В конце 1995
Францию захлестнула война терроризма. Ряд террористических взрывов унес семь
человеческих жизней и ранил более 150 граждан. Радикальная Исламская
организация - Вооруженная Исламская Группа- взяла на себя ответственность за
большинство взрывов, которые имели место в Париже и Лионе. Группа стремилась
вынудить Францию приостановить помощь военному режиму в Алжире, прежней
французской колонии, охваченной гражданской войной между правительственными
войсками и религиозными фундаменталистами. Французские должностные лица ввели
вследствие террористических актов военные патрули в главных городах Франции
как меру безопасности. Меры безопасности были в конечном счете смягчены, но
были усилены вновь в декабре 1996, когда бомба взорвалась в переполненной
пассажирами пригородной электричке, прибывающей на Парижский вокзал. Четыре
человека были убиты и почти 100 ранено. Никакая группа не взяла на себя
ответственность, но большинство аналитиков склонилось к тому, что взрыв был
работой Вооруженной Исламской Группы.
В октябре 1996 в
здании муниципалитета города Бордо вскоре после того, как премьер-министр
Франции Алан Жюпэ, являющийся еще и мэром этого города, покинул муниципалитет,
в здании прогремел взрыв динамита. К счастью, в результате террористического
акта никто не пострадал. Взрыв был приписан крылу Корсианского Национального
Фронта Освобождения (FLNC), группе вне закона,
борющейся за независимость управляемого французами острова. Группа проводила
террористические действия в течение двух последних десятилетий, но большинство
этих актов было ограничено Корсикой.
Сосуществование
различных политических сил в системе органов государственной власти является,
безусловно, крупным политическим новшеством недавнего времени. Оно имело место
в условиях, когда президент Республики и правительство парламентского
большинства принадлежали к разным лагерям, выступавшим вместе на политической
сцене Франции (их традиционно называют "правый" и "левый",
хотя в настоящее время грани между ними более расплывчаты, чем в прошлом). Вряд
ли кто-либо предполагал такую возможность - ни те, кто разрабатывал текст
Конституции, ни сам генерал де Голль. Действительно, долгое время избирательный
корпус выбирал президента и Национальное собрание так, что они принадлежали к
одному большинству. Подтверждением такой традиции стал роспуск Национального
собрания де Голлем в 1968 г. и Миттераном в 1981 г., после чего следовали
парламентские выборы, обеспечившие обоим президентам существенное большинство[28].
Ситуация
изменилась в 1986 г., когда в результате парламентских выборов президент
Республики Франсуа Миттеран получил Национальное собрание, большинство в
котором принадлежало Объединению в поддержку Республики (ОПР) и Союзу за
французскую демократию (СФД). Такое положение привело к первому
сосуществованию, когда до 1988 г. пост премьер-министра занимал Жак Ширак. В
1988 г. с избранием Франсуа Миттерана президентом на второй семилетний срок
такому сосуществованию был положен конец. Роспуск главой государства
Национального собрания в июне 1988 г. обеспечил большинство в нижней палате
парламента социалистам. Премьер-министром стал Мишель Рокар, в мае 1991 г. он
уступил этот пост Эдит Крессон, а в апреле 1992 г. ее сменил Пьер Береговуа.
Второе
сосуществование имело место с марта 1993 г., когда президент Миттеран назначил
премьер-министром Эдуара Балладюра после парламентских выборов, обеспечивших
подавляющее большинство Объединению в поддержку Республики и Союзу за французскую
демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака
Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и
того же большинства, а премьер-министром становится Алэн Жюппе. Третье
сосуществование началось с июня 1997 г.: парламентские выборы, последовавшие за
роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили
большинство пред-ставителям левых сил. Президент назначил премьер-министром
Лионеля Жоспена, лидера Социалистической партии. Условия третьего
сосуществования обратны двум предыдущим, но такой новый характер правления,
похоже, более всего устраивает электорат, который стал более колеблющимся. В
целом же три периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой
республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную
политическую стабильность.
Главными событиями 2002 г. во внутриполитической жизни
Франции стали состоявшиеся президентские и парламентские выборы.
Президентские
выборы прошли в два тура 21 апреля и 5 мая.
В первом туре
приняли участие 16 кандидатов (рекордное число за всю историю страны),
представлявших практически все политические партии страны.
В результате
голосования во второй тур прошли два кандидата - действующий Президент Франции
Жак Ширак (19,9 %) и лидер ультра-правого "Национального Фронта"
Жан-Мари Ле Пен (17 %). Выход Ж.М.Ле Пена в следующий тур вызвал глубокий
эмоциональный шок и серьезную озабоченность в политических кругах и во всей
стране. Следствием этого стало то, что период между двумя турами был отмечен
массовой политической мобилизацией населения и многотысячными демонстрациями
протеста против ультраправого движения, состоявшимися во всех уголках страны.
Изложенное
позволило Жак Шираку одержать во втором туре 5 мая сокрушительную победу,
набрав беспрецедентное количество голосов -82,5 %.
Итоги
президентских выборов стали импульсом к дальнейшему укреплению республиканских
ценностей, повышению авторитета государства, роли Франции в Европе и в мире.
Состоявшиеся 9 и
16 июня парламентские выборы закрепили позиции Ж.Ширака, завершившись победой
правых, которые получили возможность сформировать правительство. Следует
отметить, что левые, по сравнению с 1997 годом, потерпели сокрушительное
поражение, получив всего 175 мест (в прежнем составе НС они занимали 310 мест)[29].
Обращает на себя
внимание также и то, что ультраправый "Нацио-нальный Фронт", несмотря
на надежды и демагогичные заявления его лидера Ж-М.Ле Пена, не представлен в
новом Парламенте: ни один из 37 кандидатов от НФ не был избран.
Отличительной
чертой парламентских выборов 2002 года также является то, что в первом туре на
577 мест в Национальном Собрании претендовали 8424 кандидата (т.е. 13-14
кандидатов на каждое место). Этот показатель является рекордно высоким за всю
историю Пятой Республики.
Результаты
выборов дают повод говорить о том, что Президент Ж.Ширак на ближайшие пять лет
может твердо рассчитывать на поддержку большинства в обеих палатах Парламента -
Сенате и Национальном Собрании. Со своей стороны, вновь назначенный
Премьер-Министр Жан-Пьер Раффарен заверил, что возглавляемый им кабинет будет
стремиться прилагать максимум усилий для реализации предвыборной программы
Главы государства.
На основе
результатов парламентских выборов в стране сформировано новое правительство,
которое отличают ряд характерных черт. Прежде всего, следует отметить выбор
Президента в отношении кандидатуры Премьер-Министра. Жан-Пьер Раффарен, член
партии "Либеральная демократия", из-вестный своим прагматизмом,
является центристом по своим взглядам, ак-тивно поддерживающим идеи созданной
Ж.Шираком в ноябре 2002 г. партии "Союз за народное движение". Во
время предвыборной президентской кам-пании Главы государства Ж.П.Раффарен
возглавлял его штаб.
Новый Премьер при
формировании кабинета сделал ставку на "обнов-ление", в результате
чего на посты министров были назначены совершенно новые люди в
правительственных кругах. Впервые за всю историю страны министром обороны стала
женщина - Мишель Аллио-Мари. На пост минист-ра по делам молодежи, национального
образования и исследований назначен известный философ и интеллектуал Люк Ферри.
Пост министра экономики, финансов и промышленности занял Франсис Мер, президент
крупнейшего в мире концерна черной металлургии "Арселор" и
председатель Французской ассоциации стали. Министром культуры и коммуникации
стал Жан-Жак Ай-агон, директор парижского Центра искусства и культуры им. Жоржа
Помпи-ду. Жан-Франсуа Ламур, в прошлом трехкратный олимпийский чемпион и
многократный чемпион Франции по фехтованию, стал министром спорта.
Министром-делегатом
по вопросам исследований и новых технологий Ж-П.Раффарен назначил Клоди Эньере,
первую в Европе женщину-космонавта, дважды побывавшую в космосе в составе
совместных экипажей, стартовавших с космодрома Байконур.
Следует также
упомянуть о состоявшемся 3 июля 2002 г. выступлении Премьер-Министра в
Национальном Собрании с традиционным общеполи-тическим заявлением
правительства. Обращает на себя внимание основная идея, положенная в основу
предстоящей деятельности правительства. Речь идет о так называемом "новом
гуманизме", под которым подразумевается, что основной заботой государства
станет повышение своего авторитета и восстановление республиканских ценностей, что
ответственность за Респуб-лику должна быть распределена между всеми членами
общества. "Новый гуманизм" основывается также на всеобщем вовлечении
в развитие творче-ского потенциала страны во всех сферах и на идее о
необходимости сотруд-ничества с европейскими партнерами в целях
"гуманизации" процессов гло-бализации.
Одной из главных
проблем, которые намерено решать правительство Раффарена, является проблема
обеспечения безопасности граждан. Для этого предусматривается численно усилить
силы полиции и жандармерии, а также принять меры по снижению преступности среди
несовершеннолетних. В рамках продолжающегося процесса децентрализации будут
конституционно закреплены статус и полномочия регионов.
С начала 2003
года, в соответствии с основными направлениями, опре-деленными Президентом
Франции, Правительство приступило к проведению пенсионной реформы, имеющей
целью сохранение существующей распреде-лительной системы пенсионного
обеспечения с одновременным предостав-лением права свободного выбора возраста
ухода на пенсию.
Предусматривается
также усиление борьбы за безопасность на дорогах страны. В рамках деятельности
на данном направлении силы правопорядка получат новое, более совершенное
снаряжение, будут установлены автомати-зированные системы контроля за движением,
введены более строгие меры наказания за нарушения, модифицированы правила
получения водительских удостоверений, усилен медицинский контроль за состоянием
здоровья води-телей. Эти меры, по мнению Правительства, должны на долгое время
снизить число дорожно-транспортных происшествий. В 2002 году произошли
изменения в составе ведущих политических партий страны. 17 ноября состоялся
учредительный съезд новой правой пар-тии под названием "Союз за народное
движение" (Union pour un mouvement populaire) (СНД). Съезд завершил
начатый в 2001 году по инициативе Ж.Ширака процесс формирования новой мощной
правой партии, в которую объединились партии "Объединение в поддержку
Республики" (ОПР), "Либеральная демократия
(ЛД), а также большинство членов правоцентристского "Союза за французскую
демократию" (СФД), являющихся сторонниками взглядов Президента страны.
Создание СНД имело ключевое значение для развития политической жизни Франции.
Впервые в политической истории Пятой Республики про-изошло реальное слияние
трех крупных партий, к которому правые стреми-лись последние двадцать пять лет.
Наличие единой мощной партии даст пра-вым в будущем возможность более
согласованно проводить свою политику, а также будет способствовать обеспечению
побед на выборах.
Глава II.
Геополитика Франции: история и современность
2.1. Франция и Европа: на пути к интеграции
История формирования и
развития ЕС - это этапы интеграции западноевропейских стран в
политическом, экономическом, культурном аспектах. Процесс интеграции
продолжается и сегодня. С точки зрения экономического развития,
выделяют 4 этапа интеграции:
Первый
этап (1945-1957 гг.) характеризовался восстановлением разрушенного во время
войны хозяйства.
На втором этапе
(1957-1974 гг.), начавшемся с Римского договора, проявилась центростремительная
тенденция в западноевропейской группировке.
В ходе третьего
этапа (1974-1985 гг.) Западную Европу потрясли два мировых экономических
кризиса: 1974 - 1975 г., 1980 - 1982 г. и произошло ослабление
интеграционных процессов, они начали развиваться вширь, а не внутрь.
На
четвертом этапе развития интеграционных процессов (1985-1992 гг.) имели место
длительный экономический подъем, усиление интеграции вглубь, укрепление позиций
Западной Европы в мире. Стали укрепляться позиции ЕЭС в мировой
экономике.
Пятый этап,
начавшийся в 1992 г., демонстрирует углубление регулирующих межгосударственных
и наднациональных мероприятий в денежно-кредитной, финансовой и валютной сферах
после Маастрихтского договора[30]. Договор, подписанный 7
февраля 1992 г. министрами иностранных дел и финансов государств-членов
Европейского Сообщества в нидерландском городе Маастрихт, предусматривающий
трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз, является одним
из крупнейших политических и правовых актов в истории европейской интеграции.
Он открыл новый этап в развитии интеграции, позволяя, в случае ее реализации,
превратить Европейский Союз в экономическую “сверхдержаву, равную США и
значительно превосходящую Японию”.
Очевидно, для современной Франции основополагающим является процесс
западноевропейской интеграции. Утверждение этого направления в качестве
базового для Франции, рост взаимозависимости западноевропейских стран находят
выражение в идее "западноевропейской общности".
Между тем
процессы европейской интеграции приближаются к качественно новому рубежу:
созданию валютно-экономического союза стран-участниц ЕС (число которых
увеличилось с 6 до 15 и имеет шансы достигнуть в начале будущего столетия 22,
если не более), выработке ими новых организационных структур, проведению общей
внешней политики и политики безопасности. Данная перспектива воспринимается
французами неоднозначно.
“L' intendance suit”, говорил Шарль
де Голль, “обоз идёт за армией”, а не впереди нее. Многие исследователи и
политики полагают, что односторонний акцент на экономике был недостатком
прежнего ЕС, исправлением которого Европа занимается со времен Маастрихта.
Но сейчас
валютные рынки вновь демонстрируют, сколько серьезно нужно относиться к “обозу”
в интересах граждан ЕС. Президент Германии Херцог полагает, что "времена
национальных экономик давно миновали. Стабильность национальных валют зависит
от открытости рынков для экспорта".[31]
Во Франции
социалист Лионель Жоспен стал премьер-министром, обещая снижение безработицы и
сокращение рабочей недели. С тех пор он несколько пересмотрел свои цели. Но до
сих пор остается неясным, возможно ли вообще проводить политику без повышения
государственных расходов и долга. Это, в свою очередь, означает забвение идеи
низкой инфляции, которая была краеугольным камнем французской экономики с тех
пор, как Миттеран отказался от "социалистических экспериментов" в
самом начале своего выборного срока.
Европейский Союз - это практическое воплощение в жизнь
идеи европейской интеграции. Идея европейской интеграции имеет длительную
историю. С древних времен Европа предпринимала попытки объединиться и создать
нечто единое целое. В античную эпоху такую попытку предпринял Юлий Цезарь и
неудачно. В средние века попытался объединить европейский континент Карл
Великий. Ничего не вышло. В новое время решил испытать удачу Наполеон. Но потерпел
полный провал. В двадцатом веке А.Гитлер ставил перед собой цель - не только
завоевание всей Европы, но и установление мирового порядка. Попытка
закончилась полным крахом[32].
Провал
всех прежних попыток объединения Европы объясняется лишь одним, а именно: все
попытки объединения основывались на насилии, т.е. на завоеваниях. А такой путь
всегда ведет к неудаче.
Однако
идея европейского объединения или интеграции жила и развивалась, влияя все
больше на умы европейцев. Она стала все более материализовываться, когда ее
стали поддерживать народные массы, особенно тогда, когда в Европе все чаще,
все больше стали вспыхивать войны, принимавшие все более грандиозные размеры.
В первой половине XIX в. на Всемирном конгрессе
сторонников мира, созванном по инициативе выдающегося французского писателя
Виктора Гюго, была выдвинута идея создания Соединенных Штатов Европы (СШЕ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|