Меню
Поиск



рефераты скачать Христос в Масульманстве


Почитание Девы Марии, икон,  святых  и  их  влияние.

 

Представление  Корана  о  Троице.

Далее мы отметим, что написано в Коране: “О, обладатели[75]  Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины...” Другой перевод [76] с арабского текста нам говорит: “... не преступайте границ  в  вере вашей, и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте  же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три!”  (сура 4:169). Сура 5:77,116  свидетельствует нам: “Не  веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах - третий из трех”, - тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать в боги наряду  с Аллахом?”,  он ответит: “Свят ты!  Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский отмечает в своем комментарии, что Мухаммад  под  Троицей понимал Бога, Иисуса  и  Марию. Но  А. В. Журавский  в своей  статье  “Иисус  в  Коране“ цитирует так:  “В то  же  время  нет  достаточных  оснований  утверждать,  что  Мухаммад так  понимал  христианскую  Троицу.  Он  скорее,  просто  возражает  против  обожествления  Иисуса  и  Марии”[77]. В Каабе, по  мнению  Ибн  Исхака[78], находилась картина Марии и ее Сына. Он также  отмечает, что когда пророк ислама объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы.

Нам  известно, что к  периоду  возникновения  ислама христианская  церковь отступила от истинной  веры, поклоняясь  культу  умерших  святым, почитая  иконы и соединилась с государственной  властью. Прот. А. Шмеман отмечает, что в течение кратчайшего времени  церковь из преследуемой  стала преследовательницей. “Большое  значение придавалось  мистике, самозапечатлению в душе догмата веры. Но в этом таилась опасность, что служение с участием образов превратится в суеверное почитание образа и преклонения перед ним.  Служение  образам и реликвиям достигло такого  размаха, что принимало  нехристианские  формы, потому что в образе видели Христа и Марию воочию.   Иные даже соскабливали краску с образа, чтобы ее примешивать к вину. Другие полагали освященный хлеб на образ Христа, чтобы, из его рук  принять причастие”[79].


Поклонение  Деве  Марии  оставило  след  в  зарождающемся  исламе.


Культ Девы Марии почитали неофициально в самой церкви. Святая Мария заняла главное место в поклонении.  Амвросий был борцом за почитание Марии. Он считал, что она принимала активное участие   в спасении и  аргументировал  Быт. 3:15.  “Она (Мария)  была взята, как невеста Духа Святого”[80]. Конечно же, эта  идея, в принципе неверная, могла быть неправильно понята  Мухаммадом.  В проповедях Амвросия, Иоанна Златоуста, Августина она показана как идеал женской чистоты и почти безгрешной.  Но были и инакомыслящие - это ариане, как  Евдоксий и Евномий (Филостр. VI,21). Епифаний называет их “антидико-марианитами” и говорит о том, что они находились в Аравии, как самые злейшие еретики.   Празднования в честь  Марии  были установлены,  как  отмечают,   не  позднее  VI века. У несториан был праздник  в честь Богородицы в пятницу после Богоявления. Далее, мы отметим, что в яковитском календаре от  675 г.,  это событие относили к 26  декабря. Но имеется более поздняя дата почитания  Марии у яковитов, которая совпадает с несторианским  постановлением времени почитания - это 15 января, а копты чествовали 16 января. После 460 г. днем смерти Марии было установлено 15 августа и эта дата почиталась особо. Впервые этот праздник проник в Константинополь в конце VI века. Особенно усилилось почитание ее в Ефесе и Александрии. Споры между несторианами и монофизитами оставили свой след и содействовали усилению благоговения перед Девой Марией. Когда несториане отвергли титул Богородицы, то обратной, естественной реакцией была защита и превознесение в пользу почитания культа. Например, некий  Петр Антиохийский включал имя Богородицы во все  молитвы своей церкви.  Юстиниан призывал мощь Марии при всех своих делах.  Нарсес никогда не вступал на какое-либо сражение без ее одобрения.

Таким образом, мы можем отметить, что поклонение Деве Марии оставило отрицательный  след в зарождающемся исламе.  Блаженный Августин говорил: “Обряды увеличились до такой степени, что состояние христианского народа  в этом отношении было хуже, чем состояние иудеев” [81].

Влияние иконопочитания на ислам.


Почитание икон стало также практиковаться в церкви, начиная от Девы Марии с младенцем на руках и кончая культом святых мучеников. Они   играли роль посредников между Богом и человеком. Григорий Великий говорит так: “Ибо то, что Писание несет умеющим читать, изображение дает  тем, кто этого не умеет, но взирает; ибо  посредством него даже невежды научаются тому, чему должно следовать, - посредством него неграмотные читают. А посему - и главным образом - для  язычников изображения суть заменитель чтения”[82]. Евсевий Кесарийский говорил о том, что слава Спасителя не может быть изображена на холсте, потому что настоящий образ всех святых есть их образ жизни. Но история нам свидетельствует, что изображения находились уже в употребление  во всех храмах Востока. Нам известен такой случай, когда  Епифаний, епископ Констанции неодобрительно отнесся к изображению Спасителя  в церкви  в святой  Земле. Также отмечает Августин, что уже в его время было много “почитателей изображений”[83].  Юлиан обвинял христиан в поклонении крестам. “Свою выгоду отыскали здесь и все еще сохранившиеся среди подданных империи  язычники, которые смогли тайно поклоняться  тому же Зевсу  под обликом Христа. Это могло быть  результатом официального подавления языческих и восточных культов”[84].

Все нарастающий интерес к материальному миру привел к поклонению и почитанию святых мест, реликвий, предметов - эта практика существовала еще в языческом поклонении богам. “Ритуальное поклонение иконам было известно в Византии с раннего периода, о чем говорит, например, текст Софония Иерусалимского VI-VII вв. Святого Кира и Иоанна, которых  некий Феодор видел во сне коленопреклоненным  и перед образом  Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи” [85]. В Катехизисе V в. Кирилл цитировал,  что через молитву и посредничество святых,  мучеников  и  пророков принимаются молитвы. Также в этом веке мы находим ряд новых святых на Востоке из яковитов, коптов и эфиопов.

Мухаммад  боролся против идолопоклонства, и он провозглашает так: “Вместо Аллаха  он призывает то, что ему не приносит ни вреда, ни пользы, это - далекое заблуждение! А те которые взяли помощников, кроме Него: “Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к  Аллаху близостью”. Аллах  рассудит   между  ними  в   том,  в  чем   они   расходятся!” (суры 22:12; 39:4). Таким образом, поклонение Деве Марии и иконам могло быть воспринято Мухаммадом как идолопоклонство.  “По ходу времени новые посредники (в христианском мире)  между человеком и Богом стали похожи на идолов (божков), очень похожих на те, которые пророк Ислама отвергал в языческой Аравии”[86].


Вывод:


Мы  отметим, что неверное понимание о природе Иисуса Христа, как о Божественной Личности предшествовали следующие причины:

1.  Влияние многих еретических учений, с которыми действительно сталкивался Мухаммад (мы в Коране часто находим выражение “люди Писания”)  сыграло большую роль в сознании как и самого  лидера  ислама, так  и  его   последователей   в отношении вопроса о  миссии  Христа  на  этой   земле.

2.  Другая причина заключается в том, что само Писание на арабском появилось только лишь в начале VII столетия, очевидно перевод был с латыни, выполненный в Испании Иоанном Севильским, спустя  целое столетие  после зарождения ислама. “Истина требовала, чтобы в эту эпоху, когда дух Мухаммада сливался с нуждами людей, когда он ощупью шел к Тому, Кто мог дать спасение и объединить, он должен был иметь в руках истинные иудейские и христианские Писания. Вместо этого ему не оставалось ничего, кроме как узнавать понаслышке от неосведомленных или мало сведущих христиан то, о чем говорят Писания”[87].

3.  Поклонение изображениям, в частности Деве Марии, культу святым, все это скомпроментировало Мухаммада на неверное понимание о роли Иисуса Христа, как о Спасителе и Его Божественной Личности.

 Иисус   в    Коране.

                           

Значение слова Иса-ал-Масих.


Слово “Иса-ал-Масих” в переводе означает Иисус  Помазанный, по словам А.А. Abdul-Hagg,  оно было известно уже давно до зарождения ислама. В Коране употребляется в сурах 4:172, 9:30. Значение  “Сын Марии” используется  в сурах 5:17,72,75; 9:31. А так же “Иисус Сын Марии” в сурах 3:45, 4:157. Артикль  “Ал” (“Аль”) это не арабское слово, но мы отметим, что оно было арабизировано  еще до появления и составления Корана. В арабском языке  употреблялось такое слово, как “Саха” (“Saha”), то есть  путешественник. Мы  знаем Иисуса как путешественника. Это слово считается арабским, пришедшего из той же наследственности, но было  забыто. А слово “Иса-ал-Масих”, по словам Хоровитца (Horovitz)[88] было воспринято из эфиопского или из сирийского языков.


Влияние  апокрифической литературы.


Об  Иисусе  в  Коране  говорится  в  15  сурах, в 93  айатах  и после  детализируемая  в  хадисах,  трудах  мутакаллимов (богословов)  и  суфиев. В Коране  в  сурах 3:40-53, 5:109-120, 19:17-38 записано о рождении Иисуса Христа. И.Ю. Крачковский  отмечает, что  информация  была  взята  из апокрифов Евангелия детства с 1 главы 2 стиха [89]. “Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам  из глины  по образу птицы  и  подую в нее, и станет это птицей  по  изволению Аллаха” (сура 3:43). Приведем  свидетельства  из Евангелия  Фомы:

I. “Я, Фома Израильтянин,  говорю вам,  даже  всем  братьям, которые  среди  язычников,  чтобы  соделать  для  вас  известными  дела детства Нашего Господа Иисуса  Христа,  и  Его  могучие  деяния,  даже  все,  что  он  соделал, когда он  был  рожден  на  нашей  земле. Начало  было  таковым:

II. 1.  Этот  маленький  ребенок  Иисус,  когда  ему  было  пять  лет,  возле  потока  ручья  собрал  воды  вместе,  которые  текли  в  пруды; и  он  соделал их  чистыми, приказав одним  лишь своим  словом.

2.   И сделав  мягкую  глину,  он  слепил  из нее двенадцать  малых  птиц, и была суббота, когда  он  соделал  эти  вещи. Там  было  так же много других  маленьких  детей, играющих  с  ним.

3.   И один  из евреев, когда увидел, что  Иисус  соделал,  играя  в  субботний день,  пошел  и  сказал  его  отцу  Иосифу:  “Вот  твое  дитя  возле  ручья  взял  глину и  слепил  двенадцать  малых  птиц  и  осквернил  субботний  день”.

4.  И  Иосиф  пойдя на то место, увидел  соделанное и возмущенно  сказал ему: “Почему  ты  делаешь  эти  вещи  в  субботу,  что  не  законно  делать?”, но Иисус сложив  свои  руки  вместе,  воскликнул  к  малым  птицам: “Летите!”- и  птицы  взлетели...

5.   И  когда  евреи  увидели это, они  были  очень  изумлены  и  отошли  для  того,  чтобы  сказать своим  начальникам  о  том, что видели,  как  Иисус   соделал    птиц”[90].

Кирилл  Иерусалимский (348 г. н.э.) говорит  об этой  книге, как об источнике Манихейского  происхождения, и очень  похоже, что  манихеи  использовали ее. Но это  евангелие  известно  раньше, чем  это  течение ( Catech. Iv.36 ). Он говорит о том, что  Новый  завет  имеет  только четыре  Евангелия,  другие же  источники  являются апокрифического  характера ( pseudepigraphic ). “Пусть  никто  не  читает  Евангелие от Фомы,  ибо  оно не одним  из двенадцати  апостолов не  написано, но из  трех  злых  учеников,  прозываемым  Manes”. (Ib. vi. 31.)[91].

Ириней (Irenaeus. i. 13. 1)  говорит, что  маркосианская  секта  поддерживала  свою  доктрину  апокрифическими  Писаниями. Они  так же  допускают  это нововведение  о том,  что  когда  Господь был  ребенком, то он будто бы  учил алфавит, его  учитель как-то  сказал  по обыкновению: “Скажи” “альфа”, - он  ответил:  “Альфа”.

Origen (Hom.1 on Luke) только подтверждает  о  существовании  Евангелия  от Фомы.

Ипполит свидетельствует о том,  что “природа  человека  в начале  скрыта,  а  после   проявляется,  которая и  является  невидимым Царством  Небесным”. Приводя во свидетельство  Евангелие от  Фомы,  где  записаны  следующие  слова: “Тот,  кто ищет меня, тот найдет меня в детях от  семи  лет и старше: ибо в этом я  проявляюсь,  скрытый  до четырнадцатилетнего  возраста...” (Hippolytus against Heresies, v.7.)[92].

 Также приведем пример из  Арабского Евангелия  Инфанси:

“И когда  Господу Иисусу было  семь лет, Он играл вместе с другими мальчиками, делал из глины разные формы: осликов, овечек, козликов, птиц и другие фигуры, которыми они хвастались друг перед другом, сделав свои фигурки, пытаясь превзойти  остальных. И тогда Господь Иисус сказал другим мальчикам: “Я  сейчас прикажу этим  фигурам, которые Я сделал, чтобы  они пошли”. И они действительно стали  двигаться, и когда  Он приказал остановиться, то они остановились. Он  также  сделал  фигуры птиц  и воробьев. И повелел им  взлететь и  они  взлетели, когда  Он обратно  сказал  приземлиться, птицы приземлились;  и если Он давал  им  есть, то они ели и пили”[93].        

И  эта  информация   была взята не из канонических  Евангелий:  “Вот сказали ангелы: “О, Марйам! Вот, Аллах  радует тебя  вестью о слове от Него, имя  которого  Мессия  Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников” (сура 3:40,41). Аль-Рази, мусульманский ученый, подтверждает, что Иисус разговаривал в колыбели.  Влияние апокрифических Евангелий оставило свой след в мусульманском богословии, развивая идею о детстве Иисуса, например, Сади пишет так: “Тогда соседи сказали своим детям: “Не играйте с этим волшебником”, - и забрали своих детей домой. Иисус пришел повидаться с ними, но люди сказали Ему: “Их нет в доме”, - а Он спросил: “Тогда кто там в доме?” Они ответили: “Свиньи”. Иисус сказал: “Тогда пусть они и будут свиньями”[94].

Таким  образом,  мы  видим  что  влияние  апокрифических  Евангелий оставило свой след в  Коране, и было  воспринято Мухаммадом как  чудо, которое  совершил  Иисус в детстве.

Чудеса  Исы-ал-Масиха.


В суре 3:43 записано, что Иисус  пришел со знамениями: исцелять  слепых  и  прокаженных,  воскрешать  мертвых  и еще, Он  сотворил  птиц  из  глины  и вдунул в них и стали они живыми, - все это Он делает по повелению  Аллаха (3:43). “Сила творить  жизнь присуща только самому  Творцу и об Иисусе говорится, что Он творил, как Бог”[95]. Сам Коран подтверждает об этом: “Аллах - творец  всякой   вещи,   Он -  единый,  мощный!” ( сура 13:17 ). “А те, кого  они призывают вместо Аллаха,  не  творят ничего, и сами они сотворены” (сура 16:20 ). Чудеса и знамения, которые показывал Сам Бог известным пророкам, записаны в Коране и относятся: к  Ною (23:27-30), Моисею (7:103, 27:7-13), Соломону (21:77-81, 34:12,13 ), Ионе (37:142-146). Но эта творческая сила не принадлежит ни одному  из них, так как в этих сурах употребляются следующие местоимения: “Мы”, “Наши знамения”, что относится только Аллаху. В сурах 3:45-49, 5:110-115 главный акцент делается на том, что Сам Иисус творит, например: “Я пришел к вам со знамением от Господа...  Я сотворю вам из глины...  Я исцелю слепого,  прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха”.  Коран говорит, что Мухаммад не делал  чудес: “Если бы ниспосланы были ему знамения от твоего Господа!” Скажи: “Знамения только у Аллаха, и я ведь только ясный увещеватель.  Я - не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мною и с вами. Я лишь следую за тем, что мне внушено; я- только явный увещеватель” (суры  29:49;  46:8 ). От Вахаба ибн Минаббека известна история о чудесных исцелениях Иисуса: “Большое число больных, около пятидесяти тысяч, однажды окружили Его. Находившиеся  вблизи могли  коснуться Его, но другие не могли; тогда Иисус начал ходить между ними и исцелил всех молитвою”[96]. Таким образом, мы можем сказать, что Иисус был  наделен  силой творить, как и Сам  Бог, и был больше, чем другие пророки.       

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.