— информация, полученная при осмотре основных участков,
складов клиента.
На этапе предварительного планирования
оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская организация положительно
решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и
заключает договор с экономическим субъектом.
С помощью
проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить
области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы
аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и
производит оценку риска системы внутреннего контроля. Эти вопросы подробнее
будут рассмотрены в следующих параграфах данной работы.
В процессе
аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего
плана аудита. Вносимые изменения, а также причины изменений аудитору следует
подробно документировать.
В общем плане
аудиторская организация должна предусмотреть сроки и составить график
проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству
клиента) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени
необходимо учесть:
— реальные трудозатраты;
— расчет затрат
времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его
связь с текущим расчетом;
— уровень существенности;
— проведенные оценки рисков аудита.
В случае решения
провести выборочный аудит аудитор формирует выборку в соответствии с правилом
(стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
— формирование группы с учетом квалификации аудиторов;
—
инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с
финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего
плана аудита;
— контроль
руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистента аудитора, за
ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
— разъяснение
руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с
практической реализацией аудиторских процедур;
— документальное
оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при
возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем
аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская
организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также
необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Информация, собранная и
проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов
аудитора и называется аудиторскими доказательствами.
Для сбора доказательств аудитором могут быть
применены различные процедуры. Процедурой называется определенный метод
сбора доказательств как неотъемлемую часть соответствующего технологического
процесса. Для того чтобы отличить их от процедур, присущих иным профессиям,
будем называть применяемые аудиторами в своей практике процедуры аудиторскими
процедурами.
Собирая аудиторские доказательства, аудитор
использует достаточно ограниченное число методов их получения.
Основные методы получения аудиторских
доказательств следующие:
1. Проверка арифметических расчетов
(пересчет);
2. Инвентаризация;
3. Проверка соблюдения правил учета отдельных
хозяйственных операций;
4. Подтверждение;
5. Устный опрос;
6. Проверка документов;
7. Прослеживание;
8. Аналитические процедуры.
9. Подготовка альтернативного баланса.
Все вышеназванные методы известны и описаны в
рабочем стандарте аудита Российской Федерации «Аудиторские доказательства».
Но метод как таковой не даст никакой
информации для выводов, если не знать - какие именно арифметические расчеты
необходимо проверять, а какие - нет; в инвентаризации каких активов и каких
обязательств следует поучаствовать; лично от каких третьих лиц следует получить
письменные подтверждения; какие именно документы следует подвергнуть анализу[4]. Искусство аудитора и состоит в
том, чтобы четко знать:
а) как должен быть правильно поставлен
бухгалтерский учет и налажена система внутреннего контроля;
б) какие отклонения (нарушения, ошибки,
заблуждения) возможны в организации учета и контроля;
в) какой или какие из перечисленных методов
следует применить для выявления каждого из возможных нарушений;
г) к каким именно объектам контроля
(документам, активам, обязательствам, субъектам, юридическим лицам и т.д.)
следует применить тот или иной метод.
Рассмотрим подробнее каждый из методов сбора
аудиторских доказательств.
ПРОВЕРКА АРИФМЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ (ПЕРЕСЧЕТ).
Пересчет — это проверка арифметической
точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых
подсчетов.
Подсчеты клиента могут быть правильными или
ошибочными. Подсчеты, выполненные на компьютерах, могут быть вновь произведены
с использованием компьютерного обеспечения с распечаткой данных отклонений от
подсчетов клиента для дальнейшего исследования их аудиторами. Но практика показывает,
что пересчет в основном осуществляется выборочно.
Пересчет используется для проверки реальности
и оценок тех показателей финансовой отчетности, которые являются главным
образом результатом подсчетов, например амортизации, страховых резервов, пенсионных
обязательств, резервов под сомнительные долги и др. В сочетании с другими
процедурами пересчеты также необходимы для сбора информации об оценках всех
финансовых показателей.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инвентаризация — это прием, который позволяет
получить точную информацию о наличии имущества и обязательств экономического
субъекта и ориентировочную информацию об их состоянии и стоимости.
Инвентаризации подлежат имущество клиента и
его финансовые обязательства.
Аудиторская организация обязана:
выяснить, как часто проводилась
инвентаризация имущества и финансовых обязательств;
проверить бухгалтерскую документацию по ранее
проводившимся экономическим субъектом инвентаризациям;
ознакомиться с номенклатурой и объемами
товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
выявить дорогостоящие ТМЦ;
проанализировать систему учета ТМЦ и систему
контроля экономического субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких
систем.
С точки зрения технологии аудиторского дела
инвентаризацию можно рассматривать как метод получения наиболее ценных и
достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов
совершения хозяйственных операций.
Участие в инвентаризации активов клиента или
наблюдение за ее проведением позволяет сделать определенные выводы по всем трем
основным направлениям аудиторской проверки.
Например, если на проверяемом предприятии в
течение ряда лет не проводились инвентаризации активов (при составлении
годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц и
т.д.), аудитор имеет основание для вывода об отсутствии у клиента внутреннего
контроля за сохранностью активов, а также о нарушении установленного порядка
ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
В том случае, когда при проведении
инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого
предприятия занят иным хозяйствующим субъектом (признаков этого может быть
несколько — висит вывеска с наименованием другого предприятия, выпускается
продукция, не соответствующая профилю проверяемого предприятия), а в составе
доходов от внереализационных операций нет статьи "доходы от аренды",
речь идет о "скрытой аренде" и уклонении от уплаты налогов. Аудитор
может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций.
ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Эта процедура несложна, но также важна для
оценки системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета на
проверяемом предприятии. Кажущаяся простота операции не означает, что ее
следует поручать наименее квалифицированным членам бригады аудиторов.
Наоборот, эту процедуру, как правило, ведущий аудитор берет на себя или
поручает опытным сотрудникам.
Очень часто при заключении договора на
проведение аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) в качестве одного
из дополнительных условии указывает предоставление бригаде аудиторов
отдельного помещения с телефоном. Такое условие вполне обосновано, так как на.
момент аудиторской проверки в одном помещении на определенный срок
располагаются два трудовых коллектива — проверяемый и проверяющий.
Разумеется, отдельное помещение для работы —
это очень удобно как для сотрудников проверяемого предприятия, так и для
бригады аудиторов; при этом не нарушается психологический климат в коллективе.
Но было бы ошибкой думать, что аудиторская
проверка — это работа только с документами и отчетностью, это ёще и проведение
опытов под видом обычной рутинной аудиторской работы. Например, такая проверка
кассы включает:
·
составление заявления на
выдачу денег с указанием производственной необходимости приобретения того, на
что запрашиваются деньги;
·
согласование и
удостоверение заявления у руководителя предприятия;
·
оформление расходного
кассового ордера на выдачу денег бухгалтером;
·
передача бухгалтером (а не
подотчетным лицом) расходного кассового ордера в кассу;
·
проверка всех необходимых
реквизитов расходного кассового ордера кассиром;
·
выдача денег из кассы.
Если все эти, казалось бы, формальные
процедуры соблюдаются, то аудитор имеет основание для вывода о том, что порядок
ведения кассовых операций на проверяемом предприятии соблюдается. В противном
случае аудитор выявляет ту формальную процедуру (процедуры), которая (которые)
пропускается сотрудниками предприятия и ведет к ослаблению внутреннего
контроля.
Аналогичное наблюдение следует провести на
всех участках, где первичный (оперативный) учет "соприкасается" с
бухгалтерским, и оценить: порядок приемки материальных ценностей на склад;
порядок отпуска материальных ценностей со склада в производство, на сторону;
порядок учета наличия и движения материальных ценностей в производстве (цехах,
участках, отделах и др.); порядок учета готовой продукции; порядок хранения
материальных ценностей и готовой продукции; порядок отгрузки готовой
продукции; порядок реализации продукции и др.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
Для получения информации о реальности остатков
на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и
кредиторской задолженности аудиторская
организация должна получить письменное
подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.
Запросы на подтверждение рекомендуется
готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес
независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование
предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.
При необходимости аудиторская организация
может самостоятельно установить непосредственный контакт с независимой
(третьей) стороной, которой был направлен запрос.
В случае получения по запросу информации,
которая расходится с учетными данными экономического субъекта, аудиторская
организация должна применить дополнительные аудиторские процедуры для
выяснения причин расхождения.
Нельзя недооценивать этот метод при работе с
персоналом клиента. Если при устном опросе ответы опрашиваемых аудитор
фиксирует на каком-либо носителе информации (бумаге, компьютере, диктофоне)
самостоятельно, то для получения письменных подтверждений персоналу
проверяемого предприятия выдаются специальные опросные листы или
"анкеты".
По наиболее распространенным вопросам в анкете
могут быть предложены и возможные ответы. В этом случае опрашиваемому лицу
достаточно выбрать и отметить ответ, соответствующий практике проверяемого
предприятия.
Опросный лист должен содержать такие
обязательные реквизиты, как фамилия, имя, отчество и должность опрашиваемого,
заполненный опросный лист также должен быть проверен главным бухгалтером
предприятия и заверен его подписью.
УСТНЫЙ ОПРОС
Данный метод сбора аудиторских доказательств
предоставляет аудитору обширную информацию для размышления.
Для раскрытия сущности данной аудиторской
процедуры необходимо ответить на вопрос — устный опрос кого?
Опрос или беседа должны быть проведены
практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и
составлении отчетности.
Ошибку совершает тот аудитор, который
ограничивается беседой только с главным бухгалтером и его заместителями.
Следует помнить, что отчетность, формируемая с помощью бухгалтерского учета,
представляет собой вершину стройной пирамиды, основанием которой является
огромное множество фактов хозяйственной деятельности, оформленных первичными
документами и бухгалтерскими проводками. Если у пирамиды еще не достроена
вершина, это не беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить
несколько крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и
рассыпаться.
Именно поэтому аудитор должен обязательно
убедиться в том, что хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности,
соответствуют законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в
бухгалтерском учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета
следует с устного опроса или беседы с исполнителями — рядовыми сотрудниками
бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций.
Второй вопрос, на который следует ответить при
раскрытии метода сбора информации, — когда проводится устный опрос
персонала?
Как правило, эта процедура проводится на
начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием,
оценивает объем и степень сложности работ для того, чтобы составить
соответствующую программу проверки.
Для ведения беседы с персоналом аудитору
следует быть в достаточной степени психологом, так как его цель —
"разговорить" собеседника, выяснить порядок его действий, усердие и
квалификацию, "узкие" места в работе и пр.
Для составления программы проверки аудитор
должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой
служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников,
наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов,
участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими
курируются.
К сожалению, на многих предприятиях такие
документы, как должностные инструкции сотрудников, графики документооборота, в
настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу
проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация
будет для него подготовлена.
План и соответственно состав вопросов,
задаваемых сотрудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от
раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.
Каждому направлению учета присущи совершенно
особенные виды нарушений. Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о
том, соблюдаются ли сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в
подотчёт. Или, наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций,
возможен ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления
пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия.
Подробный план устного опроса персонала по
каждому направлению учета зависит от специализации этого направления, но
примерный план беседы может быть таким:
1. Какие первичные документы вы оформляете?
2. Какие регистры аналитического учета вы
ведете?
3. В каком разрезе ведется аналитический
учет по вашему участку учета ?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|