Выбор конкретных тактических приемов, применяемых при
расследовании, определяется доказательственной базой и убежденностью следователя
в виновности подростка. Поэтому при наличии достаточных доказательств
следователь может быть более решителен, создавая у несовершеннолетнего
преувеличенное представление о своей осведомленности об обстоятельствах
преступления, используя внезапное предъявление отдельных доказательств, а
также противоречия в показаниях соучастников и иные тактические приемы. В
пограничной ситуации, а равно при недостаточности доказательств требуется
особая осторожность и тщательность в выборе тактических приемов, учитывая
внушаемость подростков и склонность к самооговору.
Своевременное и полное расследование групповых хулиганских
проявлений молодежи достигается путем использования информационного потенциала
различных служб органов внутренних дел. Получение информации зависит, в первую
очередь, от четкости взаимодействия следственных аппаратов с работниками уголовного
розыска. Такое взаимодействие должно начинаться сразу после получения
информации о преступлении. Наиболее оптимальная форма взаимодействия -
создание следственно-оперативных групп. Выборочное исследование показало, что
при расследовании уголовных дел по фактам группового хулиганства
следственно-оперативные группы практически не создаются, а если создаются, то
работники уголовного розыска принимают в них участие крайне редко (17,6%), что
серьезно сказывается на качестве расследования. В то же время опыт работы
следственно оперативных групп из числа дополнительных сил МВД СССР и
Прокуратуры РСФСР в г. Казани в 1989 г. показал, что имеются возможности
улучшать показатели раскрытия и расследования групповых преступлений со
стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи. Скоординированные
действия позволили за короткий срок выявить и привлечь к уголовной
ответственности более 140 главарей и лидеров антиобщественных группировок
молодежи, оздоровить в целом оперативную обстановку в городе.
Как правило, при расследовании хулиганских проявлений
и иных преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и
молодежи первоначальных следственных действий оказывается недостаточно для
выдвижения версий и выбора оптимального направления расследования. Поэтому на
первоначальном этапе следователь должен использовать и оперативно-розыскную
информацию.
Основная форма организационного взаимодействия
следователя с аппаратами уголовного розыска на этом этапе расследования —
дача отдельных поручений. Нередко следователи не планируют свои действия, не
согласуют их с действиями оперативных работников. Отдельные поручения в
большинстве случаев носят формальный характер. Между тем, анализ положительного
опыта взаимодействия показывает, что успех в расследовании дел указанной
категории достигается тогда, когда следователи поручают оперативным работникам
уголовного розыска собрать с помощью оперативно-розыскных средств и методов
информацию по следующему кругу вопросов:
-
о принадлежности
подростков и молодых людей к той или .иной группе;
-
о численности и составе
данной группы, наличии «форменной» одежды и атрибутов;
-
о наличии лидеров,
наиболее активных участников, прежде всего, взрослых лиц, ранее судимых;
-
о местах концентрации
членов данных групп, системе их оповещения и сборе;
-
о фактах совершения
членами группы преступлений, иных правонарушений, употреблении алкоголя,
наркотических и токсических веществ;
-
о фактах проявлений
аморализма в их среде;
-
о наличии стихийных рынков
(«толчков») по обмену, продаже дисков, магнитофонных и видеокассет, импортных
вещей;
-
о местах проведения
досуга, маршрутах группового передвижения к ним;
-
о наличии
противоборствующих группировок и причинах, лежащих в основе их разногласий и
конфликтов;
-
о признаках совершенных
преступлений (телесные повреждения, следы на теле от применения наркотиков,
похищенные вещи, состояние испуга, повышенной агрессивности, цинизма отдельных
членов группы после совершения противоправных действий);
-
о потерпевших от
преступных посягательств членов группировок, особенно по фактам нанесения
телесных повреждений и драках между разными группами, изнасилований;
-
о местах изготовления
колюще-режущих и ударно-раздробляющих металлических предметов, запястных
браслетов с металлическими шипами, кастетов и т.п.;
-
о межрегиональных и
внутрирегиональных связях членов группировки (особенно это касается «фанатов»,
«металлистов», которые склонны к групповому передвижению, а также групп, выезжающих
для сведения счетов с противоборствующими группами из пригорода в город и
наоборот);
-
о зафиксированных в период
передвижения группы фактах организации стихийных рынков, мест для «разборов»
между конфликтующими группами;
-
о связях с авторитетами
уголовно-преступной среды («ворами в законе», «паханами» и т. п.) и лидерами
организованных преступных групп; о целях повышенного внимания этих лиц к молодежным
группировкам; о способах вовлечения подростков и молодежи в преступную
деятельность).
Наряду с отдельными поручениями
необходимо более широко применять и такие формы взаимодействия, как постоянный
взаимный обмен полученной информацией, привлечение оперативных работников для
оказания помощи в проведении следственных действий; создание
следственно-оперативных групп на период всего расследования массовых
хулиганских групповых действий подростков и молодежи, сопровождающихся тяжкими
последствиями; совместная профилактическая работа.[40]
Службами МВД проводится определенная работа по
выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
В ГРОВД направляются информационные письма и обзоры о
состоянии взаимодействия следователей и сотрудников ПППН, о недостатках в
осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и
соблюдения прав несовершеннолетних, о практике работы следственных
подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по
устранению имеющихся недостатков. Все эти вопросы рассматриваются на совместных
оперативных совещаниях.
Несмотря на меры, принимаемые компетентными органами,
недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно.
По-прежнему имеются упущения в вопросах взаимодействия следователей с другими
службами, недостаточное внимание уделяется профилактике правонарушений.
Хотя в следственных подразделениях ГРОВД, как правило,
определены сотрудники для ведения дел данной категории, они загружаются и
другими уголовными делами. В то же время расследование дел в отношении
подростков поручается разным сотрудникам, без учета уровня подготовки и опыта
работы по этой линии, нередко их расследуют стажеры, следователи со стажем работы
не более года.
За последнее время несколько улучшилось взаимодействие
следователей с сотрудниками ПППН. Руководители следственных подразделений
повысили спрос за своевременное информирование ПППН о совершенных подростками
преступлениях. Больше подростков ставится на профилактический учет в ходе
следствия, а не после поступления из суда копии приговора.
Однако в ряде ГРОВД работа следователей по
взаимодействию с ПППН по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений,
хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характеризующего
материала на подростков, совершивших преступления. В отдельных случаях
личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.
С каждым годом увеличивается
количество несовершеннолетних, совершивших повторные преступления. Одним из
условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является
отсутствие в ПППН информации следователей о совершенных преступлениях. Зачастую
информация содержится только в запросах или поручениях в ПППН, что не является
основанием постановки несовершеннолетних на профилактический учет. До сих пор
имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов ПППН о принимаемых
решениях по уголовному делу. Нередко работники ПППН, не располагая информацией
о том, предъявлялось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, направлено
ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самостоятельно: по данным
информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со
следователями и даже подучетными подростками.
Сотрудники ПППН практически не знакомятся с
материалами уголовных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать
важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы.
Иногда следователи не допрашивают инспекторов ПППН, а, следовательно, не
обеспечивают всестороннего изучения в ходе предварительного расследования
личности обвиняемого, что отрицательно сказывается при назначении
несовершеннолетнему наказания в суде.
Слабо реализуются вопросы взаимодействия СО и ПППН при
избрании мер пресечения.
Из-за волокиты в ходе следствия, ошибок при решении
вопроса об освобождении несовершеннолетних, совершивших преступления, от уголовной
ответственности, несогласованности действий следователя и сотрудника ППН,
отсутствия надежного механизма контроля за поведением несовершеннолетних
обвиняемых, у многих из них возникает ощущение безнаказанности, что объективно
способствует продолжению преступной деятельности.
Существенные недостатки имеются и в организации
оперативно-розыскной работы среди несовершеннолетних. Отсутствие контроля над
подростками приводит к совершению ими тяжких преступлений.
В связи с изложенным видится
целесообразным обеспечить четкую специализацию следователей по расследованию
уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В случае совершения
подростком повторных преступлений во время предварительного следствия в
десятидневный срок должны проводиться служебные проверки в отношении
сотрудников, не обеспечивших их предотвращение. В практику вводится совместное
рассмотрение следователями, сотрудниками УР и ПППН материалов о преступлениях
несовершеннолетних при решении вопроса о применении к ним меры пресечения.
Если же подросток освобожден от уголовной ответственности по нереабилитирующим
основаниям, предлагается приобщать к материалам уголовного дела документы о принятии
мер воспитательного и профилактического характера.
Среди важнейших правовых актов, регулирующих
деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений
несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобренный Советом Федерации 9
июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы
правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Представляется
целесообразным привести основные положения данного закона.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона
применяются следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за
поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со
стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места
жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально
опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие
безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность
для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или
содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном
положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а
также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и
(или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа -
деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных
на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в
социально опасном положении.
Статья 2. Основные задачи и принципы
деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и
устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма,
гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с
ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением
конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки
деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения
ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних.
Статья 3. Законодательство Российской
Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Российской Федерации,
регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных
нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона,
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской
федерации.
Статья 4. Органы и учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. В систему профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы
управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы
опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления
здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|