Рис. 4. Валовое производство овощей закрытого грунта
тепличными комбинатами в 2005 г. в разрезе областей
Из рисунка 4 видно, что гомельская область занимает
второе место по посадочным площадям овощей. Теперь рассмотрим долю КСУП
«Тепличное» на рынке Гомельской области в 200 году (рис.5).
Рис. 5. Структура
основных производителей свежих овощей на овощном рынке г. Гомеля в 2005году
Объемы экспорта овощей закрытого грунта, произведенных
тепличными комбинатами республики, в 2005 г составили 1800,8 тонн (рисунок 6.).
Рис. 6. Объемы
экспорта продукции тепличных комбинатов в 2005 г. в разрезе областей
Целевым рынком сбыта продукции КСУП «Тепличное»
является рынок свежих овощей Республики Беларусь, в частности г.
Гомель и Гомельская область, а также Минская и Могилевская области.
Незначительный объем произведенных томатов (200-300 тонн) ежегодно
планируется реализовывать в Российской Федерации [17, с.13].
Согласно прогнозу Минсельхоза России, производство
овощей останется неизменным до 2007 г. – на уровне 12,5-13 млн. т. Скорее
всего, эта тенденция сохранится и до 2009 г., несмотря на относительно высокую
рентабельность отрасли (30–40 %).
Согласно полученному прогнозу, в будущем импорт овощей
может достигнуть уровня 2,5 млн. т., из которых примерно половина придется на
страны ЕС. Доля стран ближнего зарубежья составляет на данный момент примерно
20–25 %. Возможно, эта доля стран СНГ сохранится в среднесрочной перспективе.
Экспорт овощей также имеет тенденцию к росту, главным образом в торговле со
странами дальнего зарубежья. Существуют определенные перспективы и по
активизации экспорта в страны СНГ.
В начале 2005 г. ситуация на рынке овощей была
относительно спокойной. В этот период в сельскохозяйственных организациях еще
имелись запасы, поэтому в январе–феврале повышения цен производителей на овощи
не наблюдалось. Но на потребительском рынке цены начали расти с января месяца.
Цены на овощи носят, как правило, сезонный характер, и
в отчетном периоде фактор сезонности проявился особенно ярко. Начиная с марта,
ситуация на рынке овощей характеризовалась высоким уровнем цен. Особенно быстро
росли потребительские цены на капусту, морковь и свеклу. Сезонное снижение цен
началось позже, чем в прошлом году.
Спрос на овощи в первой половине года был устойчивым,
и сельскохозяйственные организации увеличили объемы их реализации по сравнению
с этим же периодом 2004 г. В результате высоких темпов отгрузки запасы
картофеля и овощей в сельскохозяйственных организациях на начало второго
квартала существенно уменьшились, что повлияло на уровень цен производителей.
Затянувшаяся зима и уменьшающиеся запасы овощей у
населения обусловили спрос на овощные культуры, в результате чего объемы
реализации с начала 2005 г. были выше, чем в предыдущем году. В I квартале
сельскохозяйственными организациями отгружено 212,8 тыс. т овощей, или на 11,1
% больше, чем за это же время в 2004 г. Невысокий урожай овощей 2004 г. и
активная их отгрузка в I квартале 2005 года существенно уменьшили запасы на
начало II квартала. Овощной продукции в сельхозпредприятиях к апрелю было на
42,7 % меньше, чем к соответствующему месяцу 2004 г. В связи с этим объемы
реализации за апрель–июнь 2005 г. снизились на 5,5 % и составили 322,1 тыс. т
против 340,9 тыс. т в соответствующем периоде 2004 года. В целом за I полугодие
2005 г. сельскохозяйственными организациями отгружено овощей 534,9 тыс. т, или
100,5 % к соответствующему периоду 2004 г.[17, с. 14]
Структура производства овощей по категориям хозяйств
практически не изменилась. Основная доля (80 %) в производстве принадлежит
хозяйствам населения, а в их реализации – сельхозпредприятиям (65 % от общего
объема реализации овощей).
По данным Росстата, в 2005 году под овощами было
засеяно 834,5 тыс. га, или на 1,1 % меньше, чем в 2004 г. Сокращение площадей
произошло за счет уменьшения посевов в сельхозорганизациях на 16,4 тыс. га, или
на 15,3 %. Одновременно посевные площади под овощами увеличились в хозяйствах
населения на 9,1 тыс. га, или на 1,3 %, в крестьянских хозяйствах – на 6,6 тыс.
га, или на 13,4 % соответственно.
В 2005 году продолжилось уменьшение доли сельскохозяйственных
организаций в структуре посевных площадей под овощи. Если в 2003 г. удельный
вес данной категории хозяйств составлял 15,5 %, в 2004 г. – 12,8 %, то в 2005
г. – 10,9 %. В то же время повысилась доля хозяйств населения и крестьянских хозяйств.
По данным Росстата, в 2005 году сельскохозяйственные
организации уменьшили посевные площади основных видов овощных культур: под
капусту посевы заняли 85,7 % к уровню 2004 г., огурцы – 87,9 %, помидоры – 81,1
%, свеклу столовую – 90,1 %, морковь – 85,5 %, лук репчатый – 78,5 %.
Массовое производство в тепличных хозяйствах огурцов и
помидоров начинается, как правило, в середине марта. В начале года эта
продукция еще очень дорогая. В условиях традиционно растущего спроса на овощную
продукцию в период праздников (Новый год, Пасха и майские праздники) цены,
естественно, изменяются в сторону увеличения. А вот уже в июне произошло
снижение индексов цен производителей по всем основным видам овощей. Особенно
подешевели огурцы. Индекс цен составил 66 % к маю месяцу против 73,6 % в июне
2004 г. Это связано с тем, что в начале года реализуются огурцы, выращенные в
теплицах, а в июне – грунтовые.
Общая площадь теплиц в России составляет сейчас 2400
га. По сравнению со многими развитыми странами тепличная отрасль в стране
развита недостаточно: площадь теплиц на душу населения составляет 0,59 м2,
в Японии – 12 м2, Голландии – 2,5 м2. Свыше 90 % площадей
тепличных хозяйств занято под овощами, в основном под 4 культуры: томат,
огурец, сладкий перец и баклажан. При этом более 90 % всех площадей занято под
помидоры и огурцы.
Небольшие площади под теплицы, узкий
ассортимент выращиваемых овощей, высокие цены – это и есть те основные факторы, которые сдерживают темпы
роста потребления овощей закрытого грунта. Исходя из мирового опыта, очевидно,
что уровень потребления тепличных овощей в стране во многом определяется
развитостью их национального производства, которое представлено местными
тепличными хозяйствами, поставщиками из других регионов России, импортерами,
населением (дачи, подсобные хозяйства).
Особенностью развития отрасли в ближайшие годы будет
постепенный перевод производственных мощностей тепличных хозяйств в южные
регионы страны, где природно-климатические условия благоприятнее для
производства. Те производители, чьи предприятия расположены в неблагоприятных
погодных зонах, вынуждены будут внедрять современные интенсивные технологии
выращивания, активную маркетинговую политику по расширению ассортимента,
постепенной переориентации на более рентабельные виды продукции: производство
салата, другой зелени, земляники, расширение ассортимента овощей, производство
цветов. В то же время Министерство сельского хозяйства РФ планирует в ближайшее
время повысить пошлины на импорт овощей с 15 до 25 %, что по замыслу министерства
защитит отечественных производителей овощей. Но нельзя забывать, что это
повысит и цены. Конечно, тех, кто привык покупать голландскую морковь и томаты,
вряд ли отпугнет повышение цен на эти овощи. А вот по карману малообеспеченных
покупателей эта инициатива может ударить. Некоторые эксперты полагают, что
повышение цен на импортные овощи может вызвать цепную реакцию и привести к
росту цен и на отечественную продукцию. Россияне и так предпочитают выращенные
на приусадебных участках овощи, чем покупные. И повышение цен лишь увеличит
интерес к огородничеству, а не к продукции отечественных совхозов.
Таким образом, проанализировав рынки сбыта Беларуси и
Российской Федерации, было выявлено, что для КСУП «Тепличное» имеются
перспективы развития сбыта своей продукции за пределами Республики Беларусь.
3.2.Характеристика
конкурентоспособности продукции
С развитием товарного рынка, увеличивается объем
производителей однотипных товаров и соответственно количество производимых
товаров народного потребления. В ходе этого процесса между производителями
ведется в своем роде борьба за долю рынка. Чтобы победить в этой борьбе, товар
должен обладать какими-либо свойствами, которые отличают его перед другими
аналогичными видами товаров и делают его более привлекательным для потребителя.
Совокупность таких свойств называется конкурентоспособность.
Конкурентоспособность товара – это совокупность
характеристик продукта и соответствующих ему услуг отличающее его от товаров
аналогов по степени удовлетворенности потребителей, по уровню затрат на его
приобретение и эксплуатацию [3, с.142].
Качество товара характеризуется следующими
показателями:
·
технико-экономическими;
·
технология изготовления
товара;
·
эксплуатационные
характеристики;
·
эргономические
характеристики
·
эстетические показатели.
Кроме того, качество определяют: нормативные
составляющие (соответствие продукции обязательным требованиям стандартов или
иной нормативно-технической документации), а также патентная чистота
производимой продукции.
Применение совершенных технологий по выращиванию
огурца и томата на КСУП «Тепличное» повышает конкурентоспособность продукции.
Например, подача углекислого газа в теплицы приводит к повышению урожайности на
30 % и резко увеличивает качество томатов и огурцов – томат становится крупнее,
увеличился срок хранения как томата так и огурца. А это дает немалое
преимущество перед конкурентами. Также совершенствуется упаковка продукции:
овощи фасуют в специальные ящики, добавляется этикетка, где указываются данные
по времени упаковки и номер работника. На предприятии были разработаны свои
стандарты, так как государственные стандарты не обновлялись с 1981 года, а
жесткая конкуренция и рынок требуют уже другого качества.
В настоящее время на предприятии планируется
строительство засольного цеха (соление огурцов, томатов и капусты), что дает
свое преимущество перед конкурентами. В летнюю пору, когда продукция дешевая
можно сделать закладку на соления и продать зимой в виде солений. КСУП
«Тепличное» постоянно стремится расширить свой ассортимент. Например, концу
2006 году планируется завершить строительство линии по выращиванию свежей
зелени (салат, петрушка, укроп, кинза, базилик). На данный момент предприятие
торгует фруктами, овощами, цветами и семенами.
Кроме показателя качества на конкурентоспособность
выпускаемой продукции оказывает огромное влияние цена продукции.
Проанализируем цены на основную продукцию КСУП
«Тепличное» и предприятий-конкурентов.
Таблица 3.2.1
Сводные данные по цене на продукцию КСУП «Тепличное»
и его предприятий-конкурентов
|