Деньги и ценные
бумаги в качестве предмета взяточничества могут быть выражены как в российской,
так и в иностранной валюте. Предметом взяточничества может быть и имущество,
изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда
виновные лица несут ответственность и за незаконный оборот этих предметов. Так,
получение взятки в виде драгоценных металлов, природных драгоценных камней или
жемчуга (за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий)
должны квалифицироваться не только как взяточничество но и для обоих субъектов
взяточничества еще и по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов,
природных драгоценных камней или жемчуга)[33]. Аналогично,
дача и получение в виде взятки наркотических средств и психотропных веществ,
либо оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств дополнительно
квалифицируется и по статьям об ответственности за незаконный оборот этих
предметов[34].
По мнению Б.В.
Волженкина[35], в случае предоставления
должностному лицу хоть и дефицитных товаров и услуг, но оплаченных им в полном
объеме (путевка на престижный курорт или в санаторий, выделение земельного
участка в престижном районе, возможность приобрести раритетную книгу или
украшение, внеочередной ремонт квартиры и т.п.). Оказание должностному лицу
услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, за
совершение им по службе тех или иных действий или за бездействие (например,
дача устного или печатного благоприятного отзыва о его работе, почетная грамота
и т.п.) не может рассматриваться как взяточничество.
В связи с этим
нельзя не затронуть вопрос о сексуальных услугах как возможном предмете
взяточничества. В 20-е гг. ряд криминалистов утверждал, что предметом взяточничества
может быть и нематериальное благо[36]. Уголовно-кассационная
коллегия Верховного Суда УССР в определении по делу К., рассмотренному в 1924
г, отмечала: «Цель взяткополучателя удовлетворить свои потребности или покупкой
чего-либо на полученные в виде взятки деньги, или непосредственно получить в
том или ином виде физическое удовольствие. Так как начальник уголовного розыска
обещал задержанной немедленное освобождение после удовлетворения его половых
потребностей, т.е. обещал в интересах задержанной действие, входящее в круг
служебных обязанностей его, как должностного лица — в виде равноценности за
определенные действия задержанной — он вымогал взятку»[37].
Однако большинство криминалистов уже тогда решительно отстаивало позицию, что
взяточничество — это корыстное преступление и что предметом взятки может быть
лишь материальное благо, имущественная выгода в том или ином виде[38].
По этому поводу
также рассуждал и А.С. Горелика, который утверждал, что тот, кто заинтересован
в совершении в его пользу служебных действий, сам оказывает сексуальные услуги
должностному лицу, то подкупа нет, т.к. подобные услуги не являются имущественными.
«В этом случае возможна ответственность получателя услуг по от. 133 УК за понуждение
к действиям сексуального характера с использованием служебной зависимости, но
при наличии всех признаков этого состава. Если же подкупающий оплачивает услуги
другого лица (например, проститутки), то подкуп есть, как, впрочем, и в любом
другом случае, когда подкупающий тратит свои средства для удовлетворения
интересов подкупаемого»[39].
Многообразие и
разнообразие предметов взяточничества порождает столь же многообразные и
разнообразные способы дачи и получения взятки, хотя чаще всего по-прежнему
взятка дается путем непосредственной передачи денег или иного имущества
должностному лицу или его представителю. Наряду с этим встречаются скрытые,
завуалированные, изощренные способы дачи взятки. В частности, взятка может быть
дана — получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг или под
видом погашения фактически не существующего долга лица, передавшего ценности,
посредством продажи — покупки ценных вещей по явно заниженной цене, под видом
«проигрыша» в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты
по ним взяткодателю, его родственникам или доверенным лицам «заработной платы»
или «премии» за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую
помощь, выплаты явно завышенных «гонораров» за лекционную деятельность и
литературные работы, путем заключения подрядных договоров с явно заниженной
суммой оплаты выполняемых в интересах должностного лица работ и т.д.
Еще в 1922 г.
А.Я. Эстрин писал: «Бывали и бывают случаи, когда заинтересованные фирмы привлекают
нужное им должностное лицо к себе на службу по совместительству и таким путем
добиваются его благосклонного к себе отношения; нередко взятка скрывается в
комиссионном вознаграждении и т.д.»[40].
Имея
в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный
предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании
действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги,
сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения
преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов.
Если взятка в крупном размере
получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного
продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение
взятки в крупном размере.
Изъятые
деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные
вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на
основании пункта четвертого статьи 81 УПК РФ, как нажитые преступным путем.[41]
Объективная
сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через
посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:
1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц,
входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290); 2) за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не
входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего
должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч.
1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом
взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия
(бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им
лиц (ч. 2).
В первом случае имеются в виду законные правомерные действия
(бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не
выходящие за рамки его должностной компетенции, т. е. действия, совершить (не
совершить) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан.
Во втором случае получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других
материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он
не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности
использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии
умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК
РФ. Но редко должностное положение лица его авторитет, наличие
служебных связей способствуют тому, что должностное лицо может за
вознаграждение оказать влияние, поспособствовать совершению (не совершению)
выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего
не знающим об этом вознаграждении. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4
постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе» указывал, что субъектом получения взятки «надлежит признавать
и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для
совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им
лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению
такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за
общее покровительство или попустительство по службе». Такими лицами могут быть
также консультанты, референты, секретари, помощники ответственных должностных
лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т. п. должностные лица, которые сами
не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателей, но
от совершаемых ими действий по службе, подготовленных документов и иной информации
в значительной степени зависит суть решения, принимаемого другим должностным
лицом.
Получение взятки
считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы
части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли
оно обусловленное действие или нет, собиралось выполнять это действие или нет.
Важно лишь, чтобы имущественные ценности или выгоды принимались субъектом именно
как должностным лицом, способным лично или путем влияния с использованием
своего должностного положения на других должностных лиц обеспечить удовлетворение
интересов взяткодателя или представляемых последним лиц.
Гражданский
кодекс Российской Федерации (Часть вторая), принятый Государственной Думой 22
декабря 1995 г., разрешил дарение государственным служащим и служащим органов
муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с
исполнением ими служебных обязанностей «обычных подарков, стоимость которых не
превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда» (ст.
575 ГК). Принятие такого подарка не влечет ни уголовной, ни дисциплинарной
ответственности и не заслуживает даже морального осуждения.
В связи с этим
возникает вопрос о разграничении «обычного подарка» и взятки. Мнение, что пять
минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая во всех случаях
разделяет подарок от взятки, не может быть принято. «Обычный подарок», не
влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так
и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно
небольшим размером. Независимо от размера незаконное вознаграждение действия
должностного лица должны расцениваться как взятка в следующих случаях: 1) если
имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение имело
характер подкупа и предполагало неправомерное и правомерное поведение
должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за
незаконные действия (бездействие). И только в том случае, когда имущественное
вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было
передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по
службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого
вознаграждения.[42]
С субъективной
стороны получение взятки — это умышленное преступление, совершенное из корыстных
побуждений. Должностное лицо — взяткополучатель сознает, что материальные ценности
или выгоды переданы (предоставлены) ему именно как взятка за совершение
действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, либо
за способствование в силу должностного положения действиям (бездействию) других
лиц, в чем заинтересован взяткодатель, или за общее покровительство или попустительство
по службе взяткодателю или представляемым им лицам, а равно за незаконные
действия (бездействие) по службе.
Субъектом уголовного преступления - получения
взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно,
временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя
власти либо выполняющее организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации.
Все иные лица,
участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и
выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении
взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.
Не
являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие
в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к
организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.[43]
2.3.
Уголовно-правовой анализ дачи взятки (ст. 291 УК РФ)
Уголовный кодекс
установил, что дача взятки состоит в незаконном вручении, передаче
материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера
должностному лицу лично или через посредника за совершение действий
(бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу
взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным
лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим
должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе
взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за
незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291
УК).
Преступление считается оконченным с
момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Соответственно,
не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные
ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не
были приняты должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материальных
ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде
должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их
родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны
должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно
квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки[44].
Согласно уголовному законодательству деяния, предусмотренные ч.
1 ст. 291, считаются преступлениями средней тяжести, а ч. 2 ст. 291 — тяжкими[45].
Квалифицированным
видом является дача взятки должностному лицу за совершение заведомо
противозаконного действия (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291 УК), которое
само по себе является преступлением. В данном случае
необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, лицо должно достоверно
знать, что дает взятку именно за нарушение должностным лицом закона. Если же
виновный дает взятку за решение какого-либо вопроса, но не знает, будет ли
совершенное для этого действие (бездействие) законным или нет, содеянное им
следует квалифицировать по ч. 1 ст. 291 УК. Во-вторых, в случае фактического
совершения должностным лицом незаконных действий (бездействия) в интересах
взяткодателя или представляемых им лиц возможны два варианта квалификации
содеянного взяткодателем, что зависит от характера противоправности содеянного
должностным лицом. Если последний совершает за взятку какое-либо неуголовное
правонарушение, действия взяткодателя полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК.
Если же взяткополучатель совершает преступление, действия взяткодателя
образуют совокупность квалифицированной дачи взятки и подстрекательства к
конкретному преступлению, совершенному должностным лицом[46]
В случае если передача
незаконного вознаграждения не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от
воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа,
содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу
взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.
Высказанное
намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо
предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера
в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных
действий не предпринимало нельзя квалифицировать как покушение на дачу или
получение взятки либо на коммерческий подкуп.
С субъективной
стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. В содержание умысла
преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение
(выгоду) имущественного характера именно как взятку, т. е. за действие или
бездействие последнего с использованием служебных полномочий либо за
способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия)
другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по
службе. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи,
полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность,
состав дачи взятки отсутствует.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|