Почитание Девы Марии, икон,  святых 
и  их  влияние. 
  
Представление  Корана  о  Троице. 
Далее мы отметим, что написано в Коране: “О,
обладатели[75] 
Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего,
кроме истины...” Другой перевод [76]
с арабского текста нам говорит: “... не преступайте границ  в  вере вашей, и не
говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту
же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его
слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте  же в Аллаха и Его
посланников и не говорите - три!”  (сура 4:169). Сура 5:77,116  свидетельствует
нам: “Не  веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах - третий из трех”, - тогда как нет никакого
божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям:
“Примите меня и мою мать в боги наряду  с Аллахом?”,  он ответит: “Свят ты! 
Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский
отмечает в своем комментарии, что Мухаммад  под  Троицей понимал Бога, Иисуса 
и  Марию. Но  А. В. Журавский  в своей  статье  “Иисус  в  Коране“ цитирует
так:  “В то  же  время  нет  достаточных  оснований  утверждать,  что  Мухаммад
так  понимал  христианскую  Троицу.  Он  скорее,  просто  возражает  против 
обожествления  Иисуса  и  Марии”[77].
В Каабе, по  мнению  Ибн  Исхака[78],
находилась картина Марии и ее Сына. Он также  отмечает, что когда пророк ислама
объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы. 
Нам  известно, что к  периоду  возникновения  ислама
христианская  церковь отступила от истинной  веры, поклоняясь  культу  умерших 
святым, почитая  иконы и соединилась с государственной  властью. Прот. А.
Шмеман отмечает, что в течение кратчайшего времени  церковь из преследуемой 
стала преследовательницей. “Большое  значение придавалось  мистике,
самозапечатлению в душе догмата веры. Но в этом таилась опасность, что служение
с участием образов превратится в суеверное почитание образа и преклонения перед
ним.  Служение  образам и реликвиям достигло такого  размаха, что принимало 
нехристианские  формы, потому что в образе видели Христа и Марию воочию.   Иные
даже соскабливали краску с образа, чтобы ее примешивать к вину. Другие полагали
освященный хлеб на образ Христа, чтобы, из его рук  принять причастие”[79]. 
 
Поклонение  Деве  Марии  оставило 
след  в  зарождающемся  исламе. 
 
Культ Девы Марии почитали неофициально в самой церкви.
Святая Мария заняла главное место в поклонении.  Амвросий был борцом за
почитание Марии. Он считал, что она принимала активное участие   в спасении и 
аргументировал  Быт. 3:15.  “Она (Мария)  была взята, как невеста Духа Святого”[80].
Конечно же, эта  идея, в принципе неверная, могла быть неправильно понята 
Мухаммадом.  В проповедях Амвросия, Иоанна Златоуста, Августина она показана
как идеал женской чистоты и почти безгрешной.  Но были и инакомыслящие - это ариане, как  Евдоксий и
Евномий (Филостр. VI,21). Епифаний называет их “антидико-марианитами” и говорит
о том, что они находились в Аравии, как самые злейшие еретики.   Празднования в
честь  Марии  были установлены,  как  отмечают,   не  позднее  VI века. У
несториан был праздник  в честь Богородицы в пятницу после Богоявления. Далее,
мы отметим, что в яковитском календаре от  675 г.,  это событие относили к 26 
декабря. Но имеется более поздняя дата почитания  Марии у яковитов, которая
совпадает с несторианским  постановлением времени почитания - это 15 января, а копты
чествовали 16 января. После 460 г. днем смерти Марии было установлено 15
августа и эта дата почиталась особо. Впервые этот праздник проник в
Константинополь в конце VI века. Особенно усилилось почитание ее в Ефесе и
Александрии. Споры между несторианами и монофизитами оставили свой след и
содействовали усилению благоговения перед Девой Марией. Когда несториане
отвергли титул Богородицы, то обратной, естественной реакцией была защита и
превознесение в пользу почитания культа. Например, некий  Петр Антиохийский
включал имя Богородицы во все  молитвы своей церкви.  Юстиниан призывал мощь
Марии при всех своих делах.  Нарсес никогда не вступал на какое-либо сражение
без ее одобрения. 
Таким образом, мы можем отметить, что поклонение Деве
Марии оставило отрицательный  след в зарождающемся исламе.  Блаженный Августин
говорил: “Обряды увеличились до такой степени, что состояние христианского
народа  в этом отношении было хуже, чем состояние иудеев” [81]. 
Влияние иконопочитания на ислам. 
 
Почитание икон стало также практиковаться в церкви,
начиная от Девы Марии с младенцем на руках и кончая культом святых мучеников.
Они   играли роль посредников между Богом и человеком. Григорий Великий говорит
так: “Ибо то, что Писание несет умеющим читать, изображение дает  тем, кто этого
не умеет, но взирает; ибо  посредством него даже невежды научаются тому, чему
должно следовать, - посредством него неграмотные читают. А посему - и главным образом - для  язычников изображения
суть заменитель чтения”[82].
Евсевий Кесарийский говорил о том, что слава Спасителя не может быть изображена
на холсте, потому что настоящий образ всех святых есть их образ жизни. Но
история нам свидетельствует, что изображения находились уже в употребление  во
всех храмах Востока. Нам известен такой случай, когда  Епифаний, епископ
Констанции неодобрительно отнесся к изображению Спасителя  в церкви  в святой 
Земле. Также отмечает Августин, что уже в его время было много “почитателей
изображений”[83]. 
Юлиан обвинял христиан в поклонении крестам. “Свою выгоду отыскали здесь и все
еще сохранившиеся среди подданных империи  язычники, которые смогли тайно
поклоняться  тому же Зевсу  под обликом Христа. Это могло быть  результатом
официального подавления языческих и восточных культов”[84]. 
Все нарастающий интерес к материальному миру привел к
поклонению и почитанию святых мест, реликвий, предметов - эта практика существовала
еще в языческом поклонении богам. “Ритуальное поклонение иконам было известно в
Византии с раннего периода, о чем говорит, например, текст Софония
Иерусалимского VI-VII вв. Святого Кира и Иоанна, которых  некий Феодор видел во
сне коленопреклоненным  и перед образом  Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи” [85].
В Катехизисе V в. Кирилл цитировал,  что через молитву и посредничество
святых,  мучеников  и  пророков принимаются молитвы. Также в этом веке мы
находим ряд новых святых на Востоке из яковитов, коптов и эфиопов.  
Мухаммад  боролся против идолопоклонства, и он
провозглашает так: “Вместо Аллаха  он призывает то, что ему не приносит ни
вреда, ни пользы, это - далекое заблуждение! А те которые взяли помощников, кроме
Него: “Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к  Аллаху близостью”.
Аллах  рассудит   между  ними  в   том,  в  чем   они   расходятся!” (суры
22:12; 39:4). Таким образом, поклонение Деве Марии и иконам могло быть
воспринято Мухаммадом как идолопоклонство.  “По ходу времени новые посредники
(в христианском мире)  между человеком и Богом стали похожи на идолов (божков),
очень похожих на те, которые пророк Ислама отвергал в языческой Аравии”[86]. 
 
Вывод: 
 
Мы  отметим, что неверное понимание о природе Иисуса
Христа, как о Божественной Личности предшествовали следующие причины:  
1. 
Влияние
многих еретических учений, с которыми действительно сталкивался Мухаммад (мы в
Коране часто находим выражение “люди Писания”)  сыграло большую роль в сознании
как и самого  лидера  ислама, так  и  его   последователей   в отношении
вопроса о  миссии  Христа  на  этой   земле.  
2. 
Другая
причина заключается в том, что само Писание на арабском появилось только лишь в
начале VII столетия, очевидно перевод был с латыни, выполненный в Испании
Иоанном Севильским, спустя  целое столетие  после зарождения ислама. “Истина
требовала, чтобы в эту эпоху, когда дух Мухаммада сливался с нуждами людей,
когда он ощупью шел к Тому, Кто мог дать спасение и объединить, он должен был
иметь в руках истинные иудейские и христианские Писания. Вместо этого ему не
оставалось ничего, кроме как узнавать понаслышке от неосведомленных или мало
сведущих христиан то, о чем говорят Писания”[87]. 
3. 
Поклонение
изображениям, в частности Деве Марии, культу святым, все это скомпроментировало
Мухаммада на неверное понимание о роли Иисуса Христа, как о Спасителе и Его
Божественной Личности.  
 Иисус   в    Коране. 
                             
Значение слова Иса-ал-Масих. 
 
Слово “Иса-ал-Масих” в переводе означает Иисус 
Помазанный, по словам А.А. Abdul-Hagg,  оно было известно уже давно до
зарождения ислама. В Коране употребляется в сурах 4:172, 9:30. Значение  “Сын
Марии” используется  в сурах 5:17,72,75; 9:31. А так же “Иисус Сын Марии” в
сурах 3:45, 4:157. Артикль  “Ал” (“Аль”) это не арабское слово, но мы отметим,
что оно было арабизировано  еще до появления и составления Корана. В арабском
языке  употреблялось такое слово, как “Саха” (“Saha”), то есть  путешественник.
Мы  знаем Иисуса как путешественника. Это слово считается арабским, пришедшего
из той же наследственности, но было  забыто. А слово “Иса-ал-Масих”, по словам
Хоровитца (Horovitz)[88]
было воспринято из эфиопского или из сирийского языков.  
 
Влияние  апокрифической литературы. 
 
Об  Иисусе  в  Коране  говорится  в  15  сурах, в 93 
айатах  и после  детализируемая  в  хадисах,  трудах  мутакаллимов
(богословов)  и  суфиев. В Коране  в  сурах 3:40-53, 5:109-120, 19:17-38
записано о рождении Иисуса Христа. И.Ю. Крачковский  отмечает, что  информация 
была  взята  из апокрифов Евангелия детства с 1 главы 2 стиха [89]. “Я
пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам  из глины  по образу
птицы  и  подую в нее, и станет это птицей  по  изволению Аллаха” (сура 3:43).
Приведем  свидетельства  из Евангелия  Фомы: 
I. “Я, Фома Израильтянин,  говорю вам,  даже  всем 
братьям, которые  среди  язычников,  чтобы  соделать  для  вас  известными 
дела детства Нашего Господа Иисуса  Христа,  и  Его  могучие  деяния,  даже 
все,  что  он  соделал, когда он  был  рожден  на  нашей  земле. Начало  было 
таковым: 
II. 1.  Этот  маленький  ребенок 
Иисус,  когда  ему  было  пять  лет,  возле  потока  ручья  собрал  воды 
вместе,  которые  текли  в  пруды; и  он  соделал их  чистыми, приказав одним 
лишь своим  словом. 
2.   И сделав  мягкую  глину,  он 
слепил  из нее двенадцать  малых  птиц, и была суббота, когда  он  соделал 
эти  вещи. Там  было  так же много других  маленьких  детей, играющих  с  ним. 
3.   И один  из евреев, когда увидел,
что  Иисус  соделал,  играя  в  субботний день,  пошел  и  сказал  его  отцу 
Иосифу:  “Вот  твое  дитя  возле  ручья  взял  глину и  слепил  двенадцать 
малых  птиц  и  осквернил  субботний  день”. 
4.  И  Иосиф  пойдя на то место,
увидел  соделанное и возмущенно  сказал ему: “Почему  ты  делаешь  эти  вещи 
в  субботу,  что  не  законно  делать?”, но Иисус сложив  свои  руки  вместе, 
воскликнул  к  малым  птицам: “Летите!”- и  птицы  взлетели... 
5.   И  когда  евреи  увидели это,
они  были  очень  изумлены  и  отошли  для  того,  чтобы  сказать своим 
начальникам  о  том, что видели,  как  Иисус   соделал    птиц”[90]. 
Кирилл  Иерусалимский (348 г. н.э.) говорит  об этой 
книге, как об источнике Манихейского  происхождения, и очень  похоже, что 
манихеи  использовали ее. Но это  евангелие  известно  раньше, чем  это 
течение ( Catech. Iv.36 ). Он говорит о том, что  Новый  завет  имеет  только
четыре  Евангелия,  другие же  источники  являются апокрифического  характера (
pseudepigraphic ). “Пусть  никто  не  читает  Евангелие от Фомы,  ибо  оно не
одним  из двенадцати  апостолов не  написано, но из  трех  злых  учеников, 
прозываемым  Manes”. (Ib. vi. 31.)[91]. 
Ириней (Irenaeus. i. 13. 1)  говорит, что 
маркосианская  секта  поддерживала  свою  доктрину  апокрифическими  Писаниями.
Они  так же  допускают  это нововведение  о том,  что  когда  Господь был 
ребенком, то он будто бы  учил алфавит, его  учитель как-то  сказал  по
обыкновению: “Скажи” “альфа”, - он  ответил:  “Альфа”. 
Origen (Hom.1 on Luke) только подтверждает  о 
существовании  Евангелия  от Фомы. 
Ипполит свидетельствует о том,  что “природа 
человека  в начале  скрыта,  а  после   проявляется,  которая и  является 
невидимым Царством  Небесным”. Приводя во свидетельство  Евангелие от  Фомы, 
где  записаны  следующие  слова: “Тот,  кто ищет меня, тот найдет меня в детях
от  семи  лет и старше: ибо в этом я  проявляюсь,  скрытый  до
четырнадцатилетнего  возраста...” (Hippolytus against Heresies, v.7.)[92]. 
 Также приведем пример из  Арабского Евангелия 
Инфанси: 
“И когда  Господу Иисусу было  семь
лет, Он играл вместе с другими мальчиками, делал из глины разные формы:
осликов, овечек, козликов, птиц и другие фигуры, которыми они хвастались друг
перед другом, сделав свои фигурки, пытаясь превзойти  остальных. И тогда
Господь Иисус сказал другим мальчикам: “Я  сейчас прикажу этим  фигурам,
которые Я сделал, чтобы  они пошли”. И они действительно стали  двигаться, и
когда  Он приказал остановиться, то они остановились. Он  также  сделал  фигуры
птиц  и воробьев. И повелел им  взлететь и  они  взлетели, когда  Он обратно 
сказал  приземлиться, птицы приземлились;  и если Он давал  им  есть, то они
ели и пили”[93].          
И  эта  информация   была взята не из канонических 
Евангелий:  “Вот сказали ангелы: “О, Марйам! Вот, Аллах  радует тебя  вестью о
слове от Него, имя  которого  Мессия  Иса, сын Марйам, славном в ближнем и
последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и
взрослым и будет из праведников” (сура 3:40,41). Аль-Рази, мусульманский
ученый, подтверждает, что Иисус разговаривал в колыбели.  Влияние
апокрифических Евангелий оставило свой след в мусульманском богословии,
развивая идею о детстве Иисуса, например, Сади пишет так: “Тогда соседи сказали
своим детям: “Не играйте с этим волшебником”, - и забрали своих детей домой.
Иисус пришел повидаться с ними, но люди сказали Ему: “Их нет в доме”, - а Он спросил: “Тогда кто там
в доме?” Они ответили: “Свиньи”. Иисус сказал: “Тогда пусть они и будут
свиньями”[94]. 
Таким  образом,  мы  видим  что  влияние 
апокрифических  Евангелий оставило свой след в  Коране, и было  воспринято
Мухаммадом как  чудо, которое  совершил  Иисус в детстве.  
Чудеса  Исы-ал-Масиха.  
 
В суре 3:43 записано, что Иисус  пришел со знамениями:
исцелять  слепых  и  прокаженных,  воскрешать  мертвых  и еще, Он  сотворил 
птиц  из  глины  и вдунул в них и стали они живыми, - все это Он делает по
повелению  Аллаха (3:43). “Сила творить  жизнь присуща только самому  Творцу и
об Иисусе говорится, что Он творил, как Бог”[95]. Сам Коран подтверждает об этом:
“Аллах - творец  всякой   вещи,   Он -  единый,  мощный!” ( сура 13:17 ). “А те, кого  они
призывают вместо Аллаха,  не  творят ничего, и сами они сотворены” (сура 16:20
). Чудеса и знамения, которые показывал Сам Бог известным пророкам, записаны в
Коране и относятся: к  Ною (23:27-30), Моисею (7:103, 27:7-13), Соломону
(21:77-81, 34:12,13 ), Ионе (37:142-146). Но эта творческая сила не принадлежит
ни одному  из них, так как в этих сурах употребляются следующие местоимения:
“Мы”, “Наши знамения”, что относится только Аллаху. В сурах 3:45-49, 5:110-115
главный акцент делается на том, что Сам Иисус творит, например: “Я пришел к вам
со знамением от Господа...  Я сотворю вам из глины...  Я исцелю слепого, 
прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха”.  Коран говорит, что
Мухаммад не делал  чудес: “Если бы ниспосланы были ему знамения от твоего
Господа!” Скажи: “Знамения только у Аллаха, и я ведь только ясный увещеватель. 
Я - не
новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мною и с вами. Я
лишь следую за тем, что мне внушено; я- только явный увещеватель” (суры 
29:49;  46:8 ). От Вахаба ибн Минаббека известна история о чудесных исцелениях
Иисуса: “Большое число больных, около пятидесяти тысяч, однажды окружили Его.
Находившиеся  вблизи могли  коснуться Его, но другие не могли; тогда Иисус
начал ходить между ними и исцелил всех молитвою”[96]. Таким
образом, мы можем сказать, что Иисус был  наделен  силой творить, как и Сам 
Бог, и был больше, чем другие пророки.         
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 
   
 |