До
конца IV в. н. э. эта тенденция в церковном мышлении просматривается явно.
Марии была приписана роль, сходная с ролью Исиды, для заполнения тройственной
фигуры божества. Даже общий Собор отцов церкви в Эфесе в 431 г. издал
распоряжение почитать Марию как божество, помимо Иисуса и Бога (102).
Христианская секта Марионитов почитавшая Марию, включила ее в Троицу. Однако,
поскольку слова "Матерь Божья" оскорбляли слух истинно верующих,
позднее они были заменены "Святым Духом". Тем не менее, Троица (в
теперешнем понимании) была чужда христианам двух первых веков. Даже слово
"Троица" впервые появилось в 180-200 гг. из греческого и латинского
языков, и то под чуждым влиянием. Говоря о том, как возник такой странный союз
между христианством и чуждыми ему идеями, Робертсон указывает:
"В
III веке Аммоний Саккас из Александрии, рожденный от родителей-христиан,
основал школу, пытавшуюся соединить христианскую и языческую системы религии и
философии в пантеистическое целое, в котором старые боги, фигурировавшие в виде
подчиненных демонов или аллегорических образов, соседствовали с Христом в
качестве реформатора. Особый упор эта школа делала на Платона, чья система была
уже распространена среди александрийских ученых и который был больше сродни
христианству, чем какой-либо из его соперников. Эта система обеспечила ему
приверженцев со стороны многих религий и дала возможность развить свое влияние
на христианское богословие; это и было тем каналом, по которому вошло учение о
Троице" (103).
Однако
на сей раз все четыре канонических Евангелия, как и апокрифы, были
распространены среди приверженцев этого культа. Хотя для достижения Желаемых
целей использовались фантастические интерпретации, слово "Троица"
в то время не могло быть введено в какое-либо из Евангелий, и последним словом
таких в вопросах были постановления вселенских соборов. Хопкинс пишет:
"Окончательное
ортодоксальное определение Троицы было в значительной степени делом церковной
политики. Оно было достигнуто после бесконечных споров о том, сколько
божественного и сколько человеческого было в Иисусе Христе: когда появилась
божественность, был ли он творением, эманацией Бога, был ли он един со Святым
Духом; наконец, должен ли гностический термин определять триединые соотношения
всех теологических противоречий по вопросам, которые, в конечном итоге,
решались голосованием" (104),
Учение об искуплении
Один
из догматов христианства - это учение об Искуплении. Согласно христианским
представлениям, грех Адама не был прощен и потомки первого человека унаследовали
его вину, а Иисус через распятие искупил грех всего человечества. На протяжении
веков это учение по-разному интерпретировалось экспертами-теологами. Даже в
первые века некоторые теологи безоговорочно отвергали этот догмат, тогда как
другие (например, Тертуллиан, Ориген и др., считали, что смерть Иисуса была
своего рода выкупом, уплаченным Диаволу. Это была персидская идея,
заимствованная из зороастризма, по которой Бог искупает грехи человечества,
покоряясь богу Зла. Некоторые считают, что это своего рода самопожертвование со
стороны Бога для исправления неправедного характера человечества и избавления
его от кары. Такие богословы, как Ириней, выдвигают теорию рекапитуляции,
по которой Иисус Христос способствовал совершил своим распятием соединению
Бога с человеком, который был отдален от своего Создателя из-за грехопадения
Адама. Лишь со времен Св. Августина нынешнюю идею искупления,
предусматривающую Божественный план спасения мира, удалось принять, преодолев
теологические противоречия (105).
На
самом деле это мульти доктринальный момент веры, который подразумевает
следующее;
1)
человек по природе порочен, наследует Адамов грех и обречен на преисподнюю;
2)
из-за Свого безмерного милосердия Бог не позволил, чтобы такое положение вещей
продолжало существовать, и определенным образом внес умиротворение
посредством человека, который в качестве третьего лица Троицы был равен Ему;
3)
Он послал Своего сына в качестве Спасителя, умершего на кресте и очистившего
этим человечество от
грехов;
4)
эта жертва примирила грешного человека с его рассерженным Богом и соединила его
с Господом.
Рассмотрим
этот многогранный вопрос во всех его аспектах.
Во-первых,
подчеркивается первородный грех человека, побудивший Бога послать на землю
своего эмиссара - Спасителя. Прежде всего, определим, что такое грех. Это
дурной поступок, совершенный человеком в нарушение заповедей Бога. Всеми
признается, что нравственность людей различна. Некоторые люди праведны, другие
неустойчивы, а третьи злы и жестоки; одни грешны, другие безгрешны. Это
означает, что человек, придя в мир, приобретает печать греха своими поступками,
а не наследует его. Правда, Адам совершил ошибку, вызвал гнев Бога и был изгнан
из рая. Христиане считают, что Адам не был прощен и его грех наследовался
потомками. Эта теория нелогична л не основана на библейских текстах; скорее она
взята из писаний Павла. То, что 1руз греха может быть передан другим,
представляется совершенно абсурдным. Томас Пейн очень ясно выразился по этому
поводу: 76
"Если
я должен кому-то деньги и не могу их отдать, а кредитор угрожает мне тюрьмой,
другой человек может взять долг на себя. Но если я совершил преступление, все
меняется. Нравственная справедливость не позволяет считать невиновного
виновным, если даже невинный предлагает себя для этого. Предположить, что
правосудие поступает таким образом, значит разрушить самые его принципы. Это
уже не будет правосудием. Это будет мщение без разбора" (106).
Источником
христианства был иудаизм, и в I в. Ветхий Завет был его единственной Библией. К
пророчествам Ветхого Завета прибегали для оправдания миссии Иисуса. И Иисус сам
никогда не утверждал ничего, что противоречило бы иудейскому писанию. Между тем
Ветхий Завет нигде не упоминает о так называемом первородном грехе. Бог
посылал многочисленных пророков, чтобы вести заблудшее человечество по
правильному пути. Авраам, Ной, Иаков, Иосиф и другие пророки - были
праведниками. Захария и Иоанн Креститель признаются и Новым Заветом (107). Как
же человек, являющийся от рождения виновным перед Богом, может стать
праведником?
Ветхий
Завет нигде не упоминает, что человек наследует первородный грех; наоборот, Бог
сотворил человека по образу своему (108). Что подразумевает выражение "по
образу"? Новый Завет объясняет, что быть созданным по образу Бога означает
по своей природе любить добро и ненавидеть зло (109). Новый Завет называет
Адама сыном Божьим (110). Таким же образом, Тора упоминает, что Бог высоко
воздал Авелю, сыну Адама (111). Непонятно, как Авель мог бы стать праведным,
если его отец Адам был грешником и передал ему грех, как уверяет нас
христианство. Никогда не замышлялось, что Новый Завет должен заменить Ветхий
Завет, и, когда Павел утверждает, что Иисус отменил Закон, он сильно -
отклоняется от истинного учения Иисуса, который всегда отвергал тех кто
отказывался от Священного Писания (112). Сам Иисус утверждал, что дети чисты,
безгрешны, "ибо таковых есть Царство Небесное" (113). В Евангелии от
Луки упоминается, что Иоанн Креститель " будет велик пред Господом... и
Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей" (114). Это значит, что
Иоанн был безгрешен даже в утробе матери. Но не только пророков Новый Завет
считает праведниками. Общим положением Евангелий является то, что Бог прощает
раскаявшихся грешников (115). Лишь измышления Павла приводят к теории
первородного греха. В своей книге "Христианская этика и "Современные
проблемы" настоятель Инге (116) отмечал, что эту
"извращенную" доктрину сформулировал Павел, а позднейшие богословы
включили ее в церковное учение. Гектор Хоутон говорит: "Ортодоксального
учения о первородном грехе... просто нет в Библейских писаниях. Многое в нем,
без сомнения, заимствовано из толкований писания Павла" (117). Епископ
Мастер был настолько откровенен, что утверждал:
"Мы
больше не верим в первородный грех" (118).
Христианские
теологи утверждают, что Бог всемилостив, и у Него столько любви к человечеству,
что она не может быть выражена словами. Именно по этой причине Он послал Своего
Сына смыть пятно первородного греха. Такое понимание Бога делает Всемогущего
Господа языческим племенным божеством, которое для спасения своего племени
часто жертвовал собственным изображением, сыном или даже воплощением.
Языческие мифические божества посылали спасителей своим племенам или кланам, а
Христианское учение гласит, что Бог послал Своего сына только для того, чтобы
спасти заблудших овец дома Израилева (119). Миссия Иисуса, таким образом, не
универсальна, а ограничена определенным народом (120).
Действительно,
Бог был всегда милостив к человечеству и неоднократно посылал вестников
указывавших людям путь истинный. Библия упоминает, что когда большинство
израильтян отошло от Божественного пути, гнев Божий обрушился на них с такой
силой, что во всемирном потопе Он погубил тогда весь существовавший мир, за
исключением нескольких человек; это массовое уничтожение коснулось других
обитателей земли гораздо больше, чем заблудших овец дома Израилева. Иисус
явился в ту эпоху, когда плотность населения была гораздо больше, чем во
времена всемирного потопа. Гораздо логичнее предположить желательнее
думать, что христианский Бог должен был бы смилостивиться над своими
несчастными творениями во время потопа. Почему же Он послал в конце концов
Своего Сына в качестве спасителя, да и то только для дома Израилева? В целом
этот догмат верит учения выглядит совершенно абсурдным, потому что такая
позиция не пристала Богу Всемогущему, о котором проповедовал Иисус
Христос, никогда не провозглашавший своего мессианства и не обещавший
массового спасения. Наоборот, он просил своих учеников покаяться, "ибо
приблизилось Царство Небесное" (121). Кроме того, утверждается, что Иисус
Христос, называемый единственным рожденным Сыном Божьим и вторым лицом
христианской Троицы, явился на землю как Посланник Бога, чтобы стать
Спасителем, и что он был распят по Божественному замыслу, чтобы искупить грехи
человечества. То, что Иисус был сыном Бога, говорится во многих местах Библии.
Как уже говорилось, титул "Сын Божий" был присвоен ему за его праведность
и должен пониматься метафорически, так же, как выражение "раб Божий".
Фантазия
же таких философов, как Филон, породила существование посредника между Богом и
людьми; в данном случае роль спасителя была присвоена Иисусу. Но эта идея не
имеет смыла, так как евангелическое учение противоречит этому верованию. Если
бы Иисус был спасителем человечества благодаря тому, что был осужден на
жертвенную смерть, его миссия не ограничилась бы домом Израилевым и он не
настаивал бы на строгом соблюдении Закона, не просил бы покаяться за дела
неправедные. Не бросает ли на него тень и то, что он был проклят Богом и
отправился в ад на три дня (122)? Христиане верят, что Иисус был распят по
Божественному замыслу. Если это так, то интересно, знал ли Иисус о предстоящем
распятии в начале своей миссии или же эта роль была навязана ему после его
отъезда лже учениками, и есть ли в Ветхом Завете какое-либо обещание Иеговы
послать Спасителя для искупления грехов человечества (123). Суть вопроса в том,
что он узнал о предстоящей ему казни в свой последний день. Лука упоминает
(124), что для того, чтобы встретить надвигавшуюся угрозу, Иисус велел своим
ученикам приобрести мечи, даже если им придется продать их одежду, и когда они
сообщили ему, что у них есть два, он сказал им; "довольно". Это
означает, что он хотел защищаться и был готов к нападению. Проф. Пфлайдерер
замечает по этому поводу "Если Иисус боялся убийства в последний вечер
своей'' жизни и готовился встретить
его с оружием в руках, значит он не мог знать и предсказать свою смерть на
кресте; эти предсказания могли быть вложены в его уста лишь
ретроспективно" (125). Рассказ Луки опровергает любые утверждения о том,
что Иисус знал заранее о предстоящем ему распятии жертве во спасение якобы по
Божественному замыслу.
Это
был заговор иудеев, и Иисус беспокоился о своей судьбе. Если бы все шло так,
как замыслил бы, и Иисус знал об этом, он никогда не поколебался бы
пожертвовать своей жизнью для такой благородной цели и не просил бы Бога, чтобы
его миновала чаща сия (126). Если бы таков был Божественный план, он никогда не
произнес бы слов: "Элои, Элои, ламма савахфани? " (127).
Это
означает, что истинное учение Иисуса никогда не подразумевало его роли
Спасителя. Дело в том, что Средиземноморье во времена Христа было так насыщено
мифами о Спасителе, что любая религия, возникавшая там, испытывала их влияние.
Почти все верования, от греческого до персидского, несли в себе зародыши культа
Спасителя. Несколько древних божеств было, по преданиям, распято во имя
спасения человечества - Кришна и Индра пролили свою кровь ради этой благородной
миссии; китайский бог Тянь, Осирис и Гор пожертвовали собой ради спасения мира,
Адонис был умерщвлен ради этой цели. Прометей, величайший и древнейший
благодетель рода человеческого, был прикован к скалам на Кавказе (128). Митра,
по персидским верованиям, был посредником между Верховным Божеством и
человечеством. В него верили, как в умирающего бога, чья кровь спасла
человечество (129).
Подобным
же образом Диониса называли Освободителем человечества. Даже в далекой
Мексике верили, что "смерть Кетцалькоатля на кресте" была
"искуплением грехов человечества" (130). Эдвард Карпентер отмечает:
"Этих
примеров достаточно, чтобы доказать, что учение о спасителе старо, как мир, и
распространено во всем мире, а христианство только присвоило его... и придало
ему специфический оттенок. Таким образом, христианская доктрина о Спасителе -
это точная копия языческих культов, которая не основана на учении Христа"
(131).
Наконец,
рассмотрим, действительно ли принял смерть Иисус через распятие. Сам факт
распятия весьма противоречив. Евангелисты заявляли, что евреи распяли Христа и
глумились над его учениками, Согласно Писанию, он принял позорную смерть на
кресте. Поскольку ни один из апостолов не присутствовал в момент его смерти,
они избегли расспросов и прибегали к мифотворчеству. Таким образом, они не
только признавали утверждения иудеев о распятии, но, чтобы снять с себя стигму,
сделали само распятие кардинальным принципом своей веры. Ф. К. Конибер
отмечает:
"С
тех пор распятия уже не стыдились.- Павел открыто прославлял его, а автор
четвертого Евангелия рассматривал его как окончательное доказательство славы
Иисуса" (132).
Принимая
без оговорок, что Иисус был распят иудеями, нельзя утверждать, что он был
единственным Пророком, претерпевшим такую участь. Список различных других
пророков, убитых иудеями, следует рассматривать с таких же позиций.
Вполне
логично заключить, что учение об искуплении, чуждое Иисусу и нынешним
каноническим Евангелиям, было принято позже и в его настоящей форме основано на
дохристианских митраистических и других языческих культах спасителей. Иначе
этот догмат веры совершенно безоснователен. По мере того, как церковные круги
становились рациональнее, они почувствовали, что это так. На Ламбетской конференции
британских и американских епископов учение об искуплении было отвергнуто как
основанное на недостойном понимании Бога. Епископ Мастермэн на этой конференции
совершенно недвусмысленно заявил:
"Раз
и навсегда мы должны изгнать из нашего богословия всякую мысль о перемене
отношения Бога {к людям] из-за смерти Христа" (133).
Еврахрастия, или святое причастие
Евхаристия
- еще одно фундаментальное таинство христианства, которое отмечается в память
последней тайной вечери Иисуса со своими учениками. Этот момент веры
утверждает, что хлеб и вино, вкушаемые во время ритуала приверженцами Иисуса,
символизируют его плоть и кровь, что должно вызвать некую духовную общность с
Христом.
Евхаристия
обязана своим появлением экстатическим измышлениям Павла - основателя
современного христианства, который заявляет, что получил сие указание от
Господа. Это утверждение об откровении ясно показывает, что причастие не идет
ни апостолов, ни от учения самого Иисуса. Помимо писаний Павла, оно также
включено в три первых канонических Евангелия, хотя термины, в которых оно
разъясняется, различны. В целом, в четырех текстах, содержащих описание
этого таинства, о нем рассказывается следующим образом (см. таблицу).
При критическом анализе становится видно, что Павел был единственным
источником, через который этот ритуал проник в евангельские повествования. По
общему согласию каноническое Евангелие Марка было первым, испытавшим влияние
идей Павла. Матфей и Лука последовали его примеру. Марк провел некоторое время
в обществе Павла, и, наверняка послания Павла (или какая-либо из их поздних
редакций) попали в его руки и были вставлены в его повествование. У Луки даже
фразеология столь сходна с фразеологией Павла, что кажется ее копией. Что
касается источников, которыми пользовался Павел, то это, очевидно, не
Божественные откровения, но верования, находившиеся под сильным языческим
влиянием. Сообщалось, что Филон высказывал евхаристические взгляды, объясняя
Логос в терминах хлеба от " чаши Господней" (134), Еврейская секта
ессеев также отмечала подобный праздник, состоящий из вкушения хлеба и воды
(135). Сходным образом египетские Терапевты (почитатели) вкушали священные
яства из хлеба и воды каждый пятидесятый день. Иудейская секта Фиасеев также
отмечала такой праздник в знак почитания Бога и для общения с Ним. Эти ритуалы,
видимо, и были в какой-то мере заимствованы христианами. Кроме того, другие
многочисленные языческие культы также содержали это таинство. В. Уилльямсон
пишет:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|