|
2.4 Стратегическая диагностика позиций «МегаСпейс» на рынке бытовой техники г. Комсомольска-на-АмуреПервым направлением в стратегической диагностике позиций «МегаСпейс» является определение роли и места продуктов, предлагаемых компанией, с целью выяснения сильных и слабых товарных групп. Этот анализ проведем с помощью матрицы Бостонской консультативной группы (BCG). Для определения положения товарных групп используем данные об объеме продаж и темпах роста продаж этих товарных групп, предоставленные специалистами коммерческого отдела. Основываясь на этих оценках, распределим товарные группы согласно признакам матрицы BCG (см. рис. 2.4). Анализируя данные рис. 2.4, можно сделать вывод, что предприятию необходимо направить свои стратегические усилия на развитие сегмента крупной бытовой техники, так как она на данный момент занимает большую долю рынка всей бытовой техники и способна в будущем обеспечить высокие темпы прироста товарооборота.
Теперь необходимо проанализировать этот сегмент рынка и положение предприятия на нем. На сегодняшний день рынок крупных бытовых товаров г. Комсомольска-на-Амуре можно охарактеризовать как полностью сформировавшийся, при этом темпы роста рынка несколько снизились. Об этом свидетельствует и некоторое снижение количества конкурентов, а также и то, что некоторые фирмы, ранее специализирующиеся на реализации бытовой техники, переключают свое внимание на более рентабельные на данный момент области рынка. Примером может служить открытие мебельного центра «Мебельный рай» руководством компании «Айсберг» или открытие компьютерного магазина «КомпАс» руководством компании «Электроника». Таким образом, для каждой фирмы, способной реально оценить сложившуюся ситуацию, актуален вопрос о том, как поддержать спрос в условиях падения темпов роста продаж, насколько конкурентоспособна фирма на рынке и какими стратегическими преимуществами оно обладает перед конкурентами. Основными конкурентами «МегаСпейс» являются следующие компании: «В-Лазер», «Айсберг» и «Сони». Все конкуренты реализуют примерно одинаковый ассортимент бытовой техники, поэтому конкурентная борьба ведется в области ценовой и ассортиментной политики, предоставления покупателю дополнительных услуг и послепродажного обслуживания. На данный момент, магазины «Сони» не выдерживают ценовую конкуренцию, крупная бытовая техника в этих магазинах на порядок дороже, чем у других продавцов бытовой техники. Продукция зарубежных фирменных производителей, представленная в этих магазинах ориентированна на покупателей с достатком выше среднего, поэтому в дальнейшем при написании данной работы мы не будем рассматривать данную компанию как прямого конкурента «МегаСпейсу». Поскольку, как уже упоминалось выше, конкурентная борьба ведется в области ценовой и ассортиментной политики, то именно эти факторы должны являться ключевыми при стратегической диагностике конкурентных позиций «МегаСпейса». Кроме того, нет никакой другой возможности собрать информацию о конкурентах, кроме как наблюдение за их ценами и ассортиментом. В связи с этим анализ будет строиться сначала через попарное сравнение «МегаСпейс» – «конкурент», что позволить выявить конкретные недостатки и преимущества перед каждым из конкурентов; затем все предприятия-конкуренты будут позиционированы с помощью одной из классических матриц. В качестве объектов сравнения взяты холодильники и стиральные машины, так как именно они занимают наибольший удельный вес во всем ассортименте крупной бытовой техники среди рассматриваемых магазинов. 2.4.1 Сравнение цен и ассортимента холодильников и стиральных машин, предлагаемых компаниями «МегаСпейс» и «Айсберг»Торговый дом «Айсберг» успешно работает на рынке города Комсомольска-на-Амуре более десяти лет. В структуру предприятия входят два магазина бытовой техники «Айсберг» (один – в Ленинском округе, второй – в Центральном), два сервисных центра «Айссервис», три магазина «Автошины» и магазин «Мебельный рай». Коммерческая деятельность построена на снабжении и реализации товаров в трех направлениях: бытовая техника (крупная, мелкая, электроника, сопутствующие товары), отечественные автошины и запчасти на автомобили, масла и смазки, автоаксессуары, и мебель (корпусная, мягкая). Структура ассортимента предлагаемых компанией «Айсберг» холодильников представлена на рис. 2.5. Рисунок 2.5 – Структура ассортимента предлагаемых компанией «Айсберг» холодильников ( %) После изучения товарооборота холодильников, предлагаемых ООО «МегаСпейс», получили следующее (см. рис. 2.6): Рисунок 2.6 – Структура ассортимента предлагаемых ООО «МегаСпейс» холодильников ( %) Комплексный сравнительный анализ цен и ассортимента холодильников, предлагаемых компаниями «Айсберг» и «МегаСпейс» представлен в таблице 2.4, а также на рисунках 2.7 и 2.8. Таблица 2.4 – Сравнительный анализ ассортимента холодильников, предлагаемых компаниями «Айсберг» и «МегаСпейс» | ||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
МегаСпейс |
Айсберг |
отклонения |
||||||||||||||||||||||||
1 Количество позиций, шт. |
49 |
70 |
– 21 |
||||||||||||||||||||||||
2 Средняя цена, р. |
18166 |
16466 |
+ 1700 |
||||||||||||||||||||||||
3 Минимальная цена, р. |
5820 |
8250 |
– 2430 |
||||||||||||||||||||||||
4 Максимальная цена, р. |
52899 |
42070 |
+ 10829 |
||||||||||||||||||||||||
5 Количество представленных брендов, шт. |
7 |
8 |
– 1 |
||||||||||||||||||||||||
6 Совпадающие бренды |
LG, Samsung, Ariston, Стинол |
|
|||||||||||||||||||||||||
7 Доля совпадающего ассортимента в общем ассортименте, % |
75,1 |
35,7 |
|
||||||||||||||||||||||||
8 Бренды, представленные только в данной компании |
Daewoo, Bosch, Океан |
Бирюса, Атлант, Indesit, Exqvisit |
|
||||||||||||||||||||||||
9 Доля несовпадающего ассортимента в общем ассортименте, % |
24,9 |
64,3 |
|
Рисунок 2.7 – Структура ассортимента холодильников «МегаСпейса» по отношению к ассортименту «Айсберга»
Рисунок 2.8 – Структура ассортимента холодильников «Айсберга» по отношению к ассортименту «МегаСпейса»
Таким образом, наблюдается значительное превосходство компании «Айсберг» в ассортименте предлагаемых холодильников. Количество моделей, предлагаемых «Айсбергом» на 21 больше количества моделей, предлагаемых «МегаСпейсом». К тому же средняя цена на холодильники в «Айсберге», ниже средней цены на холодильники в магазинах ООО «МегаСпейс», на 1700 рублей. Это объясняется наличием в ассортименте «Айсберга» дешевых моделей таких производителей как «Атлант» и «Бирюса». Однако холодильники в сети магазинов ООО «Мегаспейс» превосходят своих конкурентов по максимальной цене, что говорит о том, что они могут лучше удовлетворить запросы самых взыскательных покупателей.
Теперь проанализируем положение конкурентов друг относительно друга по позиции «стиральные машины». Структура ассортимента предлагаемых компанией «Айсберг» стиральных машин представлена на рис. 2.9, а продающихся в магазинах ООО «МегаСпейс» – на рис. 2.10.
Рисунок 2.9 – Структура ассортимента предлагаемых компанией «Айсберг» стиральных машин ( %)
Рисунок 2.10 – Структура ассортимента предлагаемых ООО «МегаСпейс» стиральных машин ( %)
Комплексный сравнительный анализ цен и ассортимента данной товарной группы, предлагаемых рассматриваемыми конкурентами представлен в таблице 2.5, а также на рисунках 2.11и 2.12.
Таблица 2.5 – Сравнительный анализ ассортимента стиральных машин, предлагаемых компаниями «Айсберг» и «МегаСпейс»
Показатель
МегаСпейс
Айсберг
отклонения
1 Количество позиций, шт.
79
73
+ 6
2 Средняя цена, р.
14226
13954
+ 272
3 Минимальная цена, р.
3740
4550
– 810
4 Максимальная цена, р.
37280
32750
+ 4530
5 Количество представленных брендов, шт.
11
10
+ 1
6 Совпадающие бренды
Ariston, Bosch, Electrolux, Indesit, LG, Samsung, Zanussi
7 Доля совпадающего ассортимента в общем ассортименте, %
60,9
49,5
11,4
8 Бренды, представленные только в данной компании
Стинол, Daewoo, Candy, Океан
Ardo, Kaiser, Evgo
9 Доля несовпадающего ассортимента в общем ассортименте, %
39,1
50,5
-11,4
Рисунок 2.11 – Структура ассортимента стиральных машин «МегаСпейса» по отношению к ассортименту «Айсберга»
Рисунок 2.12 – Структура ассортимента стиральных машин «Айсберга» по отношению к ассортименту «МегаСпейса»
В целом, сравнивания ассортимент стиральных машин, предлагаемых компаниями «Айсберг» и «МегаСпейс», можно сделать вывод, что ни одна из этих компаний не является явным лидером по отношению друг к другу, компания «МегаСпейс» предлагает всего на 6 моделей стиральных машин больше, что составляет около 8 % от предлагаемого компанией «Айсберг» ассортимента стиральных машин.
В настоящее время компания «В-Лазер» объединяет торговую сеть из 45 магазинов, которые расположены почти во всех крупных городах Дальнего Востока, а также в Москве. Благодаря проводимой стратегии магазины компании «В-Лазер» уверенно чувствуют себя на российском рынке аудио-, видео- и бытовой техники. Также компания «В-Лазер» имеет несколько дочерних предприятий, охватывающих целый ряд отраслей, некоторые не связаны с торговлей.
В Комсомольске-на-Амуре «В-Лазер» представлен пока только двумя магазинами бытовой техники (по одному в Центральном и Ленинском районах), первый из которых был открыт в 2003 г. За этот период компания сумела завоевать значительную долю рынка бытовых товаров и сейчас является одним из наиболее значимых продавцов бытовых товаров на рынке г. Комсомольска-на-Амуре. Этого удалось достигнуть благодаря грамотно развернутой рекламной компании, накопительной системе скидок, а также беспроцентному кредиту, и другим услугам, которые предоставляет «В-Лазер».
Структура ассортимента предлагаемых компанией «В-Лазер» холодильников представлена на рис. 2.13.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.