Говоря о
проблематики взяточничества нельзя не упомянуть о рассуждениях А.М. Яковлева:
«Это преступление непосредственно посягает на сам правопорядок, превращает
хранителей, стражей нормативной системы в ее нарушителей. Взятка может служить
отмычкой к любым законодательным преградам, запретам и нормам. Взяточничество
ведет к разложению самого механизма нормативности, самой правовой основы
социальных взаимодействий, это форма фактического опровержения, отрицания права
в интересах взяткодателя»[23].
В.В. Лунеев в
свою очередь утверждает, что «...многие формы продажности должностных лиц при
использовании рыночных отношений вышли за пределы устоявшихся представлений,
должностные лица «волей» переходного периода освободились не только от
общественного, партийного, но и правового государственного контроля, их
изощренное мздоимство и казнокрадство стало основной и перспективной статьей
дохода на временных и неустойчивых государственных должностях,
институированного порочным российским деловым обычаем»[24].
Взяточничество
способствует совершению различных противоправных действий в зависимости от
служебного положения должностного лица. Например, получение взятки может
способствовать заключению выгодных контрактов, получению налоговых льгот и
выгодных кредитов, проведению нужных экспертиз. В современных условиях при установлении
рыночной экономики большое значение придается нарушениям по службе в сфере
экономики, к примеру, неправомерное распределение государственных заказов, незаконное
получение лицензий на право занятия отдельными видами предпринимательской
деятельности и т.д.
Проблема
взяточничества очень актуальна для нашего общества так как, коррупционные
проявления затрагивают все сферы жизни современного человека. Взятки даются и
берутся при прописке и регистрации, поступлении в образовательные учебные
заведения, сдаче в них экзаменов. Коррупция в деятельности правоохранительных
органов приносит значительный урон интересам граждан и в этот же момент ставит
под сомнение законное выполнение своих обязанностей чиновниками соответствующих
подразделений.
Крайне опасно
проявление взяточничества, в сфере борьбы с преступностью, где недобросовестными
сотрудниками оказывается содействие преступным элементам и общие
покровительство их деятельности. Кроме этого коррупционная направленность
присуща и служащим налоговых органов, таможенных подразделений и иных
контрольно-надзорных аппаратов. Необходимо отметить что, хотя уголовный кодекс
предусматривает основания для освобождения от ответственности за дачу взятки,
но лица, совершающие противоправное деяние, считают, что им проще заплатить,
чем искать иной выход из сложившейся ситуации
Взяточничество
относится к числу наиболее латентных преступлений. Несмотря на широкую
распространенность этого явления, статистика выявленных в России за 1998-2003
гг. фактов взяточничества выглядит достаточно скромно (прил.3). Согласно
представленным данным доля взяточничества в общем массиве выявленных
преступлений колеблется в пределах 0,1-0,2%. По данным МВД РФ, в 1996 г.
структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц, подлежащих
суду, выглядела следующим образом: работники министерств, комитетов и их
структур на местах – 41,1 %, сотрудники правоохранительных органов – 26,5 %, работники
контролирующих органов – 8,9 %, работники таможенной службы — 3,2 %, депутаты
органов представительной власти – 0,8 %, прочие – 7,8 %[25].
Таким образом, коррупцией охвачены практически все сферы государственного
управления. Особенно пораженными являются государственные структуры, связанные
с рассмотрением вопросов приватизации, аренды, финансирования, кредитования,
осуществления банковских операций, создания и регистрации коммерческих
организаций, внешнеэкономической деятельности, распределения фондов,
проведения земельной реформы.
Говоря о
взяточничестве необходимо отметить, что существует множество способов
совершения противоправного деяния. Согласно провиденному исследованию американским
ученым В.М. Райсменом можно выделяет три основных распространенных типа взяток:
деловая взятка («платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения
выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приостановку
действия нормы или неприменение ее в деле, где она в принципе должна быть применена»),
прямой подкуп (т.е. «покупка не услуги, но служащего», «приобретение
должностного лица» с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в организации и внешне
соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах
взяткодателя)[26].
Аналогичные виды
взяток мы встречаем и в современной России. Особую опасность представляет
прямой или «тотальный», полный подкуп должностного лица, чья деятельность по
отношению к взяткодателю целиком подчиняется интересам последнего[27].
Организованные преступные группировки устанавливают коррумпированные связи с
представителями властных структур, систематически «подкармливая» этих лиц,
ставя тем самым должностных лиц в полную от себя зависимость.
Благодаря
многолетнему опыту профилактики и борьбы с продажностью должностных лиц можно
выявить несколько форм этой разновидности коррупции, а именно:
1)
получение
вознаграждения за уже совершенное без предварительной договоренности о
вознаграждении правомерное действие (бездействие) с использованием служебного
положения;
2)
получение
вознаграждения при тех же условиях за действие (бездействие), связанное с
нарушением служебных обязанностей;
3)
получение
вознаграждения до совершения правомерных действий (бездействия) с
использованием служебного порядка. Опасной разновидностью этой ситуации является
вымогательство взятки, когда должностное лицо требует взятку, угрожая совершить
действие, нарушающее законные интересы взяткодателя, или не совершить законные
действия, претендовать на которые взяткодатель имеет основания;
4)
получение
вознаграждения (или обещание вознаграждения), до совершения незаконных
действий, в которых заинтересован взяткодатель (подкуп);
5)
получение
должностным лицом материальных ценностей или услуг от лиц, так или иначе от
него зависящих, «находящихся в сфере его юрисдикции», заинтересованных в
благорасположении, покровительстве, попустительстве и т.п., без какой — либо
договоренности о конкретном служебном действии;
6)
поборы,
«дань», накладываемые должностным лицом на подчиненных и других лиц, зависящих
от его благорасположения.
По Уголовному
кодексу РФ 1996 г. понятие «взяточничество» охватывает два преступления:
получение взятки (ст. 290) и дача взятки (ст. 291). Специальной статьи, говорящей
об ответственности за посредничество во взяточничестве, в действующем УК нет, хотя
фигура посредника в получении и даче взятки упоминается в названных статьях и посредничество
во взяточничестве влечет уголовную ответственность.
Согласно
действующему законодательству преступление (получение взятки) не может быть
окончено, если не было ее дачи. Точно так же не будет оконченного состава дачи
взятки, если не имело место ее получение. Эта взаимная зависимость преступлений
закономерно вызвала в юридической литературе дискуссию об их правовой природе.
Вопрос
самостоятельности этих преступлений рассматривался рядом видных деятелей
юридической науки (Б.В. Здравомыслов, В.Ф. Кириченко, В. Е. Мельникова, Н.А.
Стручков, М.Д. Шаргородский и др.). Столь же многочисленны сторонники понимания
взяточничества как сложного двухстороннего единого преступления (Н.Д. Дурманов,
Н.Г. Кучерявый, Ш.Г. Папиашвили, А.Б. Сахаров и др.). Имеется и третья точка
зрения, приверженцы которой рассматривают дачу взятки как особый случай соучастия
в получении взятки, выделенный законодателем в отдельный состав преступления
ввиду важности и необходимости такого соучастия (А.А. Жижиленко, Ю.И. Ляпунов,
А.Н. Трайнин, А.Я. Светлов и др.). Последняя позиция представляется
предпочтительней.
Представители
всех указанных точек зрения сходятся на том, что объект посягательства при
получении взятки и ее даче единый — нормальная деятельность публичного аппарата
управления, нарушенная путем принятия должностным лицом в связи с его служебной
деятельностью незаконного материального вознаграждения, передаваемого взяткодателем.
При этом законодательство, как советского периода, так и современное признает
дачу взятки преступлением независимо от того, законная или незаконная
деятельность должностного лица вознаграждалась взяткой.
Такая трактовка объекта
посягательства по существу и определяет решение спорного вопроса. Ведь чтобы
должностное лицо подобным образом могло осуществить оконченное посягательство
на нормальную деятельность публичного аппарата, нарушить принцип
публично-правовой оплаты служебной деятельности, необходимо, чтобы кто-то дал
ему взятку. Следовательно, взяткодатель, в том числе и действующий под
влиянием принуждения (вымогательство взятки), является необходимым соучастником
данного преступления, ибо он умышленно, совместно с должностным лицом
участвует в посягательстве на нормальную деятельность публичного аппарата.
Все основные
аргументы сторонников понимания дачи и получения взятки как самостоятельных
преступлений легко опровержимы. Как правило, обращается внимание на то, что при
получении взятки и ее даче различны объективная сторона, характеристика субъектов
этих преступлений, интересы, мотивы и цели их действий[28].
Но ведь при соучастии в преступлении мотивы и цели действий соучастников совпадают
далеко не всегда, их различие вполне допустимо. Важно лишь осознание
совместности и противоправности действий. Столь же различными могут быть и
действия соучастников по совершению одного общего для них преступления.
Наконец, недолжностное положение взяткодателя не исключает возможности его
соучастия в преступлении со специальным субъектом - должностным лицом.
В развитых европейских
странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного
периода времени должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение
на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, если
будущая работа затрагивает интересы прежней должности. В России только за последние
несколько лет сменилось более 15 министров экономики, финансов и заместителей председателя
Правительства по экономическим проблемам, большинство из которых буквально на следующий
день после увольнения с государственной должности занимали руководящие посты в крупных
коммерческих банках, компаниях и концернах. В качестве первопричинности этого
явления можно выделить наличие нужных и необходимых связей у будущего
руководителя. Но в демократических странах такое поведение рассматривается как коррупционное.
Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством от 16
декабря 1996 года определяет взяточничество несколько расширено по сравнению с
российским законодательством. Так согласно этой Декларации взяточничество может
включать, в частности, следующие элементы:
1)
предложение,
обещание или передачу любой частной или государственной корпорацией, в том
числе транснациональной корпорацией, или отдельным лицом какого-либо
государства лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других
выгод любому государственному должностному лицу или избранному представителю
другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или
невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных
обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;
2)
вымогательство,
требование, согласие на получение или фактическое получение любым
государственным должностным лицом или избранным представителем какого-либо
государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других
выгод от любой частной или государственной корпорации, в том числе
транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве
неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным
лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной
международной коммерческой операцией.
2.2. Уголовно-правовой анализ получения взятки (ст. 290 УК РФ)
Согласно действующему законодательству под получением взятки
понимается - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в
виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за
действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если
такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица
либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч.1ст.290). Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при получении
должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Квалифицированным
видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность
Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской
Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3 ст. 290). Особо
квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает
совершение этого деяния:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу –
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ
в) с
вымогательством взятки;
г) в крупном
размере.
В связи с этим
деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней
тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 — тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 — особо тяжкими преступлениями.[29]
Обязательным признаком получения взятки является предмет,
который может быть выражен в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах
имущественного характера. До сравнительно недавнего времени проблема предмета
взятки вызывала определенные трудности на практике и дискуссии в юридической
литературе в связи с чрезвычайно расплывчатой характеристикой этого предмета,
содержащейся в ст. 173 УК РСФСР 1960 г.[30] — получение
взятки «в каком бы то ни было виде». Ввиду нечеткости этой формулировки Пленум
Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г. № 3 «О судебной
практике по делам о взяточничестве»[31] вынужден был подчеркнуть
материальный, но не обязательно вещный характер предмета взятки, приобретение
которого приносит должностному лицу определенную имущественную выгоду:
«Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, а
также оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги (например,
предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов;
производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ)». Данная
идея получила закрепление в действующем УК РФ и в постановлении Пленума
Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 (п. 9).
Следовательно,
предметом взяточничества может быть любое имущество (деньги, вещи, ценные
бумаги), в том числе и недвижимое, права и услуги, получение (пользование)
которых приносит должностному лицу имущественную выгоду, поскольку платная в
принципе услуга оказывается ему безвозмездно или по явно заниженной стоимости.
Для должностного лица или его близких это может быть производство работ по
строительству и ремонту, оплата расходов, развлечений и учебы, предоставление
бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, туристические поездки, абонемента
в театр, проездных билетов и т.д.
По одному из
уголовных дел возник правовой спор: может ли выступать в качестве предмета
взяточничества квартира, предоставленная в пользование должностному лицу.
Заместитель Генерального прокурора СССР утверждал, что «взятка всегда носит
материальный, имущественный характер, но предметом взятки могут быть не только
вещи и деньги, передаваемые в собственность взяткодателя, но и материальные
права и услуги, к каким относится право пользования жилой площадью». Верховный
Суд согласился с этой позицией[32]. Материальную выгоду как
предмет взятки можно усмотреть и в ситуации, когда должностному лицу
предоставляется во временное пользование по доверенности автомашина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|