1.
Он
является победителем ад-Даджжала (то есть дьявола) - это персонаж мусульманских
эсхатологических сказаний, аналогичный христианскому антихристу. В Коране
отсутствует, но часто упоминается в хадисах и сказаниях о “Грядущем конце
света” (фитан, малахим). “Его называют так же ал-Масих ал- Куззаб ( ложный
Мессия)”[145].
2.
Ад-Даджжал
будет искусителем людей в последнее время, перед пришествием Исы-ал-Массиха.
3.
Он будет
выдавать себя за настоящего Мессию.
4.
В данный
момент, по преданию, сатана находится прикованный к скале на острове в
Индийском океане.
5.
И его
победит Иса-ал-Масих, спустившийся с небес. Из хадиса и Ибн Маджи: “Я сойду с
небес и я его убью”[146].
6.
Перед
“Концом света” он появится с востока на огромном осле, за ним будут следовать
все неверующие и лицемеры.
7.
Царствование
Исы будет длиться на земле около 40 лет (или 40 дней).
8.
Иса
установит единую Общину всех истинно верующих и 40 лет на земле будет
Царство Мира и справедливости.
Суфийская литература дополняет информацию об Иисусе,
например, из “Мекканских откровений” Ибн-ал-Араби, который писал так: “Иисус
есть печать вселенской святости, подобно тому, как Мухаммад есть печать
пророков. Иисус - единственный, кто обладает полнотой веры во все времена, и во Второе
свое пришествие Он будет нашим судьей по закону Мухаммада”[147].
“Когда Иисус придет в конце времен, Он подтвердит закон Мухаммада и восстановит
его, потому что не будет больше пророка после пророка Божьего, который судит по
закону иному нежели его. Он последний закон и его пророк - печать пророков. Иисус
будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни
мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей знание. Когда
Иисус сойдет, Он будет знать по воле Бога - уже на небесах, до своего
сошествия все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить
по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг
него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более
пригодного, чем он”, - из хадиса ал-Бухари, Муслима[148]. Нужно
отметить, что сам Мухаммад в Коране не ссылается на то, что Иисус будет
подтверждать закон Мухаммада, скорее всего, наоборот, он утверждает о том, что
его свидетельство основано на пророках Мусе (Моисее), Ибрахиме (Аврааме), Исе
(Иисусе) и Исхаке (Исааке).
Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в
эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием
преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада.
“Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в
Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с
эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со
сторонниками мелких сектантских течений”[149].
Вывод:
Нужно отметить, что по представлению Мухаммада
Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они
отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся
ни иудеем, ни христианином (суры 3:60; 5:15 ).
· Иса в Коране имеет особый
статус, так как находим много эпитетов и имен, намного больше, чем у самого
Мухаммада. Иисус назван: “Знанием”, “Милосердием” (19:21); “Посланником Аллаха”
и “Мессией” (суры 3:40, 4:156, 169, 5:79); “Примером” (43:57); “Славным”
(3:40); “Пророком” (суры 2:130, 3:78, 19:31, 33:7); “Благословенным”
(19:32); “Словом Аллаха” и “Духом Его” (суры 3:40, 4:169); “Слугой
Аллаха” (19:30); “Учителем Торы и Евангелия” (3:44) и “Приближенный к Аллаху”
(3:45). “Коранический Иисус - это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а
Иисус новой религии, нового духовного универсума”[150].
· Иса-ал-Масих - пророк и посланник (сура
5:75), но посланник с особой миссией, “наделенный экстраординарной природой,
особыми привилегиями”[151].
Имеются четыре факта Его сверхъестественной природы, отличающие от всех
предыдущих пророков:
1.
Он был
рожден от Девы (сура 19:20-21). “При рождении не коснулся Его сатана”, - так записано в своде хадисов
ал-Бухари[152].
2.
Сын
праведный (чистый, то есть без греха) (сура19:20).
3.
Он взят
живым на небо (сура 4:157-158).
4.
Бог дал
ему ясные знамения и укрепил Духом Святым (сура 2:87, 253). “Он - единственный, наделенный
прерогативами творить и воскрешать из мертвых, только с соизволения Бога”[153].
· Роль Исы-ал-Масиха в
эсхатологических событиях Корана заключается в том, что Он есть признак Второго
Пришествия (43:57-64) и судья всех верных и неверных иудеев и христиан (сура
4:41).
· Роль Иисуса Христа
расширяется в хадисах. Смерть Иисуса (19:34-35) неверно растолковывается в
хадисе Хинди, и что она наступит после Его Второго Пришествия. Далее, Он
является победителем Ад-Даджжала и царствование Исы на земле будет сорок дней,
или лет.
Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат
исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”, “необходимо понять, что в
лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с
христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам,
умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе - мусульманском. Как бы ни
шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман
значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля,
больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам, Он объемлет все
человечество, как знамение для миров и людей, вместе со своею матерью Он
освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как
знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения”[154].
Заключение.
Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы
пришли к нескольким этапам развития мессианской идеи в исламе:
I. Мухаммад был склонен понимать Бога, как совершенно
трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея
была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения
ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих
словах и показывает суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого,
милосердного! Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни
один!” (сура 112:1-4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть
Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам”
(сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на
Аравийском полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах”
и о “сообщниках”, где речь идет об идолах (суры 39:32; 71:24; 71:8,9; 11:54;
26:72; 53:20-24; 22:74; 16:37; 21: 23; 14:36 и другие).
II. Евреи, находившиеся среди арабского населения в городах
Мекка и Медина, а также в окрестностях, тех мест, где Мухаммад сталкивался с
их учением, и с их мессианскими надеждами, могли повлиять на его понимание о
роли Мессии, как о Грядущем, то есть направленное в будущее, с выраженными
эсхатологическими чертами.
III. Взгляды христианских еретических течений и их
влияние оставило свой след в неверном понимании природы Иисуса Христа:
1. Учение несториан и монофозитов, а особенно их споры
между собой запечатлены Мухаммадом в сурах 4:169, 5:76-79, 19:16-36,
43:57.
Историк Л.И. Климович говорит: “А взгляды
арабов-несториан, в частности их учение о деве Марии (Марйам) как
“человекородице”, а не “богородице”, получили отражение в Коране”[155].
2. Учение докетов, одно из них взгляд Василида или
Мани были выявлены в суре 4:156, где говорится о том, что Иисус не был распят,
а это только представилось многим. Взгляд Василида описывает историк Дж.
Робертсон: “Эон, нисшедший на Иисуса во время крещения, оставил Его перед
распятием”[156].
Эту же идею мы находим у Мани, который говорит о том,
что небесный Иисус покидает при распятии человека Иисуса, а другая версия, что
Иисус - это
небесный дух, имеющий призрачную видимость человека.
3. И.Ю. Крачковский в своем комментарии отмечает, что
Троица Отца, Сына и Духа Святого была воспринята Мухаммадом, как Бог, Иисус и
Мария в сурах 4:169, 5:77, 5:116. К периоду возникновения ислама христианская
церковь поклонялась Марии, это могло послужить поводом для неверного
понимания истины о триединстве Бога.
Таким образом, мы пришли к выводу, что материал об
Иисусе Христе в Коране нужно рассматривать вместе с еретическими учениями,
которые были унаследованы мусульманством.
IV. Взгляд ранних суфиев и мутакаллимов
(богословов), живших после смерти Мухаммада и современных мусульманских
историков, богословов и христианских апологетов, которые рассматривали
природу Иисуса Христа в Коране. Сура 43:57-64 указывает на Второе Пришествие
Христа, но в хадисах роль Иисуса расширена, благодаря легендам бытовавшим в
Аравии, которые несколько отличались от библейской позиции.
Библиография.
1.
Абд-Эль-Маши.
Аллах в Исламе. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.
2.
Абд-Эль-Маши.
Что ты думаешь о Христе? Корнталь: Свет на Востоке, 1985.
3.
Абд-эл-Фади.
Личность Христа в Евангелии и в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1985.
4.
Акбаров
Хафез. Вчера и сегодня. Минск: ПИКОРП, 1997.
5.
Беленький
М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1974.
6.
Болотов
В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. II, IV. М.: Спасо-Преображенский
монастырь, 1994.
7.
Брокгауз
Ф.А. Энциклопедический словарь. Т. Ярославль: ТЕРРА, 1990.
8.
Васильев
Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983.
9.
Васильев
А.А., Виппер Р.Ю. История древнего мира и средних веков. М.: Республика, 1993.
10. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам.
Очерк истории 600-1258 гг. М.: Наука, 1986.
11. Гуревич П.С. Всемирное писание:
Сравнительная аналогия священных текстов. М.: Республика, 1995.
12. Джадит Искандер. Крест в Евангелии и
в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.
13. Дьяконов И.М., Неронова В.Д.,
Свенцицкая И.С. История древнего мира. М.: Наука, 1989.
14. Дубнов С.М. Краткая история евреев.
М.: Сварог, 1996.
15. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и
стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.
16. Журавский А.В. Идеологические и
социально-культурные проблемы диалога между исламом и христианством: история и
современность. М.: Наука, 1979.
17. Журавский А.В. Иисус в Коране.//
Россия и мусульманский мир. М., 1997. №12. Бюллетень рефератно-аналитической
литературы.
18. Журавский А.В. Христианство и Ислам.
М.: Наука, 1990.
19. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция
восточной литературы, 1991.
20. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.:
Республика, 1994.
21. Климович Л.И. Книга о Коране и его
происхождении. М.: Политиздат, 1986.
22. Крачковский И.Ю. Коран. М.: Наука,
1986.
23. Кузищин В. И. История древнего
Востока. М.: Высшая школа, 1988.
24. Кутб Сейд. Будущее принадлежит
исламу. М.: Сантлада, 1993.
25. Лидов А.М. Восточнохристианский
храм. Литургия и искусство. С.-Петебург: Издательство “Дмитрий Буланин”, 1994.
26. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат,
1974.
27. Маккери Дон. Семья Авраама:
исцеление сломанной ветви. Спб.: Библия для всех, 1998.
28. Манфред А.З. Краткая всемирная
история. Т.I. М.: Наука, 1967.
29. Медани Бессам М. Библия и Ислам. Как
свидетельствовать о Евангелии мусульманину. М.: Благовестник, 1996.
30. Мец Адам. Мусульманский ренессанс.
М.: Наука, 1966.
31. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь
Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990.
32. Поснов М.Э. История Христианской
Церкви. Брюсель: Жизнь с Богом, 1964.
33. Пиотровский М.Б. Коранические
сказания. М.: Наука, 1991.
34. Прозоров С. М. Ислам.
Историографические очерки. М.: Наука, 1991.
35. Прозоров С. М. Хрестоматия по
исламу. М.: Наука, 1994.
36. Радлов В.В. История человечества.
С.-Петербург: Просвещение, 1909.
37. Робертсон Джеймс С. История
христианской церкви. / Перевод проф. Лопухина Л.П./ Т.I. Спб. 1890.
38. Родионов М.А., Серебрякова М.Н.
Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М.: Наука, 1992.
39. Cантала Ристо. Мессия в Ветхом
Завете в свете раввинистических Писаний. С.-Петербург: Библия для всех,
1995.
40. Свенцицкая И.С. Запрещенные
Евангелия. М.: Политиздат, 1965.
41. Семюэлс Рут. По тропам еврейской
истории. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.
42. Сидорова Н.А. Всемирная история. Т.
I. М.: Политиздат,1957.
43. Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и
религиозное учение. С.-Петербург: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1902.
44. Утченко С.Л. Всемирная история. М.:
Политиздат, 1956.
45. Хазрат Шер-Али. Священный Коран.
Арабский текст с русским переводом. Лондон: Аль-Ширкатул Исламийия, 1987.
46. Шантепи де ля Соссей Д.П.
Иллюстрированная история религий. Т.I. М.: Спасо-Преображенский монастырь,
1992.
47. Шмеман А. Исторический путь
православия. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1954.
48. Щапов Я.Н. Религии мира. М.:
Просвещение, 1994.
49. Эберхардт Вальтер. Истинные и
ложные пути христианства. Краткий исторический обзор, 1976.
50. Эрл Е. Кернс. Дорогами христианства.
М.: Протестант, 1992.
Abdul-Hagg,
Akbar A. Sharing Your Faith with a Muslim. Minneapolis, Minesota 554238:
Bethany House Publishers, 1980.
1.
Eliade, Mircea.
The Encyclopedia of Religion. 1 vols. New York: Macmillan Publishing Company,
1987.
2.
Geisler, Norman
L., Saleeb Abdul I. Ansvering Islam the crescent in the light of the cross. Michigan: A Division of Baker
Book House, 1994.
3.
Hastings, James,
M.A., D.D. Encyclopedia of Religion and Ethics. 1 vols. New York: Charles Scribner’s
Sons, 1922.
4.
Katch, Abraham I.
Judaism in Islam. Biblical and Talmudic backgrounds of the Koran and its
commentairies. Suras
II and III. Philadelphia: Penna Blok, 1954.
5.
Montague, R. J.
Apocryphal New Testament. Oxford: At the Clarendon Press, 1926.
6.
Montgomery, James
A. Arabia and the Bible. Philadelphia: Pennsylvania Press, 1934.
7.
Peters, F.E.
Judaism, Christianity and Islam: The classical text and their interpretetion. Princeston, NJ: Princeston
univ. Press, 1990.
8.
Williams, J. A.
Islam. New York: George Braziller, 1962.
9.
William Whiston,
A.M. The works of Josephus. Complete and unabridged. Peabody: Hendrickson
Publisytrs, 1987.
[1] Журавский А.В. Иисус в Коране. Россия и
мусульманский мир. М., 1997. №12. Бюллетень
рефератно-аналит. лит. С. 95-56.
[2] Там же, с. 96.
[3] Там же, с. 96.
[4] Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990. С. 28.
[5] Журавский А.В. Христианство и Ислам. М., 1990.
С. 33.
[6] Грюнебаум Г.Е. Классический Ислам. М. ,
1986. С. 25.
[7] Там же, с. 22.
[8] Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы,
1991. С. 157.
[9] Там же, с. 146.
[10] Там же, с. 239.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|