Разработка и
проведение социально-экономической политики на «Ижевском мотозаводе
«Аксион-Холдинг» осуществляются по многим направлениям, важнейшие из которых:
политика доходов; политика в отношении сотрудничества с профсоюзами; политика
социального обеспечения работников. Содержание социально-экономической
политики на данном заводе имеет определенные различия с политикой других
крупных заводов г. Ижевска, таких как машиностроительный завод или автозавод.
Политика доходов является эффективным
инструментом стимулирования экономического роста завода при соблюдении интересов
основных социальных групп сотрудников ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг».
Под разными названиями и в различных формах политика доходов применяется с
начала 1997 г. Благодаря, консенсусу труда и капитала на заводе уже почти 10
лет не было забастовок и митингов, стихийных выступлений из-за недовольства
коллективом заработной платой или условиями труда.
Каждые два года
руководство мотозавода и лидеры профсоюза завода путем переговоров
вырабатывают рамочное соглашение – консенсус о соотношении прибылей и зарплаты,
о степени их прироста и условиях производственной деятельности, а также темпах
инфляции. Выработанное соглашение печатается в нескольких экземплярах и
раздается в структурные производственные подразделения завода для обсуждения и
дополнения в коллективах. После обсуждения комиссия по заключению коллективного
договора дорабатывает проект и он утверждается руководством мотозавода.
2.4. Примирительные процедуры при
трудовых спорах,
используемые на предприятии
Уже указывалось, что любой конфликт, какую бы
крайнюю форму он ни принимал в своем разрастании, должен в конце концов прекратиться,
получить полное или частичное разрешение. Исход возможен в двух вариантах:
либо как следствие изменения объективной ситуации, либо как результат
психологической перестройки участников конфликта, изменения субъективного
восприятия ситуации.
Процесс улаживания конфликта подчинен тому, чтобы
тем или иным способом побудить конфликтующие стороны прекратить противоборство,
вступить в переговоры между собой и найти совместное решение, в той или иной
степени приемлемое для всех. К тому же желательно путем примирения
восстановить, а то и упрочить взаимопонимание, сотрудничество.
Нужно считаться и с тем, что конфликт как сложное
взаимодействие людей — трудно регулируемый процесс с малой степенью
предсказуемости. Человеческие отношения никогда не бывают однотипными,
застывшими; они постоянно меняются, как изменяется сама жизнь вокруг нас. В каждом
конкретном случае приходится определять содержание и специфику проявления данного
конфликта, выбирать адекватные его природе методы воздействия на оппонентов,
их поведение.
Любому конфликту в организации объективно
предшествует некое стечение обстоятельств, в которых находятся и должны действовать
потенциальные стороны противоборства, а также сами люди со своими
потребностями, интересами и мотивами — возможные субъекты конфликтного
столкновения. Еще на ранней стадии возникновения конфликта важно учитывать, как
разделенные противоречиями стороны воспринимают конфликтную ситуацию, что
подвигает их к столкновению. Реакция и действия людей зависят от того, как
они относятся к происходящему, в какой мере развитие событий соответствует
свойственным им устремлениям, нравственной позиции, особенностям темперамента
и характера. Для подтверждения сошлемся на ряд примеров.
Пример первый. Работник в споре с
коллегами по поводу предотвращения банкротства родного предприятия утверждает,
что выход из создавшегося положения возможен только на путях преодоления
социально-экономического кризиса в стране, продвижения ее к многоукладной,
социально ориентированной рыночной экономике, укрепления правопорядка и
нравственных устоев общества. В подобных случаях, как легко заметить, на
передний план выступают интеллектуальные качества человека, его взгляды и
убеждения.
«Снимем маски» — призыв, требующий от
участников конфликта быть честными, стремиться к искренности, т.е. не прятаться
за напускной личиной, оставаться самим собой; только так могут проявляться
истинные мотивы людей, а не их внешние претензии.
«Выявляем подлинную проблему» — задача трудная,
но без выяснения реальной причины, выделения ее из шелухи различных наслоений
уладить вспыхнувший конфликт невозможно.
«Отказываемся от установки "Победить
любой ценой"» как иллюзорной, ибо в конфликтах не побеждают, их улаживают.
«Находим несколько возможных решений» — это важно,
поскольку всегда, в любом конфликтном столкновении, возможны/ раз-новариантные
решения проблемы; желательно иметь не один, а несколько вариантов, чтобы был
выбор, адекватный конкретной ситуации.
«Оцениваем варианты и выбираем лучший», каковым признается
тот вариант, который, безусловно, реален и дает максимум возможного для каждой
из сторон, участвующих в конфликте; лучший вариант не тот, что выгоден одной
стороне, а тот, который может быть признан приемлемым и другими сторонами.
«Говорим так, чтобы нас услышали» — девиз,
подтверждающий тот факт, что главным инструментом улаживания конфликта является
общение сторон; общаться надо так, чтобы быть услышанным, т.е. понятым другим
и слышать (понимать) другого. Умение слушать и слышать можно считать ключевым
моментом результативного общения, его высокой культуры.
«Признаем и бережем ценность отношений» — это указание на
то, что конфликты улаживаются ради сохранения нормальных взаимоотношений,
восстановления и упрочения сотрудничества.
Культура общения складывается из соблюдения
многих условий, выработанных человечеством за свою долгую историю. Она вбирает
особенности национального характера, специфические черты психического склада
людей, а также включает общий закон отклика или взаимности, который выражает
склонность человека относиться к окружающим его людям так, как они относятся
к нему.
Небезызвестный Дейл Карнеги — автор
популярной книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» —
советует: если вы хотите склонить кого-то к своей точке зрения, проявляйте
уважение к мнению собеседника, с самого начала придерживайтесь дружелюбного
тона, старайтесь понять мысли и желания другого, взывайте к благородным
мотивам, не упорствуйте в своей неправоте.
Жизненный опыт подтверждает, насколько важно
убедить участников конфликта в том, что проблемы, разделяющие их, и отношения
между ними могут быть улажены на основе спокойного обмена мнениями,
рассудительного уточнения взаимных позиций. Только так можно найти приемлемый
путь к преодолению даже самого острого конфликта.
Антипатия, бестактность, резкие личные выпады и
т.п. не укладываются в нормы культуры общения. Они всегда снижают эффект
взаимодействия. Чтобы избежать их, бывает полезным предоставлять сторонам
психологическую паузу в расчете на то, что она снимет накал эмоциональной
перенапряженности, ослабит стрессовое состояние.
Вполне достижимы в рамках определенного уровня
культуры общения взаимное согласие и взаимная заинтересованность. Для
этого нужно быть одновременно твердым и гибким, настойчивым и уступчивым,
сочетать критику и самокритику, острые дискуссии и спокойные обсуждения,
внушение и убеждение. Лучше всего влиять компетентным и авторитетным мнением,
логикой фактов и обобщений, силой доброго примера. Какую бы должность ни
занимал человек, какую бы роль он ни играл, ему присущи самые обыкновенные
слабости и привычки, особенности темперамента и характера.
К условиям и методам поддержания относительно
высокого уровня интеллектуальной культуры общения относятся, в частности,
следующие [ ]:
• стремление достичь согласия с оппонентом в
конфликтной ситуации на основе сближения занимаемых позиций, реального участия
в совместном деле;
• готовность проявить эмпатию, т.е. искреннее
«вхождение» в положение соучастника в конфликте, понимание его забот тревог,
выражение ему сочувствия, возможности оказания помощи в преодолении возникших
трудностей;
• намеренное сближение с другой стороной,
участвующей в конфликте, настраивание ее на творческий, созидательный лад,
обмен информацией о происходящих событиях и предстоящих переменах, совместное
обсуждение их последствий;
• исключение даже намека на дискриминацию в
чем-то, недопустимость подчеркивания превосходства кого-либо над другим;
• желательность так называемого
психологического «поглаживания» с целью поддержать хорошее настроение и положительные эмоции, вызывающие и, как правило,
питающие чувство взаимной симпатии.
Особое место в улаживании конфликтов в
организациях занимают примирительные процедуры. Они пригодны для преодоления многих видов
конфликтных ситуаций, но крайне необходимы при разрешении любых
— индивидуальных или коллективных — трудовых споров, даже обязательны как
цивилизованный выход из локального и общего социально-трудового
конфликта, как средство предотвращения крайней меры его разрешения — забастовки.
На практике ряда стран мира, в том числе и России, проверено, что
согласительно-договорный процесс на основе переговоров представителей
работодателей и работников — это наилучшая форма выявления
потребностей и интересов конфликтующих сторон, нахождения взаимоприемлемых решений.
Разумеется, большое значение имеет признание государством
коллективных переговоров в качестве приоритетного условия разрешения трудовых конфликтов.
Нынешнее трудовое законодательство России
учитывает мировой опыт и нормы международного права и ориентирует стороны
трудовых
споров — работодателя и работников — на активные и ответственные действия по его урегулированию
во взаимных интересах, как это практикуется в странах с развитыми рыночными
отношениями.
Основными нормативными актами, регулирующими
порядок рассмотрения трудовых споров, являются:
• Трудовой кодекс Российской Федерации;
• Гражданский процессуальный кодекс;
• Закон «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров» (применяется в части, не противоречащей ТК РФ).
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации под индивидуальным
трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между
работодателем и работником по вопросам применения законов или
иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора (в том числе об
установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых
заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Трудовой кодекс, регламентируя порядок
рассмотрения индивидуальных трудовых споров, предусматривает организацию комиссий по трудовым
спорам, компетенцию таких комиссий, сроки обращения в нее, порядок рассмотрения
трудового спора, принятия решений и их исполнения. Трудовым кодексом
предусмотрен порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам и
перенесение индивидуального трудового спора в суд, регламентированы содержание
и сроки рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах, исполнения
вынесенных судами решений. В соответствии с идеей социального партнерства при
разрешении коллективных трудовых споров партнеры должны придерживаться
следующих принципов [ ]:
• приоритетность примирительных методов и
процедур;
• применение забастовки лишь как крайней меры
разрешения коллективного трудового спора;
• стремление сторон к быстрейшему урегулированию
возникшего коллективного трудового спора и подписанию соглашения.
Порядок разрешения коллективных трудовых споров
может быть оговорен и в коллективных договорах, и в социально-партнерских
соглашениях, но с соблюдением норм Трудового кодекса.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации, под коллективным трудовым спором понимаются
неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями
(их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая
заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров,
соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного
представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы
трудового права в организации.
Порядку разрешения коллективных трудовых споров
предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами трудовых
отношений. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители
на своих собраниях или конференциях большинством голосов. Требования излагаются
в письменной форме и направляются работодателю, а их копия может быть передана
в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Работодатель обязан в
течение трех рабочих дней рассмотреть требования и сообщить о своем решении в
письменной форме представителю работников. Если работодатель удовлетворил все
требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же
они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников
могут начать примирительные процедуры по поводу возникшего коллективного трудового
спора. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не может уклониться от
участия в примирительных процедурах.
Порядок разрешения коллективного трудового спора
состоит из следующих последовательных этапов примирительных процедур [ ]:
1. Рассмотрение спора примирительной комиссией.
2. Рассмотрение спора с участием посредника.
3. Рассмотрение спора трудовым арбитражем.
Примирительная комиссия, в которую на
паритетных основах входят представители трудового коллектива и администрации,
создается в течение трех рабочих дней с начала трудового спора и утверждается
приказом работодателя и решением представителя работников. В течение пяти дней
с этого момента она должна рассмотреть спор и принять соответствующее решение,
оформляемое протоколом.
При не достижении согласия в примирительной
комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника.
Посредник может быть приглашен как конфликтующими сторонами самостоятельно,
так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Служба по урегулированию коллективных
трудовых споров — это система государственных органов (подразделений),
формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных
трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
Посредник по согласованию со сторонами определяет
порядок рассмотрения трудового спора, запрашивает при необходимости от
участников трудового спора соответствующие документы и в течение семи рабочих
дней с момента его приглашения обеспечивает принятие согласованного решения (в
письменной форме) или утверждение протокола разногласий.
В последнем случае в течение трех рабочих дней
для рассмотрения спора создается трудовой арбитраж в составе трех
человек, предложенных самими сторонами или Службой по урегулированию коллективных
трудовых споров. Состав, регламент и полномочия трудового арбитража
определяются совместным решением сторон и Службы по урегулированию коллективных
трудовых споров.
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон,
получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового
спора, изучает их и разрабатывает соответствующие рекомендации. Эти
рекомендации передаются сторонами в письменной форме и при заключении ими
письменного соглашения о выполнении приобретают обязательную силу. Контроль за
его исполнением осуществляется самими сторонами.
Организация примирительных процедур при
разрешении коллективных трудовых споров определяется: Трудовым кодексом РФ,
Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора
примирительной комиссией (утверждены постановлением Минтруда России 14 августа
2002 г. № 57), Рекомендациями об организации работы по рассмотрению
коллективного трудового спора с участием посредника (утверждены постановлением
Минтруда России 14 августа 2002 г. № 58), Рекомендациями об организации работы
по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (утверждены
постановлением Минтруда России 14 августа 2002 г. № 59).
Если примирительные процедуры не привели к
разрешению трудового спора, работодатель уклонился от участия в них или не
выполнил условия соглашения, работники вправе использовать для отстаивания
своих интересов все предусмотренные законодательством средства вплоть до забастовки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|