Трудовые споры и порядок их разрешения
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
1.1. Понятие, виды и причины трудовых споров
1.2. Принципы рассмотрения трудовых споров
1.3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
1.4 .Понятие и виды коллективных трудовых споров
2. УРЕГУЛИРОВАНИЕ И
ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПРИМЕРЫ ПРАКТИКИ
2.2. Анализ состава персонала организации на примере
сборочных цехов
2.3. Социально-психологические аспекты управления
персоналом на заводе
2.4. Примирительные процедуры при трудовых спорах,
используемые на предприятии
2.5. Забастовка — как крайняя форма разрешения
социально-трудового конфликта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Коллективные
трудовые споры, конфликты стали частью нашего повседневного бытия. Мы слышим о
них по радио и телевидению, читаем в газетах, сталкиваемся на практике. Что
является причиной их возникновения.
Трудовой спор
(конфликт) возникает в результате реального или предполагаемого нарушения прав
в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное
нарушение осуществляется по отношению к отдельному работнику, то его
последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт. В случае же, когда
возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым
коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.
Обе эти категории
споров получили сегодня широкое распространение в нашей стране. Однако, если
индивидуальные споры не были редкостью и прежде, имели нормативные (Трудовой
кодекс РФ) и процедурные (примирительные комиссии, суд) рамки своего
разрешения, то проблема урегулирования коллективных трудовых конфликтов со всей
остротой встала в России после массовых выступлений трудящихся в 1989 году.
После десятилетий
полного государственного контроля в сфере трудовых отношений все социальные
партнеры, включая государство, оказались абсолютно не готовы к проявлениям
открытой конфронтации. Появилась острая необходимость в разработке нормативных
документов, регулирующих трудовые отношения в новых условиях; создании системы
социального партнерства; изучении опыта функционирования данной системы в
западных странах.
Актуальность темы
обуславливается нестабильностью рыночных отношений. Цель исследования –
разрешения трудовых споров на основе Российского законодательства. К сожалению,
увеличилось число нарушений работодателями норм трудового законодательства
(незаконное увольнение работников, переводы их на другую работу, задержка месяцами
выплаты заработной платы и т.д., не заключение трудового договора, широкое
применение договоров подряда вместо трудового договора и т.д.)
Кроме того,
интересы работодателя и наемного работника не всегда совпадают, поэтому часто
происходит столкновение этих интересов на разных стадиях трудовых отношений.
Это, в свою очередь, приводит к возникновению споров (конфликтов), требующих
своего разрешения в юрисдикционных органах. Наблюдаются нарушения как трудовых,
так и коллективных договоров, порождающие соответственно индивидуальные и
коллективные трудовые споры. Они рассматриваются и разрешаются в зависимости от
их характера и подведомственности в комиссиях по трудовым спорам (КТС)
организаций, предприятий, учреждений или суде, между работниками и работодателями,
а также в примирительных комиссиях с участием посредников и в трудовых
арбитражах между трудовыми коллективами и работодателями. Между тем, в условиях
нестабильности трудовых отношений, число индивидуальных и коллективных споров
возросло. При этом характер споров обострился, и, разумеется, в них проявляются
происходящие в обществе социально-экономические процессы.
В такой непростой
ситуации крайне важно, как нам представляется, и работникам, и работодателями,
и представителям властных структур знать наиболее актуальные действующие
законоположения в сфере труда.
Трудовой кодекс
РФ дал новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной
из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения
законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и
работодателя. В Кодексе прослеживается определенная правопреемственность с
ранее действовавшим Кодексом законов о труде (Трудовой кодекс РФ) как по
структуре, так и по содержанию (многие положения КЗоТ в том или ином виде
перешли в новое трудовое законодательство).
Основной целью
представленной работы является рассмотрение трудовых споров и конфликтов в
соответствии трудовому законодательству.
В процессе
исследования решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятия,
причины, общую характеристику и правовую природу индивидуальных и коллективных
трудовых споров.
2. Изучить общий порядок рассмотрения
индивидуальных и коллективных трудовых споров.
3. Изучить
судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Предметом
исследования является ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг». Объектом
исследований являются трудовые коллективные и индивидуальные правоотношения.
Трудовые споры и порядок их разрешения — одна из
важнейших форм самозащиты трудящихся, поскольку без инициативы со стороны
работника, его иска не может возникнуть индивидуальный трудовой спор, а без
инициативы со стороны коллектива работников или их представителя (профсоюза)
нет и коллективного трудового спора.
Возникновению трудовых споров, как правило,
предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным
поводом для спора. Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение
или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в
сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого
субъекта данного правоотношения [ ]. Если же действия обязанного субъекта
были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также
может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие трудового правонарушения
устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным
[ ].
Само трудовое правонарушение еще не считается
трудовым спором. Различная его оценка субъектами является разногласием,
которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового
права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, когда оно внесено на
рассмотрение юрисдикционного органа, т. е. оспорено в этом органе действие
(бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого
субъекта. Поэтому надо различать трудовой спор и разногласие, не оспоренное в
юрисдикционных органах.
Так, если беременную машинистку работодатель
уволил по п. 2 ст. 83 ТК, то налицо трудовое правонарушение (ст. 261 ТК
запрещает увольнение беременных) и есть разногласие, так как машинистка считала
увольнение неправильным, но не стала оспаривать его в суде, а поступила на
другую работу. Следовательно, трудового спора здесь не возникло, хотя было
трудовое правонарушение и разногласие о нем. Таким образом, трудовое правонарушение,
а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие),
как правило, предшествует трудовому спору, составляя динамику его
возникновения. Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с
участием представляющего его интересы профсоюзного органа при непосредственных
переговорах с работодателем (администрацией). Трудовой же спор возникает, когда
разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Динамика
возникновения трудового спора такова:
1) трудовое правонарушение
(действительное, или по мнению правомочного субъекта);
2) различная его оценка субъектами
правоотношения (разногласие);
3) попытка урегулировать разногласие самими
сторонами при непосредственных переговорах;
4) обращение для разрешения разногласия в
юрисдикцион-ный орган — трудовой спор.
Трудовой спор может возникнуть и без
правонарушения, если субъект трудового права (работник, профсоюзный орган,
трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого
субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические
условия труда и быта.
Следовательно, трудовыми спорами называются
поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов
трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об
установлении в партнерском порядке новых условий труда. Это понятие показывает
отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами,
и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового
правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в
том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого
характера.
Трудовой кодекс (ст. 381) закрепляет понятие
индивидуального трудового спора. Во второй части этой статьи также указывается,
что индивидуальным трудовым спором будет спор между работодателем и лицом,
состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом,
изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа
последнего от заключения такого договора. В ранее данном нами понятии все
указанные во второй части ст. 381 лица — это субъекты трудового права, так как
уволенный работник является субъектом правоотношения по трудовому спору о.
восстановлении на работе, а лицо, обжалующее отказ в приеме на работу, тоже
субъект правоотношения по трудоустройству.
В статье 37 Конституции РФ признается право на
индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная
защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и
должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ
являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 23 предусматривает
право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению
трудовых споров. Для защиты социально-трудовых прав профсоюзы могут создавать
юридические службы и консультации. Гарантируется судебная защита прав профсоюзов
(ст. 29).
В статье 381 ТК понятие индивидуального трудового
спора определено как неурегулированные разногласия между работником и
работодателем, заявленные в орган по рассмотрению трудовых споров. Но в этом
понятии в качестве субъектов спора указаны только работники и работодатели и не
названы все субъекты трудового права, что является, по нашему мнению,
недостатком этого определения.
Из указанной динамики возникновения трудовых
споров видна их связь с трудовыми правонарушениями, которые в большинстве
случаев являются поводом к разногласиям, а затем и к трудовым спорам.
Трудовые правонарушения — это в то же время
нарушения и правопорядка на производстве, и принципа законности в сфере труда.
Конституция РФ закрепляет этот принцип: органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию и законы (ст. 15) [ ]. Конституция предусматривает, что
охрана прав и свобод граждан является обязанностью всех государственных органов,
общественных организаций и должностных лиц, и закрепляет право граждан на
судебную защиту. Законность и демократия взаимосвязаны, являются неотъемлемыми
чертами друг друга.
Подлинная демократия не может существовать вне
закона. Она несовместима с анархией. В правовом государстве требуется
обеспечить права и свободы граждан, в том числе и в сфере труда, верховенство
закона и социальной справедливости, равную ответственность каждого трудящегося,
их трудовых коллективов за порученную работу.
В настоящий период на многих производствах страны
количество трудовых правонарушений увеличилось, особенно при переводах на
другую работу и увольнениях работников. Они участились особенно в отношении
женщин и несовершеннолетних, которых первыми увольняют. Этому способствуют
проявление на производстве группового эгоизма, не учитывающего общественные
интересы, законные права и льготы этих категорий трудящихся, а также все
ухудшающаяся пропаганда трудового законодательства и его усвоение
работодателями, многие из которых просто его игнорируют и не несут за это
ответственности. В подобной ситуации следует активизировать защитную функцию
профсоюзов на всех уровнях и особенно на уровне организации.
Наличие в организациях трудовых споров всегда
отражает уровень соблюдения законодательства о труде, законности и степень
активности профсоюзов в осуществлении профсоюзного контроля за трудовым
законодательством, позволяющего незамедлительно реагировать на трудовые
правонарушения. Профсоюзы и юридическая служба должны пропагандировать трудовое
законодательство, обучать трудящихся «бороться культурно за законность».
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» в ст. 23 предусмотрел право профсоюзов на защиту интересов
работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Они могут участвовать в
урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14). Профсоюзы имеют право на
организацию и проведение забастовок, собраний уличных шествий, демонстраций,
пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты
социально-трудовых прав и интересов работников. В правовом государстве
необходимо создать должную правовую защищенность человека на производстве. На
это направлен установленный законом порядок разрешения трудовых споров.
Трудовые споры часто смешивают со спорами о
пенсиях, пособиях и услугах, а также спорами из процедурных правоотношений по
их назначению, что не относится к отрасли трудового права и регулируется
отраслью права социального обеспечения. Трудовые споры — это споры из
правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в
юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых
обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров» и гл. 60 и 61 ТК уже в
своем названии предусматривают трудовые споры, порядок разрешения которых
устанавливается ими для зашиты индивидуальных или коллективных трудовых прав.
Трудовой спор — это спор о реализации права,
предусмотренного трудовым законодательством, коллективным и другими договорами
о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного
права (неисковые споры).
Все трудовые споры можно классифицировать по
трем основаниям: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного
правоотношения.
По спорящему субъекту все трудовые споры делятся
на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и
защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, а в
коллективных спорах — права, полномочия и интересы всего трудового коллектива
(или его части), права профсоюзного органа как представителя работников
данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах
защищаются права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого
диктата работодателей, административно-управленческого аппарата, в том числе
министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым
коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений:
работников организации с работодателем, его администрацией, включая и
вышестоящий орган управления; профсоюзного органа с администрацией, из социально-партнерских
правоотношений, представителей работников и работодателей с участием органов
власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|