Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Санкт-Петербургский
юридический институт МВД РФ
Новгородский
факультет заочного обучения
ОСОБЕННОСТИ
УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
курсовая
работа
по
курсу "Уголовное право РФ"
Выполнил: следователь СО при
Демянском РОВД
прапорщик юстиции
слушатель III
курса 3 группы
Новгородского ФЗО
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Домашний адрес: ХХХХХХХХХХ
Новгородская область
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Домашний телефон ХХХХХ
Рабочий телефон ХХХХХ
Новгород
1999
План
1. Введение. 2
2. Понятие причин и условий,
способствующих совершению преступлений несовершеннолетними. 5
3. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. 13
4. Производство по делам
несовершеннолетних. 17
5. Прокурорский надзор по делам
несовершеннолетних. 40
6. Группы несовершеннолетних и их
антиобщественная направленность 41
7. Профилактическая работа с
несовершеннолетними. 54
8. Федеральное законодательство и
профилактика правонарушений несовершеннолетних 56
9. Список использованной литературы.. 62
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из
наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране.
Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность.
Главное ее содержание заключается в воспитательной работе,
предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и
условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут
быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения
процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного
расследования по делам несовершеннолетних.
В соответствии с законом возраст уголовной
ответственности —16 лет. Лишь за ограниченный круг умышленных преступлений,
отдельно указанных в Уголовном Кодексе Российской Федерации, к уголовной ответственности
могут привлекаться лица с 14 лет. Расследование преступлений, совершенных
подростками, имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией
несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать
происходящие события и т. п. В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной
внушаемости подросток не способен в полной мере использовать свои права на
предварительном следствии, в частности, право на защиту. Эта специфика и
находит свое законодательное отражение в особых процессуальных нормах.
Нередко подростки совершают те или иные противоправные
деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве озорства, не осознавая до конца значения
последствий своих действий. Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего,
привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно
выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от
преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду
могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необходимо исключить
факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые
совершили действия, лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в
силу малозначительности не представляющие общественной опасности. «Главная
задача следствия, - отмечал министр внутренних дел СССР генерал армии Н. А.
Щелоков, - состоит в том, чтобы на основе глубокого выяснения личности подростка,
его окружения, обстоятельств правонарушения определить пути его исправления,
как правило, без применения мер уголовного наказания»[1].
Прокуратура неоднократно обращала внимание на то, что
в практике расследования преступлений несовершеннолетних имеются существенные
недостатки. По многим делам не выполняются требования уголовно-процессуального
закона об обязательном выяснении обстоятельств, подлежащих установлению по
делам несовершеннолетних, допускаются факты поверхностного исследования
обстоятельств и мотивов совершения преступления, медлительность, а иногда и
волокита в расследовании уголовных дел; некоторые правонарушители необоснованно
освобождаются от уголовной ответственности, остаются безнаказанными лица,
вовлекшие их в преступную и иную антиобщественную деятельность. В связи с этим
было предложено усилить прокурорский надзор за неукоснительным исполнением
следователями по каждому делу требований закона об особенностях расследования
преступлений несовершеннолетних[2].
Борьба с преступностью несовершеннолетних требует от
следователя и органов дознания особенно четкой организации труда. Ее
необходимо строить таким образом, чтобы причины и условия, способствовавшие совершению
преступлений подростками, устанавливались по каждому делу, чтобы в отношении
несовершеннолетних были совершенно исключены нарушения закона. «Особенно
опасно,— указывает министр внутренних дел СССР тов. Н. А. Щелоков,— одностороннее
увлечение карательной стороной наказания в расследовании дел несовершеннолетних.
И об этом всегда надо помнить. Здесь недопустимы не только малейшие отступления
от закона, минимальные отклонения от его прямых предписаний; здесь непростительны,
как ни в каком другом деле, даже малейшие педагогические или психологические
ошибки, бестактность»[3].
В приказе МВД СССР № 242 от 1 сентября 1978 г. «О
мерах по обеспечению расследования следственным аппаратом МВД СССР преступлений,
совершенных несовершеннолетними» подчеркнуто, что строгое соблюдение
процессуальных норм, регламентирующих производство предварительного следствия
по делам данной категории, имеет особое значение. В приказе предложено
«обеспечить по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних на
основе неуклонного исполнения норм уголовного процесса при строгом соблюдении
гарантированных законом прав обвиняемого на защиту всестороннее, полное и
объективное их расследование, имея в виду, что особое значение при этом имеет
воспитательное и предупредительное воздействие на несовершеннолетних и других
лиц, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений
среди несовершеннолетних; установление всех взрослых соучастников преступления
и лиц, вовлекающих подростков в преступную и иную антиобщественную
деятельность»[4].
На необходимость строгого соблюдения требований и
положений закона, касающихся судопроизводства по делам несовершеннолетних, постоянно
обращал внимание Верховный Суд СССР. В постановлении № 16 Пленума Верховного
Суда СССР от 3 декабря 1976 г. «О практике применения судами законодательства
по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и
иную антиобщественную деятельность»[5]
говорится, что надо повысить требовательность к качеству предварительного
следствия, добиваться соблюдения требований ст. 392 УПК РСФСР по выяснению
данных о личности обвиняемого, условий его жизни и воспитания, мотивов
преступления, причин и условий, способствовавших его совершению, а также по
выявлению взрослых соучастников и лиц, вовлекающих подростков в преступную и
иную антиобщественную деятельность.
Следователи по делам несовершеннолетних часто не
разграничивают понятия «причина» и «условие» совершения преступления. Одни именуют
причины, способствующие совершению преступления, условиями, и наоборот, другие
- причины и условия называют одним общим термином - «обстоятельства,
способствующие совершению преступлений». Подмена одного понятия другим,
непонимание их сущности приводят к тому, что в результате расследования обычно
выявляются и устраняются только условия, способствующие совершению
преступления, в то время как порождающие преступление причины, оставаясь вне
поля зрения следователя, могут привести к новым правонарушениям.
Под причиной следует понимать явление (группу
явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и
порождает его. Условия же сами не могут породить следствие, но, сопутствуя
причинам и, способствуя им, содействуют их развитию, необходимому для возникновения
следствия.
Преступление - результат совокупного действия
комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях
выявлять все его элементы. На практике, однако, нередко ограничиваются
установлением либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает
возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях,
которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления. Поэтому следователи
в представлениях обычно предлагают устранить лишь отдельные условия,
способствовавшие совершению преступления.
В совокупности причинно связанных обстоятельств,
которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования
преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:
1)
непосредственная причина
совершения подростком преступления;
2)
причины, под воздействием
которых сформировалась антиобщественная направленность личности
несовершеннолетнего;
3)
объективные и субъективные
условия, способствующие формированию и закреплению у подростка
антиобщественной направленности личности;
4) условия, способствующие проявлению
антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.
Антиобщественная направленность личности,
рассматриваемая как причина преступления, — это система в той или иной степени
искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным
ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в
соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с
антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно
положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать
соответствующее антиобщественное поведение.
В ходе расследования каждого преступления,
совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на
выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности.
Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры
воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.
Успешное решение этой важной задачи осуществляется на
основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый
из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности -
от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной
ориентации и далее до формирования общей преступной направленности[6].
Одни подростки имеют общую преступную направленность
личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают
конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У
них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому
времяпрепровождению и т. п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены,
равнодушны к переживаниям иных лиц.
Другие характеризуются общей
негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой
группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной
ситуации.
Третьи обладают просто неустойчивой личностной
направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако,
подражая другим, совершают преступления.
Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают
преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им
свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или
эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием
«детских» мотивов — озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.
Причины, под воздействием которых может формироваться
антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются
большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае
устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с
окружающими, возможные отклонения от нормального развития.
Одна из причин формирования антиобщественной
направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное влияние на
него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т.п.
Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают
порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они
могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в
течение продолжительного периода времени.
Активизации внешнего воздействия на формирование в
сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют
низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных
взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой
деятельности, жестокость и т.п.), а также разного рода психические аномалии.
Активное воспитательное воздействие на ребенка
оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может
идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей
и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся
в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается
пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские
настроения, отсутствует уважение к закону.
Некоторые родители не могут в полном объеме
осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с
болезнью, занятостью работой в ночную смену и т.д.).
Часть родителей уклоняется от воспитания детей.
Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей
отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на
учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.
Нередки случаи, когда родители (или один из них)
отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ
жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы
в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.
Как отмечается в директивном указании[7], правоохранительные и другие
государственные органы допускают упущения в работе с семьями, в которых
родители пьянствуют и отрицательно влияют на поведение детей. Крайне редко
применяется законодательство о выселении из квартир лиц, лишенных родительских
прав. Из-за медлительности в исполнении решений о лишении родительских прав
некоторые подростки продолжали находиться длительное время под влиянием
алкоголиков. Недостаточно используются возможности воздействия трудовых
коллективов на пьяниц, имеющих детей, ограничение их дееспособности. Нет
активности в работе комиссий по делам несовершеннолетних.
Условия, способствующие
формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности
личности, также весьма разнообразны. Остановимся на их рассмотрении подробнее.
Значительная роль в предупреждении правонарушении
подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако
в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие
совершению подростками преступления. Это - обстановка безнаказанности за
нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное
трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную
жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный
контроль за поведением детей вне школы, в семье и т.д.
В отдельных ПТУ не придается значения фактам, когда в
группе ежедневно отсутствует 5—7 человек, хотя известно, что учащимися во время,
отведенное для занятий, совершается около 10% преступлений и 12% — во время
производственной практики[8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|