых, как самостоятельное нарушение, не относящееся к категории злостных,
во-вторых, как мелкое хулиганство, т.е. злостное нарушение режима.
Соответственно, за каждое нарушение на осужденного налагается отдельное
дисциплинарное взыскание (например, выговор за картежную игру и штраф за мелкое
хулиганство); принцип поглощения или сложения здесь не применяется.
Анализ нарушения, связанного с угрозой представителям
администрации учреждения, позволяет вести речь о конкуренции ч. 1 ст. 116 УИК
со ст. 321 УК, устанавливающей уголовную ответственность за дезорганизацию
нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Данный вывод основан, во-первых, на грамматическом толковании ч.
1 ст. 321 УК, предусматривающей ответственность, за угрозу применения насилия
в отношении сотрудника места лишения свободы, во-вторых, на, изучении судебной
практики. Так, из определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного
Суда РФ по делам о преступлениях, связанных с угрозами по поводу осуществления
правосудия, усматривается, что целью угрозы является месть за
правоприменительную деятельность или оказание психологического давления с целью
воздействия на принятие решений, «…в которых заинтересовано данное лицо». При
этом необходимо, чтобы должностное лицо, в отношении которого имела место
угроза, воспринимало ее как реальную[28].
Возникает вопрос отграничения угрозы, наказуемой в дисциплинарном
порядке, от уголовно наказуемой. Вновь обратимся к материалам судебной
практики. В определений Судебной коллегии по уголовным делам верховного Суда РФ
от 30 сентября 1998г. отмечается: «…высказывание осужденного во время
совершения хулиганства, что он всех порежет, в том числе и себя, не
свидетельствует о прямом умысле на убийство, поскольку кому-либо убийством он
не угрожал»[29].
Приведенная выдержка из судебного решения дает основание для вывода, о том, что
если угроза представителям администрации исправительного учреждения носила
абстрактный характер, то за ее высказывание наступает дисциплинарная ответственность
в соответствии с положениями уголовно-исполнительного законодательства.
Угроза, высказанная адрес конкретного сотрудника уголовно-исправительной
системы, подлежит квалификаций по ст. 321 УК.
Аналогично, на наш взгляд, должен решаться вопрос и об
ответственности за оскорбление представителя администрации. Умышленное
унижение чести и достоинства, выраженное публично в отношении конкретного
представителя администрации, подпадает под признаки преступления,
предусмотренного ст. 319 УК. Отсутствие конкретики при
оскорблении расценивается как дисциплинарный проступок и наказывается в
соответствии со ст. 116 УИК.
Под неповиновением представителям администрации (по аналогии с
неповиновением сотруднику милиции) следует понимать открытый отказ от выполнения
законных требований указанных лиц. Если же неповиновение вызвано неправомерными
действиями сотрудников исправительного учреждения, то осужденный не несет
дисциплинарную ответственность.
В колониях-поселениях
осужденными в 2002 году совершено 10 684 злостных нарушений, т.е. каждое третье
(33,8%) - злостное нарушение, хотя количество лиц, содержащихся в этих
учреждениях, составило лишь 5,7% от общей численности осужденных в местах
лишения свободы. Уровень злостных нарушений на 1000 человек в
колониях-поселениях составил 337,9 и превысил средний по России в 7,2 раза.
Уровень злостных нарушений
среди лиц, которым предоставлено право передвижения без конвоя, в расчете на
1000 человек превышает средний по России в 1,7 раза и составляет 80,9. Доля
употребления спиртных напитков в структуре злостных нарушений, допущенных
данной категорией осужденных, сократилась по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года на 19%, но осталась еще высокой и составляет 78%.
В соответствии с Федеральным Законом "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" под забастовкой понимается временный
добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью
или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора[30]. Принимая во внимание,
что ч. I ст. 103 и ч. 1
ст. 106 УИК обязывают осужденных трудиться, можно сделать вывод, что осужденные
лишены права на забастовку. Поэтому организация или активное участие в
забастовках наказываются в дисциплинарном порядке.
Под организацией забастовки или иного группового неповиновения
следует понимать выработку противоправных решений, подбор соучастников,
распределение ролей и т.д. Активное участие в совершении указанных нарушений
может выражаться в подстрекательстве осужденных, поддержании связи между
организатором и другими участниками, сборе информации для "лидеров"
и иных подобных действиях, направленных на доведение правонарушения до логического
конца. Аналогично следует решать вопрос о квалификации организации группировок
осужденных, направленных на совершение указанных нарушений или активное участие
в таких группировках.
В перечне злостных нарушений режима отсутствуют такие
правонарушения, как употребление осужденными спиртных напитков, а также
веществ, обладающих одурманивающим действием, тогда как ст. 166 УПК РФ относит эти нарушения к категории злостных. Принимая во внимание
опасность совершения осужденными такого рода действий, считаю необходимым внести
в ныне действующий перечень злостных нарушений режима соответствующие дополнения.
Осужденные, не достигшие шестнадцати лет, подлежащие
дисциплинарной ответственности за мелкое хулиганство, а также за оказание
неповиновения, т.е. по существу за административные правонарушения, поставлены
в несправедливое положение по сравнению с их сверстниками, находящимися на
свободе. Последние в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ не несут
ответственности за административные проступки. Нe настаивая на исключении
этих проступков из числа злостных нарушений в отношении указанной категории
осужденных, представляется целесообразным сделать в УИК специальную оговорку
относительно исключения мелкого хулиганства и оказания неповиновения
осужденными, не достигшими шестнадцати лет, из категории злостных нарушений.
2.2
Состояние преступности в местах лишения свободы
Примерно
12 лет назад лишение свободы назначалось за 2/3 преступлений, сейчас немногим
более чем за каждое 3-е (в 1999г., например, 39,5%, в 2003 - 36,4%). На втором
месте по частоте назначения после лишения свободы стоят не ограничение свободы,
как логически должно было бы быть, а отсрочка исполнения приговора и условное
осуждение, назначаемые практически за каждое пятое преступление (в 1999 г.,
например, 17,9 и 17,7%, а в 2003 - 19,2 и 22,6%).
Особенность
лишения свободы состоит в том, что при его исполнении должна достигаться
двоякая цель: предупреждение совершения нового преступления как в период его
реализации, так и после освобождения. Подобные цели преследуют и другие
наказания, особенно срочные, т. е. назначаемые на определенный срок.
На
основе анализа материалов переписи осужденных 2003 г. можно заключить, что
лишение свободы почти в каждом 2-м случае отбывается за совершение
насильственных преступлений, в каждом 3-м — корыстных, в каждом 9-м — корыстно-насильственных
и в каждом 20-м — неосторожных. Поэтому при исполнении лишения свободы можно
было ожидать совершения прежде всего насильственных преступлений, во всяком
случае, до половины из всех преступлений, что на самом деле и происходило.
Чтобы
получить представление о состоянии преступности в местах лишения свободы
необходимо рассмотреть структуру пенитенциарной системы РФ (данные на
01.01.2003г.):
1) Всего СИЗО, ИК, ВК, тюрем и
колоний-поселений - 945, из них:
2) СИЗО - 185;
3) тюрем - 12;
4) ИК общего режима для мужчин -
189 (257 047 человек);
5) ИК общего режима для женщин -
38 (34 154 человек);
6) ИК строгого режима для мужчин
- 220 (298 927 человек);
7) ИК строгого режима для женщин
- 2 (3 667 человек);
8) ИК особого режима - 43;
9) ИК для содержания лиц,
осужденных к пожизненному лишению свободы - 4 (1 245 человек);
10) ИК-поселения для лиц, совершивших
преступления по неосторожности - 11 (1 499 человек);
11) ИК-поселения для лиц, совершивших
умышленные преступления - 38 (8 590 человек);
12) ИК-поселения для лиц, положительно
характеризующихся - 106 (23 775 человек);
13) ИК для больных туберкулезом - 56 (50
856 человек);
14) ИК для содержания наркоманов - 11 (8
678 человек);
15) больницы и ТПП - 35 (26 050 человек);
16) ВК - 64.
Кроме того, в УИС имеется 157 ПФРСИ
(подразделения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, специальные
участки, созданные при колониях, в которых находятся осужденные, приговор в отношении
которых не вступил в законную силу).
Численность персонала УИС – 331 343
человека, из них:
- средний и старший начсостав – 123 192 человека;
- рядовой и младший начсостав – 136 783 человека;
- гражданский персонал – 71 368 человек;
- Некомплект – 17 823 человека или 5,1 %.
В системе работают 110,5 тыс.
сотрудников молодежного возраста (42,4 % от списочной численности).
Количество
осужденных по характеру составов преступлений представим в виде таблицы:
Таб. №1. Характеристика осужденных по составам преступлений
|
На 01.01.02
|
%
|
На 01.01.03
|
%
|
Убийство
|
99 867
|
13,3
|
103 767
|
14,4
|
Умышленное причинение тяжкого вреда
здоровью
|
75 139
|
10,0
|
78 350
|
10,9
|
Изнасилование
|
24 580
|
3,3
|
22 573
|
3,1
|
Разбой
|
82 905
|
11,1
|
87 041
|
12,1
|
Грабеж
|
66 432
|
8,8
|
64 072
|
8,9
|
Кража
|
262 007
|
35,0
|
226 250
|
31,4
|
Вымогательство
|
8 296
|
1,1
|
7 185
|
1,0
|
Преступления в сфере экономической
деятельности
|
1 781
|
0,2
|
1 551
|
0,2
|
Хулиганство
|
19 260
|
2,6
|
17 947
|
2,5
|
Преступления, связанные с
незаконным оборотом наркотиков
|
68 634
|
9,2
|
69 874
|
9,7
|
Воинские преступления
|
2 023
|
0,3
|
1 896
|
0,3
|
Бандитизм
|
1 131
|
0,1
|
1 295
|
0,2
|
Другие преступления
|
37 433
|
5,0
|
39 255
|
5,4
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|