Обеспечение
личной безопасности осужденных, персонала и в целом исправительного учреждения
является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности и выражается
главным образом в профилактике правонарушений.
При осуществлении
данных мероприятий важную роль играют профилактические учеты, на которые
ставятся осужденные, склонные к правонарушениям. С ними проводится целенаправленная
индивидуальная работа по их склонению к отказу от противоправных намерений,
устанавливается усиленный контроль и надзор без какого-либо ущемления их
законных прав и свобод. В настоящее время на профилактических учетах в
исправительных учреждениях России состоит свыше 12 тысяч осужденных, в том
числе около 1,5 тысяч лидеров группировок отрицательной направленности и других
так называемых «авторитетов» уголовно-преступной среды.
Одновременно
проводятся мероприятия по выявлению и устранению причин и условий,
способствующих совершению правонарушений, особенно таких, как:
– конфликтные
ситуации в среде осужденных;
– неправомерные
действия сотрудников ИУ;
– нарушения
законности;
– необеспечение
условий размещения и порядка отбывания наказания в ИУ и некоторых других[36].
Как
результат этой работы, в исправительных учреждениях России предотвращено более
46 тысяч преступлений[37].
Групповая профилактика преступлений - это направленное самовнушение
в специально созданных или в стихийно образовавшихся группах людей с целью
управления развитием криминогенной ситуации[38].
Актуальность групповой профилактики преступлений в ИУ определяется следующим:
а) поскольку ИУ представляет собой концентрацию огромной массы преступников,
то это уже сама по себе криминогенная ситуация, которая не может не порождать
преступлений в ИУ; б) кроме того, в ИУ чаще всего действуют, как это уже
известно, конфликтные криминогенные ситуации, порождающие и насильственное и
корыстное преступное поведение, и уклонение от наказания; в) вместе с тем в ИУ
распространена управленческая криминогенная ситуация, встречается и
экстремальная криминогенная ситуация, порождающая корыстные и технические
неосторожные преступления; функционирует и виктимно-криминогенная ситуация.
Поэтому организация в ИУ групповой профилактики преступлений весьма
необходима.
Структуру групповой профилактики преступлений можно представить
следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и
приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ
должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий
различных специалистов в работе с группами и психиатров, и сексопатологов, и
психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля.
В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного
поведения:
1) межличностный или внутригрупповой - работа с группой лиц, между
которыми сложилась криминогенная ситуация;
2) межгрупповой как направленное взаимовлияние групп людей с однотипными
криминогенными ситуациями;
3) коллективный - это направленное самовоспитание через специально
созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив,
требующий длительной многолетней работы;
4) массовый - это сплошное воздействие через
полубессознательное на всех осужденных.
Образцом коллективной профилактики преступлений может служить
коммуна (колония), созданная в свое время А. С. Макаренко, реализованная у нас
в стране в Вологодском эксперименте (И. П. Зайцев, В. Ф. Клюкин и другие
ученики А. С. Макаренко), а также в Швеции, в некоторых штатах США и других
странах.
Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних
и женщин осуществила А. С. Новоселова[39]
(группы по 10 - 15 чел.) в программе педагогического аутотренинга, включающей
и массовый вариант. Программа выдержала множество редакций. Она существует
более 10 лет. Сейчас в стране по этим программам проводится крупномасштабный
эксперимент. Применяется направленное внушение и самовнушение, воспитание и
самовоспитание, психогигиена и психопрофилактика.
При исполнении лишения свободы могут применяться различные
направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция
напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные
методы - и групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные
занятия, проповеди и т. п. с использованием различных приемов: психодрама и
социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные
игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т. д. Чем
разнообразнее, тем лучше.
Разработка новых конкретных методик групповой профилактики
преступлений, кроме уже применяющихся у нас в стране и за рубежом, крайне
необходима.
Поскольку в ИУ наиболее актуальна конфликтная криминогенная
ситуация, рассмотрим разработанные в литературе методы ее выявления,
предупреждения, разрешения.
Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:
1) криминолого-психологическое
исследование в ИУ;
2) оперативные
приемы выявления;
3) выход на место,
обход жилых и производственных зон, рейды
и иные способы.
При этом следует обращать особое внимание на[40]: а) ранее враждовавших
между собой либо родственников, друзей враждующих; б) склонных к занятию
запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т.п.; в)
склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; г) обладающих повышенной
агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов; д) презираемых
основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пассивные
гомосексуалисты, «крысятники», т. е. ворующие у «своих» же и др.); е)
лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных
психологической активности, легко попадающих в зависимость от других, например
тормозимых психопатов.
Методы предупреждения конфликтных ситуаций:[41]
1) формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений,
общения;
2)
создание различных советов бригад, бригадиров, профилактики
правонарушений и т. д., которые должны умерять пыл от дельных «активистов»;
3)
контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих
осужденных;
4)
дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам
мотивации - агрессивной и корыстной;
5) изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их
распределение по отрядам и бригадам;
6) разложение
отрицательных группировок осужденных как неустойчивых, так и устойчивых.
Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета;
перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения, а
также применение иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем
сосредоточения с максимальной концентрацией различных «воров в законе»,
авторитетов, лидеров в одной колонии, едином помещении камерного типа, в
тюрьме, например так называемый «Белый лебедь»[42];
постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;
7) организация
оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда
проблем колонии и пр.;
8) поддержка,
развитие и использование существующих группировок осужденных положительной
направленности, «семей»;
9) создание
«режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;
10) социотехника: а) «рассечение» малой группы,
создающей очаг напряженности; б) «прививка» — введение в состав группы
осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; в)
объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для
достижения которой не обходимо взаимодействие.
11) создание ситуации, в которой лица, не
пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию
уважительного к ним отношения.
Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ путем
внедрения в качестве субъекта[43]:
1) переориентирование
субъектов ситуации путем информирования о действительном положении дел, беседа
с субъектами ситуации;
2) сдерживание
субъектов ситуации под угрозой принуждения к обоим;
3) разобщение
субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности общения путем: а)
перевода на отдаленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, от ряд;
б) изоляции в штрафной изолятор или помещение камерного типа; в) этапирования
в другое ИУ.
Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ,
которые можно разделить на методы: изучения осужденных, выявления
«отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных, учета, контроля
и воздействия на них[44].
Методы изучения осужденных - это различные
исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: а) анализ
документов - уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих
осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую
он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными
и др.
Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно
подразделить на: а) оперативные способы, б) приемы изучения окружающей
микросреды, в) средства проведения криминально-психологического,
криминопенологического исследования и др.
Они
направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных:
склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ;
систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под
административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению
спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным играм; не
занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства;
переведенных в ИК из ВК; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным
агрессивный стереотип поведения, вообще склонных к насилию; гомосексуалистов и
др.
Методы учета «отклоняющихся» от норм осужденных в
исправительных учреждениях можно подразделить на картотечный, встречающийся еще
во многих учреждениях, особенно с особыми условиями хозяйственной деятельности
(лесных), в связи с недостатками госбюджетного финансирования, разорения
колоний и пр.; компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на
«отклоняющихся» в исправительном учреждении осужденных, который внедрен в
экспериментальных учреждениях, а также в тех колониях, которые нашли свое место
в новой экономической системе и могут позволить себе приобретение компьютеров
для этих целей; перфорационный учет в наше время в колониях практически уже не
встречается.
Распространенные методы контроля над осужденными,
стоящими на учете:
1)
контроль при помощи оперативных приемов;
2) монографическое,
лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода
времени одними и теми же методами «отклоняющихся» от норм осужденных при работе
в колонии какой-либо исследовательской группы или осуществляемого по специальному
заказу, например в колониях для пожизненно осужденных;
3)
осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и
передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных, которые
осуществляются в обязательном порядке относительно всех осужденных независимо
от их поведения;
4)
беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.
Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на
осужденных:
1) аудио- и видеозапись индивидуального приема осужденного с
выдачей ему кассеты для работы над собой;
2) внушение,
гипноз, аутотренинг под руководством психолога учреждения, направленное
самовоспитание;
3) индивидуальные
спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в
некоторых воспитательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского
пола;
4) «хобби» в
процессе производства и досуга с целью снятия тревожности. Занятия в колониях
весьма распространены, ибо это еще и путь заработка, занятия какого-либо
привилегированного положения в колонии.
5) приобщение к
творческим занятиям путем издания газет, журналов осужденных, проведения
конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др. Во многих колониях
сейчас возродилось издание газет и журналов осужденных;
6) беседы;
7) перевод в другой
отряд, бригаду, место исполнения наказания;
8) помещение в
штрафной изолятор, помещение камерного типа и другие средства взыскания;
9) задержание и
применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и
др.);
10) просмотр специально ориентированных видеозаписей
со встроенными кадрами, визуально невоспринимаемыми;
11) использование общественного мнения осужденных с
целью выдвижения кого-нибудь или, наоборот, для дискредитации и др.
Таким
образом, методы профилактического воздействия на осужденных в местах лишения
свободы весьма разнообразны и необходимо четко различать методы микросредовой
профилактики, например по выявлению внешних условий преступлений (проверки,
инспекция, надзор и т. п.), их устранения и компенсации (комплексные
профилактические операции, внедрение современных достижений спецтехники и др.).
Кроме того, методы групповой профилактики (групповая психотерапия, упражнения,
игры, проповедь и т. п.) и индивидуальной, разделяемые на методы выявления
(анализ документов, опросы и т. п.), изучения (тестирование, наблюдение и т.
д.), учета (компьютерный, перфорация и др.), контроля (перлюстрация
корреспонденции, обыски и т. п.), воздействия (средства поощрения и взыскания,
приобщение к творческим занятиям и т. д.).
Организация
взаимодействия структурных подразделений
исправительных колоний (ИК) и его осуществление всегда занимали важное место
в управленческой деятельности любого подразделения. Ряд приказов и других
нормативных правовых актов Минюста России ориентированы на необходимость
обеспечения качественного улучшения взаимодействия всех без исключения служб
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в исполнении наказаний в
виде лишения свободы, профилактики совершения преступлений и других правонарушений
осужденными. Главной целью и основной задачей подобной профилактики является
разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия,
способствующие их совершению, а также искоренение этих причин и условий. Отсюда
определяется основная задача непосредственно самого взаимодействия, а именно
взаимодополнение тех сторон деятельности различных отделов и служб, которые
ограничивают свое воздействие спецификой своего назначения. Решение этой задачи
позволит создавать последовательное осуществление профилактической
деятельности по «цепочке воздействий», в сумме составляющих комплекс[45].
Кроме того, следует констатировать, что взаимодействие - есть деятельность
на основе объединения сил, средств и методов работы не подчиненных друг другу
различных отделов и служб, направленная на эффективное и рациональное разрешение
в соответствии с действующими нормативными актами комплексных проблем по
профилактике и пресечению преступлений и других правонарушений со стороны лиц,
отбывающих наказание.
Из определения взаимодействия видно, что работа по профилактике
преступлений и различных правонарушений может быть эффективной и достичь
определенных положительных результатов лишь при тесном контакте между всеми
службами подразделения.
Необходимо подчеркнуть, что отделам и службам исправительных
колоний предопределено взаимодействие, ибо вся их практическая деятельность
направлена на выполнение главной цели - исправление осужденных и
предупреждение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
К сожалению, совершение преступлений в местах лишения свободы
еще не редкость. Так, в ИК Новосибирской области из-за отсутствия надлежащего
взаимодействия между службами по профилактике правонарушений стало возможным
подготовить и осуществить побег группы осужденных через прорытый ими
43-метровый подкоп[46].
В помещении карантина ИК Свердловской области были убиты трое
осужденных. Орудием убийства послужил топор, украденный накануне со
стройплощадки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|