По характеру спора все трудовые споры
подразделяются на:
1) споры о применении норм трудового
законодательства, установленных им, коллективным или трудовыми договорами, социально-партнерскими
соглашениями о правах и обязанностях. Такие споры могут возникать из
всех правоотношений сферы трудового права, т. е. как из трудовых, так и из
всех других производных от них (например, из отношений по материальной ответственности).
В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или
профсоюзного органа или полномочие трудового коллектива. Их за
рубежом называют «споры о правах»;
2) споры об установлении новых или изменении
существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных
законодательством. Этого вида споры могут возникать из четырех правоотношений:
а) из трудового — об установлении работнику в локальном порядке
новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового
тарифного разряда); б) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией
(например, спор при утверждении ими графика отпусков, распределении жилья); в)
трудового коллектива (его органов) с работодателем, его администрацией
(например, спор СТК с администрацией при решении определенных вопросов управления
предприятием); г) профсоюзов как представителей работников с представителями
работодателей, их ассоциаций на различных уровнях социально-партнерских отношений.
Их называют «споры об интересах».
Трудовой кодекс регулирует порядок разрешения
индивидуальных трудовых споров работника с работодателем, его администрацией,
а также порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 60 и 61) как о
правах, так и об интересах.
Коллективные споры могут возникнуть из
правоотношений: 1) трудового коллектива с работодателем, включая и вышестоящий
орган управления; 2) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией;
3) социально-партнерских правоотношений представителей работников и
работодателей с участием органов власти на федеральном, отраслевом,
региональном и других уровнях.
По правоотношениям, из которых может возникнуть
спор, все трудовые споры делятся на споры из правоотношений:
1) трудовых (их абсолютное большинство);
2) по трудоустройству (например, не
принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан
заключить трудовой договор);
3) по надзору и контролю за соблюдением
трудового законодательства и правил охраны труда;
4) по подготовке кадров и повышению квалификации
работников на производстве;
5) по возмещению материального ущерба
работником предприятию;
6) по возмещению работодателем ущерба работнику в
связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права
трудиться;
7) профсоюзного органа с работодателем по
вопросам труда, быта, культуры;
8) коллектива работников с работодателем;
9) социально-партнерских правоотношений на
четырех более высоких уровнях.
Классификация трудовых споров по трем указанным
основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно
определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор,
спор о применении трудового законодательства или об установлении новых условий
труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).
Причины трудовых споров — негативные
факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления
субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.
Условия возникновения трудовых споров — это тоже негативные
факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и
тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами
условия не вызывают трудовой спор.
Служба по урегулированию коллективных трудовых
споров «выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных
трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению» (ст. 1 Закона о
коллективных трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и
условий трудовых споров и на их профилактику.
Причинами трудовых споров являются два
субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей
в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические
обстоятельства, действия:
1) отставание индивидуального сознания от
общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали (со
стороны не только представителей администрации, органов управления, но и
отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину,
небрежно относящихся к вверенному имуществу предприятия, требующих не
заработанную оплату или не полагающиеся им блага);
2) незнание или плохое знание трудового
законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими
работниками и их представителями, т. е. низкая правовая культура,
правосознание.
Условия трудовых споров носят по отношению к
спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного
производства, отрасли или недостатки и пробелы в трудовом
законодательстве. Условия трудовых споров могут быть двух видов:
производственного и правового характера. Они связаны с организацией
производства или правотворчества — с принятием норм права, поэтому по
отношению к спорящей стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоящее
время с переходом к рыночным отношениям появилась и третья, уже объективная
причина, — тяжелый кризис нашего народного хозяйства, производства.
В юридических вузах США, Англии и других стран
изучается теория конфликтов (конфликтология); в США есть социальные центры по
изучению и разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по
конфликтам.
В последние годы в нашей стране социологи и
психолога разрабатывают теорию конфликтов (конфликтологию). Юристы не
приступили, к сожалению, к ее разработке.
Условия производственного характера отражают
недостатки в организации труда и работы на данном производстве, в отрасли,
например неритмичность работы или плохую организацию труда.
Условия трудовых споров правового характера вызываются
недостатками в правотворчестве, в принятии, создании трудового законодательства
(не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм; пробелы в
законодательстве, позволяющие по-разному толковать нормы спорящими сторонами;
определенное отставание отдельных норм от бурно развивающейся практики организации
труда и распределения и др.).
Но если причины трудовых споров отсутствуют2,
то даже при наличии указанных условий (обстоятельств) трудовой спор не
возникает. Профилактика трудовых правонарушений, т. е. их предупреждение с
учетом конкретных условий и личности работника,— это одновременно и
профилактика трудовых споров. Это является обязанностью администрации,
профсоюзных органов и юридических служб организации. Она по сфере своего
воздействия — общая для всех рабочих и служащих. Но может быть и специальной
для определенных категорий работников, например для несовершеннолетних, как
наиболее часто нарушающих трудовую дисциплину, для хозяйственных
руководителей. Отраслевой, местной, локальной такая профилактика является для
трудового коллектива.
В отличие от основных принципов трудового права,
отражающих в кратком виде содержание норм всего трудового законодательства,
принципы рассмотрения трудовых споров — это характерные черты конкретного
института трудового права. В кратком виде они определяют сам порядок
рассмотрения трудовых споров, его организационное построение и действия в нем
субъектов процессуальных правоотношений.
Принципы порядка рассмотрения трудовых споров — основные
положения, отражающие суть норм данного института трудового права,
определяющие существенные характерные черты этого порядка и направленность
развития системы его норм. В нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров
демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он
позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой
спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы трудящихся.
Принципами рассмотрения трудовых споров являются:
1) демократизм порядка, т. е. участие широких масс трудящихся в разрешении
споров; 2) простота порядка, т. е. его бесплатность, доступность и удобство
обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором; 3) законность, гласность,
объективность и полнота исследования доказательств по спорам; 4) быстрота разрешения
спора; 5) обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору,
восстановления нарушенных трудовых прав. Рассмотрим подробнее каждый из этих
принципов.
Демократизм, участие трудящихся через профсоюзы,
трудовые коллективы в разрешении споров. В КТС участвуют от
сотрудников избранные члены трудового коллектива. Коллективные трудовые споры
рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового
коллектива или профсоюза. Состав трудового арбитража комплектуется по соглашению
представителей трудового коллектива или профсоюза с работодателем, администрацией.
Представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов трудящихся
(ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе.
Бесплатность, доступность и удобство обращения
трудящихся в юрисдикционный орган с трудовым спором. Работники для
разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких
материальных затрат. Все юрисдикционные органы близки к трудящимся. Спор может
быть решен в КТС в той же организации, где работает работник, и в нерабочее для
него время. Примирительные комиссии находятся непосредственно на производстве и
состоят из работников данного производства. Суд, рассматривающий трудовой спор,
находится в том же районе, где занят работник. Коллективные трудовые споры
рассматриваются примирительной комиссией и трудовым арбитражем также на
производстве данного трудового коллектива и всегда бесплатно.
При предъявлении иска по трудовому спору истцы —
рабочие и служащие во всех юрисдикционных органах освобождены от
государственной пошлины и других расходов по ведению дела. Каждый трудящийся и
представитель профсоюзного органа, трудового коллектива может получить по
возникшему трудовому спору бесплатную юридическую помощь в юридических консультациях
профсоюзных органов (вышестоящих). Все это создает удобство и доступность
защиты трудовых прав.
Законность, гласность, объективность и полнота
исследования доказательств по трудовому спору, а следовательно, законность
его разрешения. Заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто,
публично.
Органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны
решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы
по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать
свидетелей, приглашать экспертов.
Быстрота разрешения трудовых споров обеспечивается
более краткими процессуальными и исковыми сроками.
Процессуальный срок — это установленный
законом отрезок времени для процессуальных действий по начатому процессу:
- сроки рассмотрения в КТС — не более 10 дней, в
суде —до 10 дней (и 7 дней дается для подготовки дела к рассмотрению), в
вышестоящих органах — не более месяца со дня принятия заявления, в
примирительной комиссии и в трудовом арбитраже — до 5 рабочих дней со дня их
создания, а с участием посредника — до 7 рабочих дней с момента его приглашения
(назначения);
- сроки выдачи решений, выписок из них, а также
подачи замечаний на протокол заседания везде трехдневные со дня вынесения
решения по трудовому спору;
- сроки обжалования решений по трудовому спору
КТС в суд, а суда в вышестоящий суд — 10 дней со дня получения копии решения.
Некоторые сроки может устанавливать и изменять
сам орган, рассматривающий спор, например срок исправления искового заявления
или представления дополнительных доказательств по делу. Установленные же законом
процессуальные сроки он менять не может, но вправе восстановить или продлить
пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны,
например восстановить срок обжалования.
Исковой, или давностный, срок — это
установленный законом отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за
защитой нарушенного трудового права или законного интереса. Поскольку пропуск
срока давности для обращения влечет за собой потерю права на защиту в данном
органе, исковые сроки рассматриваются как материальные сроки по осуществлению
защиты материального права. Сроки давности — одна из предпосылок реализации
права на защиту законных требований. Последствием истечения давностного срока
по трудовому спору является утрата права на иск, а если иск уже предъявлен, то
может быть вынесено решение об отказе в иске из-за пропуска срока исковой
давности. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда
заинтересованное лицо узнало о нарушении его права или должно было узнать об
этом.
Иск по трудовому спору — это обращение в
соответствующий орган (КТС, суд) за защитой нарушенного и оспариваемого права
или охраняемого трудовым законодательством интереса субъекта трудового права.
Все споры о применении установленных условий труда являются исковыми. Споры об
установлении новых условий труда по своему характеру являются неисковыми, так
как здесь имеет место требование не о восстановлении нарушенного права (как в
исковых спорах), а об установлении нового права, новых условий труда и права
на них. Ранее законом не устанавливалось для них давностных и процессуальных
сроков. Трудовой кодекс их никак не выделил. Следовательно, они теперь
рассматриваются и в КТС. Поэтому и для них теперь предусмотрен тот же
процессуальный срок.
Исковые сроки по трудовым спорам следующие [ ]:
- для обращения работника с заявлением в КТС —
три месяца; при пропуске его по уважительным причинам КТС на своем заседании
может восстановить этот срок, а при пропуске без уважительных причин —
отказать в иске за пропуском давностного срока;
- для обращения работника с иском непосредственно
в суд — три месяца, а по делам об увольнении — месяц со дня вручения приказа
об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
для обращения работника в вышестоящий орган со
спором — три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении
своего права, а об увольнении — месяц;
- для обращения администрации в суд с иском к
работнику о возмещении ущерба, причиненного предприятию,— годичный ис-ковый
срок со дня обнаружения ущерба.
Исковых сроков по делам о возмещении работнику
вреда на производстве не установлено. Их нет и по исковым спорам.
Принцип обеспечения реального восстановления
нарушенных прав выражается в том, что если работодатель добровольно не
выполняет решение органа, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор, то это
решение исполняется в принудительном порядке через судебного
пристава-исполнителя по соответствующим исполнительным документам.
Порядок рассмотрения трудового спора — это
установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства,
начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу.
Необходимо различать порядок рассмотрения
индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем органе. Все эти
органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия, но в различном
порядке. Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового
законодательства рассматриваются в общем порядке, начиная с КТС, и если КТС в
10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на решение
суда. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой
общий порядок установлен ст. 390 ТК, а для суда — еще и ГПК РФ.
Комиссия по трудовым спорам — это орган трудового
коллектива. Она образуется во всех организациях по инициативе работников и
(или) работодателя на паритетных началах из представителей этих сторон. Как указывалось
ранее, представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников
тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции), а
представители работодателя назначаются приказом работодателя. По решению общего
собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях
организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и
КТС организации. В КТС структурных подразделений организаций могут
рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих
подразделений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|