Меню
Поиск



рефераты скачать Христос в Масульманстве

Коран о непорочном зачатии Исы.


“Мы отправили к ней (Марйам)  Нашего духа. ...Чтобы  даровать мальчика  чистого”. Другой перевод говорит: “...Дабы мог я одарить тебя  сыном  праведным”[97].  “...И сделаем Мы  его знамением для людей и Нашим милосердием”  (сура 19:17,20,21). Аль-Байдави, комментируя чудесное рождение Иисуса, говорит: “Это выдающееся событие ставит Христа выше всех других людей и вестников, так как Он был рожден без участия человека” [98]. И Аль-Фахр  эль-Рази  комментирует это событие так: а) относительно слов - “чтобы даровать тебе безгрешного (чистого) мальчика” - он сказал: “безгрешный” (чистый) имеет три значения: во-первых, Он без греха; во- вторых, Он вырос, будучи честен,  в-третьих, Он был безупречен и чист” [99]; б) слова: “И Мы сделаем его откровением для людей”, означают, что Мы сделаем Его рождение знамением человечеству, так как Он был рожден без отца. И слова “Нашим Милосердием” предполагают о том, что человечество получит благословение через это знамение, ибо оно будет чрезвычайным указанием на Его истинность и облегчит  людям доверять Его словам” [100]. Мухаммад говорит о своих  ошибках, но в Коране мы не находим  ни одного упоминания или упрека в адрес Иисусу.  Например, эти  стихи относят к  личности Мухаммада: “Чтобы Аллах простил тебе [Мухаммаду] то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже, и чтобы завершил Свою милость тебе и повел тебя прямым путем” (сура 48:1,2).  “Терпи же! Поистине обещание Аллаха - истина; проси прощения и за грех твой и возноси хвалу Господу твоему вечером и утром!” (Сура 40:57). В комментарии И.Ю. Крачковский отмечает, что это сам ‘Али говорит о грехе пророка [101].  “Каждый  рожденный  ребенок  захвачен (или уязвлен) сатаной, исключая  Марию и ее Сына”, - так отмечает  Bukhari-Anbiya [102]. Коран  говорит  о греховности  Адама:  “Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил  вам, что сатана для вас - ясный  враг? Они сказали: “Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток” (сура 7:22-23). В Коране говорится и о Ное: “Господи, я ищу у Тебя защиты, чтобы мне не просить у Тебя о  том, чего я не знаю. Если Ты не простишь мне и не помилуешь, я буду   из числа  потерпевших   убыток”  (сура11:47). Об  Аврааме: “А когда я заболею, Он меня лечит, который меня умерщвляет, а потом оживляет, и который - я жажду, чтобы Он простил мне мое прегрешение в день суда” (сура 26:80-82). О Моисее: “ ...Прости же мне!” И простил Он ему: ведь Он - прощающий, милостивый!  Сказал он: “за то, что Ты облагодетельствовал меня, я никогда не буду пособником грешников!” (Сура 28:15-16).

Таким образом, Иисус в Коране непорочная и безгрешная Личность, по сравнению с другими пророками.


Титулы Исы-ал-Масиха в Коране.

Пророк  или  помазанный  Духом  Святым.


Иисус единственный, кто наделен прерогативами творить чудеса и воскрешать из мертвых [103].  Приведем  места где говорится о том, что Бог наделил Иисуса  Духом Святым:

1.  “...Мы даровали  Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым” (сура 2:81).

2.  “...Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым” (сура 2:254).

3.  “...Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его”  (сура 4:169).

4.  “...О Иса, сын Марйам! Вспомни милость Мою тебе и твоей родительнице, как Я подкрепил тебя духом святым” (сура 5:109).

5.  “...И ту, что сохранила свою скромность... И Мы вдунули в нее от Нашего Духа и сделали ее и ее сына знамением для миров!” (Сура 21:91).

6.  “...И, Марйам, дочь Имрана, которая сохранила целомудрие  свое, и Мы вдохнули в нее дух Наш. И она сочла истиной  слова ее  Господа и Его писания и была из числа благочестивых”  (сура 67:12).

7.  “Возвышен ступенями, обладатель трона; низводит Он дух от Своего повеления тому, кому пожелает из рабов, чтобы тот увещевал  о дне  встречи” (сура 40:15).

 В Коране  Дух Аллаха переводится, как “Рух”. Синонимом его часто выступает термин  “нафс” (“душа”). “Значения каждого из этих терминов, равно как и соотношения между ними, изменяются в зависимости как от толкования их теми или иными мыслителями”[104]. Иисус в Коране не просто пророк, но Ему было послано от Бога знание Торы и Евангелия  (5:50), в отличии от других упоминаемых пророках в Коране. У Него была особая миссия, по словам Мухаммада, отличающая Его от всех других, потому что Иисусу был послан Дух Аллаха и Он имел особое руководство от Него, так Коран излагает нам об Исе-ал-Масихе. “Он помазан на особую миссию и был послан”[105]. Иисус в Коране не похож на других пророков, потому что они все были призваны, а Он был с детства предопределен на особую мессианскую деятельность, которая соединяла также и пророчество. Коран называет Его и пророком и Мессией, не отделяя эти роли, Мухаммад рассматривает их воедино. Мусульманские богословы имеют разногласия в объяснении сущности Святого Духа. Приведем некоторые высказывания  по этому вопросу, например, Аль-Садди и Кааб сказали: “Святой дух - это Гавриил, и его поддержка Иисуса заключалась в том, что он был сотрудником Иисуса и другом его, помогая  Ему и сопровождая Его, куда бы Он ни пошел - до того момента, когда  Иисус был взят на небо”[106]. Ибн Джубаир сказал: “Дух Святого (Бога) есть верховное имя Аллаха, и им Иисус воскрешал мертвых”[107]. Аль-Квашани  так же говорит: “Аллах специально очистил тело Иисуса от наследственной нечистоты, и Он был духом, воплощенным в идеальное и духовное тело. Аллах очистил Его дух и освободил Его от влияния природных инстинктов и окружающих влияний так, что Он мог быть поддерживаем святым духом, формой которого Он был”[108]. Так же еще один мусульманский комментатор Ибн Аббас отмечает: “Что касается духа, который был вдунут в Него (Иисуса) Аллахом, то поэтому Он и есть дух Аллаха”. Рассматривая эти высказывания о влиянии Духа Святого на Иисуса, мусульманских богословов, мы пришли к тому что: 

1.   Сам Мухаммад в Коране не разъясняет суры о Духе Святом. Он просто констатирует факты,  которые  слышал   от    существовавших там   христиан.

2.   Мухаммад использует выражения: “Мы подкрепили Духом Святым” - три раза, “бросил Марйам Духа Святого”- один раз, “бросили Марйам Духа Святого” - один раз, “Мы вдохнули” - один раз, “Мы вдунули” - один раз. Как мы заметили, что эти суры   затрагивают   только  время   рождения   Иисуса.

3.   В Коране имеются ряд сур, которые неясно говорят о Божественной природе Иисуса, но мусульманские богословы, беря это за факт, утверждают, что Иисус не Бог, а говорит лишь о том, что Он был очищен и руководим  Духом Святым.

Иса подобен Адаму.


Написано в Коране: “Поистине, Иса перед Аллахом подобен  Адаму:  Он создал его [Адама]  из праха, потом  сказал ему : “Будь!” - и он стал” (сура 3:59). В книге Аби Джафар аль-Табари  под названием “Джамия аль-Баян”  написано так: “Скажи христианам  из Найрана, что Мое сотворение Иисуса без мужчины-прародителя  было подобным сотворению Адама, которому Я сказал: “Будь!” - и он стал душою живою, без прародителей: мужчины и женщины. Мое сотворение Иисуса от Его матери  является чудом не большим, чем мое сотворение Адама”[109]. А.А. Абдул-Хагг (А.А. Аbdul-Hagg),  говоря об этой суре, выделяет слово “Будь”, как бы говоря, что Иисус подобен Адаму в том, что у них одно начало. Далее мы посмотрим другие суры из Корана, которые говорят о сотворении Адама: “И вот сказал Господь твой  ангелам: “Я сотворю человека из сухой звонкой глины, из черной грязи, придав образ ей.  Итак, когда  Я  сотворю его в совершенстве и вдохну в него дух Мой, падите ниц в покорности ему” (сура 15:29). В этой суре, когда говорится о  значении “дух  Мой”, то подразумевается слово, которое переводится как “нафс” , то есть просто душа.

Таким образом, в Коране отмечается о том, что Адам создан из праха, из глины  и в него Аллах вдунул душу. Суры, которые мы рассмотрели раньше, говорят, что Иисуса вдохнули, вдунули от Духа Святого (67:12;  21:91). Или в Него был брошен, или подкрепляем от Духа Святого (4:169; 2:81,254), например, сура 2:81 говорит так: “Мы даровали  Исе, сыну Марйам, ясные знамения  и  подкрепили его духом святым”. И самый главный акцент Мухаммад в суре 3:59 делает на слове “будь”, как бы показывая чудесное рождение или происхождение Иисуса, так же как и Адама. Вопрос, который часто мусульманские богословы приводят в пример того, что Иисус сотворен подобно Адаму, для нас остается открытым. Но другие ссылки говорят о том, что Иисус не сотворен, а был  подкреплен Духом Святым.

        

Иса - “Слово от Бога”.

Сура из Корана говорит: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:40). Мусульманский комментатор Факхар ал-Дин Рази (Fakhar al-Din Razi) отмечает так: “Сущность значения “Слово от Него” заключается в том, как если бы кто-то говорил о мужественном человеке”, - так сам комментатор говорит об Иисусе. “Следуя традиции, Он был помазан при Его рождении, как и другие пророки или Его коснулся  Гавриил, чтобы избежать  нападок сатаны. Также Он является “Превознесенным в мире” благодаря чудесам и  доказательствам. Иисус - это Тот, Который “должен прийти вновь на землю”. Если рассмотреть “Слово от Него”, то местоимение “Него” относится к “Слову”, точно так же как местоимение “во имя Его”  относится к Мессии. Так  почему  местоимение не находится в том же роде как “Слово”?  И комментатор отвечает: “Потому что сама  личность  относилась к мужскому роду”[110]. Ф. ал-Дин Рази (F. al-Din Razi)  таким образом отмечает, что местоимение “Него” он относит к мужскому роду, а “Слово” (Kalima) к женскому роду. Суммируя все это сказанное, можно выразить так: “Слово было от Слова”[111]. В противовес Ф. ал-Дин Рази говорит другой мусульманский комментатор Ибн Хазам (Ibn Hazam), что Иисус Христос является “Словом от Бога”. “Но это “Слово” сотворенное существо-позиция, схожая с арианством”[112]. Мы видим различия или противоречия у мусульманских комментаторов в разрешении христологических отрывков Корана. А.А. Абдул-Хагг (A.Akbar Abdul-Hagg) говорит о том, чтобы разобраться в этой путанице о значении “Слово от Него”, которое относится именно ко Христу, нужно непосредственно обратиться к самому Корану. В начале мы рассмотрим в каких местах Корана употребляется это значение.

·     Иоанн Креститель провозглашает  Ису-ал-Масих “Словом от Аллаха”: “Там воззвал Закарийа к своему Господу и сказал: “Господи! Дай мне потомство благое. Ведь Ты - слышащий воззвание”. И возгласили ему ангелы, когда он стоя молился в михрабе: “Аллах радует тебя вестью о Йахйе [Иоанне Крестителе], подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!” (Сура 3:33-34). Другой перевод этого же те текста говорит: “...Йахья [Иоанн Кр.], который засвидетельствует истину слова от Аллаха, - о благородном, целомудренном, и пророке одном, из среды праведников”[113]. Как отмечает в комментарии  И.Ю. Крачковский о том, что  значение “Слово от Аллаха” относится точно к Иисусу Христу [114]. “В выражении  “Слово от Него”, предлог “от” (“min”) означает определенное отношение  существительного и местоимения между собой. Поэтому можно сказать, что “Слово” является той же Божественной сущностью, как и местоимение “Него” (“Hu”), то есть Бог” [115].

·     Далее мы рассмотрим следующую суру из Корана: “...Ведь  Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его...” (Сура 4:169). Об этом стихе А.А. Абдул-Хагг (А.А.Аbdul-Hagg) отмечает следующее: “Во свете этого стиха, рассматривая  значение “Его Слово”, должно быть ясно для любого разумного человека и понятно, что “Слово Бога” должно быть той же природы как и Бог. Но мусульманские комментаторы стараются избежать этого значения”[116].

Сами мусульмане имеют два взгляда на происхождение Корана:

1.   Коран - это Книга источника Первоначала, своего рода “Мать” всех книг. Если мусульманские богословы придерживаются этой точки зрения, то их мнение о природе Иисуса Христа очень схожа с монофизитской теорией.

2.   Коран - это материальная (сотворенная) книга, тогда взгляд на природу Иисуса сходится с другой крайностью христианского течения - несторианство. Отец  Jahm, приверженец рационалистического движения,  использовал эти стихи из суры 4:171 для того,  чтобы   доказать о том, что Коран  был  сотворен: “Я нашел стих в Божьей книге о том, что Коран был сотворен. Это из Слова Божьего (Корана): “Мессия, Иисус, Сын Марии, является только апостолом и Его Словом”[117].  На этот резкий аргумент отвечает Имам Ибн Ханбал (Imam Ibn Hanbal) в своем трактате Al-Radd: “...Все, что сказано об Иисусе в Коране, не может быть сказано то же самое и о самом Коране. Иисус назван  семенем, младенцем, ребенком и молодым юношей; он так же, как и все, ел, пил, он подвергался командам. И он был послан от Ноя и Авраама. И мы не можем сказать то же самое о Коране, что и об Иисусе Христе. Но что сам Бог хотел сказать, когда говорил: “Мессия, Иисус, Сын Марии, есть один из апостолов Бога и Его Словом, которое Он вдохнул в Марию”, “Слово” которое Он послал Марии через Свое слово “Будь”. Поэтому Иисус был приведен к существованию словом  “будь”. Но нужно отметить, что не является этим “будь”. “Будь” есть Слово Бога и оно не сотворено”[118]. Ибн Ханбал (Ibn Hanbal) говорит так, что Иисуса Христа можно понять как Божественное установление, сотворенное Им. Другими словами, он говорит, что есть неизменное Слово от Бога и оно само по себе Божественно, но Иисус Христос не был Словом Бога. Эту позицию он поддерживает, потому что хочет доказать вечность Слова Бога, то есть Корана и о том, что оно не было сотворено. И использует стихи об Иисусе Христе как о Слове Бога. Нужно отметить, что сам Коран не говорит об этих стихах подобным  образом,  так отмечает А.А. Абдул-Хагг. По Корану, Иисус Христос является словом Бога,  относящееся к сущности Божьей, - “Его Слово”. “И Иисус Христос, как Слово Бога есть персональное  откровение Бога во плоти”[119].

Таким образом, нужно отметить, что эти суры были переданы Мухаммадом не дословно, а  изложением фактов, которые он мог  слышать  в  своей  местности.

Мессия  -  “Слуга  Аллаха”.


Многие мусульманские комментаторы затрудняются в рассмотрении неразрешенного вопроса о природе Иисуса и Его воплощении, но больше интерпретируют значение “Слуга (раб) Бога” из суры 19:30: “Он сказал: “Я - раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком”. На этот стих мусульманский комментатор Байдави (Baidahawi) отвечает так: “Это самые первые слова Иисуса, во избежание фантазий о его божественной природе, и обладанием права на поклонение ему всего человечества, из-за высказываний после его рождения”[120]. А.А. Абдул-Хагг отмечает о том, как сам Коран учит, что Аллах является Жизнедателем: “Нет, вы - только люди из тех, кого Он создал. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему - возвращение” (сура 5:21). Аллах есть щедрый и Он заботится о человечестве, то есть является Слугой: “Он -  тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом - знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды  подчинены Его повелением; поистине, в этом - знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разным цветом...  Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его милость... И приметы, а по звезде  они находят дорогу.  Неужели тот, кто  творит, таков же, как тот, кто не творит? Неужели вы не опомнитесь? Если вы подсчитаете  милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, Аллах прощает и  милосерд!” (Сура 16:10-14,16-18). Аллах заботится и  питает животных: “Сколько животных, которые не приносят себе пропитания, - Аллах питает их и вас. Он - слышащий, знающий!” (Сура 29:60).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.