Д-р Арнольд Мейер,
бывший одно время профессором
богословия в Цюрихском университете, также утверждал весьма недвусмысленно:
"Если
под христианством мы понимаем веру в Христа как Небесного сына Божья, не
принадлежащего к земному человечеству, принявшему человеческий образ через Деву
и принесшего умилостивительную жертву своей кровью на кресте..., такое
христианство было создано Св. Павлом, а не нашим Господом" (15).
Хотя,
в конечном итоге, Павел и преуспел, однако ему пришлось столкнуться со
значительными трудностями, преодолевая влияние первоначального христианства.
Время от времени раздавались голоса против него, пока он не утвердился прочно.
Даже во II веке его клеймили как "апостола еретиков" (16). В этот
важнейший момент великой смуты не было ни Нового Завета, ни какого-либо иного
свода писаний святых "апостолов", ни какого-либо собрания проповедей
самого Иисуса, которому могли бы следовать приверженцы этой новой религии. Их
священным писанием был Ветхий Завет, и к его пророчествам часто прибегали для
оправдания миссии Иисуса (17). Евангелие, проповедуемое Иисусом, (18), было
утеряно или умышленно уничтожено, и заменено некоторыми лже учениками и
анонимными авторами их собственными евангелиями. Чтоб добиться признания
таких ложных писаний, они приписывали их знаменитым ученикам Иисуса. Помимо
некоторых апокрифических евангелий (19) синоптические евангелия (три первых
канонических Евангелия) представляют собой продукт этого периода. Такое
огромное количество Евангелий и священных писаний разбило христианское общество
на секты, каждая из которых придерживалась собственных догматов веры. Эбионитов
возглавлял упомянутый Иаков. Другой значительной сектой были Назаретяне, или
христиане Иоанна Крестителя. Обе эти секты отвергали апостольство Павла, равно
как и Иаков -божественность Иисуса (20). Кроме того, некий Марцион, испивший из
источника учения гностиков, также откололся от ортодоксального учения и заложил
основы секты, известной под названием марционитов и просуществовавшей до VIII
века (21). Сходным образом некий Монтанус посеял семена другой секты -
монтанитов. Он заявлял, что его вдохновлял Параклет, обещанный в Евангелиях
(22). Послания Павла, Иоанна и одно письмо Иуды (ныне составляющие часть Нового
Завета) являются ярким свидетельством тому, что смуты, кипевшие в новой вере,
перешли все границы. Все это не предвещало ничего хорошего для единства новой веры
и возвещало раскол между различными нарождающимися школами, который в конце
концов противопоставил Восток Западу в деталях догм.
Во втором столетии
положение вещей не изменилось. Преследования христиан Нероном подлили масла в
огонь. Члены нового общества подверглись гонениям за свою веру, объявленную
подрывной и антигосударственной. Некоторые христианские авторы пытаются уверить
нас в том, что римское правительство осуществляло массовые преследования
приверженцев новой веры, приводящие к
физическому уничтожению их. Однако это преувеличение. Ориген, писатель III в. н. э. отмечал: "Лишь немногие время от времени, коих легко
пересчитать, погибли за христианскую религию"(23).
Какими бы масштабы
преследований ни были, нет никакого сомнения в том, что они повлияли на историю
христианства. Греческое и митраистское влияние использовало эту ситуацию и
нанесло последний удар. Хотя резкий возврат в язычество и был невозможен из
страха перед стигматизацией со стороны евреев, остается фактом то, что чуждые
идеи оказывали свое влияние и действовали как медленный яд, постепенно сводящий
в могилу (24). В этом веке появилось четвертое Евангелие (25). Этот век был
также свидетелем дальнейшего раскола видимого единства христианского общества.
Упомянутые секты не могли сопротивляться чуждым влияниям и распадались в
дальнейшем на диссидентские фракции. В 200 г. впервые в истории церкви
Тертулианом было использовано слово "Троица". В этом же веке возникли
и движения гностиков и марционитов. Ортодоксальная вера объявила эти движения
еретическими.
В III в. н. э. в церкви шла
ожесточенная внутренняя борьба. Внутренний раскол совместно с сильными
иноземными влияниями задушил слабые следы призывов Христа к добру и вместо
этого породил религию, близкую к язычеству. Известный историк Г. Уэллс писал по
этому поводу:
"Естественно
было также то, что христианство постепенно переняло ритуалы народных религий
своего времени... одна добавка следовала за другой. Почти незаметно
оригинальное революционное учение было погребено под этими привычными
приобретениями (26).
Теория заместительной жертвы и искупления, языченная форма
крещения, таинственное триединое божество в форме Троицы, которое было до тех пор характерной чертой
многих солнце поклоннических культов,
сакраментальная языческая евхаристия и древнее сказание о "сыне
Божьем" (27) превратились в кардинальные принципы христианской
веры, Действительно, есть большая правда в обвинении, которое Фаустус (писатель
IV века) бросает Блаженному Августину:
"Вы заменили языческие жертвоприношения
вашим адаре; их идолов - вашими мучениками, которым вы воздаете те же почести.
Вы умиротворяете тени мертвых вином и пиршествами; вы устраиваете пышные
языческие праздники; вы соблюдаете языческий обычай солнцестояния; а что
касается их обычаев, то вы сохранили их без каких-либо изменений. Ничто не
отличает вас от язычников за исключением того, что вы проводите ваши собрания
отдельно от них" (28).
Этот процесс ослабил
интенсивность преследований, и результатом было то, что все больше и больше
язычников приходило в лоно христианства. Под влиянием мистического манихейского
движения в связи с провозглашением в 242 г. персидским мистиком Мани того, что
он является параклетом, о котором пророчествовал Иисус (мир ему!), происходил
синтез иудейских, эллинистических и христианских учений, приемлемых как для
евреев, так и для язычников. Это учение распространилось, как лесной пожар, во
мгновение ока став соперником христианства, и в значительной степени засорило
христианское мышление (29). Эта секта имела президента, представляющего Христа,
и 12 учителей его апостолов (30). Мани был распят на кресте, и с его тела была
содрана кожа в 277 г. Персии (31).
В IV в. события приняли другой
оборот. В 302 г. н. э. языческий император Константин принял
христианство. С его обращением христианство стало государственной религией. Он
провозгласил Миланский эдикт, утверждающий, "что свобода веры не будет
отнята ни у кого и что разум и
воля любого индивидуума будут свободны в устройстве Божественных дел по его
выбору" (32). И далее: ".., каждое лицо, желающее соблюдать
христианскую религию, может свободно и безусловно исповедовать ее без получения
на это разрешения... (33).
Сам император приложил
усилия к тому, чтобы привести все враждующие фракции к одной платформе.
Это столетие, однако, было
свидетелем наиболее ожесточенных идеологических трений, когда-либо
испытываемых церковью. Некий Арий, архиепископ Александрийский, отрицал
Божественную сущность Иисуса, что вызывало бурные протесты в христианских кругах.
Константин собрал собор священников в Никее в 325 г. Он созвал 2000 епископов,
318 из которых получили разрешение участвовать в нем (34). Этот первый
Вселенский собор длился с 20 мая по 25 июля, и его результатом было
создание таинственного вероучения, известного под названием Никейского (35).
Этот собор осудил Ария и двух других епископов, участвовавших в Никейском
соборе, но отказавшихся подписать решение об изгнании еретиков в отдаленные
уголки Империи. Эдвард Гиббон упоминает, что "писания Ария были осуждены
на сожжение, и те, в чьем владении они будут обнаружены, осуждался на смертную
казнь" (36). Арий потерпел поражение, но церкви пришлось дорого
заплатить за насильственное насаждение веры, провозглашавшей Божественность
Иисуса (мир ему!). На этом соборе Иисус был провозглашен "Богом Бога,
Светом Света, Самым Божественным" (37). Просвещенные слои общества все еще
были на стороне Ария, и их следовало подавить железной рукой. Популярность,
которую снискало арианство, может быть оценено словами Св. Иеремии, который
сказал: "Весь мир стонал и удивлялся тому, что он на стороне Ария"
(38).
Вилль Дурант писал:
"Великий спор... не закончился Никейским собором. Многие епископы все еще
принимали сторону Ария... Священники, верные Никейскому вероучению, удалялись
из церквей зачастую путем насилия со стороны толпы: в течение полувека
казалось, что христианство будет унитарным и откажется от идеи Божественности
Христа. Каждый епископ имел поддерживающую его фракцию. Соперничающие фракции
вступали в ожесточенные схватки и многие были убиты" (39). Сцены жестоких
насилий и кровавых боев," уносивших тысячи жизней, были характерной чертой
этого периода. Александрия, в которой находился Арий, была местом, наиболее
подверженным этим смутам. Гиббон упоминает, что в одном единственном инциденте
"потеряли жизнь три тысячи сто пятьдесят человек" (40).
По словам Дюрана,
"вероятно, больше христиан было убито христианами же за два года
(342-343), чем за весь период преследования христиан в течение римской
истории". Не является ли это свидетельство доказательством
религиозной нетерпимости церкви?
Процитируем слова Дюрана:
"Восторжествовав, церковь перестала проповедовать терпимость; она смотрела
так же враждебно на индивидуализм в вере, как и государство на сепаратизм или
бунт" (41). Уилфред Бриггс пишет: "Действия церкви после
Константинополя при активной поддержке светских властей ярко иллюстрируют
появление догматической нетерпимости как определенного принципа, связанного с
"католической" идеей религии" (42).
Эти хаотические волнения
породили в конце концов много сект, которые также враждовали друг с другом. Св.
Хиларий из Пуатье, латинский епископ IV века, участник Селевкийского синода в
359 г., весьма четко описал картину того времени: "Среди нас столько же
верований, сколько мнений. "Homo- ousion" -т. е. положение,
постановляющее, что Сын состоит из той же субстанции, что и Отец, отвергается,
принимается и объясняется следующими друг за другом соборами; частичное или
полное сходство между Отцом и Сыном является предметом спора в эти несчастные
времена. Каждый год, каждый месяц мы создаем новые вероучения для описания
невидимых таинств. И мы раздираем друг друга на куски" (43).Другой епископ
IV в., председательствующий на одном из соборов, выразил свои взгляды на них
следующим образом: "Я сам склоняюсь к тому,
чтобы избегать все собрания епископов, поскольку не видел еще, чтобы собор
закончился добром" (44).
Именно в царствование
Константина, золотой век христианства, христиане получили стандартную Библию,
чему предшествовали значительные споры на церковных соборах. Марджори Боуэн
пишет: "Писание пересматривалось несколько раз,
прежде, чембыло принято; пришлось иметь дело с ересями, и созывались соборы в
Никее в 325 г. и Константинополе в 38} г. для определения догматов веры,
которую все христианские церкви поддерживают до сих пор" (45).
Помимо канонизации
Нового Завета, Христианство в этом веке приобрело еще один догмат -почитание
Креста. Никто до тех пор не принимал его во внимание. Константин заявил, что он
понял его значение во сне, и с тех пор обожание и почитание этого символа в
память распятия Христа стало кардинальным принципом веры. В истории церкви мы
находим первое упоминание о кресте в "Житии Константина", написанном
в 377г. хорошо известным раннее христианским церковным историком Евсевием
(46).С древних времен религия правителей была религией тех, кем они управляли.
Таким образом, с этих пор христианству было суждено господствовать. Для
устранения всех следов язычества все его культы в Римской империи попали под
жестокий запрет. В 381, 382, 385 и 391 гг. были изданы строгие постановления о
запрете всех религий, кроме христианства, и в течение последующих четырех
лет они подвергались жесточайшим гонениям, пока последний из них не исчез в
правление Феодосия. Христианские фанатики преследовали своих
соперников. Гиббон пишет: "Почти во всех провинциях Римского мира армия
фанатиков нападала на мирных жителей, и развалины прекраснейших древних
строений до сих пор свидетельствуют о бесчинствах этих варваров, которые имели
время и желание осуществлять столь разрушение" (47).
Гектор Хоутон, описывая религиозное
неистовство христиан в искоренении следов язычества, говорит:
"Возглавляемая архиепископом фанатичная толпа: разрушила храм Сераписа в
Александрии, а затем принялась разорять великую библиотеку с ее бесценными
рукописями" (48).
В 414 г. несчастную Гипатию,
язычницу-философа, раздели донага и втащили в церковь. Св. Кириллом убил ее
ударом дубины, ее плоть была содрана с костей при помощи раковин, а ее члены
были брошены в огонь (49). В 376 г. храм Митры - предшественника и прототипа
Иисуса - был разрушен христианами, и папа Римский занял место первосвященника
на Ватиканской горе и сел в священное митраитское кресло, хранящееся в соборе
Св. Петра до сих пор (50). В 390 г. император Феодосии велел разрушить статую
Юпитера Серапского в Александрии, Г. Уэллс в своей книге "Краткая мировая
история" отмечал, что "с начала V в. и далее единственными жрецами и
храмами в Римской империи были христианские священники и храмы" (51).
Следует упомянуть, что даже античная литература -ценнейшее наследие, состоящее
из трудов греческих и римских авторов, не смогла избежать слепой ярости орд
необразованных монахов. Архиепископ Феофил Александрийский в 389 г.
разрушил бесценную Александрийскую библиотеку (52). Согласно д-ру Густаву,
Григорий II "не только предал огню все математические труды римлян, но и
сжег ценнейшую Палестинскую библиотеку, основанную императором Августом. Он
уничтожил большую часть произведений Ливия и запретил изучение классиков"
(53). Уильям Дрейпер говорит по этому поводу следующее: "Любая рукопись,
попадавшая в руки, немедленно сжигалась. Повсеместно люди в ужасе уничтожали
свои библиотеки, опасаясь, чтобы какое-либо несчастное изречение в какой-нибудь
книге не послужило бы причиной уничтожения их и их семей"(54).
Таким образом, цивилизация лишалась
огромных ценностей. Особо плачевно то, что христианство не смогло заполнить
пустоту, сотворенную своими же руками, во всех сферах жизни. Будучи бесплодным,
христианство оказалось не в силах дать адекватную замену. Вместо греческой
логики оно предлагало чудеса и предрассудки; вместо гиппократовской и
галеновской медицины целительную силу святых мощей и остатков креста Христова,
а скудная литература Нового Завета (включая множество апокрифов) заменила труды
Платона и Аристотеля. Таким образом, в мире утвердилось пресловутое
христианское "царствие Божие" (55). Читатель хорошо может представить
себе степень "терпимости" христиан, не устававших повторять, что
Ислам насаждался силой и его несли на острие меча. Говоря об экспансии
христианства в Северной Европе, Робертсон, известный историк-рационалист
откровенно заявляет:"... итогом семисотлетней экспансии христианства в
Северной Европе явилось то, что в большинстве случаев все решалось мечом, в
интересах королей и тиранов, поддерживающих его, при сопротивлении подданных,
которые рассматривали церковь как орудие своего порабощения" (56).
В 381 г. Феодосии I созвал
Константинопольский собор для дальнейшего обсуждения вопроса
Божественности Иисуса. На этом соборе Никейское вероучение окончательно
утвердилось. Папа отдавал распоряжения, которые имели силу также в светской и
политической жизни. Язычество было похоронено навсегда, а христианские святые
заняли место языческих богов и полубогов.
Эфесский собор, собравшийся в 431
г., обсудил вопрос о том, была ли Мария матерью только человеческой природы
Иисуса или также и его Божественной сущности. Секта марионитов настаивала на
почитании ее как "матери Божией" и включении ее в Троицу вместо
Святого Духа (57). Но собор осудил почитание Марии как третьего лица Троицы. В
451 г. был созван еще один собор, известный под названием Халкедонского, на
котором обсуждалась теория двойственной природы Иисуса. В 553 г. второй
Константинопольский собор собрался для решения этой же тайны. Поскольку на нем
преобладали епископы из восточных церквей, западные церкви отвергли его
решение. В этом веке появились две новые секты, а именно, несториане и якобиты,
основанные соответственно Нестором и Якобом Барадуэем. Обе эти секты были
отлучены от церкви как еретические.
Величайшим событием VI в. было
учреждение праздника Рождества Христова. Около 530 г. Дионисий Слабый (Exiguus), скифский монах, который был еще и
астрономом, установил день рождения Иисуса - 25 декабря на основании чисто
гипотетических данных (58).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|