Меню
Поиск



рефераты скачать Финансовый анализ в аудите

Применение новых форм организации труда, перестройка организационной структуры управления экономикой на предприятиях привели к по­явлению акционерных, малых, арендных и других форм хозяйствования. Здесь аудиторская проверка имеет некоторые особенности. Например, на государственных предприятиях уставный фонд представляет собой централизованные источники финансирования, предназначенные для форми­рования основных средств и в определенной ме­ре оборотных средств. На акционерных предпри­ятиях в уставном фонде отражаются акционерный капитал, на малых - вклады, паи и т.д., на арендных - остаточная стоимость основных средств, взятых в аренду. Это существенно влия­ет на формирование оборотного капитала. На государственном предприятии оборотные средства определяются как: разница между уставным фондом и основными средствами, на акционерных и других предприятиях оборотный капитал представляет собой разницу между текущими активами ( разделы II и III актива баланса) и внешними обя­зательствами.

Оборотный капитал состоит из тех видов иму­щества, которое полностью находится на предприятии в течение одного хозяйственного года и осуществляет полный оборот или несколько оборотов. Источниками образования его являются: увеличение чистого дохода, долгосрочных обязательств, акционерного капитала и т.д. Необходимо yчитывать, что наиболее надежным партнером считается предприятие с большим размером оборотногоo капитала, так как оно может отмечать по своим обязательствам, увеличивать масштабы своей деятельности. Ориентиром для оптимизации размера оборотного  капитала  является его сумма, которая равна половине краткосрочных обязательств. Привлечение заемных средств для осуществления  хозяйственной  деятельности предприятия может иметь различную эффектив­ность, что зависит от рационального формирова­ния структуры источников используемых средств.

Рыночные условия хозяйствования вынуждают предприятия в любой период времени срочно по­гасить краткосрочную задолженность. Способ­ность предприятия погасить срочные обязатель­ства определяется показателем, который харак­теризует отношение оборотного капитала к крат­косрочным обязательствам. Это соотношение до­лжно быть равным единице. Неблагоприятным яв­ляется как низкое, так и высокое соотношение. Ауди­тор должен обратить внимание на то, что если расчет­ный коэффициент значительно больше единицы, это указывает на нерациональное формирование финансов на предприятии. Такое положение дол­жен подтвердить показатель общей ликвидности.

Ликвидность - это способность оборотных средств превращаться в денежную наличность, необходимую для нормальной финансово-хозяй­ственной деятельности. Аудиторы представляют свои заключения банкам, поставщикам, акционе­рам и другим заказчикам. Ликвидность определя­ется отношением всех текущих активов к кратко­срочным обязательствам (последние принимают за единицу). Необходимо отметить, когда отношение текущих активов к краткосрочной задолженности составляют менее единицы, то это значит, что внешние обязатель­ства платить нечем. В случаях, когда текущие ак­тивы равны краткосрочным обязательствам, т.е. соотношение 1:1, у предпринимателя нет свобод­ного выбора решения. Если соотношение высо­кое, это свидетель­ствует о значительном превышении текущих акти­вов над долгами, предприятие имеет большую сумму свободных средств, использует дорогосто­ящие активы, т.е. прибыль с текущих активов вы­ше процентных ставок за заемные средства.

Рациональным (оптимальным) вариантом фор­мирования финансов предприятия считается тот, когда основные средства приобретаются за счет свободных средств предприятия, оборотные - на 1/4 за счет долгосрочных займов, на 3/4 - за счет краткосрочных займов. Предприниматель будет работать лучше, если меньше собственный и больше заемный капитал. По этому принципу формируются взаимоотношения рынка. Имея не­большой собственный капитал, можно получить больше прибыли при рациональном хозяйствова­нии.

Аудитор определяет ликвидность предприятия ис­ходя из общей суммы текущих активов. Однако на ликвидность предприятия могут влиять также чрезвычайные обстоятельства. В таких случаях аудитор должен произвести расчет показателя ликвидности по срокам платежа, позволит установить. сможет ли предприятие возвратить краткосрочные долги. При этом используется соотношение быс­трореализуемых активов денежных средств, деби­торской задолженности и краткосрочных обяза­тельств.

Оценка структуры источников средств, которую приходится давать аудитору банкам, кредиторам, касается изменения доли собственных средств в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении соглашений, договоров. Риск увеличивается в тех случаях, ког­да уменьшается доля собственных средств (капи­тала).

Внутрипроизводственная оценка изменения до­ли собственных средств (капитала) ориентирует­ся на необходимость сокращения или увеличения долго- или краткосрочных займов. Доля внешних займов, кредитов и кредиторской задолженности в общих источниках средств зависит от соотно­шения процентных ставок за кредит и ставок на дивиденды. Если процентные ставки за кредит ниже ставок на дивиденды, то рационально уве­личивать привлечение заемных средств (кратко- и долгосрочные займы). При обратной ситуации целесообразно использовать собственные сред­ства (собственный капитал). Естественно, что структура источников средств будет зависеть от этих обстоятельств. Соотношение собственного капитала к привлеченному (чужому), как правило, должно быть 1:2.

Аудитор после изучения структуры источников средств предприятия представляет информацию банкам, кредиторам о расширении или сворачива­ний деятельности предприятия. Уменьшение крат­косрочных кредитов и увеличение собственного ка­питала может быть доказательством сворачивания деятельности предприятия. Однако одновременно к такому выводу прийти невозможно, так как часть этих средств может находиться под действием дру­гих факторов - процентных ставок за кредит и на дивиденды. Ориентиром вывода аудитора о расши­рении или сворачиваний деятельности предприятия может быть нераспределенная прибыль (в балансе разница между суммой балансовой прибыли и ис­пользованием прибыли - раздел 1 актива и пассива баланса).

В расчетах показателей платежеспособности, ли­квидности оборотного капитала (средств) исполь­зуется дебиторская задолженность и запасы. В зависимости от того, насколько быстро они превра­щаются в наличные деньги, определяются финансо­вое состояние предприятия, его платежеспособ­ность. С этой целью определяют оборотность сче­тов дебиторов, которую рассчитывают как отноше­ние выручки от реализации к сумме задолженности.

Аудитор должен особенно тщательно исследовать организацию расчетов с покупателями, так как от этого зависят объем реализации продукции, состо­яние дебиторской задолженности, наличные день­ги.

Существуют определенные принципы взаимоот­ношений с клиентами (покупателями и поставщи­ками), которые можно изложить следующим об­разом: продай за наличные деньги, купи в кредит; кредитуй покупателя на меньший срок, чем полу­чаешь кредит у поставщика, при соглашении оп­ределяй и проверяй платежеспособность заклю­ченного договора.

Пополнение наличных денег у предприятия за­висит от оборота запасов товарно-материальных ценностей, который рассчитывается как отноше­ние себестоимости реализованной продукции к среднегодовым запасам. Чем выше показатель оборота, тем быстрее запасы превращаются в на­личные деньги. Аудитор такой расчет должен про­изводить в динамике за несколько отчетных пери­одов.

С целью нормального осуществления производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальны­ми. Наличие меньших по размеру, но более мобиль­ных запасов значит, что меньшая сумма наличных средств предприятия находится в запасах. Наличие больших запасов свидетельствует о снижении актив­ности предприятия относительно производства и ре­ализации продукции.

Таким образом, аудитор при проверке финансо­вого состояния предприятия исследует не только фактическую стабильность, платежеспособность и ликвидность предприятия, но и перспективу повы­шения деловой активности и эффективности хозяйствования.



1.3. Этапы аудиторской проверки


Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планиро­вание, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и дей­ственные процедуры аудита. Четкое планирование необ­ходимо также для выбора предполагаемых подходов к до­стижению целей аудита;  выполнения и контроля работы; убежденности в том. что внимание привлечено к глав­ным аспектам, что работа выполнена полностью.

Названным проблемам посвящено российское правило (стандарт) «Планирование аудита»[2]. В нем подчеркнуто, что требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его поло­жений, где прямо указано, что они носят рекоменда­тельный характер. Для других случаев эти требования но­сят рекомендательный характер (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения, а также при оказании сопут­ствующих аудиту услуг). В случае отклонения при выпол­нении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабо­чей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) со­путствующие ему услуги.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской фирмой обще­го плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке програм­мы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности орга­низации.

Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с уче­том следующих частных принципов:[3]

— комплексности;

— непрерывности планирования;

— оптимальности.

Первый принцип предполагает обеспечение взаимосвя­занности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления обще­го плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочер­ним организациям). При планировании на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономи­ческого субъекта, в течение года аудиторской фирме сле­дует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хо­зяйственной деятельности клиента и результатов проме­жуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита заклю­чается в том, что в процессе планирования следует обес­печить вариантность планирования для возможности вы­бора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторс­кой фирмой.

При планировании следует выделить такие этапы:

— предварительное планирование;

— подготовка общего плана аудита;

— составление программы аудита.

Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные органи­зационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономическо­го субъекта и иметь информацию о внешних и внутрен­них факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.

Аудитору следует ознакомиться с:

— организационно-управленческой структурой клиента;

— видами хозяйственной деятельности;

— структурой капитала;

— технологическими особенностями производства;

— уровнем рентабельности;

— основными покупателями и поставщиками;

— существованием дочерних и зависимых организаций. Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:

—- устав клиента;

— протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления;

— учетная политика;

— бухгалтерская отчетность;

— внутренние отчеты контролеров;

— материалы налоговых проверок;

— материалы судебных и арбитражных исков;

— беседы с руководством и исполнительным персона­лом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.