4.
Ликвидация
Слабая конкурентная позиция Сильная конкурентная позиция
III
КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ IV КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ
1.
Сокращение расходов 1. Центрированная
2.
Диверсификация диверсификация
3.
Сокращение 2. Конгломеративная
4.
Ликвидация диверсификация
3. Совместное
предприятие
в
новой области
Медленный рост рынка
Примечание: Стратегии указаны в возможном порядке предпочтения.
Рисунок 1.2 – Матрица Томпсона и Стрикланда.
Финансовые ресурсы фирмы также оказывают существенное влияние на выбор
стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие например, как выход на
новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют
больших финансовых затрат.
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является
сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы. Не
обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале,
руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.
Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некую
инерционность в развитии фирмы. Невозможно полностью отказаться от всех
предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при
выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время
будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут
сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий.
Степень зависимости от
внешней среды оказывает
существенное влияние, на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что
фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что она не
вольна делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного
использования своего потенциала. Сильная внешняя зависимость может быть
обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например,
антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от
природной среды, зависимостью от политических факторов и т. п.
Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание
при всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности, и
угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные
границы. При этом важно учитывать и календарное время, и временную продолжительность
интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии.
Фирма не в любой момент и не
в любые календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и
в те сроки, в которые появляется возможность для осуществления стратегии.
Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа
правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов,
определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки
выбранной стратегии в, конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная
стратегия к достижению фирмой своих целей. И это является основным критерием
оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то
дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.
Соответствие выбранной
стратегии состоянию и требованиям
окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со
стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики
рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация
стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.
Соответствие выбранной
стратегии потенциалу и
возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная
стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия
возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать
стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
Приемлемость риска,
заложенного в стратегии. Оценка
оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность
предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным
последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли
возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
На первый взгляд, может
показаться, что выполнение стратегии – это почти одно и то же, что и «обычное»
управление. Действительно, раз стратегия фирмы определена, то дальше должна
начинаться рутинная работа по ее выполнению, которая очень далека от
стратегического управления. На самом деле в таком рассуждении держится большое
заблуждение. Для понимания, роли и сущности стадии выполнения стратегии очень
важно иметь в виду следующее. Выполнение стратегии не играет роль пассивного по
отношению к принятой стратегии средства ее проведения в жизнь. Важным свойством
выполнения стратегии является то, что оно не только может в силу плохого
осуществления реализации хорошей стратегии создать для организации трудности,
но и то, что при условии хорошего осуществления оно может дать организации шанс
на успех, даже если были допущены ошибки при выработке стратегии. Хорошее
выполнение стратегии обладает способностью компенсации негативных последствий,
которые могут возникать при осуществлении стратегии по причине имеющихся у нее
недостатков либо же в силу появления в среде непредвиденных изменений.
Выполнение стратегии
направлено на решение следующих трех задач. Во-первых, это установление
приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная
значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать
организация. Это касается в первую очередь таких задач, как распределение
ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных
систем и т.п.
Во-вторых, это установление
соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с
тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной
стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам
организации, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и
правила поведения, разделенные ценности и верования, квалификация работников и
менеджеров и т.п.
В-третьих, это выбор и
привидение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода
к управлению организацией. Все три задачи решаются посредством изменения.
Поэтому именно изменение является сердцевиной выполнения стратегии. И именно
поэтому изменение, которое проводится в процессе выполнения стратегии, называется
стратегическим изменением.
Проведение изменений в
организации приводит к тому, что в ней создаются условия, необходимые для
осуществления деятельности, соответствующей выбранной стратегии. Необходимость
и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному
осуществлению стратегии. Бывают ситуации, когда фактически не требуется
проведение изменений; бывают же ситуации, когда выполнение стратегии
предполагает проведение очень глубоких преобразований. В зависимости от
состояния основных факторов, задающих необходимость и степень изменения, таких,
как состояние отрасли, состояние организации, состояние продукта и состояние
рынка, можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной
завершенностью типа изменений.
1. Перестройка организации. Она предполагает основательное изменение
организации, затрагивающее ее миссию и культуру. Подобные изменения могут
возникнуть тогда, когда организация меняет свою отрасль и соответственно меняется
ее продукт и место на рынке. В случае перестройки организации наблюдаются самые
большие трудности с выполнением стратегии. Серьезного внимания заслуживает
работа по созданию новой организационной культуры. Очень большие изменения
происходят и в технологической области, также на рынке рабочей силы.
2. Радикальное преобразование организации. Оно проводится на стадии
выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при
этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с
аналогичной организацией. В этом случае слияние различных культур, появление
новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений,
особенно касающихся организационной структуры.
3. Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда
организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему
покупателей. В этом случае изменения касаются производственного процесса, а
также маркетинга, особенно той его части, которая связана с привлечением внимания
к новому продукту.
4. Обычные изменения, которые связаны с проведением преобразований
в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти
изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает
деятельность организации в целом.
Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она неизменно
реализует одну и ту же стратегию. При таком выполнении стратегии не требуется
проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация
может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при
таком подходе очень важно четко следить за возможными нежелательными
изменениями во внешней среде.
2 Анализ стратегического планирования на примере
ООО «МегаСпейс»
ООО «МегаСпейс» успешно
работает на рынке города Комсомольска-на-Амуре на протяжении 12 лет. В
структуру предприятия входят четыре магазина бытовой техники: «Стинол» на пр.
Октябрьский, 22, и «Стинол» на пр. Октябрьский, 24, фирменный магазин «LG» (ул.
Вокзальная, 41), а также уницентр «Бомонд» (ул. Советская, 9). Кроме того, в
структуру холдинга входят сервисный центр «Стинол-Сервис» (ул. Юбилейная, 10),
магазин «Спортландия» (ул. Кирова, 31) и расположенное в этом же здании
«Спорткафе». Таким образом, коммерческая деятельность построена на снабжении и
реализации товаров в трех направлениях: бытовая техника (крупная, мелкая,
сопутствующие товары), спортивные товары (спортивный инвентарь, одежда, обувь),
кафе. Помещения магазинов находятся в частной собственности генерального
директора ООО «МегаСпейс», однако предприятие снимает склад под временное
хранение товаров в районе Северного шоссе.
Магазины ООО «МегаСпейс»
завоевали известность благодаря грамотно реализованной рекламной стратегии,
высокому качеству и широкому ассортименту предлагаемых товаров, а также
дополнительному и сервисному обслуживанию. Кроме того, в магазинах ООО
«МегаСпейс» регулярно проводятся сезонные и предновогодние распродажи со
скидками. Скидки также предусмотрены для постоянных покупателей. Стоит также
отметить, что ООО «МегаСпейс» создало свой Интернет-магазин, чего нет ни у
одного магазина бытовой техники в Комсомольске. Поэтому, теперь любой житель
города может сделать покупку, не выходя из дома.
Организация имеет расчетный и
валютный счета в банке, печать установленного образца со своим наименованием,
бланки, зарегистрированный товарный знак.
При организации работы с
поставщиками организация ориентируется на прямое сотрудничество с
производителями или их официальными дистрибьюторами в России, что дает
возможность поддерживать невысокие цены на товар в магазинах.
В отношении южно-корейской
торговой марки «LG» «МегаСпейс» сам является официальным дистрибьютором
в г. Комсомольске-на-Амуре, поэтому поставки продукции этого бренда идут
напрямую с завода-изготовителя.
Руководство компании
постоянно отслеживает уровень спроса на различные виды товаров и ориентирует
свою закупочную деятельность на максимальное удовлетворение спроса покупателей,
при этом, стараясь не создавать лишних запасов на складе. Организация
профессионально подходит к определению срока поставки и планированию размера
заказа, обеспечивая тем самым бесперебойную поставку необходимой продукции в
магазины. Таким образом, достигается необходимый баланс между складскими и
торговыми площадями.
Расчеты за поставляемую
продукцию осуществляются безналично через банк путем перечисления денежных сумм
со счета покупателя на счет поставщика. Продукция поставляется в г.
Комсомольск-на-Амуре железнодорожным транспортом, ее встречает автотранспорт
компании и доставляет ее на склад и в магазины.
Организацию возглавляет
генеральный директор, владелец ООО «МегаСпейс» (см. рис. 2.1). В его функции
входит сбор и анализ информации, поступающей от отделов, решение
административных вопросов, контроль за деятельностью розничных точек, руководство
и планирование деятельности компании, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
компании, анализ и подпись отчетности, контрактов, договоров, заключение
сделок, ценообразование, работа с банком, управление персоналом, разработка
мотивационных программ.
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО
«МегаСпейс»
Коммерческий директор
руководствуется целями и задачами, поставленными перед ним генеральным
директором и его основные полномочия заключаются в следующем: организация
эффективной работы подведомственных ему отделов, контроль и руководство в сфере
снабжения и сбыта продукции, контроль за выполнением условий контрактов, договоров
с поставщиками и заказчиками, финансовое планирование, разрешение спорных ситуаций
и конфликтов.
В функции бухгалтерии входит:
- учет финансово-хозяйственных
операций;
- контроль за различными
участками бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных
ценностей, затрат на реализацию продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками
и т.д.);
- составление калькуляции
себестоимости услуг, продукции;
- начисление и перечисление
платежей в государственные и негосударственные фонды;
- подготовка данных по
соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности;
- проведение экономического
анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным
бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных
резервов;
- проведение инвентаризации
денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных
обязательств.
Возглавляет бухгалтерию главный
бухгалтер, который анализирует и систематизирует поступающую от других
бухгалтеров информацию. Подведомственные ему бухгалтера занимаются ведением
учета в трех направлениях: магазины бытовой техники, спорттовары и кафе. Каждый
бухгалтер занимается обработкой данных, поступающих из подведомственных ему
магазинов.
Коммерческий отдел
возглавляет старший менеджер по снабжению и сбыту товаров, который назначается
директором предприятия и подчиняется непосредственно ему. Он осуществляет
организационное и финансово-экономическое обеспечение сбыта, продвижение на
рынок и стимулирование сбыта товаров и услуг, закупаемых организацией в полном
объеме, проводит анализ рыночных возможностей, занимается определением и прогнозированием
спроса, поиском путей сбыта продукции, организует реализацию неликвидных
материальных ценностей, осуществляет торгово-закупочную деятельность, осуществляет
информационное обеспечение коммерческой деятельности.
Начальнику коммерческого
отдела отчитывается менеджер, который занимается снабжением и сбытом бытовой
техники. Он осуществляет поиск новых поставщиков, анализирует возможности
рынка, работает с поставщиками, определяет потребность в запасах, осуществляет
заказы, обеспечивает бесперебойность снабжения товарами магазинов бытовой
техники, решает вопросы сервисного обслуживания товаров, стоящих на гарантии.
В функции коммерческого
отдела входит:
- обеспечение разработки
текущих и перспективных планов реализации продукции в натуральном и денежном
выражении;
- руководство планированием
сбыта готовой продукции;
- изучение спроса на
продукцию, которую реализует организация;
- своевременное оформление
заключенных договоров с заказчиками и покупателями на поставку продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|