Другим
важным элементом европейской интеграции или ее важным инструментом является
создание европейской армии, первоначально численностью в шестьдесят тысяч человек.
Армия будет иметь мобильный характер, ее главная цель - заниматься
миротворчеством на европейском континенте. Конечно, создание единой европейской
армии также в какой-то степени затрагивает государственный суверенитет, но Европа
идет к этому. Она считает, что создание европейской армии сыграет важную роль в
процессе, когда Европа должна взять оборону в свои руки. Создание европейской
армии в какой-то мере вступает в противоречие с НАТО, недаром и до совещания,
и после совещания глав государств стран-членов Европейского Союза во
французском городе Ницце руководство НАТО обеспокоилось перспективой создания
европейской армии. Однако рано или поздно произойдет какое-то разделение между
НАТО и Европейским Союзом в вопросах обороны. Европа хочет взять вопросы
обороны в собственные руки. Поэтому на некоторое время противоречия между Европейским
Союзом и НАТО в какой-то степени будут сглаживаться. Но ясно одно, что Европа
со временем будет иметь свою единую армию, и создание такой армии сыграет
важную роль в создании единого европейского государства.
Важным
инструментом европейской интеграции является общая внешняя политика и политика
безопасности. Речь идет о том, что государства-члены Европейского Союза, если
желают построить объединенную Европу или, иными словами, создать единое
европейское государство, должны иметь общую внешнеполитическую доктрину и
единый внешнеполитический курс. Однако внешняя политика является важнейшим
элементом государственного суверенитета. Поэтому государства-члены
Европейского Союза, желающие построить объединенную Европу, должны знать в
какой степени поступиться частью государственного суверенитета в области
внешней политики.
Вопрос
о согласовании внешнеполитического курса государствами-членами ЕС поднимался
еще на Римской встрече глав государств[35] и правительств стран Европейского
экономического сообщества и нашел свое отражение в Римском договоре 1957 г. На
протяжении всего периода деятельности ЕЭС его члены согласовывали свой
внешнеполитический курс. Так было до Маастрихтской конференции глав государств
и правительств стран Европейского сообщества. На этой конференции главы
государств и правительств сделали большой шаг вперед, договорившись о
проведении общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза.
Маастрихтский договор включает специальную статью об общей внешней политике и
политике безопасности. Договор утвердил пост главного координатора общей
внешней политики и политики безопасности. С октября 1999 г. этот пост занимает
испанский дипломат Х.Солана. Между тем в структуре Комиссии Европейского Союза
есть комиссар, занимающийся иностранной политикой, есть комиссары, занимающиеся
отдельными вопросами иностранной политики в тех или иных регионах мира. Из
всего этого можно заключить, что пост главного координатора общей внешней
политики и политики безопасности становится одним из ведущих в Европейском
Союзе, его полномочия были определены Маастрихтским договором, а практика эти
полномочия расширяет и дополняет.
Следует
еще раз подчеркнуть, что проведение общей внешней политики и политики
безопасности Европейского Союза является большим шагом вперед на пути
европейской интеграции к объединенной Европе.
Необходимо
отметить, что в прошлом некоторые государства-члены Европейского Союза были
колониальными державами, владевшими значительными территориями в Африке, Азии,
на Тихом океане и в районе Карибского моря. К ним относятся Великобритания,
Франция, Испания, Португалия, Бельгия и Голландия. Было бы ошибочно думать, что
после приобретения колониальными территориями своей независимости их бывшие
владельцы навсегда их потеряли. Вовсе нет. Вскоре после образования ЕЭС 18
африканских государств, в прошлом находившиеся под господством Франции и
Бельгии, в июле 1963 г. в городе Яунде (Камерун) подписали с ЕЭС так называемую
Яундскую конвенцию, которая предоставляла им льготы на традиционные экспортные
товары из этих стран на рынках стран ЕЭС.
В
1969 г. к Яундской конвенции присоединились уже 43 страны Африки, Тихого
океана, Азии и Карибского моря. В 1975 г. Яундская конвенция была
заменена Ломейской конвенцией (Того), которая предоставила странам Африки,
Азиатско-Тихоокеанского региона и Карибского моря значительные льготы на
рынках Европейского Союза, то есть 36 видов товаров из этих регионов
пользовались льготами на рынках ЕС. В 1989 г. к Ломейской конвенции
присоединились уже 69 стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Карибского
моря.[36]
Яундская
и Ломейская конвенции определили институт ассоциированных членов Европейского
Союза. А это означает, что товары из стран Африки, Тихого океана, Азии и Карибского
моря, как ассоциированных членов ЕС пользовались льготами на рынках
Европейского Союза, а продукция стран ЕС пользовалась такими же льготами на
рынках ассоциированных членов Евросоюза. Кроме этого, Европейский Союз
предоставляет безвозмездную экономическую и финансовую помощь своим
ассоциированным членам. И то, что число стран, являющихся ассоциированными
членами Европейского Союза, возросло с 18 в 1963 г. до 69 в 1988 г.,
свидетельствует о том, что странам Африки, Тихого океана, Азии и Карибского
моря экономически выгодно иметь постоянных потребителей их традиционных
товаров экспорта. В равной мере это утверждение касается и стран-членов
Европейского Союза.
Таким
образом, бывшее в ходу в прошлом утверждение марксистских идеологов о том, что
сотрудничество между Европейским Союзом и странами Африки, Азии, Тихого океана
и Карибского моря - сотрудничество между всадником и лошадью, не имеет под
собой никакой действительности.
Одной
из важных и плодотворных форм сотрудничества между Европейским Союзом и
странами, не входящими в него, является установление института партнерства, то
есть, когда эти страны становятся торговыми партнерами Европейского Союза.
Идеей института партнерства проникнут как Римский договор, так и Маастрихтский
договор, учредивший Европейский Союз. Многие страны мира стали торговыми
партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Казахстан, подписавшая в
1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.
В
1989 г. Европейский Союз составил программу ТАСИС, означающую оказание
технической помощи со стороны Европейского Союза Советскому Союзу, начавшему в
конце 80-х гг. компанию по перестройке. После распада СССР эта программа была
распространена на оказание технической помощи Новым независимым государствам
на территории бывшего СССР.
В
настоящее время Европейский Союз в процессе интеграции вступил в новую стадию
своего развития, а именно к формированию политического объединения Европы,
принятию новых государств Центральной и Восточной Европы, а также
прибалтийских стран.
Европейский
Союз расширяется. Европа интегрируется. В связи с этим острыми становятся
вопросы государственного суверенитета, процедуры принятия важнейших решений и
будущей политической формы интегрированной Европы.
В
связи с этим интересной становится дискуссия, начатая весной и летом 2000 г.
министром иностранных дел ФРГ Й.Фишером и Президентом Франции Ж.Шираком по
вопросу о политической форме объединенной Европы. Й.Фишер поддержал старую
идею создания Соединенных Штатов Европы. Многие с ним не согласны. Дискуссии
продолжаются.
Вновь
состоялась беседа о проблемах НАТО. К.Кинкель не скрывал своей озабоченности
резко негативным отношением к расширению НАТО со стороны России, с которой
Германия хотела бы иметь тесные партнерские отношения. За этим проглядывались
опасения Бонна, что разногласия вокруг НАТО могут стать непреодолимым
препятствием в двусторонних отношениях. Немецкий дипломат высказал мысль о
желательности заключения какого-либо документа между Россией и НАТО,
предусматривающего основополагающие принципы сотрудничества.
Обратили
на себя внимание два момента. Во-первых, во время длительных переговоров по
широкому спектру вопросов, включая европейскую тематику, К.Кинкель ни словом
не упомянул Францию. Во-вторых, он много говорил о значении Украины в
европейской политике.
Франция,
оказавшись перед лицом объединенной Германии, активизировала свою деятельность
в Восточной и Юго-Восточной Европе, где традиционно находила союзников в лице
государств, не менее, а, может, и более ее опасающихся Германии. Среди стран
СНГ Франция больше всего заинтересована в укреплении сотрудничества с Россией,
поскольку именно Франция и Россия оказались наиболее уязвимы вследствие
нарушения стратегического равновесия в Европе и, следовательно, стремятся найти
друг в друге опору и защиту, как это уже не раз бывало в европейской истории.
Серьезную
обеспокоенность Франции вызывает растущая активность Германии в борьбе за
лидерство в Европе. Противоречия между двумя странами вызывают следующие проблемы:
стремление ФРГ доминировать в Европе; претензии Германии на статус постоянного
члена СБ ООН; ФРГ значительно опережает Францию в проникновении на рынки Восточной
Европы и СНГ.
Нельзя
не учитывать и то обстоятельство, что ведущие политические силы Франции ни в
коей мере не ставят под сомнение партнерство с Германией в области европейского
строительства. Свидетельством тому является положительная реакция Парижа на
выдвинутую ХДС концепцию "твердого ядра" Европы, включающего Францию
и Германию.
2.2.
Константы внутренней и внешней политики Франции
Проблема создания
единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день
важнейшее среди них — военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый
интерес представляет история Западноевропейского союза.
В 60-70 годы
французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и
ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с
НАТО[37].
Изменения в
политическом климате Европы приведут к "европеизации" НАТО и активизации
Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут
переплетаться с западноевропейскими.
Для Вашингтона
есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе:
сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной
Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения
своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить
военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные
начинания под эгиду НАТО.
Маастрихтский
договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде
всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики
безопасности (ОВПБ):
1) защищать общие ценности,
основные интересы и независимость Союза;
2) укреплять безопасность Союза
и государств–членов всеми способами;
3) сохранять мир и укреплять
международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации
Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта
и целями Парижской хартии
4) содействовать международному
сотрудничеству;
5) развивать и консолидировать
демократию и законность и уважение прав человека и основных свобод.[38]
Современная французская военная
доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного
сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания
Северо-атлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы
приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В
декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет
увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может
вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к
усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае
1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО– Россия для подписания
Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности.
Однако в связи с последними событиями на Балканах сохранится ли во
Франции курс на сближение с НАТО?
С
началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов,
выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против.[39]
В
целом можно сделать вывод о том, что Франция изменила свою политику в отношении
альянса; это произошло "во имя Европы и с целью создания европейской
системы обороны, что знаменовало собой изменение, представляющее чрезвычайное
значение для НАТО в качестве единого целого."[40]
Экономическое
процветание и финансовое оздоровление, которое символизирует введение в 1960 г.
нового франка, позволили генералу де Голлю проводить весьма активную внешнюю
политику.
Его цель -
утвердить независимость и отстоять роль Франции в мире. Чтобы добиться этого,
он делает ставку на ядерный потенциал, которым располагала страна с момента
создания своего ядерного оружия. 13 февраля 1960 г. на полигоне Регган в Сахаре
была испытана первая французская атомная бомба. Затем Франция оснащает свои
вооруженные силы термоядерным оружием (первое испытание состоялось в 1968 г.) и
полным комплектом современных средств доставки: ракетами наземного базирования,
стратегическими бомбардировщиками и подводными лодками-ракетоносцами.
Она становится,
таким образом, третьей ядерной державой, после США и
СССР, хотя ее ударная мощь значительно уступает потенциалу этих двух
сверхдержав. С целью подчеркнуть обретение страной качественно новой
самостоятельности де Голль принимает решение о выходе Франции из объединенного
военного командования НАТО, но в то же время страна останется членом
Североатлантического союза.
Франция провела
ряд подземных ядерных испытаний в южной части Тихого океана с сентября 1995 по
январь 1996. Испытания были встречены сильными протестами французов и
ожесточенной критикой почти по всему миру. На острове Tаити произошли беспорядки после того,
как были проведены ядерные взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во
французской Полинезии; антифранцузские демонстрации имели место почти по всей
Европе, и также много государств , включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и
большинство французских союзников в Европе, осудили действия французов. После
окончания испытаний Франция в марте 1996 подписала Южное Тихоокеанское Соглашение
по безъядерной зоне, запрещающее ядерные испытания.
Франция располагает крупнейшими в Западной Европе
вооруженными силами, общая численность которых превышает 650 тыс. человек, в
том числе: кадровые военные - 45%, призывники 35%, гражданские лица на военной
службе - 20%. В составе стратегических сил шесть ядерных подводных
лодок-ракетоносцев, оснащенных 96 баллистическими ракетами, в том числе 32
ракетами М-4 с разделяющимися головными частями, 18 самолетами
"Мираж" с ядерным оружием на борту. Общее число ядерных зарядов на
130 стратегических носителях составляет 292 единицы.
Франция занимает
третье (после США и Великобритании) место на Западе по экспорту вооружений.
Торговля оружием является для Франции крупной статьей доходов, важным
инструментом усиления своего влияния в развивающихся странах, на которые
приходится свыше 50% французских военных поставок.
11 сентября 2002
г. был принят Закон о программировании деятельности в военной сфере, являющийся
программным документом политики правительства в данной отрасли на 2003-2008 гг.
По заявлению министра обороны Мишель Аллио-Мари, "к концу 2008 г.
бюджетные средства, выделяемые на оборону, составят 2% ВВП" (в настоящее
время - 1,8%).
В качестве одного
из основных элементов законопроекта выделяется решение начать в 2005 г.
строительство второго авианосца, к 2010 г. четвертой атомной подводной лодки,
принятие на вооружение ракет М-51, вывод на орбиту в 2004 г. разведывательного
спутника "Гелиос-2", поставка 12 средневысотных беспилотных
самолетов-дронов. В классе тактических вооружений упоминаются заказы на 34
транспортных вертолета NH90, 57 истребителей "Рафаль" для ВВС и 19 –
для ВМС, а также модернизацию 24 вертолетов "Cougar" и 45 – "Puma".
На поддержку вооружений в боевом состоянии ежегодно предполагается выделение
2,4 млрд. евро.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|