Таким образом, А.А. Абдул-Хагг говорит, ссылаясь на
эти суры, что сам Аллах является лучшим из служителей всему творению, которое
Он сам сотворил. Он - настоящий слуга. Также  он приводит в пример другую суру,
говоря об Иисусе Христе, как о послушном слуге и ставя в пример другую
личность, сатану, который восстал против Бога. Доказывая на этих примерах
божественную природу Иисуса. Приведем следующие суры: “Никогда не
возгордился Мессия над тем, чтобы  быть  рабом   Аллаху...” (Сура
4:170).  И другая ссылка свидетельствует о характере сатаны: “Вот сказал
Господь твой ангелам: “Я создаю человека из глины. И когда Я завершу творение
его и вдохну в него дух Мой, преклонитесь, воздавая почести ему!” Тогда ангелы
воздали почести, все без исключения. Кроме Иблиса [дьявола], - он возгордился и
оказался неверным. ...Слишком ли ты горд  или ты один из обладающих саном?” Он
сказал: “Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины” (сура
38:71-74,76-77). Но мы больше склонны к мнению о том, что Мухаммад провозглашая
об Иисусе как о слуге (рабе), как бы  называет его последователем “истинной
религии” - мусульманство. Слово “раб” на арабском звучит как “абд”, оно является
синонимом слова “муслим” - слуга, покорный. Мухаммад показывает, что Иисус был
покорным Аллаху  муслимом. “В Коране отношения человека и Аллаха уподобляются
отношениям  раба и хозяина - как Аллах  заботится о людях, так и они должны
заботится о своих рабах”[121]. 
Роль Исы-ал-Масиха в Коране. 
Иса - учитель Торы. 
 
“И научит Он его писанию и мудрости, и Торе и
Евангелию, и сделает посланником к сынам Исра’ила. И в
подтверждение истинности  того, что ниспослано до меня в Торе, и чтобы
разрешить вам часть того, что было вам запрещено. И пришел я со знамением от
вашего Господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне” (сура 3:43,44). Этот
стих является укором евреям, так отмечает И.Ю. Крачковский [122] за то,
что они не уверовали в знамения Иисуса. 
Иса - ближайший к Аллаху посредник. 
 
Роль самого заступника отводится только лишь Богу,
например, свидетельство суры 39:45: “Скажи: “Аллаху принадлежит  заступничество
полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом  к Нему  вы
будете возвращены”. 
Но в то же время Коран говорит о том, что
посредничество является также одной из привилегий Христа: “Вот сказали ангелы:
“О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, славном  в  ближнем и
последнем мире и из приближенных” (сура 3:45).  Другой перевод стиха
более яснее выражает эту идею:  “...чтимый в этом мире и в будущем, и из тех,
кому дарована близость к Богу” (сура 3:46)[123].
Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: “Выдающийся в этом мире”,
благодаря Его служению пророчествами,   Его  роли   Посредника  и  положению, 
ближайшему  к  Аллаху”[124].
 
Отметим и других мусульманских мыслителей, например,
Ибн Хамид, Салама, Ибн Исхак и Мухаммеда бин Джафара, которые отмечали, что
выражение сказанное в адрес Иисуса, как о “выдающейся  личности” [125]  
означало, что Он обладает саном и живет в тесном общении с Аллахом. Аль-Рази 
сказал об Иисусе: “Он выдающимся в мире, потому что Он был послушен велениям 
Аллаха: воскрешал мертвых, исцелял  слепых  и  прокаженных; и будет выдающимся
в будущем, потому что Аллах хочет сделать  Посредником для своего
народа”[126].
У мусульманских  богословов   имеются    разные   толкования    на   слова   
“один   из приближенных”: 
1.  
Аллах
сделал место для приближенных к Нему  великой привилегией для ангелов, и
признал, что Иисусу  принадлежат их сан  и  достоинство. 
2.  
Эти слова
являются провозглашением того, что Он (Иисус) будет  вознесен  на небеса  и
причислен  к ангелам. 
3.  
Не каждый
выдающийся в будущем будет приближен к Аллаху, потому что находящиеся в раю
имеют различные  ранги и степени. 
Таким образом Иисус Христос в Коране не третья
Личность Бога, а всего лишь приближенный, но имеет больше привилегии,  чем
остальные пророки.  
 
Чудо, совершенное Исой. 
 
Нам известно, что  Вечеря Господа  является  символом 
искупительной  жертвы Иисуса  Христа  (Мф. 26: 26-28).    В суре  под 
названием  “Трапеза” (5: 111-115)  описывается  о  Вечере Господней  как  об 
одном  из  чудес, который  совершил  Иса, чтобы уверовали его  ученики, но не 
как  символ  искупительной смерти  Христа. 
111 (111).  И  вот  внушил  Я
апостолам: “ Уверуйте  в Меня и в Моего посланника! ”  Они  сказали: “Мы уверовали,
свидетельствуй, что  мы  предались (покорились)!” 
112 (112).  Вот  сказали  апостолы: “
О Иса, сын Марйам! Может ли твой  Господь низвести нам трапезу с неба? “Он
сказал: “Бойтесь Бога, если вы верующие!”  
113 (113).   Они  сказали  мы хотим
поесть с нее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам
правду, и мы будем о ней свидетелями ”. 
114 (114).  Сказал Иса, сын Марйам:
“Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет нам праздником для 
первого из нас и для последнего и  знамением от Тебя. И даруй  нам удел, Ты- лучший из дарующих
уделы!” 
115 (115).  Сказал  Аллах: “ Я
ниспошлю его вам, но кто  из вас будет потом неверующим, того  Я накажу 
наказанием, которым не  наказываю никого из миров!” 
Как  комментирует И.Ю. Крачковский, что эти стихи
связаны  с Тайной  Вечерей, а так же могли  быть перепутаны с видением Петра. 
Таким образом, мы отметим, что Вечеря Господня в
Коране не является символом искупительной жертвы Христа, но это описано как  еще
одно чудо, которое совершил  Иса.  
          
Понимание Мухаммадом слова “Сын”. 
 
Сура 19,  айат 36  говорит: “Не   подобает   Аллаху  
брать   себе   детей,  хвала  Ему!” Также сура 2:110 направлена  против
христиан, как отмечает И.Ю. Крачковский: “И сказали они: “Взял Аллах для себя
ребенка”.  Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все
Ему покоряются! Он - творец небес и земли, а когда Он решит какое-нибудь дело, то
только говорит ему: “Будь!” - и оно бывает”. Мы отметим, что в арабском языке есть
два значения, которые отражают смысл слова “сын”: 
1.  
 Духовное
и метафорическое значение слова “сын” - ibn,  
2.  
 Буквальное
(в плотском смысле)  значение слова “сын” - wahad. 
 Мухаммад был более склонен к физическому пониманию
этого слова[127].
“Достохвальнее Он того, чтобы  у Него был  ребенок” (сура 4:169 ).  “Арабский
глагол, употребленный в этом  отрывке, означает  здесь “предавать сына” Богу,
как  если бы Бог для  полноты  своего  совершенства нуждался  в  предании  Ему 
некоей сущности  извне”[128]. 
В суре 6:101-102  написано: “...Бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без
всякого знания. Как будет у него ребенок,  раз не было у Него подруги и когда
создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ!” Далее мусульманские
комментаторы свидетельствуют так, например, Аль-Байдави: “Является разумным
сказать, что дитя рождается от мужчины и женщины одного и того же рода по
природе, но Аллах намного выше человеческой природы”[129]. Как
написано в труде Эль-Табари “Джамиа аль-Баян”, подтверждая мнение о том, что
Бог не мог иметь плотского сына: “Он (Аллах) сотворил все существующее, и если
нет ничего, кроме сотворенного  Аллахом, то как Он мог иметь сына?”[130]
И.Ю. Крачковский  в комментарии отмечает, что вначале эта сура (6:101-102) была
против мекканцев и  их  язычества, а после  она  стала антихристианской. 
Мухаммад, как истинный последователь ханифов, также провозглашая монотеизм,
боролся против  идолопоклонства и особенно против трех, так называемых, дочерей
Аллаха (ал-Лат, Манат, ал-Узза),  которых почитали многие арабы в Каабе,
особенно известное племя  корейшитов.   
 Таким  образом, когда  Мухаммад в суре 6:100 говорит
о “сынах и дочерях”, то подразумевает   еврейского сына Узайра, мекканских
дочерей Аллаха, а  после  этот  стих  был направлен  против понимания
буквального (плотского) сыновничества  Иисуса  Христа. Эта идея созвучна с
символом  веры, записанном  в суре   112:3-4 так:   “Не родил и не был рожден,
и не был Ему равным ни один”.  
 
Роль Махди Исы в эсхатологических
событиях  Корана. 
Ал-Махди - означает “ведомый верным путем”. “Махди - провозвестник близкого конца
света. В Коране о нем не упоминается, однако идея мессии широко толкутся в
хадисах. Первоначально ал-Махди отождествляли с Иисусом Христом, который должен
возвестить приближение Судного Дня. Потом этот образ стал мыслиться как
самостоятельный образ обновителя веры”[131].   
Иса  - “Знамение часа”. 
 
Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем
Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым,  говорил и  о 
Судном дне, как о Великом Собрании  всех верующих и неверующих. “Увещевай этим
тех, которые боятся быть собранными к Господу. Нет для них помимо Него
покровителя и заступника”  (сура 6:51).  “Спрашивают они: Когда день Суда?” 
(Суры 51:12, 82:9). Синонимом слова “День Суда” является - “час”, например, в суре
79:42 говорится  так:  “Спрашивают они тебя о часе: “Когда его
прибытие?” (Сура 79:42). “После  “дня Великого Собрания” “ преграда
воздвигнется между избранными и осужденными” (сура 7:44 перев. В.С. Соловьева).
“Вместо “избранные” и “осужденные” можно встретить другие термины: “мусульмане”
и “неверные”[132].
Т. Нельдеке отмечает следующее: “Эсхатологические айаты “отличает страстное,
напряженное беспокойство”. Именно это “эсхатологическое беспокойство” в гораздо
большей степени не давало покоя соплеменникам Мухаммада и настраивало их против
него, нежели проповедь единого Бога”[133]. Сами арабы-язычники верили в
загробную жизнь, поэтому проповедь Мухаммада о страшном Суде, об участи
неверных - огонь,  все это не оставляло равнодушными мекканцев. “Уже во второй
мекканский период в проповедях Мухаммада намечается сближение эсхатологических
и христологических тем” [134]. 
В самом Коране мы можем найти интересный 61 айат из 43
суры, который оказал  влияние на развитие эсхатологических представлений
мусульман. Этот айат будет понятен для нас, если его процитировать с 57 по 64
айаты:  
57 (57)  А когда был приведен сын Марйам в пример,-
вот твой народ [речь идет о курайшитах - отмечает А. Журавский] от него  отворачивается,  
58 (58)  и говорят они: “Боги [т. е. идолы, которым
поклонялись арабы и племя курайшитов] наши лучше или он [Иса]?”  Они приводят его тебе
только для спора. Они ведь народ  -  препирающийся! 
59 (59)  Он - только раб (слуга), которому
Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исра’ила. 
60 (60)  А если бы Мы пожелали, Мы
создали  бы из вас ангелов на земле, которые  бы  заместили [вас - курайшитов]. 
61 (61)  И Он, поистине, признак [знамение] часа. Не сомневайтесь в
этом и следуйте за Мной!  Это прямой путь.  
И.Ю. Крачковский говорит о том, что комментаторы 
“знамение часа” относят ко Христу, как одному из признаков Второго Пришествия[135]. 
62 (62)  Да не отвратит вас от Него
сатана: ведь он для вас явный  враг. 
63 (63)  А когда Иса пришел с ясными
знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью, и Я разъясню вам кое-что из
того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне! 
64 (64)  Поистине, Аллах -  Он мой Господь и ваш
Господь! Поклоняйтесь же мне! Это прямой путь”. 
“Под  выражением “Он  (innahu)  - знамение Часа”
подразумевается Иисус”, - так отмечает А.В.  Журавский в своей статье “Иисус в
Коране”[136].
Слово “знамения” имеет три варианта чтения:  
1.  
Ilmun-  означает “знание”  из
официальной османовской редакции Корана; 
2.  
Alamun-
означает
“знак”, “признак”, “знамение” из признанного канонического перевода Корана; 
3.  
Dhikrun-
 означает
“напоминание”  из неканонической редакции. 
Также такую трактовку поддерживают авторитетные
хадисы: “Посланник Божий сказал: “Что будет с вами, когда сын Марии явится к
вам и будет вашим имамом? Что станете вы делать, когда сын Марии явится и
поведет вас?” - так записано в Хадисе Муслима [137]. Аль-Джалалан говорит,
объясняя значение фразы “знамение часа”: “Видим, что Иисус был знамением для
часа, так как Он знал, когда придет День Суда. Тогда мы вспомним, что люди
обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает
времена и сроки, тогда мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится
Кораном Христу”[138]. 
Таким образом, это есть свидетельство Второго
Пришествия  Исы-ал-Масиха, то есть возвращение перед концом Света. В
послекоранических сказаниях Иса стал одним из главных героев рассказов о
событиях, которые будут предшествовать Суду. 
Роль Исы  во время Воскресения. 
 
Также мусульманские источники и Коран признают
Воскресение мертвых. “Судный день - это страшный день, преисполненный великих ужасов, от
которых седеют дети. Смысл веры в Судный день заключается в убежденности
мусульманина в том, что в день Воскресения Всевышний Аллах поднимает
людей из могил и соберет их в одном месте”[139]. Приведем цитаты из Корана: “И
мертвых воскресит Аллах, потом они будут возвращены” (сура 6:36). “Он соберет
вас ко дню Воскресения в котором нет сомнения”.  (сура 6:12). В день же
Воскресения Иса-ал-Масих выступит свидетелем-обвинителем. “И как будет, когда
Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против
этих? В тот день пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы
сравнялась с ними земля. И  не скроют они от Аллаха никакого события!” (Сура
4:41). Эту суру приводят во свидетельство того, что как Иса, так и Мухаммад
будут обвинять тех, кто не уверовал в Аллаха и в Его Судный день. Иса будет
свидетельствовать в день Воскресения против неверных  и отступивших иудеев и
христиан (сура 5:17). В хадисе Хасан ал-Басри записано о том, что Мухаммад
сказал в ответ иудеям: “Иисус не умер и Он вернется к вам в день Воскресения”[140]. 
Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство
против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и
Единой Общине верующих, так как в самом начале времен согласно
Корану: “Люди были  одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно
выражает эту мысль так: “Человечество было одной общиной, но потом начался
разлад между ними; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести
так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог
рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло
разногласие о Книге; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была
дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг
к другу...” (Сура 2:214)[141].
Роль Исы на Судном дне, при  Воскресении из мертвых быть
свидетелем-обвинителем, и Он отделит “верных” от “неверных”, так же является
восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди
стали многобожниками. 
Иса-ал-Масих  в хадисах. 
 
В Коране имеется интересный текст, который говорит о
смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру,
и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову
истины, в котором они сомневаются” (сура 19: 34-35). Перевод с Арабского
говорит: “Мир был на мне в день, когда родился я, и мир будет на мне в день
смерти моей, и в день когда я восстану опять к жизни. Таков был
Иисус, сын Марии. Это есть изложение истины, в котором сомневаются они” (сура
19: 34-35)[142].
Сам Коран ничего не говорит и не растолковывает эти суры. Но позже мы находим
толкование в хадисах, написанных после Мухамада. Смерть Исы подразумевают так,
что Он умрет после наступления Судного дня.  “В мусульманском придании и
особенно в мистической литературе насыщаются новыми и новыми подробностями,
вариациями, порой весьма экзотическими деталями”, - так отмечает А.В. Журавский
в своей работе “ Иисус в Коране”[143].
В Медине, есть вакантное место, где, согласно мусульманскому приданию, будет
похоронен Иса после того, как Он выполнит свою миссию во Второе Свое
Пришествие. Возьмем также пример из хадиса Хинди: “О посланник Божий
(Мухаммад), - сказала Айша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной
рядом с тобой”. Он ответил: “Как я могу распорядится местом, где будет только
моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара и будет могила Иисуса, сына Марии”[144]. 
Роль Исы-ал-Масиха намного расширена по сравнению с Кораном в хадисах: 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 
   
 |