И таких примеров можно привести достаточно много. Только за 2002
год в исправительных колониях зарегистрировано 1003 преступления, в том числе:
дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от
общества (ст. 321 УК РФ) - 84, захват заложников (ст. 206 УК РФ) - 2, убийства
и покушения на убийство (ст. 105 УК РФ) - 23, умышленные причинения тяжкого
вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) - 42, побеги из мест лишения свободы (ст. 313
УК РФ) - 322, уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 314
УК РФ) - 87, хулиганство (ст. 213 УК РФ) - 31.
Следует отметить, что в тех регионах, где организации взаимодействия
отделов и служб ИК по профилактике правонарушений уделяется должное внимание,
количество преступлений со стороны осужденных из года в год остается
незначительным. Это относится к исправительным учреждениям Краснодарского и
Ставропольского краев, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Омской,
Ростовской, Самарской и Саратовской областей.
Первооснова эффективного взаимодействия - это, с одной стороны,
четкое распределение и правовое закрепление за каждой службой зон
ответственности, с другой - определение круга проблем, требующих объединения
усилий, согласованных и скоординированных действий по их решению. Нарушение
баланса между этими составляющими способно привести к снижению опроса за
положение дел на том или ином направлении служебной деятельности,
перекладыванию ответственности друг на друга. Все это в конечном счете
приводит к ослаблению служебной активности в решении как частных, так и общих
задач, что влечет за собой совершение осужденными различных преступлений и
правонарушений, создание групп отрицательной направленности и вовлечение в них
других осужденных. Так как профилактическая работа по предупреждению преступлений
и правонарушений в учреждениях предусматривает объединение усилий
оперативно-режимных аппаратов, инженерно-технического персонала,
воспитательной, и других служб, организовывать данную деятельность должен
непосредственно сам руководитель подразделения. Эта работа предполагает строго
рассчитанную систему мер по устранению обстоятельств, способствующих
совершению преступлений и правонарушений осужденными, целесообразность которых
обусловлена состоянием, структурой и динамикой преступности, спецификой
контингента и конкретными условиями деятельности учреждения.
Руководитель, организующий подобное взаимодействие, должен иметь
в виду, что параметры деятельности служб регламентируются нормативными и
правовыми актами, Следовательно, организация предполагает совместную
деятельность при строгом разграничении компетенции, форм и методов работы, установленных
для каждой службы соответствующей нормативной базой. Основными принципами организации
взаимодействия являются: систематичность; оперативность при принятии и
осуществлении решений; конкретность; комплексное использование сил и средств;
оперативная и тактическая целесообразность применения сил и средств, с учетом
их предназначения и возможностей, характера и особенностей конкретной
обстановки; взаимодействие служб в пределах своей компетенции и их ответственность
за выполнение поставленных задач; соблюдение законности.
Многообразие форм взаимодействия объясняется многогранностью
решаемых оперативно-служебных задач, динамикой и множеством конкретных
условий, в которых протекает деятельность того или иного подразделения.
Поэтому формы взаимодействия условно можно разделить на следующие
категории:
1)
обмен информацией. Здесь следует иметь в виду доведение
соответствующей информации до взаимодействующих служб и подразделений. Для
активизации совместной деятельности целесообразно каждой службе проявлять
инициативу и предоставлять своим коллегам информацию, которая может быть им полезна,
не ожидая с их стороны формальных просьб или запросов.
2)
совместное обсуждение имеющейся информации. Оно может проходить на
совместных оперативных совещаниях, в системе служебной подготовки, на
инструктажах дежурного наряда и т.д. По результатам обсуждения начальник
подразделения принимает соответствующее решение, которое и является основой
дальнейшей деятельности отделов и служб. Здесь необходимо учитывать, что очень
важным фактором является адекватность в оценке самой информации. Этот аспект
также является заботой руководителя. Кроме того, он должен лично разъяснить
начальникам служб наиболее важные положения нормативных правовых документов,
дать оценку оперативной обстановки, познакомить с документами, имеющими
принципиальное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед
подразделением. Затем эти сведения должны быть доведены до сотрудников каждой
службы.
3)
выполнение отдельных мероприятий по просьбе иной службы. Эта
форма взаимодействия используется в тех случаях, когда необходимо провести
специфические для соответствующей службы мероприятия. При этом следует четко и
конкретно определить круг задач, которые необходимо ей решить в ходе проведения
такого мероприятия, а после его завершения сообщить результаты заинтересованным
лицам.
4)
совместное планирование мероприятий. Оно достигается путем
составления самостоятельных планов взаимодействующих служб, исходя из
конкретной обстановки, и в конечном итоге обобщается единым совместным планом
мероприятий, утверждаемым руководителем подразделения.
5)
оказание содействия в выполнении мероприятий другой службой.
Такое содействие может осуществляться самыми разнообразными способами.
Например, это информационное обеспечение проводимого мероприятия. Кроме того,
содействие может оказываться посредством выделения в помощь иной службе
сотрудников и средств, которые задействуются для проведения мероприятия, а
также создания необходимых условий для его выполнения.
6)
совместное проведение мероприятий. Эта форма применяется при
решении задач, стоящих перед всеми взаимодействующими службами. В таких случаях
создается временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб.
При этом ставится конкретная задача каждому участнику такой группы, совместно
вырабатывается тактика проведения мероприятия, уточняются способы обмена информацией
и т.д. Рассмотренные выше формы взаимодействия, разделенные на условные
категории, в практической деятельности имеют ряд проблем, которые необходимо
решать. Обозначим некоторые из них.
В связи со значительным ростом компьютеризации современного
общества, в том числе и подразделений УИС, возникла острая необходимость в
создании единого банка данных, с помощью которого появляется возможность
значительного упорядочения информационного обеспечения УИС[47].
Важными источниками для сбора накопительной информации в единый
банк данных являются исправительные колонии, так как здесь фиксируется вся
первичная информация, которая затем обобщается. Она дает общую картину о
социальных явлениях в масштабе области, края и страны в целом. Исходя из этого,
к учетно-регистрационной дисциплине предъявляются высокие требования, ибо
любая неточность приводит к искаженному представлению о действительном
положении дел, в результате чего могут приниматься необоснованные решения.
Потребителями информации являются и сами исправительные колонии.
Но именно они зачастую не обеспечивают своевременного и квалифицированного
пополнения существующего информационного банка данных, что, на наш взгляд, является
одной из основных причин низкой эффективности использования автоматизированных
информационных систем.
Одним из основных элементов взаимодействия в организации профилактической
деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы является ее
планирование, которое призвано упорядочить сложный многогранный процесс
профилактической деятельности. Планирование мероприятий по предупреждению
правонарушений в исправительных колониях способствует своевременному разрешению
наиболее актуальных задач, создает условия для более эффективного
использования сил и средств, своевременного маневрирования ими, облегчает
изучение и обобщение передового опыта работы ИК по организации взаимодействия
служб, а также учета, контроля и проверки исполнения мероприятий, проводимых в
процессе такого взаимодействия.
Вся собранная и проанализированная информация, характеризующая
обстановку в исправительной колонии, является базой для планирования
мероприятий по профилактике правонарушений. В колониях
уголовно-исполнительной системы на основании данной информации составляются
годовые, полугодовые или квартальные планы.
Использование той или иной формы внутреннего взаимодействия
определяется спецификой каждого подразделения, складывающейся оперативной
обстановкой, особенностями служб, участвующих во взаимодействии, имеющимися в
наличии силами, средствами, поставленными целями и задачами, на решение
которых и направлено осуществляемое взаимодействие.
Необходимым условием организации взаимодействия является недопущение
конфликтов между службами, а также их руководителями, причины которых нередко
коренятся в незнании проблем деятельности иных служб, трудностей их работы,
точек соприкосновения. Поэтому целесообразно на совместных совещаниях
регулярно заслушивать тех, кто возглавляет то или иное подразделение, или
наиболее опытных специалистов других служб о проблемах решения задач по профилактике
преступлений и правонарушений со стороны осужденных, а также проводить
совместное обсуждение какой-либо общезначимой проблемы. Полезно, например,
участие начальников разных служб в отчетном совещании по результатам оперативно-служебной
деятельности. Руководитель подразделения должен всемерно поощрять любые формы
изучения стоящих перед учреждением задач, побуждать своих подчиненных к
планированию подобных мероприятий. Ознакомление с информацией такого рода расширяет
профессиональный кругозор сотрудников, дает возможность понимать сослуживцев и
оказывать им осмысленное содействие.
Хотелось бы обратить внимание на особенности взаимодействия
службы безопасности с другими отделами и службами исправительных колоний и
органами внутренних дел по профилактике преступлений и других правонарушений
со стороны осужденных, в частности, на:
1)
во взаимодействии со всеми отделами и службами ИК обеспечивает
выполнение осужденными правил поведения и распорядка дня;
2)
совместно с сотрудниками оперативного отдела выявляет и разоблачает
организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности,
подстрекателей и иных лиц, намеревающихся совершить правонарушение, готовит и
представляет начальнику ИК материалы о необходимости их изоляции от основной
массы осужденных;
3)
ставит (снимает) на профилактический учет осужденных на основании
собранных материалов;
4)
систематически проводит внеплановые обыски осужденных, мест их
проживания и работы по оперативной информации сотрудников;
5)
совместно с сотрудниками отдела воспитательной работы осуществляет
правовую пропаганду, разъясняет осужденным требования уголовно-исполнительного
законодательства и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений;
6)
обеспечивает взаимодействие всех отделов и служб ИК по предупреждению
правонарушений со стороны осужденных, склонных к совершению противоправных
действий, путем анализа материалов о правонарушениях и результатов служебных
расследований; выявляет каналы проникновения к осужденным предметов,
запрещенных к использованию в ИК, принимает меры по их перекрытию;
7)
совместно с сотрудниками ОВД осуществляет патрулирование на
территории, прилегающей к исправительным учреждениям;
8)
участвует в розыске осужденных, совершивших побег из мест лишения
свободы;
9)
участвует в ликвидации чрезвычайных происшествий.
Это далеко не полный перечень направлений
взаимодействия структурных подразделений по профилактике преступлений и
других правонарушений со стороны осужденных, ибо процесс организации и
поддержания взаимодействия осуществляется, как правило, дифференцированно, с
учетом специфики решаемых задач, привлекаемых к действиям сил и средств, и он
представляет особую линию деятельности отделов и служб по предупреждению
правонарушений, которая должна постоянно планироваться и контролироваться.
В данном дипломном исследовании нами был изучен опыт
различных субъектов Российской Федерации по профилактике правонарушений в
местах лишения свободы. В каждом регионе свои специфика работы со
спецконтингентом - не всегда можно применить положительный опыт одного региона
в другом, однако все же необходимо внимательно прорабатывать идеи и новшества,
уже внедренные в практику. В этой связи хотелось бы остановиться на примере
работы уголовно-исполнительной системы Тверской области.
В состав уголовно-исполнительной системы Тверской области входят
территориальное Управление исполнения наказаний и 15 учреждений, в том числе:
7 исправительных колоний (ПК); лечебно-исправительное учреждение (ЛИУ) для
содержания и амбулаторного лечения больных наркоманией и для больных туберкулезом,
в составе которого имеется больница для их стационарного лечения; областная
больница для осужденных; центральная база материально-технического и военного
снабжения; 7 изолированных участков в составе действующих колоний (особого
режима - 1) и 6 участков колоний-поселений. Кроме того, на базе ИК-4
функционирует ЕПКТ с лимитом наполнения 44 места.
По состоянию на 1 января 2003 года в учреждениях УИН Минюста
России по Тверской области содержались 11 023 человека. Из них: в трех
колониях общего режима при лимите наполнения 2 916 человек – 2 986
заключенных, в четырех колониях строгого режима при лимите 4 169 – 3 943
человека, в ЛИУ-3 (все виды режима) для содержания и лечения больных туберкулезом
при лимите 650 - 695 человек, в ЛИУ-8 (общий и строгий режим) при лимите 510
-719 человек, на 7 изолированных участках при общем лимите 320 мест - 370
осужденных, в областной больнице при лимите 170 - 145 человек, в трех изоляторах
при лимите наполнения 940-2165 человек.
Кроме того, в 2002 году по учетам уголовно-исполнительной
инспекции области прошли 14 106 осужденных, а на начало 2003 года на учете
состоят 6 517 подопечных, из их числа 321 человек осужден к исправительным
работам.
Основные организационные мероприятия, направленные на
профилактику правонарушений и преступлений в учреждениях Анализ причин и
условий преступлений, совершенных за последние годы в учреждениях области,
показывает, что их можно условно разделить на три основные группы:
1)
преступления
против жизни и здоровья спецконтингента и личного состава;
2)
преступления
с участием лиц или в отношении лиц, относящихся к неформальным «низшим» слоям
осужденных;
3)
покушения
на побеги.
С учетом этого Управлением исполнения наказаний Минюста
России по Тверской области в 1995 году была разработана, а в последующие годы
переработана и дополнена “Программа оперативно-режимных и воспитательных
мероприятий по профилактике преступлений среди спецконтингента".
В соответствии с ней все службы постоянно участвуют в
реализации комплекса оперативно-режимных и воспитательных мероприятий,
направленных на профилактику правонарушений и преступлений среди
спецконтингента, обеспечение преемственности работы между следственными
изоляторами, исправительными колониями, лечебно-исправительными учреждениями.
Программой предусмотрен постоянный сбор информации от
различных служб и конкретных людей о:
1)
лицах,
поступивших в следственный изолятор - первичная информация от территориального
органа внутренних дел (участкового, сотрудника уголовного розыска,
следователя) об особенностях их поведения при содержании в ИВС;
2)
негативных
процессах, происходящих среди обвиняемых за время их содержания в СИЗО;
3)
взаимоотношениях
между соучастниками преступления;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|