Меню
Поиск



рефераты скачать Профилактика правонарушений среди осужденных

Обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и в целом исправительного учреждения является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности и выражается главным образом в профилактике правонарушений.

При осуществлении данных мероприятий важную роль играют профилактические учеты, на которые ставятся осужденные, склонные к правонарушениям. С ними проводится целенаправленная индивидуальная работа по их склонению к отказу от противоправных намерений, устанавливается усиленный контроль и надзор без какого-либо ущемления их законных прав и свобод. В настоящее время на профилактических учетах в исправительных учреждениях России состоит свыше 12 тысяч осужденных, в том числе около 1,5 тысяч лидеров группировок отрицательной направленности и других так называемых «авторитетов» уголовно-преступной среды.

Одновременно проводятся мероприятия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, особенно таких, как:

– конфликтные ситуации в среде осужденных;

– неправомерные действия сотрудников ИУ;

– нарушения законности;

– необеспечение условий размещения и порядка отбывания наказания в ИУ и некоторых других[36].

Как результат этой работы, в исправительных учреждениях России предотвращено более 46 тысяч преступлений[37].

Групповая профилактика преступлений - это направленное са­мовнушение в специально созданных или в стихийно образо­вавшихся группах людей с целью управления развитием крими­ногенной ситуации[38]. Актуальность групповой профилактики пре­ступлений в ИУ определяется следующим: а) поскольку ИУ пред­ставляет собой концентрацию огромной массы преступников, то это уже сама по себе криминогенная ситуация, которая не может не порождать преступлений в ИУ; б) кроме того, в ИУ чаще все­го действуют, как это уже известно, конфликтные криминоген­ные ситуации, порождающие и насильственное и корыстное пре­ступное поведение, и уклонение от наказания; в) вместе с тем в ИУ распространена управленческая криминогенная ситуация, встречается и экстремальная криминогенная ситуация, порож­дающая корыстные и технические неосторожные преступления; функционирует и виктимно-криминогенная ситуация. Поэтому организация в ИУ групповой профилактики преступлений весь­ма необходима.

Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направле­ния деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъек­тов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выс­тупать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов в работе с группами и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узко­го профиля.

В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения:

1)  межличностный или внутригрупповой - работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация;

2)  межгрупповой как направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями;

3)  коллективный - это направленное самовоспитание через спе­циально созданный для этих целей сплоченный, педагогичес­ки целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы;

4)  массовый - это сплошное воздействие через полубессозна­тельное на всех осужденных.

Образцом коллективной профилактики преступлений может служить коммуна (колония), созданная в свое время А. С. Мака­ренко, реализованная у нас в стране в Вологодском эксперименте (И. П. Зайцев, В. Ф. Клюкин и другие ученики А. С. Макаренко), а также в Швеции, в некоторых штатах США и других странах.

Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила А. С. Новоселова[39] (груп­пы по 10 - 15 чел.) в программе педагогического аутотренинга, включающей и массовый вариант. Программа выдержала мно­жество редакций. Она существует более 10 лет. Сейчас в стране по этим программам проводится крупномасштабный экспери­мент. Применяется направленное внушение и самовнушение, вос­питание и самовоспитание, психогигиена и психопрофилактика.

При исполнении лишения свободы могут применяться раз­личные направления групповой профилактики (воспитание, ле­чение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы - и групповая пси­хотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т. п. с использованием различных приемов: психо­драма и социодрама, совместное участие в творческой деятель­ности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гип­ноз, аутотренинг, йога и т. д. Чем разнообразнее, тем лучше.

Разработка новых конкретных методик групповой профилак­тики преступлений, кроме уже применяющихся у нас в стране и за рубежом, крайне необходима.

Поскольку в ИУ наиболее актуальна конфликтная кримино­генная ситуация, рассмотрим разработанные в литературе мето­ды ее выявления, предупреждения, разрешения.

Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:

1) криминолого-психологическое исследование в ИУ;

2) оперативные приемы выявления;

3) выход на место, обход жилых и производственных зон, рейды
и иные способы.

При этом следует обращать особое внимание на[40]: а) ранее враж­довавших между собой либо родственников, друзей враждующих; б) склонных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т.п.; в) склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; г) обладающих повышенной агрессивнос­тью, например истерических и возбудимых психопатов; д) презирае­мых основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пас­сивные гомосексуалисты, «крысятники», т. е. ворующие у «своих» же и др.);       е) лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попа­дающих в зависимость от других, например тормозимых психопатов.

Методы предупреждения конфликтных ситуаций:[41]

1) формирование у осужденных навыков правильных взаимо­отношений, общения;

2)   создание различных советов бригад, бригадиров, профилакти­ки правонарушений и т. д., которые должны умерять пыл от­ дельных «активистов»;

3)   контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;

4)   дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной и корыстной;

5) изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;

6)  разложение отрицательных группировок осужденных как не­устойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются пу­тем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осуж­денных как внутри колонии, так и в другие учреждения, а также применение иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной кон­центрацией различных «воров в законе», авторитетов, лидеров в одной колонии, едином помещении камерного типа, в тюрьме, например так называемый «Белый лебедь»[42]; постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;

7)  организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и пр.;

8)  поддержка, развитие и использование существующих груп­пировок осужденных положительной направленности, «семей»;

9)  создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;

10) социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» — введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногла­сия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой не­ обходимо взаимодействие.

11) создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авто­ритетом, могли бы проявить качества, способствующие фор­мированию уважительного к ним отношения.

Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ путем внедрения в качестве субъекта[43]:

1)  переориентирование субъектов ситуации путем инфор­мирования о действительном положении дел, беседа с субъек­тами ситуации;

2)  сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуж­дения к обоим;

3)  разобщение субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отда­ленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, от­ ряд; б) изоляции в штрафной изолятор или помещение ка­мерного типа; в) этапирования в другое ИУ.

Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступле­ний в ИУ, которые можно разделить на методы: изучения осуж­денных, выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных, учета, контроля и воздействия на них[44].

Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику при­ложения: а) анализ документов - уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного;      в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в ко­торую он входит;      г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными и др.

Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: а) оперативные способы, б) приемы изуче­ния окружающей микросреды,  в) средства проведения кри­минально-психологического, криминопенологического иссле­дования и др.

Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; системати­чески или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным иг­рам; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших по­стоянного места жительства; переведенных в ИК из ВК; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессивный стереотип поведения, вообще склонных к насилию; гомосексуалистов и др.

Методы учета «отклоняющихся» от норм осужденных в исправительных учреждениях можно подразделить на картотечный, встречающийся еще во многих учреждениях, осо­бенно с особыми условиями хозяйственной деятельности (лес­ных), в связи с недостатками госбюджетного финансирова­ния, разорения колоний и пр.; компьютерный учет, заключа­ющийся в собрании всей информации на «отклоняющихся» в исправительном учреждении осужденных, который внедрен в экспериментальных учреждениях, а также в тех колониях, которые нашли свое место в новой экономической системе и могут позволить себе приобретение компьютеров для этих целей; перфорационный учет в наше время в колониях прак­тически уже не встречается.

Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:

1)   контроль при помощи оперативных приемов;

2)   монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обсле­дование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами «отклоняющихся» от норм осужденных при работе в колонии какой-либо исследо­вательской группы или осуществляемого по специаль­ному заказу, например в колониях для пожизненно осужденных;

3)   осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, провер­ка посылок и передач, прослушивание телефонных пере­говоров осужденных, которые осуществляются в обязательном порядке относительно всех осужденных незави­симо от их поведения;

4)   беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.

Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:

1) аудио- и видеозапись индивидуального приема осужден­ного с выдачей ему кассеты для работы над собой;

2)  внушение, гипноз, аутотренинг под руководством психо­лога учреждения, направленное самовоспитание;

3)  индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в некоторых воспи­тательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского пола;

4)  «хобби» в процессе производства и досуга с целью сня­тия тревожности. Занятия в колониях весьма распрост­ранены, ибо это еще и путь заработка, занятия какого-либо привилегированного положения в колонии.

5)  приобщение к творческим занятиям путем издания га­зет, журналов осужденных, проведения конкурсов автор­ской песни, чтения собственных стихов и др. Во многих колониях сейчас возродилось издание газет и журналов осужденных;

6)  беседы;

7)  перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения нака­зания;

8)  помещение в штрафной изолятор, помещение камерно­го типа и другие средства взыскания;

9)  задержание и применение специальных средств (наруч­ники, дубинка, газовое воздействие и др.);

10) просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами, визуально невоспринимаемыми;

11) использование общественного мнения осужденных с це­лью выдвижения кого-нибудь или, наоборот, для дискре­дитации и др.

Таким образом, методы профилактического воздействия на осужденных в местах лишения свободы весьма разнообразны и необходимо четко различать методы микросредовой профилак­тики, например по выявлению внешних условий преступлений (проверки, инспекция, надзор и т. п.), их устранения и компенсации (комплексные профилактические операции, вне­дрение современных достижений спецтехники и др.). Кроме того, методы групповой профилактики (групповая психотерапия, уп­ражнения, игры, проповедь и т. п.) и индивидуальной, разделяе­мые на методы выявления (анализ документов, опросы и т. п.), изучения (тестирование, наблюдение и т. д.), учета (компьютер­ный, перфорация и др.), контроля (перлюстрация корреспонден­ции, обыски и т. п.), воздействия (средства поощрения и взыскания, приобщение к творческим занятиям и т. д.).

Организация взаимодей­ствия структурных под­разделений исправитель­ных колоний (ИК) и его осуществле­ние всегда занимали важное место в управленческой деятельности лю­бого подразделения. Ряд приказов и других нормативных правовых ак­тов Минюста России ориентирова­ны на необходимость обеспечения качественного улучшения взаимо­действия всех без исключения служб учреждений и органов уголов­но-исполнительной системы в ис­полнении наказаний в виде лишения свободы, профилактики соверше­ния преступлений и других правона­рушений осужденными. Главной це­лью и основной задачей подобной профилактики является разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия, способствующие их совершению, а также искоренение этих причин и условий. Отсюда определяется ос­новная задача непосредственно самого взаимодействия, а именно взаимодополнение тех сторон деятельности различных отделов и служб, которые ограничивают свое воздействие спецификой своего назначения. Решение этой задачи позволит создавать последова­тельное осуществление профилак­тической деятельности по «цепочке воздействий», в сумме составляю­щих комплекс[45].

Кроме того, следует констатиро­вать, что взаимодействие - есть де­ятельность на основе объединения сил, средств и методов работы не подчиненных друг другу различных отделов и служб, направленная на эффективное и рациональное раз­решение в соответствии с действу­ющими нормативными актами ком­плексных проблем по профилактике и пресечению преступлений и дру­гих правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание.

Из определения взаимодействия видно, что работа по профилактике преступлений и различных правона­рушений может быть эффективной и достичь определенных положи­тельных результатов лишь при тесном контакте между всеми служба­ми подразделения.

Необходимо подчеркнуть, что от­делам и службам исправительных колоний предопределено взаимо­действие, ибо вся их практическая деятельность направлена на выпол­нение главной цели - исправление осужденных и предупреждение но­вых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

К сожалению, совершение пре­ступлений в местах лишения свобо­ды еще не редкость. Так, в ИК Ново­сибирской области из-за отсутствия надлежащего взаимодействия меж­ду службами по профилактике пра­вонарушений стало возможным подготовить и осуществить побег группы осужденных через прорытый ими 43-метровый подкоп[46].

В помещении карантина ИК Свер­дловской области были убиты трое осужденных. Орудием убийства по­служил топор, украденный накануне со стройплощадки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.