Мотивы дачи
взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть
разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание
обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное
лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т. д.
Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного
лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или
юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других
родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих
организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений,
которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.
Другим
отличительным признаком данного преступления является то, что взятка может
даваться лишь должностному лицу, понятие которого закреплено в примечании 1 к
ст. 285 УК РФ. Должностными лицами в статьях данной главы признаются лица,
постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции
представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, а также в
Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким
образом, закон четко выделяет две группы субъектов, подпадающих под понятие
должностного лица. Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти. Всякий
представитель власти — должностное лицо, но отнюдь не любое должностное лицо
является представителем власти.
Содержание
понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого
понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем
власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего
органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом
порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него
в служебной зависимости. Это определение нельзя признать удачным. При
сопоставлении его с определением должностного лица обнаруживается очевидная
тавтологичность: представителем власти является должностное лицо, а должностное
лицо — это лицо, осуществляющее функции представителя власти, т.е., иначе
говоря, функции должностного лица. К тому же не всякое должностное лицо
правоохранительного или контролирующего органа может считаться представителем
власти. Например главный бухгалтер или начальник отдела снабжения прокуратуры —
безусловно, должностное лицо, но отнюдь не представитель власти.
В связи с этим
важным является разъяснение понятия представителя власти, содержащееся в п. 2
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной
практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», согласно которому к
представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную,
исполнительную или судебную власть, а также работников государственных,
надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом
порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в
служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для
исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной
подчиненности. Нетрудно заметить, что в этом определении отражены основные
отличительные признаки представителя власти, которые подчеркиваются
специалистами в области административного права. Деятельность представителя
власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном
подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют
подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к
широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый
инспектор, рядовой сотрудник милиции и т.п.).
Представителями
власти являются также руководители, аудиторы, инспекторы Счетной палаты РФ[47],
прокуроры, их помощники, следователи органов прокуратуры[48].
Необходимо
отличать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого могут
осуществляться передача и получение взятки.
Пленум Верховного
Суда РФ определил посредника как «лицо, которое, действуя по поручению
взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки'». В
отличие от взяткодателя — лица, заинтересованного в соответствующих действиях
получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не
добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения
должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник
представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче
взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия
посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче
взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или
предоставляемые услуги являются взяткой.
Примечание к ст.
291 УК предусматривает два самостоятельных основания освобождения взяткодателя
от уголовной ответственности: 1) если в отношении его со стороны должностного
лица имело место вымогательство взятки или 2) если он после дачи взятки
добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное
дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного
следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной
ответственности.
Норма, касающаяся
освобождения взяткодателя от уголовной ответственности в случае их
добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей,
побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению
взяткополучателя. Интересы получателя взятки и взяткодателя взаимосвязаны, тем
более в случаях, когда взятка дается без вымогательства, по собственному
желанию взяткодателя. Ни тот, ни другой в принципе не заинтересованы в предании
огласке содеянного. Чтобы разорвать эту связь, закон предоставляет шанс лицу,
давшему взятку, освобождая его от ответственности при условии добровольного
сообщения им о содеянном.
Законодатель
установил, что добровольным признается сообщение, сделанное не вынужденно, а
по собственному желанию взяткодателя при осознании им того обстоятельства, что
о данной им взятке органам власти еще не известно. При указанном выше условии
мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи
взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взятки
должно быть признано добровольным и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о
преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило
обещанного. При этом, конечно, взяткодатель должен считать, что органы власти
не располагают информацией о преступлении.
Сообщение о даче
взятки может быть устным или письменным, и сделано органу, имеющему право
возбудить уголовное дело, т. е. прокурору, следователю, органу дознания, судье.
В соответствии со
смыслом закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о
преступлении, также освобождаются от уголовной ответственности на основании
примечания к ст. 291 УК. При добровольном сообщении взяткодателя другие соучастники
в даче взятки (соисполнители, организаторы, подстрекатели, пособники) от ответственности
не освобождаются, если, конечно, сообщение не сделано от имени всех соучастников
по договоренности с ними.
Освобождение
взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или
добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих
лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не
вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки,
которые подлежат обращению в доход государства.
Однако в настоящее время судебная практика исходит из
необходимости возвращения лицу, подвергшемуся вымогательству взятки, денег и
иных ценностей, вынужденно переданных им должностному лицу. Возвращение
ценностей необходимо также и в случае добровольного заявления о требовании дать
взятку (при отсутствии признаков вымогательства), когда передача ценностей
происходила под контролем правоохранительных органов с целью задержания
взяткополучателя с поличным (ВВС РФ. 2000. №4. С. 8)[49].
Субъектом
преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин и лицо без
гражданства. Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16летнего
возраста. В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица,
выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и
должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой
или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику
добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность
как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку
обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как
соучастник дачи взятки.
Должностное
лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения
желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку
должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК
РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение – как
соучастник дачи взятки.[50]
Глава 3. Актуальные вопросы уголовно-правовой ответственности за взяточничество
3.1. Соучастия
в рамках дачи и получения взятки
Согласно
действующему законодательству (ст. 291 УК РФ) дача взятки может быть выполнена
лично или через посредника. В связи с этим возникает необходимость уяснения,
чем посредник отличается соответственно от взяткодателя и как квалифицировать
его действия.
Уголовный кодекс
РФ 1996 г. не содержит описания посредничества как самостоятельного
преступления, что, естественно, не исключает фактического совершения действий,
подпадающих под это понятие, и необходимости их уголовно-правовой оценки[51].
В русском языке
смысловое содержание слова «посредничество» раскрывается как содействие
соглашению, сделке между сторонами или содействие, помощь в налаживании общения
между кем-либо.
Следовательно,
посредник определяется как тот, кто осуществляет посредничество между кем-либо,
содействует соглашению, сделке между кем-либо[52].
В точном
соответствии с таким значением понятие посредничества во взяточничестве было
разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1962 г. № 9
«О судебной практике по делам о взяточничестве». Посредниками во взяточничестве
признавались лица, которые по инициативе взяткодателя или взяткополучателя либо
содействовали установлению контакта между ними, достижению ими соглашения о
даче-получении взятки (так называемое интеллектуальное посредничество), либо
непосредственно передавали взятку (физическое посредничество). Такое понимание
посредничества во взяточничестве было распространено в научной литературе[53].
На сегодняшний
день судебная практика ориентируется на толкование посредника во
взяточничестве, предложенное в ныне уже не действующем постановлении Пленума Верховного
Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 3, как лица, которое, действуя по поручению
взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки.
Таким образом,
посредник, представляет интересы взяткодателя и привлечен им к участию в
совершении преступления, в связи с этим он может передавать предмет взятки
непосредственно самому получателю взятки или посреднику, действующему со
стороны взяткополучателя. Иначе говоря, посредник, действующий со стороны
взяткодателя, представляет, передавая взятку, интересы последнего. Здесь и
возникает проблема разграничения такого посредника от взяткодателя, тем более
что взяткодатель, как это прямо отмечено в тексте закона, может дать взятку за
совершение должностным лицом действия (бездействие) либо за общее
покровительство или попустительство по службе в интересах представляемых
взяткодателем лиц.
Необходимо
отметить, что взяткодатель — это лицо, заинтересованное в совершении
взяткополучателем соответствующих действий, а посредник, передающий взятку по
его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения
совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в
своих интересах. Посредник всегда представляет чужие интересы, выступает не от
своего имени и ни в коем случае не может быть инициатором дачи взятки. Решение
о даче взятки принимает взяткодатель; посредник лишь осуществляет его волю. К
тому же передаваемые им материальные ценности, как правило, не являются
собственностью посредника[54].
Нужно помнить,
что посредник может выступать и со стороны взяткополучателя. Посредниками во
взяточничестве могут быть не только частные, но и должностные лица. Поэтому
следует указать и на признаки, отличающие посредника — доверенное лицо взяткополучателя,
которому взяткодатель передает материальные ценности — от самого взяткополучателя.
В случаях если
посредник во взяточничестве является должностным лицом, то он получает предмет
взятки не для себя, а для передачи его своему доверителю, который обязуется
совершить определенные действия в интересах взяткодателя. Такой посредник выступает
от имени и по поручению взяткополучателя, в конечном счете, санкционирующего
условия получения взятки. Возможны случаи, когда взяткополучатель, боясь
разоблачения и желая остаться неизвестным взяткодателю, поручает своему
подчиненному выступить в качестве лица, от которого зависит совершение
желательных для него действий, получить взятку, а затем передать ему. Хотя при
этом взяткодатель не понимает, что вступает в контакт лишь с представителем
взяткополучателя, последний все же является посредником, а не получателем
взятки.
Следовательно,
можно сделать вывод, что посредник фактически способствует совершению
преступлений взяткодателем и взяткополучателем, т.е. является соучастником в
совершении ими преступлений (в зависимости от выполненной им роли —
организатором, подстрекателем или пособником). Еще в период действия УК РСФСР
1960 г., где была специальная норма об ответственности за посредничество во
взяточничестве. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г.
№ 3 (п. 8) разъяснил, что лицо, которое организует дачу или получение взятки,
подстрекает к этому либо является пособником дачи или получения взятки и
одновременно выполняет посреднические функции, несёт ответственность за
соучастие в даче или получении взятки. При этом вопрос о квалификации действий
соучастника должен решаться с учетом направленности его умысла, исходя из того,
в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе — взяткодателя или
взяткополучателя — он действует. Очевидно, что в соответствии с этим разъяснением
к такой квалификации следует прибегать и в случаях, когда роль соучастника
состояла лишь в выполнении функции посредника со стороны взяткодателя или
взяткополучателя. К сожалению, вновь принятое постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 по вопросу об уголовной ответственности
посредника во взяточничестве ограничилось кратким разъяснением, что такая
ответственность в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и роли лица в
даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК
РФ (п. 8).
Таким образом,
действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в
даче взятки, если он, конечно, осознавал, что передаваемые им ценности или
предоставляемые услуги являются взяткой. Действия посредника со стороны
взяткополучателя, если он не является членом организованной группы,
квалифицируются как соучастие в получении взятки.
Основным
недостатком такой квалификации является то, что она не отражает фактическое
участие посредника во взяточничестве в совершении двух преступлений — получении
взятки и даче взятки, т.е. налицо идеальная совокупность преступлений, когда в
одном действии содержатся признаки преступлений, предусмотренных двумя статьями
УК РФ[55].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|