При осуществлении примирительных процедур наряду
с правовыми, юридическими тонкостями улаживания социально-трудовых конфликтов
сохраняет важность соблюдение общепринятых и проверенных практикой принципов
ведения переговоров — одного из приоритетных и наиболее эффективных способов
преодоления конфликтного противостояния. Переговоры представляют собой
дискуссию, заинтересованный диалог по поводу складывающихся или уже
сложившихся отношений, о приемлемых условиях погашения конфликта. Это
действенный поиск взаимоудовлетворяющего решения проблемы, породившей
столкновение сторон.
Недаром же среди основных принципов ведения
переговоров значатся: взаимное уважение и признание представителей сторон в
качестве равнокомпетентных и полномочных; доверие и паритетность лиц,
представляющих субъектов на переговорах; свобода выбора и обсуждения вопросов,
относящихся к содержанию конфликта; учет реальных и обоснованных возможностей
обеспечения мероприятий, направленных на устранение (ликвидацию) причин
конфликта; добровольность принятия субъектами, участвующими в переговорах,
определенных обязательств; контроль за выполнением обязательств, принятых
сторонами, и ответственность за их осуществление.
Переговорный процесс при разрешении
коллективных трудовых споров необходим и практически осуществляется на всех уровнях
управления.
В
нем при определенных условиях участвует и Российская трехсторонняя
комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений —
постоянно действующий орган, образованный в соответствии с
Федеральным законом «О коллективных договорах и соглашениях» еще в 1992 г.
Положением об этой комиссии установлено, что ее основными целями являются согласование
социально-экономических интересов федеральных органов государственной власти,
общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений
работодателей при выработке общих принципов урегулирования социально-трудовых
отношений
и содействие договорному урегулированию таких отношений на федеральном уровне.
Основные же задачи трехсторонней комиссии сводятся к следующему [ ]:
- обеспечение равноправного сотрудничества федеральных органов
государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и
работодателей при выработке общих принципов регулирования
социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
- ведение коллективных переговоров и подготовка генерального соглашения;
- развитие социального партнерства на федеральном
уровне;
- оказание содействия участникам отраслевых (межотраслевых)
и
профессиональных тарифных соглашений, заключаемых на федеральном уровне, в
урегулировании возникающих между ними разногласий при разработке и выполнении
указанных соглашений.
В своей деятельности трехсторонняя комиссия
вправе давать рекомендации федеральным органам государственной власти
о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых
отношений,
в том числе в сфере
занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни, социальной защиты,
социального обеспечения и социального страхования, охраны труда,
социального партнерства. Она имеет право взаимодействовать с отраслевыми и региональными
комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, оказывать
содействие в их деятельности и развитии социального партнерства на отраслевом
и региональном
уровнях.
Соглашениями на федеральном, отраслевом и
региональном уровнях могут предусматриваться положения по широкому спектру
трудовых и социально-экономических вопросов, не противоречащих законодательству.
Среди них — о развитии социального партнерства и трехстороннего
сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении
трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.
Так, Московская трехсторонняя комиссия,
образованная правительством города, городской федерацией профсоюзов, конфедерацией
промышленников и предпринимателей, приняла в 1999 г. специальное обращение к москвичам, в
котором заявила о своем намерении не допускать снижения достигнутого ранее уровня социальных
гарантий для слабозащищенных категорий жителей столицы, ухудшения условий
деятельности объектов социальной инфраструктуры, ослабления мер, направленных
на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда работающих, условий для
конструктивного взаимодействия и социального партнерства. В опубликованном затем трехстороннем
соглашении
выделен
отдельный раздел, в котором зафиксированы мероприятия, обеспечивающие
такое сотрудничество. Конкретные обязательства сторон, в частности,
предусматривали необходимость [ ]:
• осуществлять согласованные действия по преодолению финансово-экономического
кризиса, смягчению его негативных последствий для хозяйствующих субъектов и
населения города;
• оказывать практическое и
методическое содействие заключению коллективных договоров и городских
соглашений на уровне отраслей, административных округов, предприятий города, их структурных подразделений, наделенных правами
юридического лица, независимо от форм собственности;
• способствовать предотвращению коллективных
трудовых споров, а профсоюзам в случае выполнения правительством Москвы и
предпринимателями (работодателями) своих обязательств по трехстороннему
соглашению, отраслевым соглашениям и коллективным договорам не выступать организаторами забастовок.
При осуществлении примирительных процедур не менее чем правовые
нормы
и принципы
переговоров, значимы те же общепризнанные правила коммуникации. Они обычно
предполагают непременную культуру общения, терпимость к чужому
мнению и позиции, занимаемой партнером в деловых отношениях или оппонентом в конфликтной
ситуации, признание того, что каждый субъект конфликта по-своему прав, все
участвующие в конфликтном противоборстве стороны равны между собой. Поэтому
конфликтующим сторонам настоятельно рекомендуется [ ]:
• уметь слушать и спокойно, терпеливо обсуждать,
избегая запальчивого спора, ибо истина в нем, как правило, гибнет;
• обращать первоочередное внимание на существо
дела, не размениваться на мелочи, вести диалог достойно, в корректной форме. Ни
в коем случае не переходить на личности, постоянно помнить, что излишние эмоции
застилают разум, мешают вникнуть в проблему, отвлекают от главного — общих
интересов в конкретной сфере деятельности;
• четко формулировать предмет обсуждения, искать
общий подход к взаимоприемлемому решению, фиксировать прежде всего
положительные моменты и совпадение мнений, учитывая, что интерес каждой стороны
в итоге состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интерес другой
стороны, без чего взаимное согласие невозможно;
• важно не только то, что говорится, но и кто и
как высказывается. Необходимо вести переговоры с улыбкой, не быть агрессивным,
не принимать «боевой стойки», не заставлять оппонентов или партнеров по
переговорам держать «глухую оборону»;
• оптимальный вариант переговоров, как и вообще
исход примирительных процедур, — достижение соглашения, удовлетворяющего всех
участников конфликта, но не за счет интересов тех, кто в конфликте
непосредственно не участвует, т.е. какого-либо сговора.
Переговоры, примирительный процесс, конечно же,
не панацея. При всей своей важности в качестве методов улаживания конфликтов
они не свободны и от существенных ограничений, поскольку больше связаны с
субъективной стороной конфликтного поведения и далеко не всегда могут снять или
хотя бы ослабить остроту противоречий, возникающих на объективной основе. И все
же, как отечественный, так и зарубежный опыт позволяют считать
социально-психологические методы пригодными в условиях любого конфликтного
противоборства. Они в большинстве случаев открывают возможность снимать
напряженность в отношениях, устранять помехи на пути к взаимопониманию и согласию,
выбирать такой образ действий, который непременно учитывает интересы разных
сторон, вовлеченных в конфликт, дают наибольший эффект при урегулировании часто
возникающих социально-трудовых конфликтов.
трудового конфликта
Уже в ходе примирительных процедур, имеющих
целью разрешение коллективного трудового спора, работники в соответствии с законодательством
Российской Федерации могут воспользоваться правом проводить собрания,
митинги, демонстрации, пикетирование. Эти акции предпринимаются ими в
поддержку своих требований.
Собрание представляет по сути
первый акт предъявления требований работников. Эти требования выдвигаются на
собрании (конференции) большинством голосов. Вместе с этим избираются
полномочные представители работников для участия в разрешении коллективного
трудового спора. Работодатель не вправе препятствовать проведению собрания
(конференции), обязан предоставлять для него соответствующее помещение. Как
правило, выдвигаемые требования излагаются в письменной форме и направляются
работодателю, а их копия — в орган государственной службы по урегулированию
коллективных трудовых споров.
Митинг как форма массового собрания по поводу
актуальных, преимущественно общественно-политических и социально-экономических
вопросов может проводиться работниками в знак недовольства своим положением и
поддержки выдвигаемых перед работодателями требований. Он часто используется
как способ влияния на ход рассмотрения коллективного трудового спора.
Демонстрация, представляя собой
массовое шествие, выражает какие-либо общественно-политические настроения, в
том числе и социальный протест. Вызванная недовольством работников
организации, отрасли или региона, она также может использоваться как форма
выражения общественного мнения по поводу содержания и порядка разрешения
социально-трудового конфликта.
Пикетирование относится к акциям того
же плана. Оно означает патрулирование группой митингующих или демонстрантов в
районе проведения митинга или демонстрации. Нередко пикеты выставляются
представителями участников протеста социального или иного характера перед
органами государственной власти и местного самоуправления, другими
официальными представительствами.
Указанные акции проводятся обычно в условиях
локального или общего конфликта, когда в противоборство втягивается большинство
персонала предприятия либо основная масса работников, занятых в той или
иной отрасли хозяйства. В таком конфликте, как правило, остро сталкиваются
несовпадающие интересы сторон, связанные преимущественно с производственными,
распределительными и трудовыми отношениями. Но нередко противостояние выходит
за эти рамки, вторгается в область экономической и социальной политики,
деятельности органов государственной и местной власти, сопровождается
требованиями политического характера.
Конкретный тому пример — общероссийская акция
протеста, которая проводилась 7 октября 1998 г. по инициативе профессиональных
союзов и при активном участии ряда общественных движений, политических партий
и групп из тех, что находились в оппозиции высшему руководству страны. Вместе с
требованиями социально-экономического характера участники акции выдвигали лозунги
отставки президента, смены курса осуществляемых реформ, принятия
правительственных мер к обузданию преступности и коррупции.
Локальный и общий конфликты принимают самые
разные поведенческие формы. Наиболее распространенными являются два
направления: первое — действия в рамках социальных институтов, организационных
форм и процедур (проведение дискуссий, обращение с запросами во властные
структуры, подписание деклараций, принятие законоположений и т.п.); второе —
массовые акции с предъявлением требований со стороны недовольных социальных
групп, апелляцией к общественному мнению, выражением протеста не только в
форме собраний, митингов, демонстраций и пикетирования, но также голодовок,
кампаний гражданского неповиновения и забастовок.
Та же общероссийская протестная акция 7 октября
1998 г. нашла выражение в разнообразии вариантов выдвижения и поддержки
требований трудящихся и жителей отдельных регионов страны. Ей предшествовали:
четырехмесячный шахтерский пикет на Горбатом мосту у Дома правительства в
Москве; временные перекрытия железнодорожных магистралей в Приморье,
Кемеровской, Челябинской, Ростовской областях и Республике Коми; забастовки
учителей и медиков, митинги и демонстрации машиностроителей, аграриев,
энергетиков, работников академических и отраслевых научно-исследовательских
учреждений, преподавателей вузов и студентов ряда крупных городов страны.
В акциях протеста приняли участие миллионы
россиян. Одни ограничились краткосрочным прекращением работы и проведением
собраний непосредственно на предприятиях и в учреждениях, другие же вышли на
улицы, устраивали шествия и митинги. Известно, что в Москве на Васильевском
спуске у Кремля собралось примерно 150 тыс. человек под флагами профсоюзов и
некоторых партий, а на Дворцовой площади Санкт-Петербурга сошлись на
общегородской митинг свыше 100 тыс. человек.
Вне сомнения, крайней формой
социального протеста выступает забастовка. Актуальность темы
забастовочного движения как средства разрешения социально-трудовых конфликтов в настоящее время в России
приобретает повышенную остроту.
Исторически забастовки или, как их
еще называли, стачки стали фактом в условиях утверждения капиталистического
способа производства, перехода к машинной индустрии, концентрации лиц наемного труда на крупных
предприятиях со многими тысячами рабочих. Их главная цель почти всегда
сводилась к защите интересов тех, кто жил продажей своей рабочей силы.
Формы стачечной борьбы отличались
разнообразием. Известно, например, что луддиты — участники первых стихийных выступлений
на предприятиях Великобритании в конце XVIII — начале XIX в. — ломали станки и фабричное оборудование. Недовольство
лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834 гг. доходило до применения
рабочими огнестрельного оружия. Широкий резонанс в мире вызвали
сопровождавшиеся полицейской расправой демонстрации пролетариев Чикаго в США
в майские дни 1886 г.
В историю России приметной вехой
вошла знаменитая Моро-зовская стачка на Никольской мануфактуре Морозовых в
подмосковном Орехово-Зуеве, которая произошла в январе 1885 г. Тогда ткачи и прядильщики,
прекратив работу, направили письменные требования не только владельцам предприятия, но и
правительству. В частности, они настаивали на отмене или существенном сокращении штрафов, издании
специального закона об условиях найма на работу и увольнения. В конце
концов властям и собственникам мануфактуры пришлось уступить, а состоявшийся
затем суд оправдал организаторов забастовки.
И в последующее время стачки имели
большое значение в российском рабочем движении. Они оказали значительное
влияние на ход революционных событий 1905—1907 гг., а также памятного своими Февралем и Октябрем 1917 г. Забастовки
проходили и после установления в России советской власти. Лишь с конца 1920-х гг. о них перестали
упоминать; считалось, что в стране, строящей социализм, их не должно быть
вовсе.
Следует напомнить, что со времени окончания
Второй мировой войны и вплоть до середины 1970-х гг. в США,
большинстве государств Западной Европы, Японии и других странах забастовочное
движение
приняло широчайший размах. В ту пору изменились круг и характер
выдвигаемых трудящимися требований. Бастующие добивались не только улучшения
условий купли-продажи рабочей силы, т.е. более высокого уровня заработной
платы, сокращения рабочего дня, надежной охраны труда, но и осуществления мер
по обеспечению полной занятости, организации профессионально-технической
подготовки, благоустройству рабочего быта и т.п. Тогда же сложились
действующие и по сей день организационные формы социального партнерства.
С конца 1970-х гг. ситуация начала склоняться в
сторону спада волны забастовок, ослабления влияния профсоюзов, установления
так называемого нового социального консенсуса. Но и теперь во многих странах
время от времени вспыхивают острые социально-трудовые конфликты.
В странах с развитой рыночной экономикой накоплен
и в значительной мере подвергся научному обобщению опыт прогнозирования
забастовок и их урегулирования. На предприятиях этих стран в улаживании
возникающих конфликтов общего характера принимают участие представители не
только самих бастующих и предпринимателей-работодателей, но и муниципальных и
государственных органов. Вмешательство властных структур закреплено
соответствующим законодательством.
Законы большинства развитых стран с рыночной
экономикой принимают во внимание рекомендации таких международных организаций,
как Организация Объединенных Наций, Международная Организация Труда (МОТ) и
др. Они предусматривают право граждан на забастовку, устанавливая, однако, и
определенные ограничения. Прежде всего составляется перечень отраслей, в которых
забастовочные акции запрещены. Обычно это касается вооруженных сил, полиции,
пожарной службы, скорой медицинской помощи, газо- и электроснабжения,
некоторых других жизнеобеспечивающих систем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|