Особую
значимость в новых условиях реформирования УИС приобретают нормативные правовые
акты Правительства России. Целесообразно выделить две группы правительственных
решений по вопросам исполнения уголовных наказаний. Одна из них включает
постановления, направленные на обеспечение жизнеспособности
уголовно-исполнительной системы, ее нормальное функционирование на современном
этапе реформы. Другая группа состоит из нормативных актов, принятие которых
делегировало Правительству уголовно-исполнительное законодательство.
Нормативные
правовые акты первой группы принимаются по текущим вопросам деятельности
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, когда требуется решение
проблемы на правительственном уровне. Много таких проблем возникло с передачей
УИС в Министерство юстиции. Председатель Правительства России в выступлении на
Всероссийском совещании руководителей органов юстиции в декабре 1997 года
отмечал: "Мы обязаны сохранить кадровый потенциал УИС, а это 300 с лишним
тыс. сотрудников, гарантировать им в будущем все льготы и привилегии, которыми
они пользуются сегодня. Исключительно важно не растерять по дороге из МВД в
Минюст материально-техническую базу системы"[11]. Для того чтобы этого не
произошло, следовало найти наиболее эффективные решения, и об этом свидетельствует
Постановление Правительства РФ от 30 октября 1998 г. N 1254 "Вопросы
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ"[12], распространившее действие
нормативных правовых актов Правительства России, регулирующих деятельность
учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной
системы МВД РФ, на УИС Минюста. Выполнение данного Постановления, безусловно,
сыграло роль стабилизирующего фактора в сложный для системы исполнения
уголовных наказаний период. В связи с возложением на учреждения и органы,
исполняющие уголовные наказания, функции конвоирования осужденных и лиц,
заключенных под стражу, Правительство РФ 5 апреля 1999 г. приняло
соответствующее Постановление[13],
которое определило порядок и условия выполнения этой новой для
уголовно-исполнительной системы задачи.
29
августа 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу
"Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации на 2002 - 2006 годы". Выполнение этой программы
должно дополнительно ввести 45,7 тыс. мест для подозреваемых и обвиняемых в
следственных изоляторах, 1863 места в исправительных колониях, 215 тыс. кв. м
жилой площади для сотрудников УИС, привлечь к труду не менее 40 тысяч
неработающих осужденных[14].
Особое
значение в период передачи УИС из МВД в Минюст России имели совместные нормативные
правовые акты этих министерств. Общий Приказ N 495/90 от 30 июля 1998
г. обязывал руководителей всех уровней на этапе передачи обеспечить надлежащий
правопорядок, не допустить массовых беспорядков, групповых эксцессов, роста
тяжких преступлений в местах лишения свободы. С этой целью была разработана и
введена в действие инструкция МВД и Минюста об организации взаимодействия в
сфере оперативно-розыскной деятельности. Утверждены приказы о порядке
использования систем связи, автоматизированной обработки и передачи информации
МВД и уголовно-исполнительной системы Минюста, о совместном использовании
архивов и о реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
В
связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в исправительных
учреждениях, необходимостью принятия более эффективных мер по охране здоровья
осужденных принят ряд совместных нормативных правовых актов Министерства
здравоохранения РФ и Министерства юстиции РФ. Среди них: Приказ об утверждении
перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в виде лишения
свободы в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению
свободы[15]
и очень важный с точки зрения гуманности и целесообразности исполнения лишения
свободы в отношении больных осужденных Приказ об их освобождении от отбывания
наказания в связи с тяжелой болезнью[16].
Последний нормативный акт в качестве приложений содержит Перечень заболеваний,
препятствующих отбыванию наказания, и Порядок медицинского освидетельствования
осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с
болезнью. Учитывая важность указанных документов для соблюдения прав
осужденных, для преодоления ведомственных интересов в вопросах освобождения
осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с тяжелой
болезнью в соответствии с ч. 8 ст. 175 УИК РФ[17]
предусмотрено их утверждение Правительством Российской Федерации.
По сравнению с
ранее действовавшим Исправительно-трудовым кодексом РСФСР новый
Уголовно-исполнительный кодекс РФ внес весьма существенные изменения в режим
исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.
Что же представляет
из себя режим в современных исправительных учреждениях России и каковы его
основные требования?
Ответ на этот
вопрос находится в ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, где говорится,
что режим в исправительных учреждениях, установленный законом и
соответствующими закону нормативными правовыми актами, – это порядок исполнения
и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных,
постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей,
реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и
персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия
содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного
судом, изменение условий отбывания наказаний[18].
Закон возлагает на осужденных строго определенные обязанности,
органически вытекающие из требований режима.
Неисполнение
осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных
требований администрации исправительных учреждений влекут установленную законом
ответственность. Перечень мер взыскания, которые в этом случае могут
применяться к нарушителям, четко определен законом.
Наряду с этим
уголовно-исполнительный закон наделяет осужденных довольно широким спектром
прав.
Сегодня можно
констатировать, что в основном исполняется такое требование
уголовно-исполнительного законодательства, как отбывание наказания осужденными
в пределах территории субъекта Российской Федерации, где они проживали до
осуждения или были осуждены, что в значительной мере позволяет регулярному, в
рамках закона, общению лиц, отбывающих лишение свободы, со своими
родственниками.
Выработалась и
закрепляется на практике тактика дифференцированного подхода к исправлению
различных категорий осужденных, при которой правонарушители, пытающиеся
противостоять администрации, сохранить паразитический образ жизни в колонии,
отрицательно влияющие на основную массу осужденных, максимально изолируются от
нее и в отношении них значительно сужается круг льгот, предусмотренных законом.
Для изоляции таких лиц используются возможности запираемых помещений, штрафных
изоляторов, помещений камерного типа, одиночных камер и т.д. Для тех же, кто
осознал несостоятельность этой линии поведения, предоставляются все предусмотренные
законом льготы, обеспечивается защита от отрицательного влияния нарушителей
установленного законом порядка исполнения и отбывания наказания.
Принимаются меры
по созданию необходимых условий для осужденных, которым в целях успешной
социальной адаптации, за шесть месяцев до освобождения может быть предоставлено
право проживать и работать под надзором администрации за пределами
исправительной колонии.
Широко
практикуется предоставление осужденным выездов за пределы исправительных
учреждений, а осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, –
проведение вне этих учреждений выходных и праздничных дней.
Аналогичное
положение отмечается и в выполнении других нововведений
уголовно-исполнительного законодательства России.
Следует отметить,
что введение и правильное применение прогрессивных норм в значительной мере
оздоровило обстановку в исправительных учреждениях, положительно повлияло на
состояние социально-психологического климата среди осужденных, на
взаимоотношения последних с персоналом пенитенциарных учреждений.
Четкие
перспективы, обозначенные в законе, его демократичность дают понять каждому
осужденному, что условия, в которых он будет отбывать наказание, и в конечном
итоге срок его пребывания в исправительном учреждении во многом зависят от него
самого, от его правопослушности и степени исправления.
Следует отметить,
что в течение последних лет не снижается активность уголовно-преступного
элемента по противодействию персоналу пенитенциарных учреждений в обеспечении
установленного порядка исполнения наказаний. Попытки подкупа, шантажа и
запугивания нередко перерастают в угрозы и акты физического воздействия на
сотрудников ИУ, активно участвующих в обеспечении правопорядка, и
членов их семей. В отношении персонала уголовно-исполнительной системы
продолжают совершаться дерзкие преступления. Только в исправительных колониях
за 2001 год совершено 52 нападения на сотрудников[19].
При явном неповиновении осужденных сотрудники ИУ в соответствии с
Законом РФ[20]
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
10573 раза применяли спецсредства против нарушителей. Однако количество таких
случаев сократилось на 11,2%, в том числе применение средств типа «Сирень» -
на 20,1%.
Вместе с тем, несмотря на наметившиеся положительные тенденции,
в деятельности отдельных территориальных органов УИС имеются существенные
недостатки в части комплектования служб безопасности, обеспечения
правопорядка и организации надлежащего режима. Прежде всего следует иметь в
виду, что различаются, хотя и тесно взаимосвязаны, особенные общесоциальные
причины и условия наказательной преступности в целом; факторы, влияющие на
территориальные и временные различия преступности в ИУ, и причины, условия
преступного поведения в местах лишения свободы, действующие, как уже
отмечалось, на личностно-микросредовом уровне.
Государство, проводя свою уголовно-исполнительную политику и
стремящееся к обеспечению правопорядка в местах лишения свободы, прежде всего
должно выявлять причины и условия способствующие совершению преступлений. В
целом причины и условия преступлений можно разделить на внутренние и внешние.
Поэтому факторы, воздействующие на состояние преступности в местах лишения
свободы, в ряде случаев могут быть отнесены к внешним условиям преступного
поведения. Сюда же относятся факторы, влияющие на различия, порой весьма
существенные, в структуре и динамике преступности в зависимости от вида
колонии, содержания производства, места ее расположения и др.
Причины и условия преступного поведения в местах лишения свободы
можно разделить, как известно, на внутренние и внешние. Подобное деление
означает: внутреннее - это внутри личности преступника, внешнее - значит вне
его, т. е. все формы воздействия на преступника извне.
Внутренней причиной преступного поведения является
криминогенная мотивация, прежде всего поддержание престижа и завоевание
авторитета среди осужденных, переходящая в ряде случаев в насильственную,
корыстную и т. п. мотивацию типа преступного поведения.
В местах лишения свободы и при исполнении других видов уголовных
наказаний основное значение имеет стремление уклониться от их исполнения.
Кроме того, выделяется мотивация желания завоевать лидерство, проявляющееся в
стремлении продемонстрировать силу, навязать свою волю другим, используя
прежде всего свои организаторские способности (что может привести к совершению
насильственных преступлений, хулиганству, организации групповых эксцессов и т.
п.).
В ценностной ориентации, приводящей к совершению преступлений в
ИУ, особую специфику имеет отношение к ряду ценностей. Это:
1)
отрицательный настрой на соблюдение режима (около 2/3 привлеченных
к уголовной ответственности - нарушители режима, причем большинство из них -
злостные);
2)
негативное отношение к труду, выражающееся или в
открытом отказе от работы, или в скрытом, когда осужденный выходит на работу,
но фактически ничего не делает (например, 69,6% осужденных за убийство
недобросовестно относились к труду)[21].
Это связано с вынужденностью труда в местах лишения свободы, с отсутствием в
его содержании творческого начала и т. п.;
3)
отрицательное отношение к общеобразовательному и профессионально-техническому
обучению, поскольку эти ценности связаны прежде всего со свободой, а
нереальность ее получения в ближайшее время приводит к обесцениванию учебы,
кроме того, учеба воспринимается как вынужденная;
4)
неприятие любых форм воспитательной работы, связанное главным
образом с их формальным и неумелым проведением; в частности, любой воспитатель,
в особенности в ИУ, должен обладать ораторских искусством;
5)
лояльное отношение к осужденным, вновь совершающим преступления в
местах лишения свободы, если этот тип преступного поведения соответствует
обычаям, традициям преступной среды;
6)
принятие и соблюдение преступной субкультуры.
Таково отношение рецидивистов к основным ценностям в местах
лишения свободы.
Кроме того, в основе процесса мотивации лежат потребности, у
преступников извращенные. В условиях лишения свободы у лица продолжает
действовать потребность в половом общении, но поскольку ее удовлетворение
ограничено условиями изоляции, однополовым составом осужденных, предоставлением
определенного количества длительных свиданий, что, кстати, является внешними
условиями половых извращений в ИУ, то на основе негативной
ценностно-ориентационной направленности, крайнего примитивизма, цинизма и
бездуховности осужденного эта естественная половая потребность может
трансформироваться в аномальную и привести к совершению ряда половых эксцессов
в ИУ.
В местах лишения свободы большое значение имеет также отношение
осужденных к таким ценностям, как свобода, справедливость, наказание, нормы
уголовного права и т. п.
Внутренними условиями преступного поведения, как мы полагаем,
являются особенности психофизиологической и психологической среды осужденных,
вновь совершающих преступления в ИУ, воздействующие на: а) скорость протекания
криминогенной мотивации; б) тождественность восприятия криминогенной
ситуации, самого себя; в) адекватность отреагирования на ситуацию.
К внутренним условиям, чаще всего способствовавшим совершению
преступлений осужденными в условиях изоляции, следует отнести следующие:
1)
наличие у значительного количества осужденных тех или иных невротических
отклонении (в большей степени истерии, неврозы) и психических аномалий (это
и психические болезни, и те или иные психопатии у несовершеннолетних,
содержащихся в ВК, акцентуации характера и т. п.). По разным данным, 10 - 80%
осужденных за совершенные преступления в ИУ имеют психические аномалии. Эти
отклонения затрудняют осужденному возможность в полной мере осознавать значение
своих действий, руководить ими и зачастую именно поэтому способствуют совершению
ими преступлений.
2)
примерно половина всех привлеченных за совершенные преступления в
ИУ - это лица до 25-летнего возраста, имеющие уже, с одной стороны,
определенный жизненный опыт, сформированные негативные ценностные ориентации,
наличие двух или трех судимостей и т. д., но вместе с тем сохраняющие еще
элементы инфантилизма, противоречивость и двойственность психики, отражающиеся
в характере совершаемых ими преступлений.
3)
эти лица в большинстве случаев имеют невысокий образовательный уровень
(убийцы, например, 5-7 классов, в среднем) и соответственно примитивную
структуру потребностей. Недостаточное их интеллектуальное развитие, неспособность
к абстрактному мышлению, установленные, например, в результате
криминологических исследований у всех лиц, и совершивших побеги и убийства в
ИУ, сказываются на преобладании у них эмотивных побуждений, т. е. прежде всего
эмоций. При совершении же насильственных преступлений (а их в ИУ - не менее
одной трети) в мотивации преобладает сложившаяся в течение довольно
длительного времени отрицательно-эмоциональная установка к потерпевшему,
ссужающая до предела возможности сознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|