ибо
сказал ему: "Я назначил тебя Богом над фараоном". И тотчас Он дал ему
его жреца. "Истинно, Аарон, брат твой, будет говорить за тебя с фараоном;
над ним будешь ты Богом, но он будет толкователем твоим. И далее написано:
"Вы сыновья Господа вашего Бога". А о Соломоне сказано:
"Он
будет Мне как сын, а Я буду ему как Отец". Как мы называем сыном Божьим
Христа, через которого мы узнали Бога, так и Господь назвал Израиля своим
перворожденным Сыном, и сказал Соломону: "Он будет Сыном Мне" (62).
Это означает, что титул "Сын Божий", как он применяется к
Иисусу в Евангелиях, равнозначен выражению "слуга Господа", которое и
встречается в различных местах Писания.
1. "Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына
Своего Иисуса" (63).
2. "Ибо по истине собрались в городе сем на Святого сына Твоего
Иисуса" (64).
3. "Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание
знамений и чудес именем Святого сына Твоего Иисуса" (65).
4. "Бог, воскресив сына Своего Иисуса, к вам первым послал
Его..." (66).
Уместно также обратить внимание читателя на то, что Иисус (мир ему!)
проповедовал на арамейском языке близком к древнееврейскому. Слова "Сын
Божий" на нем звучат "эбад Йехова" (по-арабски "абд"
-"Аллах"). Когда Новый Завет Иисуса был переведен на греческий язык,
эти слова, к сожалению, были переведены как "pias", что означает и
"слуга", и "мальчик" (67). В то время была очень популярна
филоновская теория о посреднике Между Богом и человеком, которым был Сын Божий,
Первенец Бога, или Второй Бог. Когда почти все вероучения были филонизированы,
слово "pias" стали понимать как "дитя Бога", и нужен был
лишь один шаг, чтобы перейти от этого к выражению "Сын Божий", и со
временем это значение распространилось. Таким образом, термин "Сын
Божий" может иметь лишь метафорический смысл, так же, как плохого человека
называют "дьявольским отродьем", В этом метафорическом смысле
фарисеев считали сынами дьявола, потому что они отошли от праведного пути (68).
У Луки одного человека назвали "Диаволом" (69), однако, даже будучи
так названным, он продолжал во всем оставаться человеком.
Евангелие от Иоанна пролило много света на этот аспект проблемы. Когда
Иисус сказал: "Я и Отец - одно", это возмутило евреев.
"Тут
опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых
дел показал Я вам от Отца Моего, за которое из них хотите побить Меня камнями?
Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за
богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал
им: не написано ли в законе вашем: "Я сказал: вы боги"? Если Он
назвал богами тех, к которым было слово Боже, и не может нарушиться Писание, -
Тому ли. Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите:
"богохульствуешь", потому что Я сказал: "Я Сын Божий? "
(70).
Тот
же Иоанн в своем первом Соборном Послании заявляет:
"Всякий,
рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он
не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божий и дети Диавола узнаются
так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата
своего (71);
"Мы
знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле" (72).
Есть
и еще одно основание думать, что термин "Сын Божий" использовался
метафорически. Если бы эти имели буквальный смысл, у Иисуса не было бы
оснований отрицать этот эпитет. Лука повествует, что, да евреи допрашивали Иисуса
в синедрионе, сказали все итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что
Я" (73).
Загадка
Троицы
Наиболее характерно для христианства своеобразное понимание
божества. Троица, загадка от начала до конца, означает, что Бог един по сути,
но в трех лицах, неотделимых друг от друга. Католическая энциклопедия
определяет это мистическое ключевое понятие следующим образом:
"Троица
есть термин, используемый для обозначения центрального учения христианской
религии: есть Бог-Отец, есть Бог-Сын и есть Бог-Дух Святой, и при этом нет
трех богов, но один Бог. Эти лица, едины во времени и пространстве; все они не
созданы и равносильны" (74).
Бог
- един, и с самого начала жизни на земле, людям был известен этот великий факт
Природы. Пророки приходили один за другим и уходили, провозглашая великую
истину, что Бог - Единственный, Всемогущий, Всеведущий, Абсолютный, Вечный и
Единый в своем Единстве. Для истинно верующих этот вопрос был всегда ясен, но
мыслители и философы превратили его в неразрешимую загадку. Фанатические
философские подходы привели к созданию понятия о божестве, не основанного на
каком-либо понимании, но на псевдо рациональных и полученных из вторых рук
преданиях и мифах. Несколько школ мыслителей занимались решением этой загадки и
пришли к разнообразным результатам. Рассуждая о различных верованиях, проф. Flinders Petrie отмечает; "В 500 г. до н.
э. верили в Высшего Бога-Творца со многими подчиненными ему богами и
ангелами-хранителями. На следующей стадии, к 350г. до н. э., Бога представляли
как Вселенского Создателя, все есть часть Бога и Бог - это завершение всех
вещей в Одном. В 340 г. до н. э. Бога описывали как "Все в Одном" и
"Один во Всем". Однако возникла трудность, которая была объяснена
позднее Филоном тем, что несовершенный и изменяющийся мир не мог и сходить от
неизменного Бога, а следовательно, необходимо было постулировать существование
посредника. Вывод был такой, что Господь, Создатель всего, сотворил из себя
Второго Бога, Видимого и Осязаемого, которого Он любил, как Своего Сына. И хотя
человек, будучи смертей, не мог понять бесконечное, он мог понять сотворенного
Сына. До 332 г. до н. э, мы находим такие названия как Дух Добра, Агат-Демон,
который является первенцем Бога" (75).
Итак, пытаясь объяснить непонятное, философы построили теорию
Посредника, создавшую условия для появления так называемого первенца Божья.
Когда Иисуса привели к Пилату, тот спросил его:
"Ты
Царь Иудейский?" И услышал в ответ: "Ты говоришь"(см. Лука, 23:
3),"Мы, очевидно, должны понимать ответ "Ты говоришь" как
отрицание" (76).На это молчаливое отрицание Иисуса Пилат вынужден был
заметить:
"Я
не нахожу никакой вины в этом человеке" (77).
Таким
образом видно, что Библия не поддерживает теории божественности Христа. Он был
сыном Бога в такой же степени, что и любой праведный израильтянин. Из положения
простого человека он был вознесен в Божественный статус его последователями.
Процитируем д-ра Белшама:
"...
из состояния человека, одобряемого Богом, что составляет учение Нового Завета,
наш Господь был вознесен рвением его ошибавшихся последователей в ранг
ангельского или сверх ангельского существа, что было ошибкой гностиков; затем -
в ранг делегированного Создателя и Правителя Мира, что было мнением платонистов
и арианцев; и в конце концов был полностью уравнен с самим Богом, что
представляет афанасийское вероучение, неизвестное до конца IV в. "(78).
К
тому времени, когда Иисус (мир ему!) начал учить людей путям Господним, в
Средиземноморье было распространено вероучение, представлявшее собой сплав
стоико - гностических и платоновских элементов с иудейским монотеизмом. Иисус
пришел и ушел; его кратковременная миссия (длительность которой
несчастное христианство так и не смогло установить) привлекла малое число
сторонников, которым, в свою очередь, не удалось пробить несокрушимую скалу
язычества, окружающую их. Миссия Иисуса была, таким образом, задавлена в
колыбели и похоронена навсегда. Постепенно его устное предание также потеряло
свою идентичность и утонуло в болоте языческих мифов. "Христианство
изменило язычество, а язычество изменило христианство" (79), и вскоре
личность земного человеческого Иисуса была заменена Иисусом, имевшим небесный и
Божественный характер.
Правда, возникли некоторые церкви, но апостольские церкви
остались только в Иерусалиме, а вскоре и они исчезли, уступив место
параллельным церквам в Антиохии и других центрах платоновской философии (80).
Природа Иисуса стала средоточением противоречий. Масса чернил была пролита над
определением природы личности Иисуса, но увы! эти чернила истекали из пера
стоиков, гностиков и платонистов, а не учеников Иисуса. Портрет Иисуса
однократно переписывался заново, пока не стал совершенно далек от реальности.
Церковные
мыслители пали жертвой филонизма и сдеали Иисуса посредником (между Господом и
людьми), Нусом и Логосом, ибо только такие аллегорические рассуждения могли
привлечь язычников и в то же время устранить вероятность возражений, которые
могли возникнуть у них. Conibear откровенно отмечал:
"Идея
посредника между Богом и человеком была выдвинута Филоном, и ход его спекуляций
был завершен к концу века утверждением, что Иисус был Логосом, Словом Мира.
который, по словам Филона, нисходит с неба на землю и возносится туда
вновь" . (81).
Именно
при таких обстоятельствах Павел, провозгласивший себя учеником Иисуса, вложил в
уста своего учителя такую фразу, как "Я и мой Бог едины" (82). Ростки
учения о Логосе - Слове Мира - видны в некоторых посланиях Павла (если вообще
были эти послания, так как большинство их оказалось позднейшими
подделками, приписываемыми ему) (83);
однако
в целом Павлу учение о Троице было абсолютно неизвестно.
К
концу I в. у христианства было два соперника: с одной стороны, языческие культы
типа митраизма, имевшие свои триады и троичные представления о божестве, а с
другой - иудаизм, исповедовавший чистый монотеизм. Языческие культы
изобиловали триадическими верованиями. Вавилонская триада была представлена
тремя лицами - Ану, его сын Энлиль и Энки (84); Римская триада - Юпитер, Юнона
и Минерва; и, наконец, семитическая триада - Отец, Сын и Мать. Помимо этих
разнородных триад, были распространены и однородные Троицы, например,
индуистская - Брахма, Вишну и Шива; персидская - Ормузд, Митра и Ахриман;
египетская Осирис, Исида и Гор (или Эмпефт, Эйктион и Пта); халдейская -
Бел-Сатурн, Бел-Юпитер (посредник) и Бел-Хом (Аполлон). Последняя Троица была
триединым воплощением Высшего Бога (Эл по-еврейски, Бел или Митра), называемого
"Отцом" (85). Все эти Троицы и триады - несомненные предшественницы
христианской Троицы. Брахманическая и буддистская Троицы обнаруживают
чрезвычайное сходство с христианским понятием Троицы. Хопкинс пишет:
"Три
Троицы как религиозные выражения идентичны. В каждой из них во главе стоит
Высшее Существо и Бог-Отец: второй член - это Дух Святой, который, превращаясь
в человека, приобретает плоть в виде третьего члена Троицы... Все три -
едины" (86)
Индуистская
Троица, в частности, вполне совпадает с христианской. Она состоит из Брахмы,
Вишну и Шивы. Брахма представляет творческое начало и на санскрите называется
"Отец" (87). Вишну как пастырь и пророк - это сын Брахмы, воплощенный
в лице Кришны. Наконец, есть Шива - Божественный Дух, образ природы на земле.
Эта божественная Тримурти (Троица), "как говорят брахманские священные
книги, неделима по своей сущности и неделима в действии -глубокая тайна,
которую человек поймет, лишь когда его душе разрешено будет соединиться с
мировым духом (Брахматма) в лоне божества" (88).
Средиземноморский
мир, по-видимому, был колыбелью троичных верований с незапамятных времен.
Первая Троица, как говорят, была открыта оракулом Сезострису (Нимрод) (89) и
все последующие триады или троицы являлись лишь ответвлениями одного и того же
главного мифического потока. Это крупномасштабное распространение троичных
верований является ключом ко всей загадке и убедительно доказывает, что их
зародыши заразили христианство и в конце концов полностью его исказили.
Другой фактор, который не следует упускать из виду, - это существование
монотеистической веры у евреев, проживающих на той же территории. Ветхий Завет
был полон заповедей, утверждавших монотеизм. Вначале христианство не имело
своих писаний, и христиане цитировали Ветхий Завет в своих религиозных службах;
во всех случаях Ветхий Завет был и их Библией. Иисус (мир ему!) пришел, чтобы
стеречь овец дома Израилева (90). Последователи Иисуса были,
Правоверными иудеями, а иудейская Библия утверждала единобожие с первой до
последней страницы. Об этом говорят, например, следующие стихи:
"... только Господь
есть Бог, и нет еще кроме Его" (91); "Я первый, и Я последний, и
кроме Меня нет Бога "; "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме
Меня... " (92). "Я Господь, и нет кроме Меня" (92).
Стихи Исхода (20:, 3), Второзакония (4: 39, 5: 7), 2-й Царств (7: 22,
12: 32) и бесчисленное множество других
стихов
из Ветхого Завета утверждают неизменное единство Бога.
Выйдя из иудаизма, христианство не имело альтернативы монотеистическому
догмату; ранние авторы поэтому были, естественно унитаристами. Позднее, однако,
иноземные влияния исказили чистый монотеизм Ветхого и Нового Заветов.
Процитируем публикацию общества Watch
Tower:
"Еще
два интересных факта: во-первых, богослов по имени Тертуллиан, живший во II в.
в Карфагене, в Африке, ввел термин "Trinit
as" в латинские церковные
писания, и это понятие - Троица - стало фигурировать в священных писаниях.
Во-вторых, оно было введено в "Организованную Религию" священником по
имени Феофил, также жившим во И в. В 325 г. Никейский собор собрался в Никее в
Малой Азии и утвердил это учение. Позднее это учение было объявлено религиозной
доктриной христианства, и с тех пор церковники придерживались этого
усложненного учения" (93).
В действительности, все книги Нового Завета были написаны на основе
Ветхого Завета и более или менее разделяли те же взгляды на божество. Здесь и
там обнаруживаются места, содержащие некоторые двусмысленности в
интерпретации, но это места интерполяции, сделанные более поздними
приверженцами Троицы. Сторонники Троицы часто даются на тексты Иоанна, гласящие
следующие:
"Ибо
три, свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть
едино" (94).
Среди
всех старых рукописей Евангелий есть только две на греческом языке от 15 и 16
в. в., содержащие этот стих. в таком виде. Во всех остальных 400 или более
греческих рукописях, датируемых IV (Coden
Sinditicus) V (Codex Vaticanus) столетиями, он вообще
отсутствует. Это значит, что он был вставлен в Библию примерно в 15 в. В
результате, когда была предпринята попытка сборки "Пересмотренной
Версии", этот стих пришлось изъять. В настоящее время христианское учение
о Троице оказывается лишенным какой-либо евангельской поддержки или санкции.
Какой вопиющий пример подделки! (95). Известный ученый эллинист Бенджамен
Уилсон комментирует этот стих в своей книге "Эмфатический Диаглот"
так:
"Этот
текст, касающийся Небесного свидетельства, не содержится ни в одной греческой
рукописи ранее XV века. Он не цитируется ни одним из греческих церковных
авторов: ни одним из латинских отцов церкви, даже когда предмет, над которым
они работали, естественно должен был бы привести их к ссылке на этот авторитет.
Он, очевидно, ложен" (96).
Другой
известный текст, на который ссылаются как на подтверждающие это таинственное
понятие Троицы, это
"Я
и Отец - одно" (97).
Современные
исследования показали, что фраза Бог явился во плоти" (98) не представляет
истинного перевода слов Павла. По словам Бенджамена Уилсона. Почти все древние
рукописи и все версии содержат слова "тот, который" вместо слова
"Бог" в этом месте.
Так
было принято (99). Из-за неточности перевода, по всей видимости, не случайной,
местоимение "тот" превратилось в "Бога". Если мы сравним
все уловки Христианских богословов, исказивших соответствующие тексты,
используя при этом ветхозаветный стандарт "Всякое слово Бога чисто"
(100), то придем к выводу, что, поскольку ранние церковники провозглашали
Троицу как важнейший догмат христианской веры в противовес унитарному учению,
провозглашавшемуся Иисусом, позднее религиозные деятели вынуждены были изменить
текст Писания, касающийся этого первого пункта веры, так как он оставался без
библейского подтверждения.
Дело
в том, что христианские первосвященники не смогли получить аргументацию из
Священного писания и прибегли к компиляции двусмысленных мест из Ветхого и
Нового Заветов, создав теологию, основанную на произвольных интерпретациях.
Чтобы угодить иудеям, они сохранили монотеизм, но, чтобы избежать возражений со
стороны языческих культов, ввели языческие Троицы. Они старались пойти на
компромисс с обеими сторонами. Отсюда и переосмысление языческих божеств,
превратившихся в Троицу, которая, в конечном итоге, стала Единой Сущностью.
Прежде
всего, Иисус был вознесен на вершину божественности в эпоху Павла. Это
выражение из Евангелия от Иоанна (см. ссылку 97). Но это утверждение сделало
теологию дуиотеистической, что вызвало острую критику со стороны как язычников,
так и со иудеев. Дуотеистическая догма нуждалась в подпорке еще одного
божества, чтобы тройственное целое: пришлось подключить сюда Мать Иисуса - Марию.
Ее стали обожествлять как Богоматерь. Хопкинс отмечает по этому поводу:
"Марии была дарована гипердулия, ею стремились заменить Святой Дух, и
Иисус в неканонических Евангелиях говорил: "Мать Моя - Святой
Дух"" (101).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|