Алжирский кризис 1958 (борьба Алжира за независимость) проложил де Голлю
дорогу к власти. Под его непосредственным руководством была разработана
Конституция 1958, которая значительно расширила прерогативы президента страны
(исполнительной власти) за счет парламента. Так начала свою историю
существующая и поныне Пятая республика. Де Голль был избран ее первым
президентом на семилетний срок. Первоочередной задачей президента и
правительства стало урегулирование «алжирской проблемы». Де Голль твердо
проводил курс на самоопределение Алжира, несмотря на серьезнейшие противодействия
(мятежи французской армии и ультраколониалистов в 1960-61, террористическая
деятельность ОАС, ряд покушений на де Голля). Алжиру была предоставлена
независимость после подписания Эвианских соглашений в апреле 1962. В октябре
того же года на всеобщем референдуме была принята важнейшая поправка к
Конституции 1958 — о выборах президента республики всеобщим голосованием. На ее
основе в 1965 де Голль был переизбран президентом на новый семилетний срок[11].
Внешнюю политику де Голль стремился осуществлять в русле своей идеи
«национального величия» Франции. Он настаивал на равноправии Франции, США и
Великобритании в рамках НАТО. Не добившись успеха, президент в 1966 вывел
Францию из военной организации НАТО. В отношениях с ФРГ де Голлю удалось
достичь заметных результатов. В 1963 был подписан франко-германский договор о
сотрудничестве. Де Голль одним из первых выдвинул идею «единой Европы». Он
мыслил ее как «Европу отечеств», в которой каждая страна сохраняла бы свою
политическую самостоятельность и национальную самобытность. Де Голль был
сторонником идеи разрядки международной напряженности. Он направил свою страну
на путь сотрудничества с СССР, Китаем и странами третьего мира.
Внутренней политике де Голль уделял меньше внимания, чем внешней.
Студенческие волнения в мае 1968 свидетельствовали о серьезном кризисе,
охватившем французское общество. Вскоре президент выдвинул на всеобщий
референдум проект о новом административном делении Франции и реформе Сената.
Однако проект не получил одобрения большинства французов. В апреле 1969 де
Голль добровольно ушел в отставку, окончательно отказавшись от политической
деятельности.
Помпиду
(Pompidou) Жорж (5 июля 1911, Монбудиф — 2 апреля 1974, Париж), политический и
государственный деятель Франции, второй президент Пятой республики (1969-74)
(кандидат голлистской партии Союз демократов за республику). В 1962-68
премьер-министр.[12]
Жорж Помпиду родился в семье сельского учителя. Получил
образование в лицее Людовика Великого и в Высшей нормальной школе в Париже. В
1935-44 преподавал древнегреческий, латинский и французский языки в лицее
Святого Шарля в Марселе, Лицее Ош в Версале и лицее Генриха IV в Париже. В 1945
стал сотрудником кабинета генерала де Голля, главы Временного правительства
Франции. Когда де Голль добровольно покинул этот пост (1946) и основал
политическое движение Объединение французского народа, Помпиду продолжал
работать вместе с ним. В 1948 генерал назначил его директором своего личного
кабинета. Такой же пост Помпиду занял и в 1958, когда де Голль вернулся к
власти. В самом конце 1958 де Голль был избран первым президентом Пятой
республики. Помпиду же на некоторое время отдалился от политической
деятельности и стал генеральным директором банка Ротшильда. Однако в 1961 де
Голль возложил на него ответственную миссию: он послал Помпиду в г. Люцерн в
Швейцарии на переговоры с Временным правительством Алжирской республики.
Помпиду справился с этим важным поручением; переговоры закончились подписанием
так называемых Эвианских соглашений, которые поставили точку на длительной
колониальной войне и предоставили Алжиру независимость.
В апреле 1962 де Голль назначил Помпиду премьер-министром. На этом посту
он оставался вплоть до июля 1968. Помпиду работал в постоянном контакте с
президентом де Голлем и занимался главным образом вопросами внутренней политики
Франции, уделяя большое внимание социально-экономическим проблемам. В 1963
правительство Помпиду выдвинуло «план стабилизации», в основные задачи которого
входило укрепление валютно-финансового положения страны и структурная
перестройка ее экономики в соответствии с требованиями «Общего рынка»[13].
Будучи премьер-министром, Помпиду выступал также в качестве лидера
голлистского большинства (сторонники президента де Голля и премьер-министра,
объединенные в голлистскую партию), представленного в Национальном собрании Франции
и на местах. Под его непосредственным контролем голлистская партия выступала на
выборах всех уровней.
В мае 1968, когда Франция была охвачена студенческими волнениями, а
профсоюзы объявили о всеобщей стачке, Помпиду как глава правительства сыграл
решающую роль. Под его руководством были проведены переговоры с профсоюзными
лидерами, завершившиеся подписанием Гренельских соглашений, положивших конец
забастовке. На внеочередных парламентских выборах в июле 1968 голлистская
партия одержала победу.
Однако его отношения с президентом республики ухудшились, и вскоре де
Голль освободил Помпиду от занимаемого поста. После добровольной отставки де
Голля Помпиду на внеочередных президентских выборах в июне 1969 при поддержке
голлистской партии был избран президентом республики.
Помпиду определил дальнейший политический курс Пятой республики словами
«преемственность и диалог». Под «преемственностью» подразумевалось продолжение
основных направлений в экономике и политике, сложившихся при де Голле, а под
«диалогом» их частичное изменение в духе времени и в соответствии с
требованиями правой оппозиции. В 1969 Помпиду назначил на пост премьер-министра
Жака Шабан-Дельмаса, выдвинувшего программу «нового общества». Она
предусматривала проведение целого ряда социально-экономических реформ. Однако
реализовать их в полной мере правительству, столкнувшемуся с целым рядом
трудностей (инфляция, рост безработицы, энергетический кризис), не удалось[14].
Во внешней политике Помпиду в основном следовал курсу, намеченному де
Голлем, хотя привнес в него некоторые изменения. Президент выступил за
расширение отношений с США. Во многих областях было возобновлено
франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество. Тем не менее
Франция категорически отказалась вернуться в военную организацию НАТО. Помпиду
объявил себя сторонником европейского строительства и высказался за более
тесный политический, экономический и финансовый союз западноевропейских
государств. В 1972 от имени Франции он дал согласие на вступление в «Общий
рынок» Великобритании. Вслед за де Голлем, президент продолжал курс на развитие
контактов со странами третьего мира. Он первым из глав европейских государств в
1973 посетил с официальным визитом Китай. Большое внимание Помпиду уделял
фрацузско-советским отношениям. Он встречался с советскими руководителями пять
раз, два раза — в 1970 и 1974 — посещал СССР. Официальный визит президента
Франции в Пицунду (март 1974) для встречи с Л. И. Брежневым стал его последней
зарубежной поездкой. Тяжело больной Помпиду менее чем через месяц умер в
Париже, не дожив два года до окончания своего семилетнего президентского
мандата.
Жискар Д'эстен (Giscard d'Estaing) Валери (р. 1926), президент
Франции в 1974-81. В 1962-66 и 1969-74 министр экономики и финансов. Один из
лидеров Союза за французскую демократию, председатель (с 1988).
В период
президентства Жискар де'Стена безработица росла и достигла 6,3% в 1980 году[15].
Пришедшее к власти в 1981 году социалистическое правительство пообещало быстрый
экономический рост и снижение безработицы. Вместо этого, результатом его
деятельности стал медленный рост и увеличение безработицы. В сентябре 1997 года
ее уровень составил 12,5%. Можно найти несколько объяснений этому факту. Однако
то, что Франция переживает высокую безработицу (независимо от того, кто
находится у власти), является очевидным признаком ошибок в проводившейся
политике.
Несомненно, что
французская статистика безработицы является наиболее точной, а поэтому на один
или два процентных пункта данные о безработице могут быть скорректированы в
сторону понижения для сравнения с другими странами. Также несомненно, что
состояние французского безработного не похоже на состояние американского
безработного. Французские безработные вполне прилично обеспечены по сравнению
со своими коллегами из других стран. Однако система их социальной поддержки
дорога, неэффективна и имеет свои недостатки. Социальные пособия по безработице
выплачиваются ограниченное время и затем заменяются пособием, которое равняется
прожиточному минимуму, что равносильно исключению из общества. Последний опрос
UNEDIC показывает, что 40% зарегистрированных безработных не получали вообще
никаких социальных пособий. Это говорит о том, что хотя и лучше быть
безработным во Франции, чем в какой-либо другой стране, но все же их положение
не завидно.
Во Франции был
свой опыт экономического планирования. В августе 1945 года французский
предприниматель и дипломат Жан Моне, говоря с Шарлем де Голлем, подчеркнул:
"Вы говорите о изобилии, однако французам сейчас совсем не до этого.
Изобилие наступит только тогда, когда французы добьются статуса, который
оправдывает его... Производство должно увеличиваться, должна расти
производительность труда; мы должны изменить страну с материальной точки
зрения". Генерал не нуждался в убеждениях. Он верил, что государство
испытывало "страстное желание" заняться экономическим планированием[16].
Одним из первых
действий Моне стало заявление о том, что нельзя добиться модернизации, пока
рабочий день французов остается таким коротким. Сорокапятичасовая рабочая
неделя являлась необходимым минимумом. Французские рабочие отрабатывали в
среднем 46 часов в неделю в начале 60-х годов. Затем рабочее время начало
неуклонно снижаться до отметки, когда требования 3 2-часовой рабочей недели
становились причиной забастовки.
Первый французский
план был направлен на возрождение шести основных промышленных секторов -
угольный, металлургический, транспортный, электроэнергетический, цементный и
сельскохозяйственное машиностроение. Однако в последующем планы расширились и
включали уже практически весь общественный и частный сектора. Это никогда не
приобретало размеров Советского Госплана, хотя некоторое время разрабатывались
пятилетние планы, наполненные количественными показателями.
Усилия Моне по
перестройке Франции посредством мобилизации предпринимательства, профсоюзов и
правительственных чиновников всех уровней переродились в Великий
Организационный Миф - идею того, что технократы могут лучше распределять
ресурсы, чем это делает рынок. Французское централизованное планирование
явилось попыткой проложить новый путь между коммунистической централизацией и
корпоратизмом правительства Виши. Спустя пять десятилетий государственные
колеса все еще продолжают вращаться по этому туманному среднему пути.
Французское
государство, включая региональный уровень, сегодня нанимает приблизительно пять
миллионов человек, что составляет около одной четверти работоспособного
населения. Зарплаты и пенсии этих функционеров (или служащих государственного
сектора) составляют 600 миллиардов французских франков или 40% национального
бюджета. Тенденция увеличения занятых в государственном секторе совсем не
похожа на тенденции, наблюдаемые в других секторах. Например, в то время как
число французских фермеров постоянно снижалось на протяжении трех десятилетий,
число работающих бюрократов в министерстве сельского хозяйства удвоилось.
Миттеран (Mitterrand) Франсуа (26 октября 1916, Жарнак —
8 января 1996, Париж), политический и государственный деятель Франции,
четвертый президент Пятой республики (1981-95), 1-й секретарь французской
Социалистической партии в 1971-81. В 1965-68 лидер Федерации демократических и
социалистических левых сил[17].
Франсуа Миттеран родился в семье провинциального государственного
чиновника. Учился в католическом коллеже Сен-Поль в Ангулеме, затем на
юридическом и филологическом факультетах Сорбонны и в Школе политических наук в
Париже. Участвовал во Второй мировой войне. В 1940 был ранен и попал в плен, в
конце 1941 бежал, вернулся во Францию и вскоре вступил в ряды Сопротивления. В
1944 Миттеран был избран генеральным секретарем по делам военнопленных во
временном правительстве, возглавляемом де Голлем. В 1945 он стал одним из
основателей левой партии Демократический и социалистический союз Сопротивления
(ЮДСР), в 1946 был избран от этой партии депутатом Национального собрания и
оставался им вплоть до 1958. В период Четвертой республики сделал блестящую
политическую карьеру: в 1947-48 — министр по делам бывших фронтовиков, в 1948-49
— государственный секретарь при председателе совета министров, в 1950-51 —
министр по делам заморских территорий, в 1952 — государственный министр, в 1953
— министр по делам Совета Европы, в 1954-55 — министр внутренних дел и в
1956-57 — министр юстиции[18].
После основания в 1958 де Голлем Пятой республики Миттеран выступил с
резкой критикой нового режима и Конституции 1958 года. Постепенно он стал одним
из главных лидеров левой оппозиции. В 1965 основал Федерацию демократических и
социалистических левых сил (ФДСЛС). В том же году выдвинул свою кандидатуру на
пост президента, но проиграл во втором туре выборов де Голлю, набрав 44,8%
голосов. Миттеран выступил в качестве одного из основателей Французской
социалистической партии (ФСП), был избран ее первым генеральным секретарем и
выдвинул идею союза партии с другими левыми объединениями. В 1972 ФСП подписала
программу левых сил совместно с Французской коммунистической партией (ФКП) и
левыми радикалами. В 1974 Миттеран стал единым кандидатом левых сил на
президентских выборах, однако уступил во втором туре В. Жискар д'Эстену,
получив 49,19% голосов. Он был избран президентом республики лишь на выборах
1981, обойдя во втором туре Жискар д'Эстена.
Миттеран сразу распустил Национальное собрание, в котором заседало правое
большинство. На новых парламентских выборах победила ФСП. Премьер-министр
социалист П. Моруа взял курс на проведение важных социально-экономических
преобразований (национализация, децентрализация государственной власти,
сокращение рабочей недели, снижение пенсионного возраста, отмена смертной казни
и др.). Однако его преемник Л. Фабиус, ставший главой правительства в 1984,
предвидя ухудшение экономической ситуации в стране, приостановил «левый
эксперимент» и перешел к режиму «жесткой экономики». На очередных парламентских
выборах 1986 одержала верх правая оппозиция. В результате Миттеран был вынужден
назначить на пост премьер-министра лидера правого Объединения в поддержку
республики (РПР) Ж. Ширака.
В 1988 Миттеран вновь выдвинул свою кандидатуру на пост президента
республики и победил во втором туре Ширака. Вскоре президент, как и после
первого избрания, распустил правое Национальное собрание. На новых выборах (как
и в 1981) победили левые силы. Однако кабинеты, во главе которых стояли
социалисты, не смогли успешно справиться с социальными проблемами, главным
образом с нарастающей безработицей. В результате очередных парламентских
выборов 1993 снова большинство мест в Национальном собрании получили правые
партии. И Миттерану во второй раз пришлось назначить премьер-министром
представителя правых — неоголлиста Эдуара Балладюра. В конце своего
президентства Миттеран тяжело болел, однако оставался на посту вплоть до
окончания повторного семилетнего мандата в 1995.
В период президентства Миттеран был вдохновителем оригинальной культурной
политики, плодами которой стали реконструкция большого Лувра с установкой
стеклянной пирамиды перед ним, постройка большой арки в районе Дефанс и здания
оперы на площади Бастилии, а также создание нового комплекса Национальной
библиотеки.
Приоритетным направлением во внешней политике Миттерана стало
строительство «единой Европы». Он полностью поддержал идею
валютно-экономического и политического союзов стран, входящих в Европейское
сообщество. В качестве второго круга интеграции Миттеран выдвинул идею
европейской конфедерации Востока и Запада. Он ратовал за всестороннее развитие
отношений Франции с США, ФРГ и СССР. Президент стремился также к сотрудничеству
со странами третьего мира, придавая особое значение контактам с африканскими
государствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|