Таким образом, А.А. Абдул-Хагг говорит, ссылаясь на
эти суры, что сам Аллах является лучшим из служителей всему творению, которое
Он сам сотворил. Он - настоящий слуга. Также он приводит в пример другую суру,
говоря об Иисусе Христе, как о послушном слуге и ставя в пример другую
личность, сатану, который восстал против Бога. Доказывая на этих примерах
божественную природу Иисуса. Приведем следующие суры: “Никогда не
возгордился Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху...” (Сура
4:170). И другая ссылка свидетельствует о характере сатаны: “Вот сказал
Господь твой ангелам: “Я создаю человека из глины. И когда Я завершу творение
его и вдохну в него дух Мой, преклонитесь, воздавая почести ему!” Тогда ангелы
воздали почести, все без исключения. Кроме Иблиса [дьявола], - он возгордился и
оказался неверным. ...Слишком ли ты горд или ты один из обладающих саном?” Он
сказал: “Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины” (сура
38:71-74,76-77). Но мы больше склонны к мнению о том, что Мухаммад провозглашая
об Иисусе как о слуге (рабе), как бы называет его последователем “истинной
религии” - мусульманство. Слово “раб” на арабском звучит как “абд”, оно является
синонимом слова “муслим” - слуга, покорный. Мухаммад показывает, что Иисус был
покорным Аллаху муслимом. “В Коране отношения человека и Аллаха уподобляются
отношениям раба и хозяина - как Аллах заботится о людях, так и они должны
заботится о своих рабах”[121].
Роль Исы-ал-Масиха в Коране.
Иса - учитель Торы.
“И научит Он его писанию и мудрости, и Торе и
Евангелию, и сделает посланником к сынам Исра’ила. И в
подтверждение истинности того, что ниспослано до меня в Торе, и чтобы
разрешить вам часть того, что было вам запрещено. И пришел я со знамением от
вашего Господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне” (сура 3:43,44). Этот
стих является укором евреям, так отмечает И.Ю. Крачковский [122] за то,
что они не уверовали в знамения Иисуса.
Иса - ближайший к Аллаху посредник.
Роль самого заступника отводится только лишь Богу,
например, свидетельство суры 39:45: “Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество
полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом к Нему вы
будете возвращены”.
Но в то же время Коран говорит о том, что
посредничество является также одной из привилегий Христа: “Вот сказали ангелы:
“О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, славном в ближнем и
последнем мире и из приближенных” (сура 3:45). Другой перевод стиха
более яснее выражает эту идею: “...чтимый в этом мире и в будущем, и из тех,
кому дарована близость к Богу” (сура 3:46)[123].
Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: “Выдающийся в этом мире”,
благодаря Его служению пророчествами, Его роли Посредника и положению,
ближайшему к Аллаху”[124].
Отметим и других мусульманских мыслителей, например,
Ибн Хамид, Салама, Ибн Исхак и Мухаммеда бин Джафара, которые отмечали, что
выражение сказанное в адрес Иисуса, как о “выдающейся личности” [125]
означало, что Он обладает саном и живет в тесном общении с Аллахом. Аль-Рази
сказал об Иисусе: “Он выдающимся в мире, потому что Он был послушен велениям
Аллаха: воскрешал мертвых, исцелял слепых и прокаженных; и будет выдающимся
в будущем, потому что Аллах хочет сделать Посредником для своего
народа”[126].
У мусульманских богословов имеются разные толкования на слова
“один из приближенных”:
1.
Аллах
сделал место для приближенных к Нему великой привилегией для ангелов, и
признал, что Иисусу принадлежат их сан и достоинство.
2.
Эти слова
являются провозглашением того, что Он (Иисус) будет вознесен на небеса и
причислен к ангелам.
3.
Не каждый
выдающийся в будущем будет приближен к Аллаху, потому что находящиеся в раю
имеют различные ранги и степени.
Таким образом Иисус Христос в Коране не третья
Личность Бога, а всего лишь приближенный, но имеет больше привилегии, чем
остальные пророки.
Чудо, совершенное Исой.
Нам известно, что Вечеря Господа является символом
искупительной жертвы Иисуса Христа (Мф. 26: 26-28). В суре под
названием “Трапеза” (5: 111-115) описывается о Вечере Господней как об
одном из чудес, который совершил Иса, чтобы уверовали его ученики, но не
как символ искупительной смерти Христа.
111 (111). И вот внушил Я
апостолам: “ Уверуйте в Меня и в Моего посланника! ” Они сказали: “Мы уверовали,
свидетельствуй, что мы предались (покорились)!”
112 (112). Вот сказали апостолы: “
О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба? “Он
сказал: “Бойтесь Бога, если вы верующие!”
113 (113). Они сказали мы хотим
поесть с нее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам
правду, и мы будем о ней свидетелями ”.
114 (114). Сказал Иса, сын Марйам:
“Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет нам праздником для
первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты- лучший из дарующих
уделы!”
115 (115). Сказал Аллах: “ Я
ниспошлю его вам, но кто из вас будет потом неверующим, того Я накажу
наказанием, которым не наказываю никого из миров!”
Как комментирует И.Ю. Крачковский, что эти стихи
связаны с Тайной Вечерей, а так же могли быть перепутаны с видением Петра.
Таким образом, мы отметим, что Вечеря Господня в
Коране не является символом искупительной жертвы Христа, но это описано как еще
одно чудо, которое совершил Иса.
Понимание Мухаммадом слова “Сын”.
Сура 19, айат 36 говорит: “Не подобает Аллаху
брать себе детей, хвала Ему!” Также сура 2:110 направлена против
христиан, как отмечает И.Ю. Крачковский: “И сказали они: “Взял Аллах для себя
ребенка”. Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все
Ему покоряются! Он - творец небес и земли, а когда Он решит какое-нибудь дело, то
только говорит ему: “Будь!” - и оно бывает”. Мы отметим, что в арабском языке есть
два значения, которые отражают смысл слова “сын”:
1.
Духовное
и метафорическое значение слова “сын” - ibn,
2.
Буквальное
(в плотском смысле) значение слова “сын” - wahad.
Мухаммад был более склонен к физическому пониманию
этого слова[127].
“Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок” (сура 4:169 ). “Арабский
глагол, употребленный в этом отрывке, означает здесь “предавать сына” Богу,
как если бы Бог для полноты своего совершенства нуждался в предании Ему
некоей сущности извне”[128].
В суре 6:101-102 написано: “...Бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без
всякого знания. Как будет у него ребенок, раз не было у Него подруги и когда
создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ!” Далее мусульманские
комментаторы свидетельствуют так, например, Аль-Байдави: “Является разумным
сказать, что дитя рождается от мужчины и женщины одного и того же рода по
природе, но Аллах намного выше человеческой природы”[129]. Как
написано в труде Эль-Табари “Джамиа аль-Баян”, подтверждая мнение о том, что
Бог не мог иметь плотского сына: “Он (Аллах) сотворил все существующее, и если
нет ничего, кроме сотворенного Аллахом, то как Он мог иметь сына?”[130]
И.Ю. Крачковский в комментарии отмечает, что вначале эта сура (6:101-102) была
против мекканцев и их язычества, а после она стала антихристианской.
Мухаммад, как истинный последователь ханифов, также провозглашая монотеизм,
боролся против идолопоклонства и особенно против трех, так называемых, дочерей
Аллаха (ал-Лат, Манат, ал-Узза), которых почитали многие арабы в Каабе,
особенно известное племя корейшитов.
Таким образом, когда Мухаммад в суре 6:100 говорит
о “сынах и дочерях”, то подразумевает еврейского сына Узайра, мекканских
дочерей Аллаха, а после этот стих был направлен против понимания
буквального (плотского) сыновничества Иисуса Христа. Эта идея созвучна с
символом веры, записанном в суре 112:3-4 так: “Не родил и не был рожден,
и не был Ему равным ни один”.
Роль Махди Исы в эсхатологических
событиях Корана.
Ал-Махди - означает “ведомый верным путем”. “Махди - провозвестник близкого конца
света. В Коране о нем не упоминается, однако идея мессии широко толкутся в
хадисах. Первоначально ал-Махди отождествляли с Иисусом Христом, который должен
возвестить приближение Судного Дня. Потом этот образ стал мыслиться как
самостоятельный образ обновителя веры”[131].
Иса - “Знамение часа”.
Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем
Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым, говорил и о
Судном дне, как о Великом Собрании всех верующих и неверующих. “Увещевай этим
тех, которые боятся быть собранными к Господу. Нет для них помимо Него
покровителя и заступника” (сура 6:51). “Спрашивают они: Когда день Суда?”
(Суры 51:12, 82:9). Синонимом слова “День Суда” является - “час”, например, в суре
79:42 говорится так: “Спрашивают они тебя о часе: “Когда его
прибытие?” (Сура 79:42). “После “дня Великого Собрания” “ преграда
воздвигнется между избранными и осужденными” (сура 7:44 перев. В.С. Соловьева).
“Вместо “избранные” и “осужденные” можно встретить другие термины: “мусульмане”
и “неверные”[132].
Т. Нельдеке отмечает следующее: “Эсхатологические айаты “отличает страстное,
напряженное беспокойство”. Именно это “эсхатологическое беспокойство” в гораздо
большей степени не давало покоя соплеменникам Мухаммада и настраивало их против
него, нежели проповедь единого Бога”[133]. Сами арабы-язычники верили в
загробную жизнь, поэтому проповедь Мухаммада о страшном Суде, об участи
неверных - огонь, все это не оставляло равнодушными мекканцев. “Уже во второй
мекканский период в проповедях Мухаммада намечается сближение эсхатологических
и христологических тем” [134].
В самом Коране мы можем найти интересный 61 айат из 43
суры, который оказал влияние на развитие эсхатологических представлений
мусульман. Этот айат будет понятен для нас, если его процитировать с 57 по 64
айаты:
57 (57) А когда был приведен сын Марйам в пример,-
вот твой народ [речь идет о курайшитах - отмечает А. Журавский] от него отворачивается,
58 (58) и говорят они: “Боги [т. е. идолы, которым
поклонялись арабы и племя курайшитов] наши лучше или он [Иса]?” Они приводят его тебе
только для спора. Они ведь народ - препирающийся!
59 (59) Он - только раб (слуга), которому
Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исра’ила.
60 (60) А если бы Мы пожелали, Мы
создали бы из вас ангелов на земле, которые бы заместили [вас - курайшитов].
61 (61) И Он, поистине, признак [знамение] часа. Не сомневайтесь в
этом и следуйте за Мной! Это прямой путь.
И.Ю. Крачковский говорит о том, что комментаторы
“знамение часа” относят ко Христу, как одному из признаков Второго Пришествия[135].
62 (62) Да не отвратит вас от Него
сатана: ведь он для вас явный враг.
63 (63) А когда Иса пришел с ясными
знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью, и Я разъясню вам кое-что из
того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне!
64 (64) Поистине, Аллах - Он мой Господь и ваш
Господь! Поклоняйтесь же мне! Это прямой путь”.
“Под выражением “Он (innahu) - знамение Часа”
подразумевается Иисус”, - так отмечает А.В. Журавский в своей статье “Иисус в
Коране”[136].
Слово “знамения” имеет три варианта чтения:
1.
Ilmun- означает “знание” из
официальной османовской редакции Корана;
2.
Alamun-
означает
“знак”, “признак”, “знамение” из признанного канонического перевода Корана;
3.
Dhikrun-
означает
“напоминание” из неканонической редакции.
Также такую трактовку поддерживают авторитетные
хадисы: “Посланник Божий сказал: “Что будет с вами, когда сын Марии явится к
вам и будет вашим имамом? Что станете вы делать, когда сын Марии явится и
поведет вас?” - так записано в Хадисе Муслима [137]. Аль-Джалалан говорит,
объясняя значение фразы “знамение часа”: “Видим, что Иисус был знамением для
часа, так как Он знал, когда придет День Суда. Тогда мы вспомним, что люди
обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает
времена и сроки, тогда мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится
Кораном Христу”[138].
Таким образом, это есть свидетельство Второго
Пришествия Исы-ал-Масиха, то есть возвращение перед концом Света. В
послекоранических сказаниях Иса стал одним из главных героев рассказов о
событиях, которые будут предшествовать Суду.
Роль Исы во время Воскресения.
Также мусульманские источники и Коран признают
Воскресение мертвых. “Судный день - это страшный день, преисполненный великих ужасов, от
которых седеют дети. Смысл веры в Судный день заключается в убежденности
мусульманина в том, что в день Воскресения Всевышний Аллах поднимает
людей из могил и соберет их в одном месте”[139]. Приведем цитаты из Корана: “И
мертвых воскресит Аллах, потом они будут возвращены” (сура 6:36). “Он соберет
вас ко дню Воскресения в котором нет сомнения”. (сура 6:12). В день же
Воскресения Иса-ал-Масих выступит свидетелем-обвинителем. “И как будет, когда
Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против
этих? В тот день пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы
сравнялась с ними земля. И не скроют они от Аллаха никакого события!” (Сура
4:41). Эту суру приводят во свидетельство того, что как Иса, так и Мухаммад
будут обвинять тех, кто не уверовал в Аллаха и в Его Судный день. Иса будет
свидетельствовать в день Воскресения против неверных и отступивших иудеев и
христиан (сура 5:17). В хадисе Хасан ал-Басри записано о том, что Мухаммад
сказал в ответ иудеям: “Иисус не умер и Он вернется к вам в день Воскресения”[140].
Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство
против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и
Единой Общине верующих, так как в самом начале времен согласно
Корану: “Люди были одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно
выражает эту мысль так: “Человечество было одной общиной, но потом начался
разлад между ними; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести
так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог
рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло
разногласие о Книге; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была
дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг
к другу...” (Сура 2:214)[141].
Роль Исы на Судном дне, при Воскресении из мертвых быть
свидетелем-обвинителем, и Он отделит “верных” от “неверных”, так же является
восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди
стали многобожниками.
Иса-ал-Масих в хадисах.
В Коране имеется интересный текст, который говорит о
смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру,
и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову
истины, в котором они сомневаются” (сура 19: 34-35). Перевод с Арабского
говорит: “Мир был на мне в день, когда родился я, и мир будет на мне в день
смерти моей, и в день когда я восстану опять к жизни. Таков был
Иисус, сын Марии. Это есть изложение истины, в котором сомневаются они” (сура
19: 34-35)[142].
Сам Коран ничего не говорит и не растолковывает эти суры. Но позже мы находим
толкование в хадисах, написанных после Мухамада. Смерть Исы подразумевают так,
что Он умрет после наступления Судного дня. “В мусульманском придании и
особенно в мистической литературе насыщаются новыми и новыми подробностями,
вариациями, порой весьма экзотическими деталями”, - так отмечает А.В. Журавский
в своей работе “ Иисус в Коране”[143].
В Медине, есть вакантное место, где, согласно мусульманскому приданию, будет
похоронен Иса после того, как Он выполнит свою миссию во Второе Свое
Пришествие. Возьмем также пример из хадиса Хинди: “О посланник Божий
(Мухаммад), - сказала Айша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной
рядом с тобой”. Он ответил: “Как я могу распорядится местом, где будет только
моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара и будет могила Иисуса, сына Марии”[144].
Роль Исы-ал-Масиха намного расширена по сравнению с Кораном в хадисах:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|