Меню
Поиск



рефераты скачать Христос в Масульманстве

 Особое значение имел так называемый  “tomoV” Льва V, посланный Флавиану (ер. 28). Нам известно, что это послание стало знаменем православия на Востоке и очень хорошо было принято и на Западе. Конечно же, для монофизитов это  сделалось предметом особой неприязни. Перечислим наиболее важные факты из этого послания:

1.  Сар. 5. Не полезно во спасение и одинаково опасно -  признавать во Христе Иисусе или только Бога без человека, или только человека без Бога.

2.  Отрицать истинную плоть значит отрицать и страдание во плоти (а это значит отрицать действительность нашего спасения).

3.  Католическая церковь живет тою верою, ее преуспевание держится  на том  убеждении, что во Христе Иисусе нельзя исповедовать ни человечества  без истинного божества, ни божества  без истинного человечества.

4.  Сар. 3.  Итак, в целостной и совершенной природе родился истинный Бог, весь в Своем, весь в нашем.

5.  Он воспринял образ раба без скверны греха, возвышая человеческое, не умоляя божеского.

6.  Итак, Тот, Кто, пребывая во образе Бога, создал человека, Он же самый во образе раба соделался человеком. Ибо та и другая природа удерживает свое свойство без всякого ущерба.

7.  Ибо тот, кто есть истинный Бог,  Тот же есть истинный человек.

Сар. 5. Вследствие этого-то единства лица, мыслимого в той и другой природе, и говорится, с одной стороны, что Сын человеческий  сошел с неба, тогда как (собственно) Сын Божий воспринял плоть от той Девы, от которой Он родился; и с другой стороны, можно сказать, что Сын Божий распят и погребен, хотя распятие и погребение  претерпел Он не в божестве  самом, по которому Единородный  совечен Отцу и единосущен, но в немощи нашей природы[62].

Таким образом, главная сущность состоит в утверждении, что Христос рожден из двух природ или естеств, но Он не пребывает в двух, потому что в воплощении из двух стало одно. И человеческая природа стала лишь принадлежностью Его Божества, утратила всякую собственную действительность. Евтихий говорит о том, что человеческая может только мысленно отделяться от божественной. Монофизитство является противоположной крайностью несторианства, которое недавно было осуждено. Несториане разграничивали природу Христа, допуская лишь между ними только внешнее и относительное соединение или обитания одного естества в другом, а в ответ на это Евтихий и его последователи говорили о единой природе Сына. Известный нам  Кирилл Александрийский, выступая против Нестория, допустил неосторожное выражение: “единая природа Бога-Слова, воплощенная”. Это выражение позднее было неправильно истолковано фанатически настроенными его последователями. Этот взгляд сперва утвердился в Египте, а после  проповедовался в Константинополе Евтихием. Его поддерживает Диоскор.

 

Последствия этого учения.


Мы отметим, что монофизитство оказало влияние на Египет и Армению, а также отчасти  на Сирию  и  Палестину,  потому  что они не приняли решения Халкидонского собора.

Монах-монофизит Феодосий поднял в Палестине восстание в пользу ереси. Сторонником монофизитства оказался и император Василиск (476-476 гг.), заставивший 500 епископов подписать послание, где осуждался Халкидонский собор.

·     В Египте считался умеренным монофизитом Петр Монг.

·     В Сирии после смерти Петра Сконщика (488 г.) главным предводителем монофизитов был  иерапольский епископ Филоксен или по другому Ксенайя.

·     В самом Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генатикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов. Началось восстание народа в защиту патриарха Македония, которого император принуждал к соглашению с ересью. Но после непреложный авторитет Халкидонского собора восторжествовал и на Востоке, а монофизитство осуждено, хотя все это случилось намного позже, в 519 г.

·     Ересь нашла себе прибежище в Египте, где она распространилась и поделилась на две главные секты: а) севериане - эти, более умеренные, настаивали на природе Иисуса Христа, “допускали в ней различие свойств божеских и человеческих и признавали, что плоть Христова до Воскресения была, подобно нашей, тленною; противники  называли их  поэтому   тленнопоклонниками  (fqartolatrai)” [63]. б)  юлианисты - это последователи галикарнасского епископа Юлиана (он бежал в Египет в 519 г.), который утверждал, что тело Христа - оно нетленно само по себе с самого воплощения, что “несогласные с этим явлением Его земной жизни были только видимостью, поэтому противники называли их нетленнопризрачниками (afqartodokhtai)” [64].

·     Далее отмечается, что эта секта распалась еще, и появились ктиститы, которые утверждали, что тело Христово создано. Также возникали самые различные ответвления монофизитов.

·     Многими историками описано, что влияние монофизитов было сильным и на территории Аравии, особенно во времена Мухаммада при зарождении ислама.

Таким образом, мы отметим, что споры  между несторианами и монофизитами не ушли  бесследно. Мухаммад возражает против христиан в суре 4:169, подчеркивая больше человеческую природу Иисуса Христа: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово”.

Представление Корана о распятии Исы.

 

 На основании Корана  (сура 4: 156), Иисус не умер и не был распят. “Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им) и, поистине, те, которые разногласят об этом, - в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования  за предположением. Они не убивали его, - наверное, нет,  Аллах  вознес его к Себе:  ведь Аллах  велик и мудр!” Этот текст рассматривается как учение докетов, не гностиков-докетов, а    именно  Мани[65].  Толкователь Аль-Фахри эль-Рази говорит  следующее: “Имеется много толкований этого стиха, из которых мы цитируем только два: а) значение слов “Я вознесу тебя” - Аллах хотел взять Его к месту Своей славы и сделать это вознесение почетным и восхваляющим Иисуса”; б) толкование слов “вознесу тебя ко Мне”- означает, что Аллах вознес Его к месту, где никто не мог судить Его, так как на земле люди осуждали один другого, но на небе нет истинного и всезнающего Судьи, кроме Аллаха” [66]. С точки зрения мусульман, Бог не мог допустить распятие праведного пророка Иисуса. Позднее мусульманские  комментаторы скажут о   распятии   Иисуса  так: “Ведь такая ужасная смерть должна символизировать уничтожение лжепророка”. У мусульман распятие - позорная  казнь, которой подвергались разбойники, грабители, насильники и прочие опасные преступники.  Об этом написано в “Китаб ал-харадж” Абу  Йусуфом  Йакуб бен Ибрахимом  ал-Куфи (731-798 гг.).

Мухаммад понимал, что Иса-ал-Масих  не был распят, но взят живым на небо. Позже, в хадисе ал-Бухари Саид бен ал-Мусайабб, было написано:  “Посланник Божий сказал: Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марии сойдет к вам как судья справедливый. Он разобьет кресты , убьет свиней, отменит налог с иноверцев” [67]. “Иисус, разбивающий кресты”, - крайне показательный и весьма частый в мусульманской литературе образ. Как отмечает А.В. Журавский, позорная смерть на кресте Божьего избранника, наделенной особой Божьей милостью пророка, сама мысль представлялась мусульманам кощунственной и расценивалось ими как глубочайшее заблуждение христиан.  

Докетизм.


“Докетизм - так называется еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека. Христос, по словам этого учения, только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В истории христианских догматов различается семь видов  докетизма, одно из которых - учение Василида, что человеческий элемент в Христе не участвовал в искуплении, или учение  Маркиона, что Христос  являлся исключительно как дух” [68]. В самом докетизме нельзя определить какой  либо системы в их учении, где христологические темы переплетаются  с восточными  представлениями и понятиями о космологии. Первым писателем, говорящим о докетизме, был Феодорит.  Мы находим упоминание у Ипполита в опровержении против ересей  (кн. VII,  8-11), он считает их определенной гностической сектой.

Учение докетов.


Согласно Ипполиту эта ересь схожа с учением Симона и Валентина. Они  говорили, что  отношение Бога к этому миру схоже  с образом семени, дерева и плода. “Как семя разрастается в плод, так и Бог открывается в мире, первоначально в мире интеллигибельном, в мире эонов, а потом и в видимом.  Демиург, огненный Бог, создал внешний мир” [69]. Само существо Демиурга - тьма, и  в самой тьме  он  держит  нисшедшие из мира света вечные идеи - души, и заставляет их менять постоянно свой образ (душепереселение). Но это блуждание прекращается с появлением Спасителя, который сотворен  действием всех эонов, и называется  Единородным. Его земная жизнь, как толкуют ее докеты, связана с тридцатью идеями тридцати эонов. По Баумгартену-Крузиусу определяется семь видов докетизма:

1.  Учение Филона и Иосифа о том, что тела, в которых проявлялись небесные существа, не принадлежали им самим, а были лишь внешней для них формой.

2.  Учение Василида, что человеческий элемент в Христе не участвовал в искуплении.

3.  Учение Симона, что телесная природа Христа была  только видимостью.

4.  Учение валентиан и Вардесана, что Христос - сверхъестественное существо и имеет лишь чувственный образ.

5.  Учение последователей Василида,  что естество Христа изменилось после  Его смерти.

6.  Учение Керинфа, по которому в Иисусе Христе существовало два естества и они были различны между собой и соединились лишь случайно.

7. Учение Аполлинария и Евтихия, хотя они признавали двоякую природу Иисуса, но больший акцент делали на божественной, в которой природа человеческая растворилась [70].

Учение Василида и Мани.


Василид и его доктрина о призрачности Христа.


Василид - гностик, родом  сириец, переселился из Антиохии в Александрию (в 125-130 гг.). Известно, что когда он пребывал в Александрии, то познакомился с греческой философией и был под влиянием Аристотеля. Ипполит изложил учение Василида: Абсолютное начало у Василида отрицательно. Он говорил, что все подлинно существующее неизреченно, таким образом, все абсолютное начало неизреченно по преимуществу и не имеет ничего общего с чем-нибудь,  называя начало панспермией. По его словам, от Бога произошло семь разумностей: разум, слово, мысль, мудрость, сила, праведность и мир. “Эти понятия могли быть заимствованы и  от семи амшаспанд Зороастровой религии. Но так как  о них говорится, что они составляли вместе с верховным существом первую октаву, то их можно относить к египетской системе, в которой употреблялся этот термин”[71].

Иисус Христос пришел на землю, чтобы просветить человечество, освободить его от ограниченной системы Архонта. Василид говорил так, что первородный эон Нус, или разум, сошел на Иисуса во время Его крещения. Учение об искуплении было несовместимо у Василида. “Он не допускал никакого другого оправдания, кроме оправдания усовершения в освяшении, и заявлял, что каждый страдает за свои собственные грехи. Таким образом, всякое страдание, которое не может быть  объяснено видимой причиной, должно считаться  очищением греха, совершенного в прежнем   существовании”[72]. Он говорил , что эон сошел на Иисуса Христа в момент крещения и отошел от Него во время распятия, поэтому  Его тело было призрачным. И вместо Христа  пострадал Симон Киринеянин.

Таким образом, ересь о том, что Иисус Христос “не был распят, а только им это представилось” (сура 4:156),  вполне могла быть воспринята исламом.


Манихейство и последствия этого учения.


Оно было широко распространено некогда на Востоке и Западе, скрытно существовало в различных видах.  Появилась эта ересь в Месопотамии, основатель считается Сураик, сын Фатака. Его собственное имя сохранилось у христианских писателей в искаженной форме, как Курбик, но более известен он как Мани (Манес), и, вероятно, он около 270 г. начал проповедовать свое учение. Если посмотреть его  биографию, то отец его был в секте крестильников (сабиев). В этом же духе воспитывался и сам Мани, но в юношестве он не последовал верованию и убеждениям отца. Он начал проповедовать свою религию; свидетельствуют, что на него оказало влияние учение двух его предшественников:  Скифиана и  Теревинфа. Сам Мани имел большой успех в проповеди своей  точки зрения и обратил самого персидского царя на свою сторону, также был выслушан царем Сабуром. Но скоро он уходит в пределы  Персии, путешествует в Индии, Восточном Туркестане, в Китае. Его жизнь окончилась трагично. Как известно Мани был человеком книжным; из его сочинений, которые сохранились, среди арабских ученых известны только по названиям и оставшимся отрывкам. Это “Сабуракан”, “Книга тайн”, “Евангелие”, “Сокровище оживотворения” и  другие.      Он учил о том, что существует два начала, которые вечно или постоянно противоборствуют друг другу и царствуют каждое в отдельности: одно - над царством света и другое - над царством тьмы. Само имя Бога принадлежит первому царству, а второе царство - материи. Эти силы независимы одна от другой, но Бог выше их. И Он состоит из царства света, без определенной телесной формы. Демон же имеет грубое телесное тело. Каждое царство состоит из пяти элементов. Божество имеет нравственные атрибуты: любовь, вера, верность, мужество и мудрость. А основные проявления демона: яд или зараза, бурный вихрь, мрак, туман и пожирающее пламя. Мани так определяет свое религиозное учение: “Учение мудрости и добрых дел приносилось в мире время от времени, в  непрерывной последовательности, через посланных Божьих. Так в один круг времени пришло это истинное  учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Заратушта (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее  посланничество в настоящем  новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской”[73].

Взгляд Мани на Христа содержит некоторые противоречия, так как в одних указаниях, небесный  Иисус Христос  действует через человека под именем  Иисус, но без внутреннего соединения с Ним, покидает его при распятии; по другим источникам, человека Иисуса Христа совсем не существовало, а был только небесный дух, то есть Иисус, лишь только призрачною видимостью человека.  “Его действия и страдания были только кажущимися[74]. Он учил о том, что Иисус оставил свое учение несовершенным, обещая послать Параклита для его довершения, ссылаясь на апостола Павла, что будет открыто знание. Обетование это, согласно Мани, уже было исполнено в нем самом.

Манихейство еще долго существовало на востоке до Х или  IХ веков. Жестокие гонения, которым они подверглись, совершенно не помешало  дальнейшему  развитию. Оно повлекло за собой такие течения,  как павликианство, богомильство и другие ответвления. И распространилось  на Западе, об этом свидетельствует сам Диоклетиан. Но два столетия спустя, по свидетельству Августина, секта распространилась и в Италии и в Африке, где, как нам   известно,  приверженцами    этой   ереси были люди из  духовенства    церкви (Aug. Ер.236). Влияние манихейцев было и в Аравии.

Таким образом, сравнивая еретические взгляды о призрачности Христа во время распятия, как и у Мани,  так и у Василида, мы пришли к выводу, что это положение, вероятно, было заимствовано от этих течений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.