Интересно, что до XVI века Библия
была недосягаема для широкой публики, за исключением немногих
священнослужителей, поскольку переводов Библии на живые языки не существовало.
Не говоря уж о светской публике, даже рядовые церковники не имели доступа к
полным текстам Библии. Для еженедельных проповедей им выдавались избранные
отрывки. В 1543 г. даже было издано постановление о том, что легально иметь
Библию могут только дворяне и владельцы собственности, проповедовать и
обсуждать Библию публично (94) разрешается только священникам. Здесь возникает
вопрос, почему нельзя было распространять копии Библии в переводе среди
населения, почему она являлась запретным плодом для широкой
общественности? Разве рядовой христианин не был заинтересован в знании
Священного писания в полном объеме, или, может быть, духовенство опасалось, что
тогда.... догматы веры падут? Да! Именно по этой последней причине обычному
мирянину был запрещен доступ к Библии, а ежедневные проповеди священников
должны были стать для него последним словом. Взятие Константинополя турками в
1453 г. погнало греческих ученых на запад, где они вводили греческий
рационализм, который в конце концов открыл двери Возрождению в Европе, что, в
свою очередь, изменило ход истории христианства. В этих условиях некоторые
ученые предприняли перевод Библии на живые языки. Уильям Тиндейл создал
английский вариант Библии в 1525 г. Это вызвало бурю возмущения в
ортодоксальных кругах, книга была запрещена, и все ее экземпляры беспощадно
уничтожены (95). Д-р Мозли говорит: "Книга подверглась яростным атакам. Епископы и короли осудили ее,
изъяли и сожгли ее копии и начали охоту на читателей" (96). Несчастный
Тиндейл был задушен и сожжен на костре в 1536 г. (97). Это было не единственный
такой случай. В 1380 г., когда Джон Уайклифф сделал перевод Библии на
английский язык, его постигла такая же участь, и через 30 лет после его смерти,
в мае 1415 г., по решению Констанцского Собора его истлевшие кости были вырыты
из могилы и превращены в пепел, который был брошен в реку. Его единственной
виной был перевод Библии на родной язык! Еще ужаснее было наказание,
которому подверглись читатели этих переводов. Д-р Патерсон Смит рассказывает: "Читатели книги сжигались вместе с ее копиями,
привязанными к шее; мужчины и женщины подвергались казни за то, что обучали
своих детей молитвам и десяти заповедям на английском языке; мужей заставляли
свидетельствовать против своих жен, а детей - поджигать костры, на которых
сжигали их родителей: на обладателей запрещенной уайклиффовской Библии
охотились, как на диких зверей" (98).
Однако теперь, когда
Реформация стала непреложным фактом, становилось невозможным продолжать
такую политику. В 1539 г. появилась Большая Библия (известная как Кавердейлская
версия); в 1557 г. Женевская Библия, а в 1568 г. - Епископская. В знак
отрицания протестантских библий римская церковь также издала в 1582 г. в Реймсе
Дуэйскую Библию (99) однако она не стала популярной, и в 1611 г. появился авторизованный
вариант Библии.
В 1647 г. некий Джордж Фоке
основал квакерство. В XVII же веке возник унитаризм. Эти секты утверждали
Монотеистическую концепцию Божества, однако. отвергали Божественную
сущность Иисуса и буквальную непогрешимость Библии. В следующем столетии была
создана методистская церковь, а затем - церковь свидетелей Иеговы (иеговисты
полностью отвергали понятие Троицы), адвентистов седьмого дня и христианской
науки (100). Все эти секты восставали против жесткой папской власти и,
следовательно, попадали под огонь различных церковных соборов, созываемых для
осуждения и отлучения этих новых ересей.
XIX век, однако, стал
свидетелем рационализма, потрясшего основы христианской веры. Подлинность
писаний и историчность личности Иисуса и других персонажей упоминаемых в
Евангелиях подверглась критической оценке. Каждый пункт веры тщательно
анализировался и отвергался как измышление суеверного ума. "Поиски
исторического Иисуса" старались исследовать личность Иисуса,
очистив ее от мифологической шелухи, и пришли к выводу, что такого человека
не существовало. В начале XX в. сохранялся тот же темп рационализма, который
подточил опоры этой религии одну за другой. Анонимный автор книги
"Сверхъестественная религия", про которого говорилось, что он
эксперт-теолог, полностью отверг божественное авторство всей Библии. Книги
Робертсона "Языческий Христос", "Исторический Иисус",
"Христианство и мифология", Томаса Уиттекера
"Происхождение христианства", П. Д. Кондауда "Загадка Иисуса"
и "Создание Христа" и др. ясно показывают, что библейская легенда о
Христе имеет параллели в древних языческих мифах(101)
Взаимодействие рационализма и
традиционализма породило модернизм, отбросивший многие традиционные
церковные догмы. Такие фрагменты учения, как непогрешимость Библии, первородный
грех и в какой-то мере искупление, непорочное зачатие, чудеса и традиционное
понятие крещения, доктрина вечной кары, схождение Иисуса в ад, вознесение и
сидение по правую руку Бога, не имеют места в модернистской вере (102).
Современные исследования полностью потрясли основы традиционного христианства,
и это является одним из многочисленных доказательств того, что, лишившись своей
первоначальной чистоты, христианство никогда за свою историю не было способно
идти в ногу с потребностями человека и некоторым образом изжило себя. Как верны
слова Клаттона Брока:
"Может
быть, каждая эпоха должна отвергать христианство прошлого, чтобы открывать
Христианство для себя" (103).
В XX веке Христианство
претерпело несколько неудач. Открытие в 1945 г в Кумранской долине большого
количества "свитков Мертвого моря" выявило несколько неизвестных до
тех пор документов. Некоторые свитки содержали много "святых" и
неоспоримых глав Библии, подлежащих теперь пересмотру, в результате чего
многие христианские догматы, которых ревностно придерживались в прошлом,
по-видимому, должны рухнуть (104). Исследования этих находок ясно показывают,
что тексты Нового Завета тесно переплетены концепциями кумранской теологии
(105).
И
сегодня, когда мир шагает широкими шагами вперед, церковь все еще находится в
противоречии с рациональным разумом. На каждом этапе она терпит поражение.
Недавно в Дании, когда был одобрен закон о разводах, церковь подняла скандал.
Однако известно, сколь неудачными были попытки церкви лишить женщин основных
прав. В сущности, современная западная цивилизация не является наследием
христианства. Если " бы она была христианской цивилизацией, она смогла бы
прогрессировать. Совершенно прав Робинсон, когда говорит; "Не христианство
цивилизовало Европу, но Европа -этот комплекс политических и культурных сил
цивилизовала христианство".
Подобный же взгляд
высказывает известный философ Бертран Рассел:
"Оглянитесь вокруг и вы
увидите, что каждая мельчайшая частица прогресса в человеческих чувствах,
каждое усовершенствование в уголовных законах, каждый шаг к избавлению от войн,
к лучшему обращению с цветными расами или к смягчению рабства, любой
нравственный прогресс, происшедший в мире, испытывал постоянное сопротивление
мировых церквей. Я говорю совершенно осознанно, что христианская религия в ее
организованной в виде церкви форме была и является главным врагом нравственного
прогресса в мире (106).
Итак христианство в его настоящем виде - это не религия, принесенная
Иисусом (мир ему!), а результат многочисленных вселенских соборов,
воздвигнувших всю догматическую надстройку на произвольных измышлениях
самозваного апостола Павла. Не будет преувеличением сказать, что, принимая во
внимание все факты и свидетельства, христианство следует понимать скорее "как
эпизод человеческой истории, а не как распространившийся догмат и
Божественное Откровение".
Примечания к главе 1 "Христианство в
зеркале истории"
1..Коран, 2: 47.
2. Edward Carpenter "Pagan and
Christian Creeds",р. 21.
3.Матф., 10: 6; 15: 24.
4. Коран, 4: 157. Хотя
христианский мир сегодня и отрицает это, тем не менее, в раннюю эпоху было
много таких сект, как коринфяне, и др., веривших, что был распят не Иисус, а
кто-то другой вместо него. Сходны заявления в евангелие от Варнавы (CCXXI, стр. 245), "Затем перед их
глазами четыре ангела вознесли его на небо".
5. Марк, 7: 27, Матф.,
15:26.
6. A Rationalist Encyclopaedia,
article "Paul".
7. Деяния..., 15; 36-40 и
Послание к галатам, 2: 13.
8. Второе послание Петра, 3:
16-17.
9. Послание Иакова, 2:
19-20.
10. Послание Иакова 4: 16.
11. Послание к римлянам, 3:
7.
12. Деяния..., 9: 26-27.
13. Послание к галатам, 1:
11-12 и Второе послание к Тимофею, 3: 16.
14.Paul and Jesus.p130.
15. Mayor, Arnold (Jesus or Paul,
122). См. так-же
Origin of the New Testament", p. 23, by Dr. William Wrede, and Religions
of the World" Gerald L. Berry; "Иисус всегда оставался евреем, но еврей Савл стал Павлом, основателем христианства".
16. Thomas Whittaker, "The
Origins of Christianity", 1914, p.43.
17. George P. Fisher, "History
of the Cristian Doctrine", p. 72; Joseph Wood, "The Bible - What is
and is not", p. 30; F. Gladstone Bratton "A History of the
Bible", p. 145.
18. Марк (10: 29) и Лука (I:
1-2) явно ссылаются на Евангелие от Иисуса.
19. J. Т. Sunderiand в своей книге "The Bible, its Origin, Growth and
Character" насчитал 109 таких Евангелий (см. стр.
170),
20. J. M.
Robertson "A Short History of Christianity", pp. 6-8.
21.Jbid,p.98.
22. Jbid, p. 99.
23. Цитата по Hector Hawton in "The Thinker's
Handbook",?. 198.
24. Т. R. Glover "The Conflict of Religions in the Eeriy
Empire", p, 144.
25. F. Gladstone Bratton, op. cit.,
p. 140. См. также Rev. W. С.
Somerville, "A First Introductionton the New Testament", p. 66.
26. H. G. Wells "The Outline of
History", p. 513. 27- Edward Carpenter, op. cit.
28. Цит. по
William Draper in "Intellectual development of Europe", vol. 1, p.
309.
29. H. G.
Wells, "A Short History of the World", p. 123.
30. J. M.
Robertson "A Short History of Christianity", p.123.
31. Jbid.
32. Цит. по
Hector Hawton, "The Thinkers Handbook", p. 198.
33. Jbid.
34. Dr. Henery Stubble "An
Account of the Rise and progress of Mohametanism", 1954, pp. 44-45.
35. Нынешнее Никейское
вероучение, по-видимому, сформировалось не на Никейском соборе, но является его
модификацией (Prof. Percy Gardner "Inglish Modernism" Appendix I, p.
223)
36. Edward Gibbon "Decline and
Fall of the Roman Empire", vol. II, h. 693.
37. Hasting's Enciclopedia of Ethics
& Religion, vol. IV, p. 239.
38. Wilfred W. Briggs,
"Introduction tj the History of the Christian Church", p. 49.
39. Will
Durant, "The Age of Faith".
40. В жестокостях церкви
читатель может убедиться, прочитав работу Гиббона (гл. XXI).
41. Will
Durant. "The Age of Faith", p. 46.
42. op.
cit., p. 49.
43. The Modern Churchmen, vol. XV,
No. 5, August 1925, p.219.
44. Цит. по "The Unrest in Religion", p. 87.
45. Marjorie Bowen, "The Church
and Social Progress", pp. 4-5.
46. A. H. M. Jones (Constantine and
conversion of Europe, p. 83).
47. op. cit. 48.op.cit., p. 200.
49. Will Durant, "A History of
conflict between Religion and Science", p. 48.
50. J. M. Robertson, op. cit., p.
138
51. op. cit., p. 147. Те же взгляды выражал Will Durant, "The Age of
Faith", p. 8.
52. Gibbon, charter XXVII, p. 208
(1897).
53. Gustav, "Europe's Debt to
Islam", p. 21.
54. Draper, "Intellectual
Development of Europe", p. 318.
55. Марк, 1: 15,Матф.,4:
177. Лука, 10: 9, и т. д.
56. J. M. Robertson, op. cit., p.
117.
57. Члены этой секты все еще
существуют в Ливане и Сирии (ср. Aziz S. Atiya, "A History of Eastern church, p. 282).
58. Renan, Ernst "Life of
Jesus", p. 98 (foot-note).
59. Цит. по
Dr. F. R. Ansari "Islam and Christianity in the Modern World", p. 21
60. J. M. Robertson "A Short
History of Freethought", vol. I, p. 277.
61. Однако, этот запрет был
снят в 787 г. Вторым Никейским Собором
62. Подробности см. в
"An Open Letter to the Christian Churchers" Published in "The
Voice of Islam",
August 1963, pp. 602-605.
63. Робертсон вспоминает:
"Когда Готфрид занял Иерусалим, все евреи были сожжены заживо в синагогах,
и хроника рассказывает, что крестоносцы въехали в храм на конях по колено в
крови многих тысяч убитых неверных. Во имя Иисуса было убито огромное
количество людей всех возрастов" (Short
History or Christianity,p.219).
64. Матф., 5: 39-41 65. "A Short History of
Saracens", p. 326. Подробности см. в Thomad Keightley's "The Crusader's".
66. Syed Mohammad Jamil "The
Moral Side of the Christian Clergy", p. 12, Sir Alexander G. Cardew
"Slavery and the Churches" Racionalist Annual, 1934, (pp. 27-34).
67.
Wilfred W. Bigg, op. Cit., p. 103
68.
Durant's "The Story of Civilization" - The Age of Faith, part IV,
Simon and Schuster - New York, 1950, pp. 773-774.
69.
Durant. "The Story of Civilization", yjl. VI, pp. 197-220.
70. Rev. Canon W. P. Hares (The
teching and practice of the church of Rome in India Examined, p. 122).
71-Jbid.
72. Rev. W. P. Hares, op. cit.
73. John William Draper,
"History of Intellectual Development of Europe, vol. II.
74. Rev. W. P. Hares, op. cit., 123.
75. Jbid. "The News Week"
in its article "Massacre of the Pure" оценила общую цифру убитых альбигойцев не менее чем в миллион (см. Moral Side of the Christian Clergy, p. 21, by Syed
Mohammad). Jamil
76. Цит. по Rev. W. P. Hares, op. cit.. p. 126.
77. Jbid.
78. Jbid.
79. Rev.
W. P. Hares, op. cit.
80. "The Age of Faith"
title "Inquisition", p. 784. Утверждается, что инквизиция с 1481 по 1808 г.
покарала 340000 человек, из которых 32000 было сожжено. За предшествовавшие 300
лет Кеннет Уокер оценивает число убитых в 300000 человек cf.: iagnosis of Man, p. 210).
81. W. E. H. Lecky "Rise and
Influence of Rationalism in Europe", vol. II, pp. 32-33.
82. Всестороннее исследование Реформации дано у Clark "A Short History of Christian church" и у Will Durant” The Age of Reformation", p. 267-367.
83. J. M. Robertson, op. cit., p.
262
84. Jbid, p. 269
85. Jbid.
86. Bertrand Russel, "Why I am
not Chriatian", p. 20.
87. J. M. Robertson, op. cit., p.
269.
88. Jbid.
89. Jbid.
90. Marjorie Bowen, op. cit., p. 9.
91 .Цит.по
Dean Inge in "The church in the world" ,p.52.
92. Hector Hawton "The
Thinker's Handbook", p. 36.
93. Joseph Wood, op. cit., p. 32.
94. Will
Durant, "The Reformation", Hfrt IV of the Story of Civilization, p.
571.
95. London Syllabus of Religion
Education, pp. 130-131.
96. The Bible Today: The English
Bible before the Authorized Version, p. 128:
97. The
London Syllabus, pp. 130-131.
98. How We
Got Out Bible.
99. The
London Syllabus, pp. 130-131, Stanley Cook's "Introduction to the
Bible", pp. 9-12
100. English Modernism. "Its
Origin. Methods and Aims' by HDA. Major, pp. 97 et. aeg. Подробности см. в
"Chaos of Cults" by Karen Van Baleen. 5th Edition.
101. Cf:
Hector Hawton's "The Thinker's Handbook", p.161.
102. HDA. Major, op. cit., p. 97.
103. Robertson, op. cit., p. 208.
104. Islamic Literature, October
1966, art: Food for Thought for Christians.
105. John M. Allegro, "The Dead
Sea Scrolls",р 127.
106. Bertrand Russell, op, cit.. pp.
20-21.
Глава 2: ХРИСТИАНСТВО И МИФОЛОГИЯ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД
Прежде
чем перейти к рассмотрению взаимоотношений между христианством и
мифологией, есть смысл составить панорамный обзор различных мифических фигур,
почитавшихся язычниками в то время, когда рождалось христианство. Если мы
вернемся примерно на две тысячи лет назад, мы найдем, что в мире существовало
множество солнце поклоннических культов. Ни одна из конкретных религий не была
универсальной; вокруг личностей их основателей создавались мифы. в результате
чего каждая религия представала в виде сказочных историй, пронизанных
мифологическим духом. От Мексики до Индонезии протягивалась одна и та же нить
мифологических вымыслов. Средиземноморье не было исключением. Оно также стало
жертвой гипнотического воздействия солнцепоклонничества, бывшего тогда в
моде. Здесь мы сталкиваемся в основном со следующими мифическими фигурами,
бывшими предметами обожествления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|