Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

При проверке версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснять роль последних, имели ли место с их стороны любые виды физи­ческого или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершенно­летнего желания, стремления участвовать в совершении преступления или нескольких преступлений[22]. Если такие обстоятельства не установлены, речь может идти лишь о совместном совершении прес­тупления (соучастии), но не о вовлечении, подстрекательстве[23].

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболе­ванием, - это значительное отставание от нормального уровня развития данного воз­раста (развитие мыслительной, познавательной деятельности, запас знаний и представ­лений, развитие эмоционально-волевой сферы и т. д.). В случаях, когда имеются подоб­ные данные, необходимо в целях полного установления обстоятельств, влияющих на характер ответственности, выяснить уровень (степень) умственной отсталости несо­вершеннолетнего, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими»[24]. В зависимости от уровня (степени) отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности (например, в случае, когда подросток, которому исполнилось 14(16) лет, фактически не достиг уровня развития этого возраста), либо о смягчении; наказания или примене­нии принудительных мер воспитательного характера.

Сведения о возможной умственной отсталости обвиняемого могут быть полу­чены из показаний родителей, педагогов, сверстников, из характеристик, медицинских документов и т. д.

Для решения вопроса о наличии такой отсталости назначается экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеется ли отклонение от нормального для дан­ного возраста уровня психического развития, влекущее умственную отсталость; если имеются, то в чем конкретно выражаются; нормальному уровню развития какого воз­раста соответствует психическое развитие данного лица; можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод, что несовершеннолетний не осознавал полно­стью общественной опасности своих действий, в какой мере мог руководить ими.

Экспертами могут быть назначены специалисты в области детской и юношес­кой психологии: преподаватели психологии, научные работники, опытные педагоги. Если эксперты, производящие психиатрическую экспертизу по делу, обладают достаточ­ными знаниями в области психологии, решение этих вопросов может быть поручено им. В этих случаях назначается комплексная судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.

Комплексную экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умствен­ная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофи­зическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если нет, то, давая заключение о наличии и степени отставания в развитии, эксперты должны установить причину этого, не связанную с душевным заболеванием. Если да, то в установленном порядке решается вопрос о вменяемости.

Следователь и суд должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение при оценке степени и характера ответственности.

Возрастные особенности должны учитываться при исследовании вопроса о превышении пределов необходимой обороны. Необходимо, в частности, выяснить, не объяснялось ли применение несовершеннолетним тех или иных орудий несоразмерность сил его и нападавших, не имела ли место неправильная оценка с его стороны сложившейся ситуации[25].

В ряде случаев специальному исследованию подлежит вопрос о том, то ли это лицо, за которое подросток себя выдает. В частности, при отсутствии документов необходима немедленная проверка данных, сообщаемых о себе задержанным.

При утверждении обвинительного заключения, предании несовершеннолетнего суду и в ходе рассмотрения дела судом необходимо обращать особое внимание на соблюдение на предварительном следствии требований ст. 392. В случае установления существенной неполноты в этом отношении предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании, суд должен возвратить дело для производства дополнительного расследования[26].

Невыполнение требований ст.392 может быть основанием отмены приговора.

Приведенный в ст.392 перечень следственных действий не исчерпывающий; несмотря на то, что этот перечень следует за п.4 ст.392, речь идет об использовании указанных следственных действий для выяснения всех обстоятельств предусмотренных пп.1-4 ст.392. По этим делам используются все возможности, предусмотренные ст.70.

Помимо обязательного допроса родителей, учителей (в том числе классного руководителя), воспитателей (в том числе представителей администрации школы училища, предприятия и т.д.), следует допросить также соседей, товарищей по учебе, работе и т.д. В качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления подростком[27]. Участие родителей или заменяющих их лиц в качестве законных представителей не исключает их допрос.

Характеристики истребуются из учебного заведения и с места работы (а при необходимости - и с места работы родителей). Истребуются также справки из ПППН, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. В указанные учреждения должны быть направлены запросы с перечнем необходимые данных. В запросе обращается внимание на необходимость всесторонней характеристики, приведения данных не только о недостатках, но и о положительных качествах и поступках подростка, об условиях его жизни и воспитания.

Правила ст.392 применяются и по групповым делам, по которым в качестве обвиняемых привлечены как взрослые, так и несовершеннолетние (ст.396), а также по делам, прекращаемым по ст.ст.7-9 или другим нереабилитирующим основаниям.

Копии представлений и частных определений в необходимых случаях для конт­роля их исполнения направляются в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка или месту его работы, учебы.

С учетом преимущественно группового характера преступлений несовершен­нолетних необходимо обращать особое внимание на выяснение и отражение в процес­суальных документах характера и степени участия в преступлении каждого участни­ка преступной группы, не допуская обезличенных формулировок[28].

Специально должно быть выяснено поведение несовершеннолетнего после со­вершения преступления, отношение к содеянному, наличие чистосердечного раская­ния[29]. От этого во многом зави­сит применение отсрочки исполнения приговора или принудительных мер воспитатель­ного характера (ст.ст.4011, 4012, 402).

При изменении приговора в отношении несовершеннолетнего, в частности, при сни­жении наказания и применении отсрочки его исполнения, надзорная инстанция может запросить характеристику из воспитательно-трудового учреждения, в котором он отбы­вает наказание[30].

Статья 393. Задержание и заключение под стражу несовершеннолетних

Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применять­ся к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований, указанных в статьях 91, 96 и 122 настоящего Кодекса.

Статья 393 предусматривает совокупность условий, относящихся к тяжести со­деянного и личности несовершеннолетнего. Поэтому задержание или заключение под стражу возможно и в случае совершения несовершеннолетними преступлений, не упомя­нутых в ч.2 ст.96 (например, хулиганство, побег из места заключения).Серьезное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как неоднократность совершения прес­тупления; направленность умысла; последствия; дерзость и агрессивность преступных действий; отрицательное поведение после совершения преступления; длительное отсут­ствие определенных занятий; прочные связи с преступными элементами и т.д.

При заключении несовершеннолетнего под стражу необходимо, чтобы по сово­купности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания, среду, особенности личности подростка, отношение к содеянному и последующее поведение, арест был единственно возможной в данных условиях мерой. Оценка данных о возрасте не должна производиться в отрыве от данных о личности и характера содеян­ного[31].

В постановлении о заключении под стражу излагаются дополни­тельные данные, необходимые для охраны законных интересов несовершеннолетнего: день и месяц рождения, с кем проживает и на чьем иждивении находится, где учится или работает, а также конкретные обстоятельства, делающие необходимым применение именно данной меры.

В постановлении о заключении под стражу и протоколе задержа­ния должно быть указано о необходимости содержать арестованного (задержанного) отдельно от взрослых, а также от осужденных несовершеннолетних. Помещение взрос­лых в камеру, где содержатся несовершеннолетние, возможно лишь в исключитель­ных случаях с согласия прокурора. Последнему необходимо для этого выяснить мнение следователя.

Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Целесообразно разъяснить задержан­ному (арестованному) и его законному представителю, если он присутствует, порядок содержания под стражей и дальнейшего ведения следствия.

Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местопребывании несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать прокурору арест или задержание несовершеннолетнего.

В соответствии со ст.30 Закона о прокуратуре СССР прокурор при решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего обязан лично допросить обвиняемого или подозреваемого с учетом исключительного характера избираемой меры. Таким образом, по делам несовершеннолетних введена дополнительная гарантия прав и законных интересов несовершеннолетних.

Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на предварительном следствии в качестве меры пресечения содержания несовершеннолетних под стражей. Этот вопрос специально рассматривается в судебном заседании[32].

При предоставлении несовершеннолетнему отсрочки исполнения приговора к лишению свободы суд излагает в приговоре решение о мере пресечения до вступления приговора в законную силу. Если несовершеннолетний находится по стражей, то на основании ст.319 он подлежит немедленному освобождению в зал судебного заседания, а мера пресечения - изменению на более мягкую.

Статья 395. Порядок вызова обвиняемого

Вызов к следователю и в суд несовершеннолетнего производится, как правило, через его родителей или других законных представителей. Иной порядок допускает­ся лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами дела.

Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администра­цию места заключения.

Особый порядок вызова направлен на создание законному представителю воз­можности для осуществления его прав и обязанностей.

Вызов должен, как правило, производиться на такое время, чтобы обеспечить изоляцию несовершеннолетнего от других обвиняемых.

Повестка адресуется тому из родителей, который осуществляет функции закон­ного представителя, и вручается ему по правилам чч.1, 2 ст.145.

Кроме общих сведений повестка должна содержать указание на обя­занность законного представителя обеспечить явку вызываемого.

В необходимых случаях этой же повесткой вызывается и законный представитель.

Правила ст.395 применяются и при вызове подозреваемого.

Предусматривая возможность иного порядка вызова, закон имеет в виду, в ча­стности, привод. Когда вызов через законного представителя может помешать установлению истины или необходима немедленная явка, несовершеннолетний вызыва­ется через посыльного, телефонограммой по месту учебы или работы и т.д.

Статья 396. Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство

Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрос­лыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство в стадии предварительного следствия.

В случае когда выделение отдельного производства о несовершеннолетнем может создать существенные препятствия для всестороннего, полного и объективного ис­следования обстоятельств дела, к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному делу со взрослыми, подлежат применению правила настоящей главы.

Правила ст.396 преследуют цель ускорить производство по делу, создать усло­вия для выяснения обстоятельств, на которые закон предписывает обратить особое вни­мание, усилить воспитательное воздействие процесса и пресечь вредное влияние взрос­лых соучастников на подростка.

Дело может быть выделено со стадии предварительного следствия. Орган дозна­ния, возбудивший дело о преступлении, в котором участвовал несовершеннолетний, должен направить следователю все дело.

Вопрос о выделении дела решается сразу же после того, как собраны достаточные данные о том, в каких преступлениях участвовал несовершеннолетний и какова его роль в каждом случае. Если по смешанному делу привлечено несколько несовер­шеннолетних, дело может быть выделено отдельно о каждом или о них совместно.

В отношении обвиняемого, дело о котором еще не выделено или не представля­ется возможным выделить, применяются все правила судопроизводства по делам несовершеннолетних (ст.ст.391, 392). Особое внимание должно быть уделено изоля­ции несовершеннолетних от влияния взрослых обвиняемых, включая судебное засе­дание.

Дела, по которым привлекаются взрослые и несовершеннолетние, расследуют­ся и рассматриваются следователями и судьями, которые специализируются по делам несовершеннолетних.

Как правило, можно выделить дело о несовершеннолетнем, участвовавшем лишь в некоторых эпизодах преступной деятельности взрослых или выступавшем в каче­стве пособника, укрывателя, недоносителя. Если же подросток непосредственно уча­ствовал в большинстве преступлений взрослых обвиняемых, а равно в случае, когда взрослый был организатором, подстрекателем преступления подростка, вопрос о выде­лении дела решается с учетом необходимости всесторонне выяснить характер преступ­ной деятельности и степень виновности каждого из обвиняемых.

При утверждении обвинительного заключения по смешанному делу, а также при предании суду необходимо проверить, не было ли возможности выделить дело не­совершеннолетнего, а по выделенному делу - не возникло ли серьезных препятствий для исследования существенных обстоятельств.

Основания выделения дела излагаются в постановлении об этом, а основания, исключившие такую возможность, - в обвинительном заключении.

При выделении дела о несовершеннолетнем все материалы о его личности, условиях жизни и воспитания (документы о возрасте, характеристики, протоколы допросов родителей и т. д.) необходимо приобщить в подлиннике. По мере появления в основном деле новых материалов, касающихся несовершеннолетнего, эти материалы дополнительно приобщаются к делу несовершеннолетнего. При рассмотрении в суде вы­деленного дела целесообразно истребовать для обозрения дело, из которого оно вы­делено.

Статья 397. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершенно­летнего старше шестнадцати лет, если он признан умственно отсталым.

Участвующий в допросе педагог вправе, с разрешения следователя, задавать вопро­сы обвиняемому. По окончании допроса участвовавший в нем педагог имеет право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала допроса несовершеннолетнего следо­ватель обязан разъяснить педагогу его права, о чем делается отметка в протоколе допроса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.