Кроме этого
помимо соучастников-посредников в даче или получении взятки могут быть выявлены
соучастники, выполняющие сугубо функции организатора, подстрекателя и пособника
(ч. 3-5 ст. 33 УК РФ) применительно к одному из этих преступлений. Мотивы
действий соучастников не имеют значения для квалификации. Ими могут быть как
корыстные побуждения, так и иные: приятельские чувства, желание угодить
начальнику-взяткодателю или взяткополучателю и т.д.
Интересным
практическим примером проблематики данного вопроса может быть обсуждение
Пленумом Верховного Суда СССР в порядке надзора дела по обвинению адвокатов,
являющихся соучастниками в получении взяток народными судьями — должностными
лицами, занимающими ответственное положение (по УК 1996 г. судьи — это лица,
находящиеся в государственной должности РФ). Встал вопрос: вменять ли
соучастникам данный квалифицирующий признак? В постановлении по этому делу
Пленум Верховного Суда СССР утверждал, что «в соответствии с действующим в
советском праве принципом субъективного вменения каждому соучастнику подлежат
вменению все те характеризующие преступление и личность исполнителя
квалифицирующие признаки, которые охватывались их сознанием»[56].
В данном
рассуждении имеется принципиальная ошибка, которая связана с правоприменительной
практикой. Теория уголовного права придерживается как раз другой позиции.
Квалифицирующие признаки, относящиеся исключительно к личности одного из
соучастников (в анализируемом составе — это неоднократность дачи взятки), не
могут влиять на квалификацию действий других соучастников, даже если эти
обстоятельства им известны. Но дело в том, что особо ответственное положение
взяткополучателя, выражающееся в том, что он занимает государственную должность
РФ или субъекта РФ либо является главой органа местного самоуправления, так же,
как вымогательство, группа, действующая по предварительному сговору, и
организованная группа, крупный размер взятки — это признаки, характеризующие
общественную опасность самого деяния. Безусловно, общественная опасность
взяточничества как посягательства на интересы службы, нормальную деятельность
аппарата публичного управления, подрывающего его авторитет, значительно
повышается при условии получения взятки должностным лицом, занимающим, к
примеру, государственную должность. И если это и иные квалифицирующие обстоятельства,
повышающие общественную опасность взяточничества, осознаются соучастниками,
следует признать необходимость вменения им таких квалифицирующих признаков (см.
п. 17 и 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6).
Особого внимания
заслуживает вопрос о квалификации неудавшегося соучастия в получении или даче
взятки.
Заместитель
начальника отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и охраны
природы прокуратуры Санкт-Петербурга Ш. получил от неустановленного следствием
лица 29 тыс. 900 долларов для передачи в качестве взятки старшему прокурору
отдела по надзору за следствием и дознанием Д. за оказание ею содействия в
изменении меры пресечения обвиняемому А. В момент передачи взятки в интересах
неустановленного взяткодателя Ш. был задержан работниками милиции. Ш. был
осужден за покушение на соучастие в даче взятки (ст. 30, 33 и ч. 1 ст. 291 УК
РФ)[57].
Между тем в ч. 5
ст. 34 УК РФ установлено: «В случае недоведения исполнителем преступления до
конца по не зависящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут
уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление.
За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо,
которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц
к совершению преступления».
В данном случаи
возникают две ситуации, которые различаются в зависимости от субъектно-ролевой
позиции: 1) неудача постигла субъекта, пытавшегося выполнить роль соучастника,
прежде всего подстрекателя; 2) неудача постигла, исполнителя, который не смог
довести преступление до конца, несмотря на оказанное ему содействие со стороны
соучастников.
В первой
ситуации, утверждается в теории уголовного права, вообще нет соучастия как
умышленного совместного участия двух или более лиц в совершении умышленного
преступления. «Если в действиях исполнителя, — пишут авторы «Курса уголовного
права», — не заключалось состава преступления или если он не совершил никаких
преступных действий, то вся деятельность подстрекателя не может обсуждаться по
правилам соучастии. Такое неудавшееся подстрекательство (покушение на
подстрекательство) можно рассматривать самостоятельно как приготовление к
преступлению»[58]. Такова и позиция законодателя,
отраженная в ч. 5 ст. 35 УК РФ. Поэтому если кто-либо безуспешно пытался
склонить другого к даче взятки, он будет нести ответственность за приготовление
к преступлению (приискание соучастников, создание условий для совершения
преступления).
Во второй
ситуации закон (ч. 5 ст. 35 УК РФ) предписывает квалифицировать действия
соучастников как приготовление или покушение. Предположим, что склоненный подстрекателем
субъект пытался дать взятку, но должностное лицо ее не приняло. Действия
взяткодателя будут квалифицированы как покушение на дачу взятки. Вряд ли будет
соответствовать содеянному квалификация действий подстрекателя в этом случае
также как покушение на дачу взятки. Совместная умышленная преступная
деятельность имела место, хотя и не привела к желаемому результату. Поэтому
представляется правильной в этом случае квалификация действий подстрекателя и
пособника как соучастие в покушении на преступление[59].
Возвращаясь к
вышеприведенному делу по обвинению Ш., следует учитывать особую роль посредника
в даче взятки. Фактически он выполняет действия, составляющие элементы
объективной стороны дачи взятки, но тем не менее привлекается к ответственности
как соучастник дачи взятки. Взяткодатель, передавший посреднику ценности для вручения
их в качестве взятки должностному лицу, уже совершает покушение на дачу взятки.
Посредник, выполняющий это поручение, также действует на стадии покушения до
момента принятия взятки должностным лицом. Если же взятка не будет принята или
преступление не будет доведено до конца по другим причинам, не зависимым от
взяткодателя и посредника, взяткодатель отвечает за покушение на дачу взятки, а
посредник — за соучастие в покушении на дачу взятки (ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и
ст. 291 УК РФ).
3.2. Мнимое
посредничество
В первую очередь
к «мнимому посредничеству» относятся случаи, когда лицо обещает свои
посреднические услуги, получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы
для передачи должностному лицу в качестве взятки, но фактически присваивает их.
В свзя с чем возможны ситуации, где: 1) инициатива принадлежит «мнимому
посреднику», уверившему взяткодателя, что у него есть необходимые связи и
контакты с должностным лицом, и который склоняет вручить ему материальные
ценности якобы для передачи их должностному лицу в виде взятки, и 2) сам
взяткодатель, заинтересованный в определенном поведении должностного лица,
уговаривает «мнимого посредника» передать в виде взятки материальные ценности и
тот якобы соглашается.
Несомненно, что
действия субъекта, пытавшегося с помощью посредника передать взятку
должностному лицу, должны квалифицироваться как покушение на дачу взятки и в
том, и в другом случаях. Виновный не просто обнаруживает свое намерение дать
взятку, но и совершает определенное действие, непосредственно направленное на
совершение преступления, которое не доводится до конца по причинам от него не
зависящим. В частности, во втором из приведенных случаев субъект может сам уже
вступить в сговор о взятке с должностным лицом, а затем вручить «мнимому
посреднику» ценности просто для их передачи. В течение многих лет судебная
практика именно так расценивала и продолжает расценивать действия взяткодателя.
Данную проблему
законодатель затрагивал еще в постановлении Пленума Верховного Суда СССР о
судебной практике по делам о взяточничестве от 24 июня 1948 г.[60]
указывалось, что если лицо, подстрекая взяткодателя, получает у него те ли иные
ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, но фактически
присваивает их, то действия данного лица надо квалифицировать как
подстрекательство к даче взятки, а действия взяткодателя — как покушение на
дачу взятки. Аналогичное разъяснение содержалось в постановлениях Пленума
Верховного суда СССР от 31 июля 1962 г.[61] и от 23 сентября
1977 г.[62]
Однако Б.В.
Коробейникову и М.Ф. Орлову показалась сомнительной правильность этого
разъяснения в части, касающейся квалификации действий «мнимого посредника».
Подобный субъект, считали они, имеет умысел не на передачу взятки должностному
лицу, а на ее присвоение. Направленность умысла преступника в этом случае,
основное содержание объективной стороны преступления (обман), а также то, что
объектом посягательства здесь является не работа государственного аппарата, а
право собственности — все это, считали названные авторы, свидетельствует о
наличии в данном случае состава мошенничества[63].
В других
ситуациях умысел на дачу взятки возникает у взяткодателя независимо от
поведения «мнимого посредника». Последний не склоняет гражданина к даче взятки,
а, лишь уступая его просьбе, якобы соглашается передать ценности должностному
лицу в виде взятки, но присваивает их. В юридической литературе распространена
оценка этих действий как мошенничество, что представляется правильным. Но
имеется и иная точка зрения — квалифицировать действия такого лица как
пособничество в даче взятки[64].
Пленум Верховного
Суда СССР в постановлении от 23 сентября 1977 г. разъяснил последнюю точку
зрения: «Если лицо получает от взяткодателя деньги либо иные ценности якобы для
передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь это сделать,
присваивает их, содеянное им, в зависимости от обстоятельств дела, следует
квалифицировать как подстрекательство к даче взятки либо пособничество, а в
отношении взяткодателя — как покушение на дачу взятки» (п. 8).
Данное решение
поставленного вопроса теоретически необоснованно и практически неприемлемо. По
мнению А.А. Пинаева (сторонника такого решения), в рассматриваемом случае
пособничество выражается в форме устранения препятствий, создании условий,
обеспечивающих взяткодателю возможность совершить преступление. При этом мнимый
посредник «сознает, что выступает соучастником в даче взятки, способствует
совершению действий исполнителем, предвидит, что и его действия создают условия
для покушения на дачу взятки, и желает принять участие в этом посягательстве»[65].
Но, все же,
действия мнимого посредника, который согласился передать взятку, но изначально,
целью которого являлось завладеть ценностями, никак нельзя признать «созданием
условий, обеспечивающих взяткодателю возможность совершить преступление»,
«устранением препятствий, стоящих на пути взяткодателя». Согласно закону,
пособник — это лицо, содействовавшее совершению преступления. Но ведь именно в
результате действий мнимого посредника, присвоившего предмет взятки,
преступление не состоялось, О каком же пособничестве, содействии совершению
преступления, можно тогда говорить! В подобной ситуации отсутствуют и
объективные, и субъективные признаки соучастия. Такое лицо не имеет умысла на
совместное участие в даче взятки и ничем не способствует совершению этого
преступления, а напротив, присвоив ценности, объективно его пресекает. Умысел
виновного направлен исключительно на завладение имуществом, а не на совместное
участие в посягательстве на интересы публичной службы, нарушение нормальной деятельности
аппарата управления, что является объектом при взяточничестве.
Под влиянием
критики Пленум Верховного Суда СССР пересмотрел свою оценку «мнимого
посредничества», предложив в п. 18 постановления от 30 марта 1990 г. «О судебной
практике по делам о взяточничестве»[66] следующее решение: «Если
лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности, якобы для передачи
должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого сделать,
присваивает их, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Когда же
в целях завладения ценностями взяткодатель склоняется им к даче взятки, то
действия виновного, помимо мошенничества, должны дополнительно
квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в
таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не
имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому
предполагалось дать взятку». Именно этим положением руководствуется в настоящее
время судебная практика, квалифицируя действия «мнимых посредников»[67].
Однако, по мнению Б.В. Здравомыслова «мнимый посредник» не должен отвечать за
подстрекательство к оконченной даче взятки. Дача взятки не состоялась, в том
числе и по вине мнимого посредника, присвоившего предмет взятки. Взяткодатель
отвечает за покушение на дачу взятки, поэтому действия «мнимого посредника» в
соответствующем случае нужно квалифицировать как подстрекательство к покушению
на дачу взятки[68].
Если же действия «мнимого посредника» предусматривают состав
мошенничества, это не означает, что субъект, пытавшийся с его помощью передать
взятку, должен быть освобожден от уголовной ответственности как жертва обмана,
а материальные ценности возвращены ему как потерпевшему от мошенничества.
Независимо от намерений «мнимого посредника» по умыслу взяткодателя
материальные ценности являлись предметом взятки, который в случаях как
оконченного, так и неоконченного преступления подлежит обращению в доход
государства в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации[69] (далее – УПК РФ).
В свою очередь
Солопанова Ю.Д. считает, что действия взяткодателя, не достигающие цели помимо
его воли вследствие ошибки в подлинных намерениях возбудившего его решимость
посредника, должны быть оценены как покушение с негодными средствами, которое
объективно не может причинить вред охраняемому законом объекту. Поэтому
достаточно лишить его переданного имущества и тем ограничиться[70].
Это предложение как бы возрождает дискуссию, имевшую место в отечественной
юридической периодике в 20-е гг. относительно ответственности лица, ошибочно
передавшего взятку другому лицу, принимаемому им за должностное преступление.
Однако Вышинский А.Я.
придерживается несколько иной точки зрения, он считал, что отвечать за
покушение на дачу взятки жертва обмана не может, поскольку государство борется
не со злой волей как таковой, а лишь с ее корыстным, направленным против государственного
интереса проявлением[71].
Данную позицию
поддержал автор, скрывшийся за инициалами А.Л.: «Раз нет должностного лица,
берущего взятку, то не может быть и дачи взятки... Это есть не более как
покушение над негодным объектом, и выявляет лишь злую волю содеянного. По Уголовному
же кодексу одно лишь выявление злой воли не наказуемо»[72].
Противники
вышеперечисленных мнений утверждали, что в подобных ситуациях обманутое лицо
должно отвечать за покушение на дачу взятки, поскольку преступный результат не
наступил независимо от воли лиходателя[73]. С этим следует
согласиться. Лицо, ошибочно передавая ценности как взятку другому человеку,
принятому им за должностное лицо, или будучи обманутым, не просто демонстрирует
свою «злую волю» или намерение дать взятку, а совершает определенные действия,
на то направленные, которые не привели к совершению оконченного преступления в
силу причин, от него не зависящих.
3.3. Уголовная
ответственность за провокацию взятки либо
коммерческого подкупа
Законодатель,
учитывая социально-экономические и политические преобразования, которые
происходят в нашей стране, существенно изменил и дополнил уголовно-правовые
нормы, устанавливающие ответственность за получение незаконного вознаграждения,
связанного с выполнением лицом должностных или управленческих функций в сфере
государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих
и иных организациях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|