Меню
Поиск



рефераты скачать Христос в Масульманстве

Христос в Масульманстве

                                      План


Введение.

I.         Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период.

А.      Понятие  о  ханифах.

1.     Предпосылки для возникновения движения ханифов.

2.      Ханифы и их ожидания.

3.     Вывод: Мухаммад - последователь монотеизма.

Б.       Еврейские поселения и их мессианские надежды.  

1.     Мессия - учитель Торы.

2.     Еврейский мессия Узайр.

3.     Вывод: Влияние мессианских надежд на Мухаммада.     

II.       Влияние христианских  еретических  сект.

А.      Христианские течения.

1.      Сведения о несторианском и монофизитском  учениях.

    а).  Несторианство.

    б).  Монофизитство.

2.      Представление Корана о распятии Исы.

    а).   Докетизм.

    б).   Учение докетов.

3.     Учения Василида и Мани.

   а).   Василид и его доктрина о призрачности Христа.

   б).   Манихейство и последствия этого учения.

Б.         Почитание Девы Марии, икон, святых и их влияние.                                      

1.     Представление Корана о Троице.

2.     Влияние культа Девы Марии.

3.     Влияние иконопочитания.

Вывод.

III.           Иисус в Коране.

А.        Рождение Исы-ал-Масих.

1.     Значение слова “Иса-ал-Масих”.

2.     Влияние апокрифической литературы.

3.     Чудеса Исы.

4.      Коран о непорочном зачатии Исы.

Б.       Титулы   Исы-ал-Масиха в Коране.

1.      Пророк или  Помазанный  Духом Святым.

2.      Иса   подобен  Адаму.

3.      Иса -  “Слово от Бога”.

4.      Мессия - “Слуга Аллаха”.

В.       Роль   Исы-ал-Масиха в Коране.

1.       Иса - учитель  Торы.

2.       Иса – ближайший к Аллаху посредник.

3.       Чудо, совершенное Исой.

4.       Понимание Мухаммадом слова  “Сын”.

Г.        Роль Махди Исы в эсхатологических событиях Корана.

1.       Иса - “Знамением Часа”.

2.       Роль Исы во время Воскресения.

3.       Иса в хадисах.

Вывод.

IV.         Заключение.

                                       Введение

“...И наречешь ему имя: Измаил; ибо услышал

Господь страдание твое. Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на  всех,  и  руки  всех  на него;  жить будет он пред лицем всех

братьев  своих”.  (Быт. 16:11-12).

 

Постановка вопроса

 

Религиозные реформы, проводимые Мухаммадом в 7 в. по р. Хр. породили поистине революционные перемены в мироощущении арабских языческих народов. Религия  древних аравитян порождала лишь грубое суеверие и страх перед невидимыми силами добра и зла. Пользуясь этим, многие жрецы того времени играли на струнке преданности идолам арабского народа. В поисках истины и истинного богопоклонения появилось течение ханифов. Но только взгляд Мухаммада принес кочевым племенам Аравии свободу от порабощения идолами, буквально перевернув мировоззрение арабов, открыв перед ними красоту единобожия. Однако в этих существенных переменах был положен и предел. Сделав шаг от язычества к монотеизму, Мухаммад не сделал еще одного важного шага в сторону религии Мессии. Почему?

Религиозные преобразования и напротив преграды в реформах во многом обуславливались тем культурным и религиозным контекстом, в котором жил Мухаммад. Еврейские общины, христианские церкви с их христологическими спорами, внутри исламские секты и течения, — все это оказывало влияние на зарождающуюся религию арабов. Проследить путь от арабского язычества ко Христу и в тоже самое время от Него, значит попытаться понять объективные причины становления исламских мессианских взглядов. Ясность в этом вопросе может помочь более четкому изложению христианского исповедания перед исламским  миром.

Историографический  обзор


В нашем историографическом обзоре мы хотели бы воспользоваться классификацией подходов к проблеме христологии в исламе, которую предлагает профессор А.В. Журавский[1]:

Он указал на два основных подхода:

1.     Апологетический, целью которого является – “обнаружить несостоятельность мусульманского понимания Христа”[2]. Этот подход не ставил своей задачей проследить те или иные причины возникновения идей в религии оппонента.

2.     Компаративистский –­ это “отстраненное констатирование различий между христианским  и мусульманским пониманием Христа как личности и Его учения”[3].

Среди представителей апологетов выделяется целый ряд отцов церкви, которые вели апологетическую защиту христианства перед исламским миром. 

Иоанн Дамаскин (ум. в 750 г.) – один из ранних  христианских апологетов христианства перед исламом. Его известное полемическое сочинение против мусульманства называется “Спор между сарацином и христианином”. До принятия монашества, как его отец и дед, Иоанн состоял на  службе у омейядских халифов. Он знал арабский язык и был знаком с Кораном и хадисами. Дамаскин рассматривал ислам как ересь, утверждая, что мусульмане верят в единого Бога, как и христиане, но не признают прежде всего природу Иисуса Христа и Его распятие на кресте, однако он не указывал на причину таких верований.  

Еще одним апологетом являлся Феофан Исповедник[4] (ум. в 818 г.). Однако его апологетика основанная на мифах и народных преданиях об учении Мухаммада имела сильно искаженный вид.

Петр  Альфонси (ум. в 1140 г.) – арагонский еврей, принявший христианство в возрасте 44 лет был переводчиком с арабского языка и известен прежде всего как автор книги “Учительная книга клирика”. Менее известно его полемическое сочинение “Диалоги”, написанное в форме спора иудея Моисея и христианина Петра. В главе V под названием “Сарацинский закон”, которая полностью посвящена исламу, автор говорит, что сарацины отрицают факт распятия Иисуса Христа на кресте и тем самым окончательно себя дискредитируют. Однако это скорее обвинение, нежели попытка выяснить причины подобных исламских взглядов на Христа.

Одним из основательных христианских исследователей ислама является аббат Клюнийского монастыря Петр Достопочтенный (1095-1156 гг.). Он стал основоположником средневекового христианского исламоведения. В Толедо он собрал вокруг себя группу переводчиков Корана, и на базе их трудов  написал  опровержение мусульманского вероучения (“Liber contra sectam sive haeresim Saracenoum”). Его подход и глубокий исследовательский ум, который он применил к апологетике в споре с мусульманами, говорит о некоторых переменах, которые стали происходить на рубеже тысячелетий по отношению к исламу. От анафем христианская мысль постепенно переходила к исследованию.

Наконец Фома Аквинский считал мусульман не еретиками, а язычниками. “Как язычники, мусульмане в некоторых отношениях менее греховны, нежели еретики”[5]. В этом заявлении великого метра средневековой схоластики звучит уже скорее не обвинение, а некоторое оправдание исламу.

Среди представителей компаративизма хотелось бы отметить Гейслера Н.Л. (Norman L. Geisler)  и  Абдул Салиба (Abdul Saleeb), которые в своей книге “Answering  Islam the crescent in the light of the cross” рассматривают проблему отвержения исламом вести о Божественной природе Иисуса, говоря о том, что  слово “Сын” в арабском языке имеет два значения: одно из них метафорическое значение, а другое буквальное. Они говорят, что Мухаммад был более склонен ко второму значению этого слова.

Абдиях Акбар Абдул-Хагг (Abdiyah  Akbar  Abdul-Hagg) в своем труде “Sharing Your  Faith  with a Muslim” говорит и о другой возможной причине отвержения исламом Мессии в Его христианском понимании. Они показывают состояние Церкви, которая  столкнулась с несторианством, монофизитством и другими еретическими течениями, породив, в свою очередь, целый ряд неразрешимых проблем в зарождающемся  исламе.

Дон  Маккери в книге “Семья  Авраама: исцеление сломанной ветви” в разделе “Богословские разногласия” дает еще одно направление в исследовании: он говорит о том, что в Аравии совершенно не было известно Писание, а на ислам и его развитие, главным образом, оказывала влияние, литература апокрифического характера.

В конце особо хотелось бы отметить историков и исламоведов, работавших над вопросом Христа в исламе.

Философ В. С. Соловьев (1847-1900 гг.), который в своем труде “Магомет. Его жизнь и религиозное учение”  описывает и формирует целостное представление об  учении Мухаммада.        

Историк И. Ю. Крачковский (ум. в 1951 г.), считающийся выдающимся исламоведом. В своем переводе Корана он, ссылаясь на ереси несториан  и манихеев, часто комментирует суры, где говорится об Иисусе Христе.

В особенности мы хотели бы отметить работу А. В. Журавского, кандидата исторических наук. В своем исследовании “Иисус в Коране” он говорит об эсхатологической направленности тех айатов из Корана, которые указывают на Христа.

В последние годы исламоведение значительно продвинулось вперед в понимании основ возникновения исламского вероучения значительно продвинулось вперед по сравнению с полемической апологетикой отцов Церкви. Пользуясь столь значительным опытом предыдущих исследователей, мы постараемся внести свой посильный вклад в понимание вопроса Мессии в исламе.


Цель работы

Проанализировав историческую обстановку и религиозно-филосовский контекст возникновения ислама и его взаимодействия с христианством, попытаемся проследить основные этапы развития мессианской идеи в исламе на основе христологических мотивов присутствующих в Коране.

 

 Методология

Ислам, как и любая другая религия, формировался под влиянием тех или иных факторов, окруженных культурной и религиозной средой, поэтому в своей работе мы считаем необходимым рассмотреть степень влияния различных религиозных течений, которые могли сыграть свою роль в становлении ислама вообще, а также, в частности,  мессианской идеи.

Наша работа состоит  из четырех этапов:

В начале мы рассмотрим появившееся в период джахилийи (то есть в доисламский период) движение ханифов, которые подчеркивали трансцендентность Бога. Эта идея монотеизма находит отклик в трудах Мухаммада. 

Затем мы обратим внимание на историю еврейских  кланов (общин) в Аравии, которые  ожидали пришествия Мессии, и проследим степень  влияния на ислам их взглядов.

Далее мы рассмотрим ряд религиозных групп, которые  также оказали влияние на Мухаммада. Мы сравним отдельные суры с учением несториан,  монофизитов,  манихеев  и   Василида.

Наконец, мы рассмотрим  взгляды мутакаллимов (мусульманских богословов) и суфиев (исламских аскетов), возникших  после зарождения ислама и современных исламоведов на природу  Иисуса Христа и Его отображению в Коране.

В заключении мы сделаем вывод о том, как в учении ислама представлена личность Христа.


Ограничения.

Здесь мы не сможем сделать глубокого сравнительного анализа еретических взглядов  и сур из Корана, так как ограничены в знании арабского языка и доступностью источников. Данная работа направлена лишь на выявление основных моментов развития  мессианской идеи в исламе. Рассматривая влияние иудаизма, христианства и внутри исламских течений мы касаемся лишь тех из них, которые связаны с мессианским вопросом. Говоря об исламе мы подразумеваем только Ближневосточный регион первых веков становления исламской религии не включая обзор тех ответвлений, которые существуют ныне в исламском мире.

Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период.

        

Предпосылки  возникновения  движения  ханифов.


Движение ханифов ( хунафа - мн.ч.,  арабизированое сирийское  “ханпа” -  язычник). “Это слово  было скорее всего  принесено в Хиджаз, центр Западной части Аравийского полуострова, сирийскими  проповедниками, так они называли  нехристиан”[6]. И появилось оно в Аравии  задолго  до  возникновения ислама. Это  люди,  провозглашавшие  единобожие Аллаха,  отвергали поклонение идолам, которые  находились  в  Каабе,  призывая  пойти по пути   Авраама (Ибрахима).  Древнейший  летописец  Ибн  Исхак описывает: “Сограждане  наши  находятся  в  заблуждении, они  извращают истинную веру Авраамову. Доколе будем мы,  как они,  вертеться  вокруг камня,  который не видит  и  не  слышит  и  не  может  сделать  нам ничего худого  или  доброго. Поищем  веры лучшей,  чем  эта” [7]. Ханифы, борцы  против  идолов  и  многобожия,  провозглашали единую  веру  в  Аллаха.  Эта  была  реакция  против господствовавшего в то время язычества и  различных  культов. Это время известно нам как джахилийа (араб. “неведение”). “Джахаль” - необузданный,  жестокий,  дикарь. Именно так можно охарактеризовать человека той эпохи. Иными словами, для этого периода характерно, что человек подчиняется своим  страстям  и  желаниям.  И  религиозное движение ханифов появилось  как  ответная  реакция  на  духовную обстановку    Аравии.

Центром  Западной   Аравии считался  город  Мекка,  куда  съезжались  арабы  для торговых сделок и   посещения     храма   Кааба,  названный  так  по  внешнему  виду,  напоминающий сооружение  кубической  формы  (араб. “Каъаба” - куб).  Мекка  издревле  была   известна тем, что со  всех  концов  аравийцы  оставляли  своих   идолов  в  храме, для поклонения им. Там  их  насчитывалось  около  триста  шестидесяти  богов и  богинь  влиятельных   племен  и   родов  с  южной,  северо-западной,  северо-восточной  и  центральной  Аравии.

Хубал - это  главное  божество, из тех которые  находились  в этом храме. Об  этом  идоле  нет  сведений  в  Коране, известно, что и раньше в Хиджазе поклонялись ему, после чего он стал  богом  войны  племен   курайшитов, хинана  и тихама. Сделан он был из красного камня (сердолика), а отбитая правая рука была заменена золотой. Перед Хубалом  приносились  жертвы из животных.

В Каабе находились идолы трех  влиятельных  дочерей  Аллаха, они почитались  по  всей  Аравии, и были  главными божествами арабов, их имена: Манат,   Аль-Лат  и  Аль-Узза.  Святилище для Манат было в  Кудайде,  при  дороге  из  Мекки  в Медину, там  её  почитали  знатные  племена  аус  и  хизрадж.  Богиня  судьбы  и  смерти [8].  Аль-Лат высоко  почиталась по всей древней Аравии. Но  особо популярна она была  в  Хиджазе,  где   около  Таифа в долине  Ваджж находилось  её святилище и символ - белый  камень [9].           Ал-Узза (араб.  “Могущественная” )  древнее  аравийское   женское  божество,  в  V-VI вв. до н. э.  почитавшееся  во  многих  местах  Аравии [10].

Все  эти  богини перенесены   в  Каабу  и  входили  в  состав  теофорных имён.  Ханифы, выступая против идолов, отвергали    эти  божества.  Каждый   клан  имел  своего  бога-идола, который был и отличительным  знаком  этого племени.  Колдовство в этих местах было неотъемлемой частью жизни  любого   аравитянина. “Колдовские  обычаи  были освящены  многовековой  местной  традицией  и  считались  неотъемлемым  атрибутом  повседневной  жизни”[11].

Потомки Иоктана  из Южной Аравии  жили  на  территории  современного Йемена, раньше там находилось Сабейское царство, до того как оно было разрушено, считалось самым развитым в те времена. Международная торговля приносила им немалый доход. После разрушения Марибской плотины во II в. н. э.  многие  племена  арабов-иоктанитов  двинулись  к  северу Аравии, они же принесли с собой идолов и богов в Каабу. Конечно, эти племена были приверженцами  политеизма, об этом нам говорят имена и эпитеты божеств. Особенно следует отметить главные астральные божества. Влиятельная триада состояла  из Солнца, Луны  и Утренней (Вечерней) звезды, как бы семейство Отца, Сына и Матери, аналогично Вавилонской Троице:  Шамаш (солнце), Син и Астарта.  В Вавилонии Шамаш женского рода, а в Южной Аравии оно считалось самым главным божеством и употребляется во множественном числе, что означало “божества”. В Минее Луна называлось Wadd,  в Катабане - Аmm, в Хадрамауте - Sin, в Сабее - Ilumguh. Астарта имела такие эпитеты, которые включали  в  себя специальную формулу обета: “Astar Shargan” (Астарта  востока), “Astar Sharig” (Астарта, восходящая с востока) и Athtar  Dhu  Qabdim  (Астарта  богиня Qald). Были в Аравии и менее значимые божества и  их считали членами  триады: Balw (смерть, неудача), Dhu Samawi (Господь Небес), Halfan (клятва), Halim  (мудрость), Nasr (орел), Rahman (Милостивый) и Sami  (Единственный, кто слышит).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.