Применение новых форм
организации труда, перестройка организационной структуры управления экономикой
на предприятиях привели к появлению акционерных, малых, арендных и других форм
хозяйствования. Здесь аудиторская проверка имеет некоторые особенности.
Например, на государственных предприятиях уставный фонд представляет собой
централизованные источники финансирования, предназначенные для формирования
основных средств и в определенной мере оборотных средств. На акционерных
предприятиях в уставном фонде отражаются акционерный капитал, на малых -
вклады, паи и т.д., на арендных - остаточная стоимость основных средств, взятых
в аренду. Это существенно влияет на формирование оборотного капитала. На
государственном предприятии оборотные средства определяются как: разница между
уставным фондом и основными средствами, на акционерных и других предприятиях
оборотный капитал представляет собой разницу между текущими активами ( разделы
II и III актива баланса) и
внешними обязательствами.
Оборотный капитал
состоит из тех видов имущества,
которое полностью находится на предприятии в течение одного
хозяйственного года и осуществляет полный оборот
или несколько оборотов. Источниками
образования его являются: увеличение чистого
дохода, долгосрочных обязательств,
акционерного капитала и т.д. Необходимо yчитывать, что наиболее
надежным партнером считается
предприятие с большим размером оборотногоo капитала,
так как оно может отмечать по своим обязательствам, увеличивать масштабы
своей деятельности. Ориентиром для оптимизации размера оборотного капитала является его сумма, которая равна половине краткосрочных
обязательств. Привлечение заемных средств для
осуществления хозяйственной деятельности предприятия может иметь различную эффективность, что зависит от рационального формирования структуры источников используемых средств.
Рыночные условия хозяйствования вынуждают
предприятия в любой период времени срочно погасить краткосрочную задолженность. Способность
предприятия погасить срочные обязательства
определяется показателем, который характеризует отношение оборотного капитала к
краткосрочным обязательствам. Это соотношение должно быть равным единице.
Неблагоприятным является как низкое, так и высокое соотношение. Аудитор
должен обратить внимание на то, что если расчетный коэффициент значительно
больше единицы, это указывает на нерациональное формирование финансов на
предприятии. Такое положение должен подтвердить
показатель общей ликвидности.
Ликвидность - это способность оборотных средств превращаться в
денежную наличность, необходимую для нормальной финансово-хозяйственной деятельности. Аудиторы
представляют свои заключения банкам, поставщикам,
акционерам и другим заказчикам. Ликвидность определяется
отношением всех текущих активов к краткосрочным обязательствам (последние принимают за единицу).
Необходимо отметить, когда отношение текущих активов к краткосрочной задолженности составляют менее единицы, то это значит, что внешние
обязательства платить нечем. В случаях, когда текущие активы равны краткосрочным обязательствам, т.е.
соотношение 1:1, у предпринимателя
нет свободного выбора решения. Если соотношение высокое,
это свидетельствует о значительном превышении текущих активов
над долгами, предприятие имеет большую сумму свободных средств, использует
дорогостоящие активы, т.е. прибыль с текущих активов выше процентных ставок за
заемные средства.
Рациональным
(оптимальным) вариантом формирования финансов предприятия
считается тот, когда основные средства приобретаются за счет
свободных средств предприятия, оборотные - на 1/4 за счет долгосрочных займов, на 3/4 - за счет краткосрочных займов. Предприниматель будет работать
лучше, если меньше собственный и больше заемный капитал. По этому принципу формируются взаимоотношения рынка. Имея небольшой собственный
капитал, можно получить
больше прибыли при рациональном хозяйствовании.
Аудитор определяет ликвидность предприятия исходя из общей суммы текущих активов. Однако на ликвидность предприятия могут влиять также чрезвычайные
обстоятельства. В таких случаях аудитор должен произвести
расчет показателя ликвидности по срокам
платежа, позволит
установить. сможет ли
предприятие возвратить краткосрочные долги. При этом используется соотношение быстрореализуемых активов денежных средств, дебиторской
задолженности и краткосрочных обязательств.
Оценка структуры
источников средств, которую приходится давать аудитору банкам, кредиторам, касается
изменения доли собственных средств в общей сумме источников средств с точки
зрения финансового риска при заключении соглашений, договоров. Риск
увеличивается в тех случаях, когда уменьшается доля собственных средств (капитала).
Внутрипроизводственная
оценка изменения доли собственных средств (капитала) ориентируется на необходимость
сокращения или увеличения долго- или краткосрочных займов. Доля внешних займов,
кредитов и кредиторской задолженности в общих источниках средств зависит
от соотношения процентных ставок за кредит и ставок на дивиденды. Если
процентные ставки за кредит ниже ставок на дивиденды, то рационально увеличивать
привлечение заемных средств (кратко- и долгосрочные займы). При обратной
ситуации целесообразно использовать собственные средства (собственный
капитал). Естественно, что структура источников средств будет зависеть от этих
обстоятельств. Соотношение собственного капитала к привлеченному (чужому), как
правило, должно быть 1:2.
Аудитор после изучения
структуры источников средств предприятия представляет информацию банкам,
кредиторам о расширении или сворачиваний деятельности предприятия. Уменьшение
краткосрочных кредитов и увеличение собственного капитала может быть
доказательством сворачивания деятельности предприятия. Однако одновременно к
такому выводу прийти невозможно, так как часть этих средств может находиться
под действием других факторов - процентных ставок за кредит и на дивиденды.
Ориентиром вывода аудитора о расширении или сворачиваний деятельности
предприятия может быть нераспределенная прибыль (в балансе разница между суммой
балансовой прибыли и использованием прибыли - раздел 1 актива и пассива
баланса).
В расчетах показателей
платежеспособности, ликвидности оборотного капитала (средств) используется
дебиторская задолженность и запасы. В зависимости от того, насколько быстро они
превращаются в наличные деньги, определяются финансовое состояние
предприятия, его платежеспособность. С этой целью определяют оборотность счетов
дебиторов, которую рассчитывают как отношение выручки от реализации к сумме
задолженности.
Аудитор должен особенно
тщательно исследовать организацию расчетов с покупателями, так как от этого
зависят объем реализации продукции, состояние дебиторской задолженности,
наличные деньги.
Существуют определенные
принципы взаимоотношений с клиентами (покупателями и поставщиками), которые
можно изложить следующим образом: продай за наличные деньги, купи в кредит;
кредитуй покупателя на меньший срок, чем получаешь кредит у поставщика, при
соглашении определяй и проверяй платежеспособность заключенного договора.
Пополнение наличных
денег у предприятия зависит от оборота запасов товарно-материальных ценностей,
который рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции к
среднегодовым запасам. Чем выше показатель оборота, тем быстрее запасы превращаются
в наличные деньги. Аудитор такой расчет должен производить в динамике за
несколько отчетных периодов.
С целью нормального
осуществления производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.
Наличие меньших по размеру, но более мобильных запасов значит, что меньшая
сумма наличных средств предприятия находится в запасах. Наличие больших запасов
свидетельствует о снижении активности предприятия относительно производства и
реализации продукции.
Таким образом, аудитор
при проверке финансового состояния предприятия исследует не только фактическую
стабильность, платежеспособность и ликвидность предприятия, но и перспективу
повышения деловой активности и эффективности хозяйствования.
Аудиторская
проверка ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества
работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой
подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы
уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные
процедуры аудита. Четкое планирование необходимо также для выбора
предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля
работы; убежденности в том. что внимание привлечено к главным аспектам, что
работа выполнена полностью.
Названным проблемам посвящено российское правило
(стандарт) «Планирование аудита»[2].
В нем подчеркнуто, что требования данного стандарта являются обязательными для
всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего
подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений,
где прямо указано, что они носят рекомендательный характер. Для других случаев
эти требования носят рекомендательный характер (при проведении аудита, не
предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения, а
также при оказании сопутствующих аудиту услуг). В случае отклонения при выполнении
конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта)
аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей
документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта,
заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
Планирование,
являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской
фирмой общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков
проведения аудита, а также в разработке программы, определяющей объем, виды и
последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для
формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о
бухгалтерской отчетности организации.
Планирование должно проводиться в соответствии с
общими принципами проведения аудита, а также с учетом следующих частных
принципов:[3]
— комплексности;
— непрерывности планирования;
— оптимальности.
Первый принцип предполагает обеспечение взаимосвязанности и
согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до
составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе
аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим
субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс,
филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на
длительный период в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта,
в течение года аудиторской фирме следует своевременно корректировать планы и
программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной
деятельности клиента и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в
процессе планирования следует обеспечить вариантность планирования для
возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании
критериев, определенных самой аудиторской фирмой.
При планировании следует выделить такие этапы:
— предварительное планирование;
— подготовка общего плана аудита;
— составление программы аудита.
Для эффективного
планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора
о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством
экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с
проведением аудита.
На начальном этапе аудитор должен ознакомиться
с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь
информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность экономического субъекта.
Аудитору следует ознакомиться с:
— организационно-управленческой структурой клиента;
— видами хозяйственной деятельности;
— структурой капитала;
— технологическими особенностями производства;
— уровнем рентабельности;
— основными покупателями и поставщиками;
— существованием дочерних и зависимых организаций.
Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
—- устав клиента;
— протоколы заседаний совета директоров, собраний
акционеров либо других аналогичных органов управления;
— учетная политика;
— бухгалтерская отчетность;
— внутренние отчеты контролеров;
— материалы налоговых проверок;
— материалы судебных и арбитражных исков;
— беседы с руководством и исполнительным персоналом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|