Несмотря на
трудности, которые пришлось преодолеть во время и после кризиса, население
Франции может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизни
на планете по классификациям Организации Объединенных Наций. Таким образом, по
показателю индекса гуманитарного развития человеческого потенциала (ИРЧП),
который рассчитывается на базе экономических, социальных и культурных данных, в
1997 году Франция занимает второе место в мире после Канады. Экономическое и
социальное развитие привело к некоторой униформизации образа жизни и
потребления, в частности, среди городского и сельского населения. Несмотря на
все это, региональные особенности существуют и продолжают формировать во
Франции яркую географическую и культурную мозаику, которая отражает европейское
разнообразие и способствует тому, что по французскому
"шестиугольнику" проходят самые популярные туристические маршруты
мира.
За период с 1955
по 1995 год покупательная способность французов выросла в четыре раза. Несмотря
на кризис, медленный рост покупательной способности продолжался, что привело к
росту доходов семьи на 50 % с 1975 по 1995 год, при среднем ежегодном росте на
2 %. За последние 40 лет благосостояние французов повысилось больше, чем за
годы после начала промышленной революции, которая дала толчок экономическому
взлету страны.
Одновременно с
этим система социального страхования была распространена на все население,
включая малообеспеченные слои, таким образом, сегодня все обеспечены
"социальным минимумом", то есть базовой суммой, например RMI
(денежным минимумом, выплачиваемым на приобщение к жизни общества, - пособием
на трудоустройство), специальным пособием солидарности, которое выплачивается
безработным по окончании права на пособие в рамках страхования по безработице
или специальным пособием, предназначенным для людей пожилого возраста.
В целом, на
длительную перспективу социальное неравенство уменьшается, хотя за двадцать лет
кризиса проявилась тенденция усиления расслоения общества : 10 % представителей
населения Франции (беднейшие слои) владеют 2,3 % национального дохода, а 10 %
граждан (самые состоятельные слои) распоряжаются 27 % национального дохода.
Однако, несмотря на этот разрыв французское общество остается одним из самых
однородных и наименее несправедливых.
В среднем, доходы
семьи, со статусом наемной рабочей силы и других категорий, колеблются между 15
000 (2 500 долларов) и 16 000 франков (2 660 долларов) за месяц, предшествующий
уплате налогов, при среднем размере семьи 2,5 человека. В общем заработная
плата составляет половину дохода, а социальные выплаты - треть, остальная часть
доходов приходится на доходы от капитала и от собственности.
За последние
тридцать лет диапазон зарплат уменьшился и в 1996 году и "ножницы" в
зарплате составили соотношение 1 - 3 : от 20 760 франков (3 460 долларов) для
наиболее высокооплачиваемых административно-управленческих работников до 7 020
франков (1 170 долларов) для малоквалифицированных низкооплачиваемых работников
(в эти суммы не включены возможные премиальные выплаты). В 1997 году, в
среднем, наемные работники за полный рабочий день получали после уплаты налогов
и других обязательных выплат ежемесячно 10 685 франков (1 780 долларов) (что
составило до уплаты налогов и других обязательных выплат сумму в 13 550
франков), в эти суммы не включены возможные премиальные выплаты.
В 1950 году
Франция была первой европейской страной, установившей минимальный уровень
межпрофессиональной заработной платы, СМИК (минимальная межпрофессиональная
растущая заработная плата). В 1998 году ежемесячный уровень СМИК в номинальном
исчислении составил 6 797 франков (1 132 доллара) и эта сумма была выплачена
1,5 миллионам трудящихся, что составляет 11,2 % наемных работников. Эти выплаты
касаются, в основном, молодежи, женщин и неквалифицированных рабочих-мужчин,
занятых на малых и средних предприятиях[25].
В 1997 году
покупательная способность заработной платы наемных работников после уплаты
налогов и других обязательных выплат возросла на 2,5 % и достигла рекордной
отметки за последние 7 лет. Однако 4,5 миллиона человек, или 1 из 6 человек
среди экономически активного населения не получает заработной платы и живет за
счет социальных выплат : 1,8 миллиона безработных получают пособие по
безработице, а 2,7 миллиона человек живут на минимальные социальные выплаты.
Уровень жизни
французов различается не только размерами их доходов, но и размерами имущества,
большую половину средней оценочной стоимости которого составляет недвижимость и
земельные владения (жилые постройки, здания, земельные участки), остальная
часть стоимости приходится на финансовые ценности, среди которых стоит отметить
возростающую роль страховых полисов и биржевых бумаг : за последние двадцать
лет их удельный вес в собственности французов увеличился в пять раз. Средняя
номинальная стоимость собственности на семью превышает 1 миллион франков,
однако разброс составляет 1 : 8 по различным социально-профессиональным группам
- от чуть менее 500 000 франков для семьей рабочих и служащих до примерно 4
миллионов франков для семей представителей свободных профессий.
В декабре 1969
года президент Франции Жорж Помпиду принял решение о создании музея,
посвященного современному искусству, желая, чтобы он был доступен как можно
большему числу людей. В 1971 году проект центра был утвержден. В результате
возникла оригинальная конструкция, где внутренне пространство очень изменчиво,
а вся техническая часть вынесена наружу в “трубах”. Внутри этого металлического
сооружения храниться коллекция Музея современного искусства, расположилась
библиотека, многочисленные залы для представлений и конференций и центр
промышленного творчества. Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа
Помпиду - обязательная достопримечательность на туристических маршрутах.
Ежегодно его посещают 8 млн человек.
В мае 1994
железнодорожный туннель под Ла-Маншем стоимостью, превышающей сумму в 15
миллиардов долларов, был официально открыт. Туннель под Ла-Маншем, соединяющий
Францию и Англию, был закончен на полтора года позже запланированного графика и
почти в два раза превысил свою первоначальную смету. Пассажирское сообщение
было открыто в ноябре 1994.
Результаты
деятельности французских строительных фирм ещё в 1997 г. отразили отчетливую
тенденцию к улучшению положения в отрасли после нескольких кризисных лет.
Практически все ведущие 10 групп, имевшие в 1996 г. существенные убытки,
окончили год с прибылью.
В 1998 году
прирост продаж строительных фирм составил 0,5 - 0,7%.
Наиболее ярко тенденция к оздоровлению проявилась в результатах групп
"Spie" и "Eiffage". Так, первая имела в 1996 году убытки в
сумме 591 миллионов французских франков, которые в 1997 году сменились чистой
прибылью в 91 миллионов. Это улучшение результатов произошло в основном
благодаря активизации электроэнергетического строительства, которая
продолжилась и в 1998 году.
Среди
развитых стран мира по объему валового внутреннего продукта (1300 млрд.долл.)
Франция продолжает занимать пятое место после США, Японии, Германии и
Великобритании. По объему экспорта Франции принадлежит четвертое место в мире.
9 французских фирм входят в сотню крупнейших компаний мира. На протяжении
последнего десятилетия этот показатель, характеризующий реальный экономический
рост страны, имеет позитивную динамику.
В целом,
экономика Франции отличается высокоэффективной диверсифицированностью
экономики. В структуре ВВП наиболее важные позиции занимают промышленность и
сельское хозяйство[26].
Доминирующими
отраслями французской индустрии являются: автомобилестроение; химия и
нефтехимия; авиастроение (аэробусы, военные самолеты), электроника,
металлургия, железнодорожная техника. Парфюмерно-косметический сектор и
«высокая мода» обеспечивают Франции мировое лидерство и постоянно присутствуют
в структуре экспорта во все страны мира.
По объему
производства сельскохозяйственной продукции, где занято менее 5 % населения,
Франция занимает 1-е место в Европе и 2-е место в мире после США. По объему
экспорта сельхозпродукции Франция занимает второе место в мире (после США).
Ведущая отрасль сельского хозяйства - животноводство (более 50% всей
продукции). Франция является крупнейшим производителем зерна на континенте
(около 70 млн. т.) Другими основными видами сельскохозяйственной продукции
являются: сахарная свекла - второе место в мире и первое место в ЕС; вино -
также второе место в мире и в Европе; молоко - 5-ое место в мире и 2-ое место в
ЕС; мясо КРС - 6-ое место в мире и 1-ое место в ЕС; зерна масличных культур -
первое место в ЕС. По объему экспорта сельхозпродукции Франция занимает второе
место в мире (после США).
Современная
экономическая ситуация Франции характеризуется сохраняющейся тенденцией роста и
позитивными изменениями основных социально-экономических показателей.
В новое
тысячелетие Франция вступила в качестве локомотива европейской экономики.
Правительство Франции прилагает все усилия для сохранения международной позиции
экономического лидера среди развитых стран европейского континента. Кабинет
Министров, возглавляемый Ж.П.Раффареном, ориентирован на дальнейшее
осуществление последовательной гибкой экономической политики как внутри страны,
так и на международной арене.
В 2002 г.
экономика Франции находилась под серьезным давлением неблагоприятной мировой
конъюнктуры и развивающегося глобального финансового кризиса. В стране
произошло новое снижение темпов роста ВВП, который составил лишь 1 % (4,2 % в
2000 г., 1,2 % в 2001 г.), в то время как Правительство предусматривало
сохранение показателя на уровне 1,2 %.
Уровень
безработицы в 2002 г. превысил 9 %, увеличив ряды безработных примерно до 2,5
млн. Текущее экономическое положение и рост цен на топливо вызвали рост цен
примерно на 2,3 % (критической для Франции отметкой является 1,9 %).
Борьба с
безработицей определена одной из главных задач Правительства Франции. Залогом
для создания новых рабочих мест, особенно в секторе малого и среднего
предпринимательства, являются уменьшение ставок НДС, размера налогов, а также
более гибкое законодательство.
Промышленность
страны обеспечивает 30% занятости, 40% инвестиций и 80% экспорта.
Государственный сектор, постепенно сокращающийся в последние годы, дает 20%
оборота и около 30% экспорта. Средние и крупные предприятия (с численностью
персонала более 500 человек) занимают господствующее положение (46% занятости,
56% рынка и 72% экспорта).
Благоприятно
складывается и инвестиционная ситуация, выражающаяся в росте объемов прямых
инвестиций, как за рубеж, так и привлекаемых во Францию. Транспарентная и
гибкая политика в этой области позволяет занимать Франции 4-ое место в мире по
объему притока иностранных инвестиций (после США, Великобритании и Голландии) и
второе место (после Великобритании) по объему инвестиций за рубежом в 2001 г.
Важными
стимулами, активизирующими приток иностранных инвестиций во Францию являются:
выгодное геостратегическое расположение Франции, транспарентность внутреннего
рынка, его объем и привлекательная структура, высокое качество и развитость
инфраструктуры, производительность рабочей силы. Инвестиционная программа
страны предусматривает ориентацию на привлечение капиталов в области высоких
технологий сектора информатики, телекоммуникаций, авиа- и приборостроения.
Уровень инфляции
за последние 5 лет оставался более умеренным, чем в других государствах ЕС.
Несмотря на
состояние экономики, которое можно оценить в мировом масштабе как динамичное,
снижение уровня государственного дефицита происходит медленно. В 2002 г. он
составил 2,1 % от ВВП (44,6 млрд. евро). В 2001 г. дефицит бюджета составил 1,4
% (32,4 млрд. евро).
Дальнейшее
развитие экономической ситуации в стране тесно связано с введением 1 января
2002 г. в наличный оборот единой европейской валюты - евро. Полный переход на
евро странами еврозоны рассматривается как новый этап структурных
преобразований, которые преследуют цель гармонизации экономической политики и
обеспечения экономического процветания.
25 сентября 2002
г. Парламент Франции принял представленный правительством бюджет страны на 2003
г. Документ предусматривает получение государством в будущем году дохода в
228,1 млрд. евро (225,6 млрд. в 2002 г.). Рост ВВП ожидается в размере 2,5%
(1,2% - 2002 г.), инфляция – 1,6% (1,8 – 2002 г.). Государственный долг составит
58,8% к ВВП (58,4%), дефицит госрасходов – 2,6% или 44,6 млрд. евро (на уровне
2002 г.).
Франция
располагает одной из самых эффективных и дорогих в мире систем социальной
защиты (до 30 % ВВП). Эта система отвечает таким фундаментальным социальным потребностям,
как здравоохранение, пенсионное обеспечение, семейная политика, страхование по
безработице и минимальные выплаты для лиц, не имеющих иных источников дохода.
С 1 июля 2002 г.
Правительство Франции приняло решение о поднятии на 2,4% показателя "среднего
межпрофессионального уровня заработной платы" (СМИК). Новое значение СМИК
равняется 905,4 евро. В конце июня 2002 г. Премьер-Министр Франции
Ж.-П.Раффарен объявил, что вместо ожидаемого повышения минимальных зарплат
будут приняты меры по гармонизации индексов, которые должны привести к
некоторому увеличению среднего показателя СМИК.
1.3.
Национальные проблемы и перспективы Франции
Иммиграция и
отношение к ней нации приобрела статус серьезной проблемы во Франции в 1990-ых
годах. Высокий уровень безработицы и несколько неприятных инцидентов в бедных
общинах усилило враждебность к иммигрантам, особенно чернокожим и арабам с
севера Африки. В сентябре 1994 как часть подавления мусульманского фундаментализма
правительство выпустило предписания, неправленые на ограничение ношения
религиозных символов в школах. Много мусульманских школьниц были выгнаны из
школ, когда отказывались снять свои паранджи, вызывая массовые протесты. В
1993 были приняты более строгие иммиграционные законы, и в 1995 Франция
приступила к высылке из страны незаконных иммигрантов.
В марте 1997
Французское Национальное собрание одобрило законодательство, направленное на
борьбу с незаконной иммиграцией. Этот законопроект, который еще больше усилил
уже принятый в 1993 закон, ограничивающий иммиграцию, пробудил многотысячные
протесты французских граждан в Париже и других городах, включая Лион и Марсель.
Противники законодательства утверждали, что, введя законопроект, французское
правительство пошло на поводу у крайне правой Национальной Партии Фронта,
сделавшей свои недавние избирательные успехи, проведя предвыборую кампанию на
платформе антииммиграции[27].
В мае 1995
прежний премьер-министр Жак Ширак выиграл президентские выборы, набрав 52.6
процента голосов и занял место Миттерана, не выставившего свою кандидатуру на
переизбрание. Ширак назначил премьер-министром Алана Жюпэ. Новое правительство
консерваторов, которое провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня
безработицы во Франции, получило поддержку значительного большинства в обеих
палатах Парламента. Миттеран, наиболее долго исполнявший обязанности президента
Франции в 20-ом столетии, умер от рака 8 января 1996.
В апреле 1997
года президент Ширак призвал к досрочным парламентским выборам в конце
следующего месяца. Он преследовал цель повторного подбора правительства, чтобы
протолкнуть буксующие экономические реформы, необходимые для входа в зону
единой европейскую валюты. Предназначенные реформы, как ожидалось, причинят
бедствие французской экономике, и ,как следствие, приведут к дальнейшему росту
и так уже ставшей рекордной за последние десятилетия безработице в 12.8
процента.
Экономические
неприятности истощили популярность Ширака и Жюпэ среди большинства французов.
Выборы состоялись в двух раундах , 25 мая и 1 июня соответственно.
Социалистическая партия выиграла с подавляющим перевесом, соединившись с
меньшими партиями левого крыла, чтобы нанести поражение возглавляемому
консерваторами правительству. После оглашения результатов выборов Ширак
попросил лидера социалистов Лионеля Жоспэна сформировать новое правительство, и
Жоспэн сменил Жюпэ в качестве премьер-министра. Жоспэн и ведомые им социалисты
провели предвыборную кампанию, построенную на обещании создать сотни тысяч
новых рабочих мест во Франции и обращении к партнерам Франции в Европейском
Союзе с просьбой об ослаблении экономических требований для вступления в
денежно-кредитный союз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|