рациональное
использование сырья, стимулирование экономии, наращивание вторичного
использования. Они были решены путем использования фискальных мер, льготных
кредитов и субсидий.
Помимо
ограничений импорта французское правительство было вынуждено диверсифицировать
поставки и поддерживать свои инвестиции за рубежом. Основными регионами во
внешнеэкономической политике страны явились Заир, Нигер, Габон, Замбия, которые
на основе двусторонних соглашений обеспечивали поставку меди, кобальта,
марганца, хрома, тантала и урана.
Рост инвестиций в
геологоразведку и добычу за границей поддерживался политикой защиты их от любых
возможных рисков. В этот период бюджетные затруднения Франции не позволили
обеспечить аккумулирование гарантийных запасов по сырью, несмотря на рост
привлечения государственных сбережений для этих целей.
Сужение
внутреннего спроса и ограниченное проникновение на внешний рынок является
узловым в системе внешнеэкономической политики Франции с конца второй мировой
войны, поскольку из нескольких десятков тысяч французских предпринимателей лишь
500 обеспечивают экспортные поставки.
Система органов
как государственного, так и парагосударственого уровней взяли под жесткий
контроль определение торговой политики, меры по продвижению экспортных
предложений, информационную и консультационную помощь, оказание технической
помощи для повышения конкурентоспособности, страхование внешнеэкономической
деятельности, а также выдачу экспортных кредитов.
Помимо поддержки
государственными органами экспорта французская внешнеэкономическая политика
обладает стройным механизмом, способствующим наращиванию экспортного потенциала
страны. Это прежде всего:
1) гарантии, предоставляемые в
порядке страхования кредита от политических рисков, войн, революций, валютного
контроля и природных катастроф. При этом страховые взносы экспортеров являются
невысокими и не отягощают конкурентоспособность, а основные трудности ложатся
на плечи государства;
2) широкий комплекс гарантий
экспортерам, позволяющий нести расходы на исследовательские работы, организацию
выставок за рубежом и т.п. не предприятиям, а государству;
3) страхование предложений,
"инжиниринг";
4) гарантия экономического
риска, которая защищает предприятие от роста внутренних цен, а
"франшиза" превращает эту гарантию в скрытую экспортную субсидию;
5) финансирование на льготных
условиях, целью которого является помощь развитию и росту продаж за рубежом;
6) экспортные кредиты. Причем,
наряду с обычными они позволяют экспортерам предлагать не только продажу, но и
осуществлять финансирование покупки. За последние 15 лет кредиты, позволяющие
сделать отсрочку платежа, существенно снижаются, соответственно сокращаются и
льготы специализированных кредитов. Экспортные кредиты ограничивают
вмешательство государственной власти и являются объектом свободной конкуренции
банков. Некоторые преимущества в кредитной политике продолжают существовать при
финансировании экспорта оборудования (твердые процентные ставки, процедура
прогрессивных платежей).
Важной задачей
французского экспорта является продвижение в страны третьего мира. При этом для
приобретения . ими французского оборудования предоставляются кредиты
Казначейства. К тому же налоговая система весьма благоприятна для экспорта
товаров, которая обеспечивает недопущение утяжеления цены за счет налога с
оборота или налога с затрат, и лишь несколько акцизов, которыми облагаются
экспортеры, уменьшают риск налогового искажения по отношению к конкурентам.
Исключительная
доля, занимаемая НДС в обязательном обложении, обеспечивает
товаропроизводителям более высокие конкурентные преимущества, чем в других
развитых странах, а фискальные режимы транзита, экспортного хранения в условиях
продажи за границей обеспечивают временное избежание внутреннего
налогообложения.
Франция сегодня
играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945
г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции
протекционизма. В настоящее время Франция принимает активное участие в процессе
глобализации мировой экономики, а ее национальная экономика интенсивно
интернационализируется, что выражается в значительном росте внешней торговли
страны. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю
четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. На долю Франции
приходится около 6% объема мировой торговли, она удерживает второе место в мире
после США по экспорту сельскохозяйственной продукции и услуг и четвертое - по
экспорту промышленной продукции. Кроме того, Франция является одним из
крупнейших мировых инвесторов и занимает третье место в мире по объему
инвестиций за рубежом[45].
После 15 лет
дефицита внешней торговли торговый баланс Франции с 1992 г. вновь становится
положительным, причем превышение экспорта над импортом составило тогда 31 млрд.
франков (5 млрд. долл.). С тех пор положительное сальдо торгового баланса
значительно возросло и составило в 1996 г. 122 млрд. франков (20,3 млрд.
долл.), а в 1997 г. - 173 млрд. франков (28,8 млрд. долл.).
Если к торговле
товарами добавить обмены нематериального характера, относящиеся к сфере услуг,
в частности туризм и финансовые операции, то очевидно, что платежный баланс
Франции является в высокой степени положительным. В 1997 г. положительное
сальдо по текущим операциям превысило 230 млрд. франков (38,3 млрд. долл.). При
этом к активному торговому балансу добавились актив в обмене услугами и доходы
от инвестиций за рубежом.
Франция занимает
второе место в мире по экспорту услуг и с/х продукции, четвертое место по
экспорту промышленной продукции (в основном оборудования).
Положительное
сальдо торгового баланса в 1999г. достигло 124 млрд франков (18,9 млрд евро).
Экспорт
продукции, достигший в 1998г. 1 814,5 млрд франков (276,61 млрд евро),
составляет 26% ВВП.
Что касается
импорта, то он достиг 1 719,5 млрд франков (262,13 млрд евро).
Эти цифры
показывают значительный рост положительного торгового сальдо в области
промышленного производства (67 млрд франков, то есть 10,21 млрд евро),
положительный торговый баланс в агропродовольственном секторе (58 млрд франков,
то есть 8,84 млрд евро).
Промышленность
имеет положительное сальдо - 74 млрд. франков (11,28 млрд.евро).
Франция
осуществляет 63% своего товарооборота со своими партнерами по Европейскому
Союзу. Ее положительное торговое сальдо с ЕС достигло в 1998 г. 63 млрд франков
(9,6 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия,
Италия
Глава
III.
Казахстано - французские отношения
Французская
Республика признала независимость Республики Казахстан 7 января 1992 года.
Дипломатические отношения были установлены 25 января 1992 года во время визита
в Алматы министра иностранных дел Франции Роллана Дюма. За этим визитом
последовало открытие в Алматы Торгпредства, а затем Посольства Франции[46].
Франция
является одним из ведущих государств Европейского союза. Без нее не может быть
принято ни одно решение, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим
вопросам ее позиция является определяющей, служит примером для других
государств. Налаживание продуктивного сотрудничества с ней способствует
укреплению позиций Казахстана в международном сообществе, содействует развитию
нашей страны, в том числе в экономической сфере.
Со
своей стороны Франция также заинтересована в развитии отношений с Казахстаном.
В ее политических кругах наша страна рассматривается в геополитическом плане
как связующее звено на стыке двух частей света — Европы и Азии, как страна,
играющая одну из ключевых ролей в обеспечении стабильности на континенте и
обладающая многообещающими экономическими перспективами. "Дорога в
Центральную Азию" для Франции, как указывалось в докладе Комиссии по
иностранным делам Национального Собрания по случаю ратификации
казахстанско-французского Договора о взаимопонимании, дружбе и сотрудничестве,
лежит "в первую очередь через Алматы".
Оказывая
поддержку Казахстану, поощряя двусторонние экономические связи, Франция
рассчитывает занять одно из первых мест, наряду с США и Германией, в
эксплуатации его природного и промышленного потенциала.
Об
искреннем желании французов развивать отношения с Казахстаном свидетельствуют
три безвозмездных дара, предоставленных в последнее время. Первый — в сумме 4
млн.франков использован на закупку компьютерной техники. Второй — на сумму в 5
миллионов — пошел на установку оборудования по очистке питьевой воды в районе
Аральского моря, пуск которого был осуществлен 19 июля
1996
года. Третий — в размере 20,3 млн.франков — предназначен для финансирования
участия французских хозяйствующих субъектов, в частности банков, в важных
областях экономической реформы — содействии приватизации, создании рынка
ценных бумаг и других.
Сфера
культуры составляет немаловажный аспект двустороннего сотрудничества. Франция
хотела бы усилить свое культурное присутствие в Казахстане. Французы заинтересованы
в расширении преподавания французского языка в наших школах и вузах, в
увеличении числа молодежных обменов, готовы продолжать оказывать содействие в
подготовке специалистов в гуманитарных областях.
В
повестке дня двусторонних отношений — заключение Конвенции об избежании
двойного налогообложения, Соглашения о дальнейшем развитии и углублении
взаимопонимания и двустороннего сотрудничества. Ожидает реализации Декларация
о воздушном сообщении, подписанная в 1993 году в ходе визита Ф.Миттерана в
Алматы.
Хорошие
перспективы для сотрудничества между нашими странами существуют в области
культуры, образования, науки, подготовки кадров.
Казахстан
заинтересован в развертывании сотрудничества с Францией в деле обучения и
подготовки высших управленческих кадров. С этой целью была создана Национальная
высшая школа государственного управления (НВШГУ), которая сотрудничает с
французской Национальной школой администрации.
Большой
вклад в развитие казахстанско-французских торгово-экономических отношений
вносит Межправительственная казахстанско-французская группа, третье заседание
которой прошло 12 января 1995 г. в Париже[47].
В
течение последних двух лет частыми гостями Казахстана были французские
предприниматели. С французскими фирмами и компаниями создано 20 совместных
предприятий, 8 из которых занято в сфере материального производства. В
Казахстане аккредитовано 10 представительств французских фирм.
Если
в 1993 г. по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот упал в 2 раза и составил
12 млн. долл., то за 1994 г. его уровень превысил 26 млн. долл. За последнее
время наблюдаются изменения и в структуре товарооборота: доля экспорта
постепенно снижается. В 1992 г. экспортные поставки составляли 76%, в 1993 г. —
51 %, в 1994 г. — 20,7%. Основной удельный вес в экспорте, по данным за 1994
г., приходится на хлопковые волокна — 80%, шерсть, бериллий, фосфор, казеин,
полистирол, кожевенное сырье. В импорте преобладают гербициды, органические
соединения, сахар, оборудование для производства напитков, хлебопекарен.
В
1995 г. внешнеторговый оборот с Францией составил 37,7 млн. долл., из которых
все 100% пришлись на импортные поставки (медикаменты, продукты питания,
парфюмерия, запасные части к отдельным видам оборудования, автомашины). В
настоящее время сотрудничество между Казахстаном и Францией развивается в
различных формах и по многим направлениям. В области геологии и охраны недр,
нефтяной и газовой промышленности Казахстан сотрудничает с фирмами "Эльф
Акитен", "Эльф Нефтегаз", "Компани Женераль де
Жеофизик", "Тоталь", "Гидрокарбон инжиниринг",
"Со-фресид", CGG, "Лурги",
"Литвин", "Газ де Франс", "Рон Пуленк",
"Жеосток". В области развития горнометаллурги-ческого комплекса — с
фирмами "Кожема", "Альтернатив Финанс", "Пешине",
"Клексим". В области химической промышленности — с "Альтернатив
Финанс", "Техник Спейшм", "Тоталь"; в области
энергетики — с фирмой "Томпсон"; в области транспорта — с
"Сат", "Жейсмар", "Томпсон".
Имеются
также контакты с фирмами, специализирующимися в отраслях легкой и пищевой
промышленности, строительства, здравоохранения,туризма.
Важной
вехой в развитии двусторонних отношений явился официальный визит
Н.А.Назарбаева во Францию в сентябре 1992 года и подписание Договора о дружбе,
взаимопонимании и сотрудничестве между двумя странами, предусматривающего
консультации в области экономики, политики и обороны.
В
преамбуле Договора стороны заявили о том, что они убеждены в необходимости
основания своих отношений на доверии и уважении общечеловеческих ценностей
свободы, демократии и справедливости, признают примат международного права в
отношениях между государствами, руководствуются целями и принципами Устава
Организации Объединенных Наций, подтверждают обязательства, взятые в рамках
Хельсинкского Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе и Парижской Хартии для новой Европы, сознают, что будущие отношения
между двумя государствами неразрывно связаны с укреплением мира, безопасности
и стабильности в Европе и Азии. При этом принимается во внимание то, что
Казахстан является одним из государств-правопреемников бывшего СССР, а также
перспективы создания Европейского союза и его вклад в строительство миролюбивой
и солидарной Европы.
Было
сказано о том, что Казахстан и Франция осуществляют политическое
сотрудничество, как в двустороннем, так и в многостороннем плане. Они,
признавая общечеловеческие принципы свободы и демократии, сотрудничают в области
защиты и поощрения прав и основных свобод человека, в частности, в
соответствующих международных организациях. Они объединяют свои усилия по
обеспечению международной безопасности, предотвращению конфликтов и
обеспечению примата международного права в отношениях между государствами.
Договор
предусматривает проведение регулярных консультаций на соответствующих уровнях
для обмена мнениями как по двусторонним отношениям, так и по международным
проблемам, представляющим общий интерес, в особенности по основным вопросам
безопасности и сотрудничества в Европе с целью наиболее полного сближения
своих позиций в этих областях и, при необходимости, проведения совместных или
согласованных действий. С этой целью встречи на высшем уровне организуются по
приглашению сторон, а министры иностранных дел встречаются не менее одного раза
в год[48].
Предусматриваются
также консультации в рамках международных организаций, членами которых
являются обе страны, в первую очередь в Организации Объединенных Наций, с
целью достижения наиболее полного сближения своих позиций, когда это
представляется необходимым, и обеспечения наиболее эффективного проведения в
жизнь мер, принятых в этих рамках.
Франция
обязалась содействовать развитию связей между Казахстаном и Европейским союзом.
В
Договоре записано, что оба государства тесно сотрудничают в рамках СБСЕ.
Стороны действуют совместно в целях укрепления его институтов, в частности, в
юридическом плане для обеспечения стабильности, безопасности и верховенства
закона на европейском континенте. Они поощряют принятие норм поведения,
призванных способствовать предотвращению конфликтов.
Обе
стороны, подчеркивая решающий вклад соглашений о разоружении в европейскую и
международную безопасность, заявили о поддержке в рамках Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе процесса разоружения, укрепления доверия и
безопасности и предотвращения конфликтов в рамках Форума безопасности.
Стороны
указали на особую важность мер, позволяющих избежать распространения оружия
массового поражения. Франция с удовлетворением приняла к сведению решение
Казахстана быть безъядерным государством.
Договор
отразил намерение сторон развивать и укреплять контакты в военной области. В
качестве особо приоритетных областей сотрудничества были выделены сельское
хозяйство, энергетика, добыча полезных ископаемых, промышленность,
безопасность атомной энергетики, научные исследования и космос. В документе
зафиксировано также стремление развивать сотрудничество в области образования,
культуры, науки и техники, защиты окружающей среды и борьбы с преступностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|