1.
Расчеты в порядке инкассо
2.
Расчеты плановыми
платежами
3.
Векселя полученные
4.
Авансы полученные и
другие.
На субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо»
учитывают расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к
оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные
работы и оказанные услуги.
На субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами»
учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных
связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются
поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
На субсчете 62.3 «Векселя полученные»
учитывается задолженность с покупателями и заказчиками, обеспеченная
полученными от них векселями.
На субсчёте 62.4 «Авансы полученные»
учитываются расчёты по полученным авансам под поставку материальных ценностей
либо под выполнение работ, оказание услуг, а также по оплате продукции и работ,
произведённых для заказчиков по частичной готовности.
Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»
дебетуется в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Реализация», 91
«Операционные доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчётные
документы и в установленном порядке признан доход.
Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»
кредитуется в корреспонденции с дебетом счетов учёта денежных средств, расчётов
на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и другие.
Если по полученному векселю, обеспечивающему
задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере
погашения этой задолженности делается запись на сумму погашения задолженности:
Д-т счёта 51 «Расчётный счёт»
К-т счёта 62 «Расчёты с покупателями и
заказчиками» или
Д-т счёта 52 «Валютные счета»
К-т счёта 62 «Расчёты с покупателями и
заказчиками» и
Д-т счёта 51 «Расчётный счёт»
К-т счёта 91 «Операционные доходы и
расходы» или
Д-т счёта 52 «Валютные счета»
К-т счёта 91 «Операционные доходы и расходы»
Аналитический учет по счёту 62 «Расчёты с
покупателями и заказчиками» ведётся:
1 при расчётах в порядке инкассо - по каждому
предъявленному покупателем или заказчиком счету;
2
при расчетах в порядке
плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику;
3
по полученным авансам – по
каждому кредитору.
Построение аналитического учета должно
обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчётам с
покупателями и заказчиками обеспеченной: векселями, срок поступления денежных
средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в
банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.
Счета-фактуры выписывают все предприятия и
организации, реализующие готовую продукцию, как облагаемые так и не облагаемые
НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании
счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.
Покупателю готовой продукции счета-фактуры
необходимы для возмещения сумм НДС. Следует обратить внимание на то, что
покупатель не может зачесть НДС из бюджета на основании счёта-фактуры, который
был составлен продавцом при получении аванса, так как для зачета налога
необходимо ещё, чтобы готовая продукция была оприходована в учете.
Бланк счета-фактуры может быть изготовлен
типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. Если в
процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом
должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их
расположения. В счете-фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата
выписки; наименование, адрес, УНН налогоплательщика и покупателя; количество и
наименование поставляемой готовой продукции; цена; налоговая ставка и другие
реквизиты.
Счёт-фактура составляется в двух экземплярах.
Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки
готовой продукции или получения аванса. Второй остается у организации продавшей
эту готовую продукцию.
Регистрация составленных счетов-фактур в книге
продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации готовой
продукции.
Книга продаж должна быть прошнурована, ее
страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения
книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.
Платежное поручение выписывается одновременно
в нескольких экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество
экземпляров, которые необходимо представить в банк, зависит от того, каким
образом осуществляется платёж, как правило представляются 3 экземпляра. Не
какие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются.
В платежном поручении указывается УНН;
наименование и номер счета в кредитной организации, банковский
идентификационный код и другие реквизиты (Приложение 6).
Первый экземпляр платежного поручения
подписывают главный бухгалтер и руководитель организации.
Все экземпляры заполненного и подписанного
платежного поручения представляются в обслуживающий вас банк.
Последний экземпляр платежного поручения банк
должен возвратить клиенту с отметкой «принято к исполнению» и указанием даты
принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и
подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению.
Помимо этого к документам по учету расчетов с
покупателями и заказчиками можно отнести расчетный чек, заявление на
аккредитив, платежное требование.
Возрождение рыночной экономикой финансового
рынка привело к восстановлению вексельного обращения в Республике Беларусь, и
прежде всего это относится к использованию векселя по взаимоотношениях
покупателя, заказчика и продавца в сделках, связанных с поставкой готовой
продукции. В этом случае применяется вексель, который имеет двойственный
характер, проявляющийся в том, что он функционирует и как ценная бумага, и как
средство расчетов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями и
заказчиками.
У векселедержателя при получении векселя
сумма, указанна в нем, отражается по дебету счета 62 «Расчета с покупателями и
заказчиками» субсчет «Векселя полученные».
Векселедержатель, покупая вексель банка,
ставит цель извлечь из этой ценной бумаги доход, и тогда учёт ведётся на счёте
91 «Операционные доходы и расходы».
До
наступления срока погашения вексель может быть передан векселедержателям
третьему лицу, который может быть любое юридическое или финансовое лицо.
Передача может осуществляться в порядке взаиморасчетов за полученную готовую
продукцию, в качестве средств расчетов за кредиты и займы, оказания финансовой
помощи или продаваться за деньги.
При заключении договора между поставщиком и
покупателем делается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по
отгрузке продукции несет поставщик. Отсюда формируются следующие фактурные
цены:
·
франко-склад поставщика —
все расходы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции возмещает покупатель
(стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе поставщика и на железной
дороге, перевозки и железнодорожный тариф), а поставщик включает их в платежное
требование-поручение;
·
франко-станция отправления
— расходы, связанные с погрузкой продукции в вагоны, и железнодорожный тариф
производятся за счет покупателя и поставщиком включаются в расчетно-платежные
документы;
·
франко-вагон станция
назначения означает, что все расходы по погрузке товаров в вагон и транспортные
расходы до станции назначения несет продавец, а со станции назначения —
покупатель;
·
франко-склад покупателя —
поставщик оплачивает все расходы до склада покупателя, включая и разгрузку на
его складе (погрузочно-разгрузочные расходы, транспортные и другие).
В настоящее время в деловом обороте Республики
Беларусь преобладают расчеты платежными поручениями. Платежное поручение
представляет собой поручение банку оплатить указанную сумму с расчетного счета
плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа.
Расчёты платёжными поручениями — форма
безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в обслуживающий его
предприятие банк расчетный документ, содержащий поручение о перечислении
определенной суммы со своего счета на счет получателя средств.
Платежные поручения по договоренности сторон
могут быть срочными, досрочные и отсроченные. Срочные платежи совершаются в
следующих вариантах: авансовый платеж, то есть платеж до отгрузки готовой
продукции; платеж после отгрузки готовой продукции, то есть путем прямого
акцепта готовой продукции; частичные платежи при крупных сделках.
Расчёты платёжными требованиями-поручениями —
форма безналичных расчетов, предусматривающая расчетные операции с помощью
платежного требования-поручения, оформленного договора между поставщиком и
плательщиком.
Учёт расчетов платежными требованиями –
поручениями возникли на базе акцептной формы расчетов и сводятся к следующему:
поставщик, отгрузив готовую продукцию, заполняет первую часть (требование),
выписывая платежное требование (приложение) на покупателя – плательщика,
отзывает ему или доставляет нарочным, или передает в свой банк. Получив
платежные требования – поручения, плательщик обязан заполнить вторую часть –
платежное поручение, поручая банку списать с его расчетного счёта указанную
сумму, так как обязательства поставщиком выполнены. Организация – плательщик
сдает этот полностью заполненный документ в банк для оплаты. Банк после
списание средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления на его
расчетный счет.
Согласие на акцепт (оплату) плательщик обязан
дать в течении 3 дней с момента получения платежного документа. При этом
используется принцип: «молчание – знак согласия». В противном случае он имеет
право отказаться от оплаты но в письменной форме. Плательщик имеет право
полностью отказаться от оплаты, в случаи, если готовая продукция не заказана;
продукция поставлена досрочно без согласия покупателя; документально
установлена не доброкачественность или не комплектность продукции; несогласованна
цена. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки на ряду с
заказанными незаконной продукции или отгрузки в большем количестве, чем указано
в счете.
При отказе от оплаты покупатель в том случаи,
если право собственности на готовую продукцию к нему не перешло, принимает
поступившую продукцию на ответственное хранение и по мере поступления
распоряжения поставщика отгружает ее в указанный адрес.
Со счетов плательщика оплачивают без его
согласия требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонентскую за
телефон, проценты за кредит и другие платежи.
Характерная особенность данной формы в том,
что она направлена на защиту интересов покупателя в части проверки объема и
качества поступающего груза, его соответствия договорным обязательствам,
возможности отказа от оплаты по мотивированным причинам. В бухгалтерском учете
следует различать порядок учета операций у поставщика предъявившего требования,
и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за продукцию.
У поставщика учитывается факт реализации
продукции: дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», кредит счёта
46 «Выполненные этапы по незавершённым работам» в сумме договорной стоимости,
указанной в платежном требовании – поручении. По мере зачисления платежа – согласно
выписке банка из расчетного счета: дебет счёта 51 «Расчётный счёт, кредит счёта
62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в сумме договорной стоимости. У
покупателя учитывается факт приобретения готовой продукции: дебет счёта 10
«Материалы», кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Расчёты платёжными требованиями (Приложение 7)
— форма безналичных расчетов, при которой получатель средств представляет в
обслуживающий его банк на инкассо расчетный документ, содержащий требование к
плательщику об уплате определенной суммы через банк. Применяются
преимущественно в иногородних расчетах.
3.5 Оценка организации учёта реализованной
продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками и предложения
по её совершенствованию
В
данном вопросе будут отражены изменения, произошедшие в учете и налогообложении
готовой продукции, что повлияло на совершенствования бухгалтерского учета в
данной сфере.
Теперь
для всех предприятий торговли действует общий порядок, согласно которому сумма
налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями,
занимающимися закупкой и (или) продажи готовой продукции, в том числе по
договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами
налога полученными от покупателей за реализованную готовую продукцию, и суммами
налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или)
таможенным органом по поступившей готовой продукции, предназначенной для
продажи.
Как
следствие внесенных изменений в расчет НДС, на предприятиях упростился порядок
движение готовой продукции из оптовой торговли в розничную и наоборот. Теперь
передача товаров из оптовой торговли в розничную отражается лишь записями в
аналитическом учете по счету 41 «Товары».
В
результате совершенствования бухгалтерского учета при реализации готовой
продукции и расчетов с покупателями и заказчиками уточняется порядок ведения
книги покупок и книги продаж в розничной торговле.
Розничные
предприятия и предприятия общественного питания при реализации готовой продукции
физическим лицам за наличный расчет счета-фактуры не выписывают. Для этих
предприятий требования считаются выполненными, если продавец выдал покупателю
кассовый чек, содержащий реквизиты: наименования организации – продавца; номер
кассового аппарата; номер и дата выдачи чека; стоимость продаваемой готовой
продукции с учетом НДС.
Основанием
для записи в книги продаж для таких предприятий является лента
контрольно-кассового аппарата.
В
плане совершенствования бухгалтерского учета утверждён 30 мая 2003 года
Министерством финансов Республики Беларусь Типовой план счетов бухгалтерского
учёта, который ввёлся в действие с 01 января 2004 года. В связи с этим не
только изменилась нумерация, но и содержания счетов.
При
назначении в бухгалтерском учете выручки от продажи готовой продукции ее
стоимость списывается в дебет счета 90 «Реализация». Если выручка от продажи
отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском
учете, то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45
«Товара отгруженные».
Счет
68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о
расчетах с бюджетами по налогом и сбором, уплачиваемым организацией. Счет 68
«Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым
декларациям к взносу в бюджеты. По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и
сборам» отражаются, суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы
налога на добавленную стоимость. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по
налогам и сборам» ведется по видам налогов.
В соответствии с новым планом счетов
появляется счет 90 «Реализация», где отражается выручка и себестоимость по
готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства.
Счёт 90 «Реализация» корреспондирует:
|