При проверке версии о подстрекательстве или соучастии
со стороны взрослых необходимо выяснять роль последних, имели ли место с их стороны
любые виды физического или психического воздействия, направленного на
возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении
преступления или нескольких преступлений[22].
Если такие обстоятельства не установлены, речь может идти лишь о совместном
совершении преступления (соучастии), но не о вовлечении, подстрекательстве[23].
Умственная отсталость несовершеннолетнего, не
связанная с душевным заболеванием, - это значительное отставание от
нормального уровня развития данного возраста (развитие мыслительной,
познавательной деятельности, запас знаний и представлений, развитие
эмоционально-волевой сферы и т. д.). В случаях, когда имеются подобные данные,
необходимо в целях полного установления обстоятельств, влияющих на характер
ответственности, выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего,
«мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере
руководить ими»[24].
В зависимости от уровня (степени) отсталости решается вопрос об освобождении от
уголовной ответственности (например, в случае, когда подросток, которому
исполнилось 14(16) лет, фактически не достиг уровня развития этого возраста),
либо о смягчении; наказания или применении принудительных мер воспитательного
характера.
Сведения о возможной умственной отсталости обвиняемого
могут быть получены из показаний родителей, педагогов, сверстников, из характеристик,
медицинских документов и т. д.
Для решения вопроса о наличии такой отсталости
назначается экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеется ли
отклонение от нормального для данного возраста уровня психического развития,
влекущее умственную отсталость; если имеются, то в чем конкретно выражаются;
нормальному уровню развития какого возраста соответствует психическое развитие
данного лица; можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод,
что несовершеннолетний не осознавал полностью общественной опасности своих
действий, в какой мере мог руководить ими.
Экспертами могут быть назначены специалисты в области
детской и юношеской психологии: преподаватели психологии, научные работники,
опытные педагоги. Если эксперты, производящие психиатрическую экспертизу по
делу, обладают достаточными знаниями в области психологии, решение этих
вопросов может быть поручено им. В этих случаях назначается комплексная
судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.
Комплексную экспертизу целесообразно назначать и в
случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в
степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во
всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли
несовершеннолетний психическим заболеванием. Если нет, то, давая заключение о
наличии и степени отставания в развитии, эксперты должны установить причину
этого, не связанную с душевным заболеванием. Если да, то в установленном
порядке решается вопрос о вменяемости.
Следователь и суд должны выяснить основные черты
характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья,
степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к
подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют
существенное значение при оценке степени и характера ответственности.
Возрастные особенности должны учитываться при
исследовании вопроса о превышении пределов необходимой обороны. Необходимо, в
частности, выяснить, не объяснялось ли применение несовершеннолетним тех или
иных орудий несоразмерность сил его и нападавших, не имела ли место
неправильная оценка с его стороны сложившейся ситуации[25].
В ряде случаев специальному исследованию подлежит
вопрос о том, то ли это лицо, за которое подросток себя выдает. В частности,
при отсутствии документов необходима немедленная проверка данных, сообщаемых о
себе задержанным.
При утверждении обвинительного заключения, предании
несовершеннолетнего суду и в ходе рассмотрения дела судом необходимо обращать
особое внимание на соблюдение на предварительном следствии требований ст. 392.
В случае установления существенной неполноты в этом отношении предварительного
следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании, суд должен
возвратить дело для производства дополнительного расследования[26].
Невыполнение требований ст.392 может быть основанием
отмены приговора.
Приведенный в ст.392 перечень следственных действий не
исчерпывающий; несмотря на то, что этот перечень следует за п.4 ст.392, речь
идет об использовании указанных следственных действий для выяснения всех
обстоятельств предусмотренных пп.1-4 ст.392. По этим делам используются все
возможности, предусмотренные ст.70.
Помимо обязательного допроса родителей, учителей (в
том числе классного руководителя), воспитателей (в том числе представителей администрации
школы училища, предприятия и т.д.), следует допросить также соседей, товарищей
по учебе, работе и т.д. В качестве свидетелей могут быть вызваны и лица,
неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению
преступления подростком[27].
Участие родителей или заменяющих их лиц в качестве законных представителей не
исключает их допрос.
Характеристики истребуются из учебного заведения и с
места работы (а при необходимости - и с места работы родителей). Истребуются
также справки из ПППН, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. В
указанные учреждения должны быть направлены запросы с перечнем необходимые
данных. В запросе обращается внимание на необходимость всесторонней характеристики,
приведения данных не только о недостатках, но и о положительных качествах и
поступках подростка, об условиях его жизни и воспитания.
Правила ст.392 применяются и по групповым делам, по
которым в качестве обвиняемых привлечены как взрослые, так и несовершеннолетние
(ст.396), а также по делам, прекращаемым по ст.ст.7-9 или другим нереабилитирующим
основаниям.
Копии представлений и частных определений в
необходимых случаях для контроля их исполнения направляются в комиссию по
делам несовершеннолетних по месту жительства подростка или месту его работы, учебы.
С учетом преимущественно группового характера
преступлений несовершеннолетних необходимо обращать особое внимание на
выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия
в преступлении каждого участника преступной группы, не допуская обезличенных
формулировок[28].
Специально должно быть выяснено поведение
несовершеннолетнего после совершения преступления, отношение к содеянному,
наличие чистосердечного раскаяния[29].
От этого во многом зависит применение отсрочки исполнения приговора или
принудительных мер воспитательного характера (ст.ст.4011, 4012,
402).
При изменении приговора в отношении
несовершеннолетнего, в частности, при снижении наказания и применении отсрочки
его исполнения, надзорная инстанция может запросить характеристику из
воспитательно-трудового учреждения, в котором он отбывает наказание[30].
Статья 393. Задержание и заключение под стражу
несовершеннолетних
Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения
могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда
это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований,
указанных в статьях 91, 96 и 122 настоящего Кодекса.
Статья 393 предусматривает совокупность условий,
относящихся к тяжести содеянного и личности несовершеннолетнего. Поэтому
задержание или заключение под стражу возможно и в случае совершения несовершеннолетними
преступлений, не упомянутых в ч.2 ст.96 (например, хулиганство, побег из места
заключения).Серьезное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как
неоднократность совершения преступления; направленность умысла; последствия;
дерзость и агрессивность преступных действий; отрицательное поведение после
совершения преступления; длительное отсутствие определенных занятий; прочные
связи с преступными элементами и т.д.
При заключении несовершеннолетнего под стражу
необходимо, чтобы по совокупности обстоятельств, характеризующих содеянное,
условия жизни и воспитания, среду, особенности личности подростка, отношение к
содеянному и последующее поведение, арест был единственно возможной в данных
условиях мерой. Оценка данных о возрасте не должна производиться в отрыве от
данных о личности и характера содеянного[31].
В постановлении о заключении под стражу излагаются
дополнительные данные, необходимые для охраны законных интересов несовершеннолетнего:
день и месяц рождения, с кем проживает и на чьем иждивении находится, где
учится или работает, а также конкретные обстоятельства, делающие необходимым
применение именно данной меры.
В постановлении о заключении под стражу и протоколе
задержания должно быть указано о необходимости содержать арестованного (задержанного)
отдельно от взрослых, а также от осужденных несовершеннолетних. Помещение взрослых
в камеру, где содержатся несовершеннолетние, возможно лишь в исключительных
случаях с согласия прокурора. Последнему необходимо для этого выяснить мнение
следователя.
Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением
случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Целесообразно
разъяснить задержанному (арестованному) и его законному представителю, если он
присутствует, порядок содержания под стражей и дальнейшего ведения следствия.
Если при аресте или задержании не присутствуют
родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местопребывании несовершеннолетнего
и органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать
прокурору арест или задержание несовершеннолетнего.
В соответствии со ст.30 Закона о прокуратуре СССР
прокурор при решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего обязан
лично допросить обвиняемого или подозреваемого с учетом исключительного характера
избираемой меры. Таким образом, по делам несовершеннолетних введена
дополнительная гарантия прав и законных интересов несовершеннолетних.
Суды должны обращать особое внимание на обоснованность
избрания на предварительном следствии в качестве меры пресечения содержания
несовершеннолетних под стражей. Этот вопрос специально рассматривается в судебном
заседании[32].
При предоставлении несовершеннолетнему отсрочки
исполнения приговора к лишению свободы суд излагает в приговоре решение о мере
пресечения до вступления приговора в законную силу. Если несовершеннолетний
находится по стражей, то на основании ст.319 он подлежит немедленному
освобождению в зал судебного заседания, а мера пресечения - изменению на более
мягкую.
Статья 395. Порядок вызова обвиняемого
Вызов к следователю и в суд несовершеннолетнего
производится, как правило, через его родителей или других законных
представителей. Иной порядок допускается лишь в случае, когда это вызывается
обстоятельствами дела.
Несовершеннолетний, находящийся под стражей,
вызывается через администрацию места заключения.
Особый порядок вызова направлен на создание законному
представителю возможности для осуществления его прав и обязанностей.
Вызов должен, как правило, производиться на такое
время, чтобы обеспечить изоляцию несовершеннолетнего от других обвиняемых.
Повестка адресуется тому из родителей, который осуществляет
функции законного представителя, и вручается ему по правилам чч.1, 2 ст.145.
Кроме общих сведений повестка должна содержать
указание на обязанность законного представителя обеспечить явку вызываемого.
В необходимых случаях этой же повесткой вызывается и
законный представитель.
Правила ст.395 применяются и при вызове
подозреваемого.
Предусматривая возможность иного порядка вызова, закон
имеет в виду, в частности, привод. Когда вызов через законного представителя может
помешать установлению истины или необходима немедленная явка, несовершеннолетний
вызывается через посыльного, телефонограммой по месту учебы или работы и т.д.
Статья 396. Выделение дела о несовершеннолетнем в
отдельное производство
Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления
вместе со взрослыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в
отдельное производство в стадии предварительного следствия.
В случае когда выделение отдельного
производства о несовершеннолетнем может создать существенные препятствия для всестороннего,
полного и объективного исследования обстоятельств дела, к несовершеннолетнему
обвиняемому, привлеченному по одному делу со взрослыми, подлежат применению
правила настоящей главы.
Правила ст.396 преследуют цель ускорить производство
по делу, создать условия для выяснения обстоятельств, на которые закон предписывает
обратить особое внимание, усилить воспитательное воздействие процесса и
пресечь вредное влияние взрослых соучастников на подростка.
Дело может быть выделено со стадии предварительного
следствия. Орган дознания, возбудивший дело о преступлении, в котором
участвовал несовершеннолетний, должен направить следователю все дело.
Вопрос о выделении дела решается сразу же после того,
как собраны достаточные данные о том, в каких преступлениях участвовал
несовершеннолетний и какова его роль в каждом случае. Если по смешанному делу
привлечено несколько несовершеннолетних, дело может быть выделено отдельно о
каждом или о них совместно.
В отношении обвиняемого, дело о котором еще не
выделено или не представляется возможным выделить, применяются все правила
судопроизводства по делам несовершеннолетних (ст.ст.391, 392). Особое внимание
должно быть уделено изоляции несовершеннолетних от влияния взрослых
обвиняемых, включая судебное заседание.
Дела, по которым привлекаются взрослые и
несовершеннолетние, расследуются и рассматриваются следователями и судьями,
которые специализируются по делам несовершеннолетних.
Как правило, можно выделить дело о несовершеннолетнем,
участвовавшем лишь в некоторых эпизодах преступной деятельности взрослых или
выступавшем в качестве пособника, укрывателя, недоносителя. Если же подросток
непосредственно участвовал в большинстве преступлений взрослых обвиняемых, а
равно в случае, когда взрослый был организатором, подстрекателем преступления
подростка, вопрос о выделении дела решается с учетом необходимости всесторонне
выяснить характер преступной деятельности и степень виновности каждого из
обвиняемых.
При утверждении обвинительного заключения по
смешанному делу, а также при предании суду необходимо проверить, не было ли
возможности выделить дело несовершеннолетнего, а по выделенному делу - не
возникло ли серьезных препятствий для исследования существенных обстоятельств.
Основания выделения дела излагаются в постановлении об
этом, а основания, исключившие такую возможность, - в обвинительном заключении.
При выделении дела о несовершеннолетнем все материалы
о его личности, условиях жизни и воспитания (документы о возрасте, характеристики,
протоколы допросов родителей и т. д.) необходимо приобщить в подлиннике. По
мере появления в основном деле новых материалов, касающихся
несовершеннолетнего, эти материалы дополнительно приобщаются к делу
несовершеннолетнего. При рассмотрении в суде выделенного дела целесообразно истребовать
для обозрения дело, из которого оно выделено.
Статья 397. Участие педагога в допросе
несовершеннолетнего обвиняемого
В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не
достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора
либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога
возможно и при допросе несовершеннолетнего старше шестнадцати лет, если он
признан умственно отсталым.
Участвующий в допросе педагог вправе, с
разрешения следователя, задавать вопросы обвиняемому. По окончании допроса
участвовавший в нем педагог имеет право ознакомиться с протоколом допроса и
сделать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей.
До начала допроса несовершеннолетнего следователь обязан разъяснить педагогу
его права, о чем делается отметка в протоколе допроса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|