Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Выбор конкретных тактических приемов, применяемых при рас­следовании, определяется доказательственной базой и убежден­ностью следователя в виновности подростка. Поэтому при нали­чии достаточных доказательств следователь может быть более решителен, создавая у несовершеннолетнего преувеличенное пред­ставление о своей осведомленности об обстоятельствах преступ­ления, используя внезапное предъявление отдельных доказа­тельств, а также противоречия в показаниях соучастников и иные тактические приемы. В пограничной ситуации, а равно при недо­статочности доказательств требуется особая осторожность и тща­тельность в выборе тактических приемов, учитывая внушаемость подростков и склонность к самооговору.

Своевременное и полное расследование групповых хулиган­ских проявлений молодежи достигается путем использования ин­формационного потенциала различных служб органов внутренних дел. Получение информации зависит, в первую очередь, от чет­кости взаимодействия следственных аппаратов с работниками уго­ловного розыска. Такое взаимодействие должно начинаться сразу после получения информации о преступлении. Наиболее опти­мальная форма взаимодействия - создание следственно-опера­тивных групп. Выборочное исследование показало, что при рас­следовании уголовных дел по фактам группового хулиганства следственно-оперативные группы практически не создаются, а если создаются, то работники уголовного розыска принимают в них участие крайне редко (17,6%), что серьезно сказывается на качестве расследования. В то же время опыт работы следствен­но оперативных групп из числа дополнительных сил МВД СССР и Прокуратуры РСФСР в г. Казани в 1989 г. показал, что име­ются возможности улучшать показатели раскрытия и расследо­вания групповых преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи. Скоординированные дей­ствия позволили за короткий срок выявить и привлечь к уголов­ной ответственности более 140 главарей и лидеров антиобщест­венных группировок молодежи, оздоровить в целом оперативную обстановку в городе.

Как правило, при расследовании хулиганских проявлений и иных преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи первоначальных следственных действий оказывается недостаточно для выдвижения версий и выбора оп­тимального направления расследования. Поэтому на первона­чальном этапе следователь должен использовать и оперативно-розыскную информацию.

Основная форма организационного взаимодействия следовате­ля с аппаратами уголовного розыска на этом этапе расследова­ния — дача отдельных поручений. Нередко следователи не пла­нируют свои действия, не согласуют их с действиями оператив­ных работников. Отдельные поручения в большинстве случаев носят формальный характер. Между тем, анализ положительно­го опыта взаимодействия показывает, что успех в расследовании дел указанной категории достигается тогда, когда следователи поручают оперативным работникам уголовного розыска собрать с помощью оперативно-розыскных средств и методов информацию по следующему кругу вопросов:

-         о принадлежности подростков и молодых людей к той или .иной группе;

-         о численности и составе данной группы, наличии «формен­ной» одежды и атрибутов;

-         о наличии лидеров, наиболее активных участников, прежде всего, взрослых лиц, ранее судимых;

-         о местах концентрации членов данных групп, системе их оповещения и сборе;

-         о фактах совершения членами группы преступлений, иных правонарушений, употреблении алкоголя, наркотических и токси­ческих веществ;

-         о фактах проявлений аморализма в их среде;

-         о наличии стихийных рынков («толчков») по обмену, продаже дисков, магнитофонных и видеокассет, импортных вещей;

-         о местах проведения досуга, маршрутах группового пере­движения к ним;

-         о наличии противоборствующих группировок и причинах, лежащих в основе их разногласий и конфликтов;

-         о признаках совершенных преступлений (телесные по­вреждения, следы на теле от применения наркотиков, похищенные вещи, состояние испуга, повышенной агрессивности, цинизма от­дельных членов группы после совершения противоправных дей­ствий);

-         о потерпевших от преступных посягательств членов группи­ровок, особенно по фактам нанесения телесных повреждений и драках между разными группами, изнасилований;

-         о местах изготовления колюще-режущих и ударно-раздробляющих металлических предметов, запястных браслетов с метал­лическими шипами, кастетов и т.п.;

-         о межрегиональных и внутрирегиональных связях членов группировки (особенно это касается «фанатов», «металлистов», которые склонны к групповому передвижению, а также групп, выезжающих для сведения счетов с противоборствующими груп­пами из пригорода в город и наоборот);

-         о зафиксированных в период передвижения группы фактах организации стихийных рынков, мест для «разборов» между кон­фликтующими группами;

-         о связях с авторитетами уголовно-преступной среды («во­рами в законе», «паханами» и т. п.) и лидерами организованных преступных групп; о целях повышенного внимания этих лиц к молодежным группировкам; о способах вовлечения подростков и молодежи в преступную деятельность).

Наряду с отдельными поручениями необходимо более широко применять и такие формы взаимодействия, как постоянный вза­имный обмен полученной информацией, привлечение оперативных работников для оказания помощи в проведении следственных действий; создание следственно-оперативных групп на период все­го расследования массовых хулиганских групповых действий под­ростков и молодежи, сопровождающихся тяжкими последствия­ми; совместная профилактическая работа.[40]

7. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Службами МВД проводится определенная работа по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

В ГРОВД направляются информационные письма и обзоры о состоянии взаимодействия следователей и сотрудников ПППН, о недостатках в осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и соблюдения прав несовершеннолетних, о практи­ке работы следственных подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по устранению имеющихся недостатков. Все эти вопросы рассматриваются на совместных оперативных совещаниях.

Несмотря на меры, принимаемые компетентными органами, недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно. По-прежнему имеются упуще­ния в вопросах взаимодействия следователей с другими службами, недо­статочное внимание уделяется профилактике правонарушений.

Хотя в следственных подразделениях ГРОВД, как правило, определены сотрудники для ведения дел данной категории, они загружаются и другими уголовными делами. В то же время расследование дел в отношении подростков поручается разным сотрудни­кам, без учета уровня подготовки и опыта работы по этой линии, нередко их расследуют стажеры, следователи со стажем работы не более года.

За последнее время несколько улучшилось взаимодействие следовате­лей с сотрудниками ПППН. Руководители следственных подразделений повысили спрос за своевременное информирование ПППН о совершен­ных подростками преступлениях. Больше подростков ставится на профи­лактический учет в ходе следствия, а не после поступления из суда копии приговора.

Однако в ряде ГРОВД работа следователей по взаимодействию с ПППН по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений, хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характери­зующего материала на подростков, совершивших преступления. В отдель­ных случаях личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.

С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, со­вершивших повторные преступления. Одним из условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является отсутствие в ПППН информации следователей о совершенных преступлениях. Зачас­тую информация содержится только в запросах или поручениях в ПППН, что не является основанием постановки несовершеннолетних на профи­лактический учет. До сих пор имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов ПППН о принимаемых решениях по уголовному делу. Нередко работники ПППН, не располагая информацией о том, предъ­являлось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, на­правлено ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самосто­ятельно: по данным информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со следователями и даже подучетными под­ростками.

Сотрудники ПППН практически не знакомятся с материалами уголов­ных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы. Иногда следователи не допрашивают инспекторов ПППН, а, следо­вательно, не обеспечивают всестороннего изучения в ходе предваритель­ного расследования личности обвиняемого, что отрицательно сказывается при назначении несовершеннолетнему наказания в суде.

Слабо реализуются вопросы взаимодействия СО и ПППН при избра­нии мер пресечения.

Из-за волокиты в ходе следствия, ошибок при решении вопроса об освобождении несовершеннолетних, совершивших преступления, от уго­ловной ответственности, несогласованности действий следователя и со­трудника ППН, отсутствия надежного механизма контроля за поведением несовершеннолетних обвиняемых, у многих из них возникает ощущение безнаказанности, что объективно способствует продолжению преступной деятельности.

Существенные недостатки имеются и в организации оперативно-ро­зыскной работы среди несовершеннолетних. Отсутствие контроля над подростками приводит к совершению ими тяжких преступлений.

В связи с изложенным видится целесообразным обеспечить четкую специализацию следователей по расследованию уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В случае соверше­ния подростком повторных преступлений во время предварительного след­ствия в десятидневный срок должны проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, не обеспечивших их предотвращение. В практи­ку вводится совместное рассмотрение следователями, сотрудниками УР и ПППН материалов о преступлениях несовершеннолетних при решении во­проса о применении к ним меры пресечения. Если же подросток освобож­ден от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предлагается приобщать к материалам уголовного дела документы о при­нятии мер воспитательного и профилактического характера.


8. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Среди важнейших правовых актов, регулирующих деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации и общепризнанными нормами международного права уста­навливает основы правового регулирования отношений, возникающих в свя­зи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних. Представляется целесообразным привести основные положения данного закона.


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных пред­ставителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пре­бывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорно­сти находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или закон­ные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их вос­питанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному вы­явлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению со­вершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и уст­ранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право­нарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетни­ми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобще­ственных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в со­циально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обраще­ния с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуаль­ного подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциально­сти полученной информации, государственной поддержки деятельности органов ме­стного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должност­ных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профи­лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного пра­ва и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных право­вых актов субъектов Российской федерации.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодатель­ством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.