Митра.
Это был персидский бог Солнца. Согласно преданиям, он был сыном
непорочно зачавшей небесной девы и родился 25 декабря в пещере. У него было 12
учеников, и он был Мессией, давно ожидаемым народом. Он был убит, взяв на себя
грехи своих последователей, воскрес и ему поклонялись как воплощению Бога (1).
Его последователи проповедовали суровую и строгую нравственность. У них было
семь святых таинств. Наиболее важные из них - это крещение, конфирмация и
евхаристия (причастие), когда "причащающиеся вкушали божественную природу
Митры в виде хлеба и вина"(2). Приверженцы Митры установили центральное место
поклонения в точности в том месте, где Ватикан воздвиг свою церковь.
Адонис.
Это бог плодородия в древне финикийской мифологии (соответствует
вавилонскому Таммузу). Верили, что от родился 25 декабря. Он был убит и
погребен, но боги подземного мира (Аида), где он провел 3 дня, позволили ему
воскреснуть. Он был спасителем сирийцев. В Ветхом Завете упоминается о плаче
женщин над его идолом (3).
Аттис.
Это
фригийский вариант вавилонского Таммуза (Адониса). Он родился от
матери-девственницы и считался "единственным рожденным
сыном" Высочайшей Кибелы. Сочетал в одном лице Бога-отца и Бога-сына Он
пролил свою кровь у подножия сосны 24 марта во искупление грехов человечества;
был погребен в скале, но воскрес 25 марта (параллель пасхальному воскресению),
когда происходил всеобщий праздник верующих в него. Специфические атрибуты
этого культа крещение кровью и причастие (4).
Вакх
(Дионис).
Бог
виноградарства и виноделия в греческой мифологии. Он был сыном фиванской
царевны Семелы, зачавшей его от Зевса без телесной связи. Родился 25 декабря.
Он был спасителем и освободителем человечества. В честь него ежегодно
устраивались празднества, изображающие его смерть, схождение в ад и воскрешение
(5).
Осирис.
Египетский
бог Солнца. Родился 29 декабря от Девственницы, называемой "девой
мира". У него было 12 Учеников, один из них Тифон предал его, в результате
чего он был убит, погребен, но затем воскрес после пребывания в аду в течение 3
дней. Его считали воплощением Божества, и он был третьим в египетской триаде.
Кришна
(Христна).
Рожден девственницей Деваки без сношения с мужчиной; он был единственным
рожденным сыном Высочайшего Вишну. О его рождении возвестил хор ангелов. Будучи
царского происхождения, он появился на свет в пещере. Считался альфой и омегой
Вселенной. Совершил множество чудесных исцелений. Отдал свою жизнь ради людей.
В момент его смерти в полдень солнце померкло. Спустился в ад, но воскрес и вознесся
на небеса (6). Последователи индуизма верят, что он снова вернется на землю и
будет судить умерших в день Последнего суда. Он - воплощение божества, третье
лицо индуистской Троицы (7).
Будда.
Во время жизни совершал великие чудеса. Спаситель человечества, несущий
мир на землю. Он вел аскетическую жизнь и сеял мир. Он должен вновь прийти на
землю и судить умерших. Он искупил грехи человечества, заплатив своей кровью
дьяволу. Его главной целью на земле было установление всемирного царства
религии (Дхарма Чакра). Он обещал, что после него придет другой Будда.
Из беглого обзора упомянутых выше мифологических фигур видно,
что между ними много общего (8). Почти все они
1)
были рождены примерно 25декабря;
2)
появились на свет от матери-девственницы в пещере или другом скрытом месте;
3)
вели аскетическую жизнь ради человечества;
4)
назывались спасителями, освободителями и т. д;
5)
сначала были побеждены (погибали), но впоследствии возносились на небо. В
случаях Митры и Осириса это сходство особенно поразительно;
6)
основывали сообщества святых и церкви, в которых подвергались инициации их
ученики. Пример Митры и здесь особенно показателен;
7)
евхаристические праздники организуются в их честь их последователями. Аттис
особенно сходен с Христом в этом отношении.
Поскольку
все эти культы были близки, их синтез не противоречил бы ни одному из них.
Более того, поскольку все они приходили в упадок, такое слияние было не только
неизбежным, но и в определенной степени желательным.
Действительно,
некоторые иудейские секты стремились к формированию комбинированной религии,
представляющей все разновидности мнений. Филон Александрийский,
иудейско-эллинистический философ первого столетия, был в авангарде такого
движения, В этих условиях каждая новая религия испытывала влияние этих
своеобразных верований. Е. Carpenter
отмечает:
"Учения
о грехе и жертве. Спасителе, причастии. Троице, непорочном зачатии и т. д. были
распространены повсеместно. Ни один религиозный синтез не мог избежать их
влияния; все, что он мог сделать - это усвоить их, придав, быть может, им
своеобразную окраску" (9).
Как
уже говорилось, христианство родилось в Израиле, но было вскормлено в лоне
Греко -египетско - персидских культов солнцепоклонничества. Оно
унаследовало очень мало от иудаизма и представляет собой главным образом
наследие языческих культов. Даже немногие иудаистские концепции, обнаруживаемые
в христианстве, пришли в него через Павла, который (хотя сам и был евреем)
высоко ценил греческую философию и мало обращал внимания на еврейские законы;
все, что он привнес в христианство, было скорее языческого, чем еврейского
происхождения. Он сделал это для того, чтобы привлечь язычников в лоно новой
Религии. Уильям Данкенбринг пишет:
"Руководители
церкви того времени чувствовали, что для того, чтобы христианство завоевало
мир, оно должно было быть достаточно мудрым и пойти на компромисс с язычниками
во всей империи. Поскольку простой народ привык к языческим обычаям и привержен
к языческим праздникам, отцы церкви придумали способ примирить язычество с
христианством. Они просто "окрестили" языческие обычаи, сделав их
таким образом "христианскими" по виду и названию. Что же в
результате? Язычники повалили валом в церковь. Они соблюдали те же праздники и
те же ритуалы, но теперь делали это для Христа, а не для Астарты или
Таммуза" (10).Почти все крупные историки церкви (как, например, Мосхейм,
Мильман, Гайслер, Ренан и др.) согласны с тем, что "христианские
епископы преумножали священные ритуалы для того, чтобы расположить евреев и
язычников к себе" (11).
Суть
в том, что, когда Иисус вознесся на небо, он оставил своих последователей
осиротевшими. Одни из них снова впали в иудаизм, другие в язычество. Утратив
свою сущность, все это смешение привнесло в новую религию самые разнообразные
учения, и она вобрала в себя их. Внешне было сохранено название христианство,
но внутри него все учения так и остались языческими. Личность Иисуса слилась с
образом Митры, и в результате язычество, бывшее уже на грани упадка,
возродилось, превратившись в другой вид культа христианство.
Христианство
было настолько оязычено, что порвало все связи со своей первоосновой -
иудаизмом. Даже содержащиеся в нем иудаистские идеи были эллинизированы. Савл,
обращаясь в христианство, мог сделать это, только приняв греческое имя Павел.
Законы не имели уже никакого значения. Отказались даже от вечного договора с
Богом - обрезания (12). Все это показывает, что новая религия уже не была
ветвью иудаизма, а стала его соперницей. Евангелия Иисуса, первоначально проповедуемые
на арамейском языке -родном языке Иисуса и его учеников, не могли больше носить
еврейские одежды и нарядились в конце концов в греческий язык. Имя Иисус - не
еврейское; это греческое
искажение
имени Иешуа (13). Только термин "Сын Божий", по-видимому, взят из
иудаизма, но и он изменил свое значение в новой религии. В Ветхом Завете эти
слова использовались чисто символически, тогда как христиане стали понимать их
буквально. Идея Божественности Иисуса была заимствована из
языческих солнце поклоннических культов. Понятие о заместительном
искуплении происходит не от так называемой жертвенной смерти Иисуса на кресте,
а от многочисленных предшествующих культов, которые были наполнены такими
идеями. Евхаристические праздники не имеют ничего общего с последней вечерей
Иисуса - они пришли из египетской религии. Крещение заимствовано из митраизма.
Понятие Троицы проникло в христианство из различных источников, в том числе
греческих, египетских, персидских и индуистских. Это же касается
христианского праздника Рождества, который был праздником рождения Митры. А
Пасха праздновалась в честь Аттиса.
Дни христианской недели больше не имеют еврейских названий. Им присвоены
римские имена планет, почитаемых в качестве богов: суббота - в честь Сатурна,
воскресенье - в честь Солнца, понедельник - в честь Луны, вторник - Тью -
англосаксонский эквивалент нордического Тире, сына Одина - бога войны; среда -
по имени Водена - римского бога победы; четверг - по имени Тора, римского бога
грома и молнии, пятница - по имени Фригг (жены Ведена), богини любви в римской
мифологии (14).
Сходным образом, были переделаны имена месяцев. Январь назван по имени
Януса - двуликого римского бога
дверей (входа и выхода), март - по имени " Мapca. бога войны; май - по имени Майи малоизвестной богини из
римской мифологии; июнь - по имени римской богини Юноны; июль - в честь Юлия
Цезаря; август - по имени Августа Цезаря, первого римского императора. Другие месяцы от сентября до Декабря
названы по номерам - семь (septem),
восемь (octo), девять (novem) и десять (decem) (5).
В
заключение можно сказать, что, когда христианские сказания сравниваются с
языческими, обнаруживается, что любой выдающийся эпизод из жизни Иисуса (как он
представлен в Евангелиях) соответствует какому-нибудь мифу о боге или полубоге
в языческих культах. То, что мы сегодня находим в христианстве, является не
учением Иисуса (мир ему!) -еврейского пророка, а смесью греко-римских и
египетско-персидских языческих идей.
Для
наглядности и облегчения анализа фактов привожу сравнительную таблицу, дающую
параллели эпизодов, общих для разных мифологических фигур и Иисуса Христа.
Примечания к главе 2 "Христианство и мифология..."
1.
Edward Carpenter "Pagan and ChristianC reeds", p. 203
2.
J. M, Robertson, op. cit., p. 138.
3. Иезикииль, 8: 14.
4.
Racionalist Encyclopedia, art: "Attis". См. также
Edward Carpenter "Pagan and Christian Creeds".
5.
Jbid
6.
Vivian Phelips "Churches and Modern Thought".
7.
The Bible in India", Chap: III, pp. 186-187.
8.
E. Carpenter, op. cit., p. 21.
9.
E. Carpenter, op. cit.
10.
Plain Truth, March 1973, art: "Easter", p. 12.
11. J. M.
Robertson. "A Short History of Free Thought", vol. I, p. 229.
12. Послание к Галатам, 6: 12-16.
13. Согласно автору книги "Библия в Индии", имя
Иисус, или Иешуа, весьма распространенное среди евреев, было в древней Индии
священным титулом, присваиваемым всем воплощениям, тогда как все законодатели
принимали имя Ману (стр. 104). Из д-Гиты он ясно доказывает, что "Христна
имел имя Иисус" (стр.247)
14.
Dunlop Book of Facts, 1964, p. 4.
15.
ibid, p. 5et seq.
Глава 3.
ХРИСТИАНСКИЕ ДОКТРИНЫ
Миф
о распятии
Христиане
более всего единодушны в отношении того, что Иисус был распят, потому что все
догматы их веры основаны на этом мифе: святость креста, учение об искуплении,
пасха и причастие и т. д. не имеют никакого смысла, если не было распятия.
Почти все части Нового Завета содержат эту легенду, хотя налицо и взаимные
противоречия.
Начнем
с того, что рассмотрим критически внутренние свидетельства (сколь бы скудны они
ни были), содержащиеся в разных Евангелиях.
Наши
христианские собратья приводили пророчества о гибели Иисуса на кресте и его
последующем вознесении. Евангелия упоминают, что Иисус сообщал окружающим его,
что будет убит и похоронен на три дня и три ночи, и вновь восстанет из могилы.
Евангелие от Матфея утверждает, что когда некоторые законоучители требовали
знамения в доказательство его мессианства, Иисус отвечал: "... род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и
знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; Ибо как Иона был во чреве
кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и
три ночи" (1).
Заявление
Матфея совершенно недвусмысленно. В дальнейшем оно подтверждено и другими
евангелистами (2).
Из
Ветхого Завета в свидетельство приводится следующий стих Книги Пророка Ионы:
"И повелел Господь
большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три
ночи"
Согласно ветхозаветной
версии, пророк Иона (мир ему!) оставался во чреве кита три дня и три ночи,
после чего он чудесно воскрес, будучи извергнут китом. Ясно, что Иисус, имея в
виду чудесное спасение Ионы, сделал такое определенное и неоправданное
заявление о единственном, но наиболее значительном знамении. Как и пророк Иона,
он должен претерпеть погребение в чреве земли на такой же срок, т. е. на трое
суток. Судьба всего мифа о распятии зависит от этого единственного пророчества,
и его неисполнение ipso facto разваливает всю надстройку.
Евангелия
единодушны в том, что Иисус был распят в пятницу, т. е. перед еврейской
субботой. Лука повествует; "было же около шестого часа дня" (4). Марк
утверждает: "И как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть,
день перед субботою" (5). Матфей говорит: "На другой день, который
следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату" (6).
Иоанн рассказывает: "Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить
тел на кресте в субботу... " (7). Это означает, что распятие произошло в
пятницу. Среди христиан не существует двух мнений относительно того, что это
событие имело место в пятницу, которая отмечается ежегодно как страстная
пятница. Что же касается дня воскрешения, то опять же евангелисты сходятся на
том, что оно произошло утром следующего дня. Матфей говорит: "По
прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и
Другая Мария посмотреть гроб (8); Марк: "И весьма рано, в первый день
недели, приходят ко гробу, ко восходу солнца" (9); Лука: "В первый же
день недели, очень рано... пришли они ко гробу" (10), и Иоанн
подтверждает: "В первый же день недели Мария приходит ко гробу рано...
" (11) Как и предыдущее событие, воскрешение также единодушно считается
происшедшим в воскресенье утром.
Теперь,
если критически рассмотреть Евангелия, мы с удивлением обнаруживаем, что
пророчество Иисуса не сбылось. Если посчитать время от вечера пятницы, когда
тело Иисуса было погребено, до рассвета воскресенья, то время пребывания в
земле получается один день и две ночи (т. е. не более 36 часов, или половина
времени, предсказанного Иисусом); даже если вечер пятницы считать как один
полный день, то получается едва ли два дня и две ночи. Никакими силами
воображения невозможно удлинить два дня и две ночи до трех дней и трех ночей.
Это обстоятельство завело в тупик многих комментаторов Библии, которые в
течение многих веков боролись с этой загадкой, пытаясь с помощью манипуляций
доказать, что два равняется трем. Дело в том, что, если не упорствовать в этом,
то все евангелистское пророчество рухнет, и тогда либо предание о страстной
пятнице и пасхальном воскресении - не более, чем сказка, либо у христиан не
будет вообще никакого Спасителя, ибо Иисус дал только одно знамение, а именно,
что он будет похоронен на 3 дня и 3 ночи. Неисполнения этого пророчества более
чем достаточно для опровержения мифа о распятии, созданного церковью.
Вся история распятия, если сличить все Евангелия, обнаруживает непримиримые
противоречия, и ни один из четырех евангелистов, по-видимому, не согласен с
другими в том, что можно назвать свидетельством этого события. Все говорит, без
сомнения, о том, что распятие Христа было выдумкой. Как бы то ни было, для
установления истины тщательно проанализируем свидетельства Нового Завета.
В силу хронологического приоритета возьмем Евангелие от Марка как
главный источник свидетельства о рассматриваемом эпизоде. У Марка есть
повествование и о распятии, и о воскрешении. Однако современные исследования
доказали, что последние 12 стихов этого Евангелия являются позднейшей
фальсификацией и не найдены в древних рукописях (12). Таким образом, все, что
остается оригинального, содержится в первых восьми стихах 16-й главы. Материал
очень схематичен и, рассуждая рационально, недостоверен. Легенда
несколько подробнее изложена в Евангелии от Матфея; она есть у Луки и в
расширенном виде у Иоанна, посвятившего ей две полные главы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|