Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Немало учащихся числится в списках учебных заведений, в то время как они давно бросили учебу, или администрация школ в нарушение требований закона без согласия комиссии по делам несовершеннолет­них  исключает учащихся за плохое поведение, переводит в вечернюю школу, в ПТУ, не интересуясь, действительно ли они продолжают учебу. В некоторых школах и ПТУ администрация не изучает условия нравственного формирования личности учащихся в семье, общежитии, во время прохождения производственной практики, не проводит вдумчивой, кропотливой работы с каждым подростком, склонным к правонарушениям, в ее действиях до сих пор преобладает стремление к проведению массовых профилактических мероприятий вместо кропотливой индивидуально-профилактической работы, мало уделяется внимания предотвращению пьянства, наркомании и токсикомании.

Встречаются факты сокрытия администрацией от правоохранительных органов правонарушений подростков, что способствует формированию у них чувства безнаказанности.

Кроме того, хозяйственные руководители зачастую не создают необ­ходимых условий для труда и быта подростков, занятых на производстве, повышения их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, не следят за учебой работающих подростков. Большой вред приносит формальный подход администрации и обществен­ных организаций к вопросу о подборе общественных воспитателей, закреплении шефов, наставников за подростками-новичками. Их обучение на некоторых предприятиях поручается судимым или лицам, злоупотреб­ляющим спиртными напитками. Особое внимание необходимо обращать на работников торговли, продающих спиртные напитки подросткам, на взрослых, вовлекающих подростков в пьянство, употребление наркотиков, в преступную деятельность, а также на условия и причины формирования преступных групп несовершеннолетних. При этом важно выявлять их организаторов и принимать эффективные меры к предотвращению появления новых антиобщественных групп.

Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организа­цию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивно-трудовые лагеря и др.

Ветераны войны и труда, бывшие воины-интернационалисты могли бы многое сделать для воспитания подрастающего поколения. Большими возможностями в работе по перевоспитанию несовершенно­летних правонарушителей обладают назначаемые решением КДН общест­венные инспекторы. Однако при расследовании нередко выявляются факты грубого нарушения Положения об общественных инспекторах: ими назначаются некомпетентные лица, отчеты общественных инспекторов не заслушиваются, им не оказывается помощь. Иногда общест­венные инспекторы даже не ставятся в известность о своем прикреплении к тому или иному подростку.

При расследовании повторных правонарушений, совершенных подрост­ком, часто выясняется, что КДН не принимала своевременных мер для их предотвращения, не контролировала исполнение собственных решений, нарушала установленные законом сроки и т. п. О подобных наруше­ниях необходимо вносить представления в комиссии по делам несовер­шеннолетних при местных администрациях, органах власти.

Сложившаяся в сознании того или иного подростка антиобщественная направленность содержит в себе лишь возможность совершения преступления. Она становится причиной конкретного преступления при наличии условий, способствующих ее реализации. В отличие от взрослых преступников, которые нередко настойчиво ищут возможности осуществления своих намерений и даже искусственно создают условия для совершения преступлений, подростки в большинстве случаев не совершат преступле­ния, если в окружающей их обстановке не найдут соответствующих условий.

Это обстоятельство делает особенно важной работу всех госу­дарственных и общественных организаций, должностных лиц по устранению недостатков в своей деятельности, а также по выяв­лению и устранению условий, способствующих или могущих способст­вовать совершению подростками преступлений.

К числу таких условий относятся: недостатки в организации учета, контроля и хранения материальных ценностей; проверок деятель­ности должностных лиц на предприятиях, в торговых организациях и т.п.; в подборе кадров и комплектовании состава воспитателей и педагогов в учебных заведениях, общежитиях, детских учреждениях в деятельности по охране порядка и имущества. Сюда же следует отнести разного рода отступления от требований законов и нормативных актов, допускаемые должностными лицами; безразличное, пассивное отношение отдельных должностных лиц к правонарушениям, совершаемым подростками.

Иногда при расследовании уголовных дел недостатки, являющиеся условиями, способствующими совершению несовершеннолетними преступ­лений, обнаруживаются и в деятельности самих органов внутренних дел. К таким недостаткам, прежде всего, относятся факты сокрытия от учета и регистрации правонарушений и преступных проявлений под­ростков, несвоевременного реагирования на сигналы о правонарушениях несовершеннолетних, слабая активность в разобщении преступных группировок.

Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступ­лений несовершеннолетними, осуществляется во время допросов самого несовершеннолетнего правонарушителя, свидетеля, производства иных следственных действий, путем истребования характеристик, справок, других документов.

Поскольку производство следственных действий подробно регламенти­ровано УПК РСФСР и не нуждается в дальнейшем разъяснении, остановимся на рассмотрении некоторых особенностей их производст­ва лишь в части выявления причин и условий, способствовавших соверше­нию преступлений несовершеннолетними.

Чистосердечное признание и раскаяние, которое испытали большинство изучен­ных правонарушителей, свидетельствует о наличии психологического контакта между следователями и виновными, а также хорошей основы для выявления причин и условий преступления. Как правило, подросток достаточно подробно рассказывает о предупредительной работе с ним работников КДН, ПППН, УР, педагогов, о перенесенных болезнях, прежних судимостях, мотивах, толкнувших его на путь совершения преступления. Менее охотно подчас несовершеннолетний дает показания о своих взаимо­отношениях с родителями, друзьями, соучастниками преступления; со взрослыми, вовлекшими его в преступную деятельность, пьянство. Это объясняется разными причинами: ложно понимаемым чувством дружбы, боязнью мести, родственными связями.

В подобных ситуациях необходимо обратить внимание подростка на его неправильную линию поведения, стремиться доказать, что безнаказан­ность лиц, вовлекших его в преступление, может иметь отрицательные последствия для других подростков. Если же подросток упорно не желает рассказывать о взаимоотношениях в семье, жилищно-бытовых условиях его жизни и воспитания, не следует настаивать на этом: подросток может замкнуться, психологический контакт будет утерян. Указанные сведения могут быть получены следователем путем допросов других лиц - свидетелей по делу: родственников, педагогов, инспекторов ПППН, воспитателей и др., каждый из которых может осветить ту или иную сторону жизни подростка, сообщить о причинах и условиях, толкнувших его на совершение преступления, а также мерах, которые принимались для устранения негативных обстоятельств. Родители, например, могут рассказать о состоянии здоровья подростка, перенесенных в детстве заболеваниях, его учебе, взаимоотношениях с учителями, одноклассни­ками, круге друзей, их влиянии на него. Педагог охарактеризует микроклимат в учебном или производственном коллективе, отношение подростка к правилам внутреннего распорядка, трудовой дисциплине, общественной жизни коллектива. Учитель объяснит причины отставания в учебе, расскажет об интересах и поведении в свободное от учебы время, взаимоотношениях с одноклассниками.

Наставник,  инспектор ПППН или КДН помогут понять особенности личности подростка, его интересы, увлечения. Из допроса этих лиц следователь сможет сделать вывод об эффектив­ности и своевременности принимаемых мер по исправлению подростка, отношении несовершеннолетнего к проводимым мероприятиям. Необ­ходимо иметь в виду, что указанные свидетели подчас охотно дают негативную информацию о подростке, хотя редко признают и свои недоработки, недостатки в профилактической деятельности. Поскольку такие факты имеют существенное значение для выявления причин и условий, способствовавших совершению подростком преступления, следова­тель должен настойчиво устанавливать их в процессе предварительного следствия.

Часть сведений о криминогенных обстоятельствах следователь может получить из характеристик по месту учебы или жительства, путем обследования бытовых условий жизни и воспитания подростка, направления запросов в психоневрологический, наркологический диспансер или иное медицинское учреждение, ПППН, КДН, ИЦ МВД, УВД, обращения к материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, назначения судебно-психиатрической или психологической экспертизы. В необходимых случаях следователи запрашивают характеристику о поведении арестованного в следственном изоляторе (когда он длитель­ное время нигде не работал и не учился) или из УИН, в котором осужденный ранее отбывал наказание. В целях получения необходимой и более полной информации следователю необходимо ознакомиться с соответствующими материалами в ПППН, школе, профессионально-техническом училище. Так, изучением планов воспитательной работы на учебный год, протоколов заседаний педагогических советов, материа­лов оперативных совещаний, планов индивидуально-воспитательной работы с учащимися следователь может получить в ходе следствия достаточно полные, конкретные и неоспоримые факты, позволяющие ему проана­лизировать их, выявить имевшиеся упущения и недостатки в деятель­ности учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, способствовавших в конечном итоге совершению подростком преступления.

Если подросток работает на производстве, необходимая информация о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, может быть получена следователем путем опроса администрации цеха, председателей заводского комитета профсоюза, комендантов училищ. Полученная информация может быть дополнена изучением различного рода документов.

Проделанная в связи с расследованием преступления работа следовате­ля должна найти отражение в обвинительном заключении по делу или постановлении о его прекращении. В обвинительном заключении, наряду с анализом собранных доказательств, должен быть раздел, посвященный характеристике личности несовершеннолетнего обвиняемого.

В справке к обвинительному заключению следует перечислить, кому и когда направлены представления, когда, где и на какую тему следователь выступал перед коллективом, какие еще проведены профилактические мероприятия по делу. Копии представлений, а также ответы на них следует приобщать к делу.

3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


При раскрытии данного вопроса целесообразно полностью воспроизвести Уголовный Закон РФ в части уголовной ответственности несовершеннолетних.

Статья 87.   Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления ис­полнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Статья 88.   Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельно­го заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в воз­расте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.

6. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается:

несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несо­вершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима;

несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитатель­ных колониях усиленного режима.

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несо­вершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Статья 89.   Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитатель­ного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государ­ственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред:

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения принудительных мер воспита­тельного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, уста­навливается органом, назначающим эти меры.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспи­тательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответст­венности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его дея­нием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несо­вершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения не­совершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разреше­ния специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.