Меню
Поиск



рефераты скачать Стратегия и тактика повышения конкурентоспособности предприятия

Вследствие этого представляет определенный интерес методика оценки изменения конкурентоспособности фирмы во времени без учета деятельности фирм-конкурентов, которая была опубликована в журнале «Маркетинг в России и за рубежом» [23]. Безусловно, такая оценка носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о ее позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов.

Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы. К тому же при использовании данного подхода не требуется информация о деятельности фирм-конкурентов. Эта методика никогда не использовалась в деятельности ООО «МегаСпейс», но, учитывая исключительную важность относительной оценки конкурентоспособности в деятельности компании, я решила применить ее.

Итоговый показатель оценки конкурентоспособности фирмы (К) рассчитывается как средняя величина трех составляющих по формуле:

(3.1)

 
 ,

где    Мс – маркетинговая составляющая конкурентоспособности фирмы;

Кф – финансовая составляющая;

П – прибыль за отчетный период.


Поскольку в деятельности ООО «МегаСпейс» производство и НИОКР отсутствуют, оценка конкурентоспособности ограничивается только маркетинговой и финансовой составляющими. Кадровая составляющая присутствует опосредовано в маркетинговой и финансовой составляющих, так как эффективность этих видов деятельности прямым образом зависит от квалификации соответствующего персонала. Оценка эффективности продаж осуществляется при расчете маркетинговой составляющей.


Оценим маркетинговую составляющую Мс

Итоговый показатель конкурентоспособности фирмы по маркетинговой составляющей (Мс), рассчитывается по формуле:

(3.2)

 
 


Мс = Кп ´ Ксб ´ Крек ,

где    Кп – продуктовая конкурентоспособность;

Ксб – конкурентоспособность сбыта;

Крек – конкурентоспособность продвижения продукта на рынок, в частности, рекламной деятельности.


Для расчета конкурентоспособности фирмы, имеющей несколько продуктов, нужно рассчитать показатель Кп следующим образом:


(3.3)

 
 


где    Knj – коэффициент конкурентоспособности j-го продукта,

п – количество продуктов фирмы.

Следует отметить, что Kn выражает среднюю величину конкурентоспособности фирмы по совокупности продуктов.

Поскольку все приводимые ниже формулы расчета годятся для оценки всех продуктов ООО «Мегаспейс», то далее для простоты индекс j опускается, а Kn рассматривается как показатель конкурентоспособности одного продукта.

Расчет Kn проводится по следующей формуле:


(3.4)

 
Kn = Кпф ´ Кач ,


где    Кпф – коэффициент значимости j-го продукта фирмы на рынке;

Кач – показатель качества j-го продукта.

Показатель Кпф рассчитывается по следующей формуле:


(3.5)

 
Кпф = Крд ´ Кv ,


где    Крд – рыночная доля;

Kv – коэффициент изменения объема продаж.

Расчет данных коэффициентов производится следующим образом:


(3.6)

 
Крд = Vп / V∑ ,

где    Vп – объем продаж продукта фирмой;

V∑ – общий объем продаж продукта на рынке всеми конкурентами.

Kv показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж.

При увеличении объема продаж конкурентоспособность фирмы также имеет тенденцию к увеличению. Это проявляется в росте рыночной доли за счет конкурентов.

(3.7)

 
 


Kv = Vк / Vн ,

где    – объем продаж на конец отчетного периода;

– объем продаж на начало отчетного периода.

Показатель качества продукта определяется по формуле:

(3.8)

 
 


Кач = (Кд + Эк + Б + Ст) / 4 ,

где    Кд – качество дизайна

Эк – соответствие экологическим стандартам

Б – соответствие требованиям электрической безопасности

Ст – соответствие требованиям ГОСТа

Все данные показатели оценки качества продукта измеряются в баллах от 0 до 1. Оценку проводят эксперты.

Коэффициент эффективности каналов сбыта Ксб, характеризующий усилия фирмы по доведению продукта до потребителя, рассчитывается по формуле:

(3.9)

 
 


Ксб = V / С ,

где    Vсуммарный объем продаж через все каналы продаж на конец отчетного периода;

С – затраты на создание и функционирование каналов продаж.

Крек – коэффициент рекламной деятельности:

(3.10)

 

 


где    Ккк – количество телефонных звонков, писем, факсов, электронных сообщений, переговоров, визитов и т.п. за отчетный период;

Ккн – тоже за аналогичный период прошлого года;

Vкк – объем продаж за отчетный период;

Vкн – объем продаж на начало отчетного периода.


Оценим финансовую составляющую Кф

Финансовая составляющая рассчитывается на основании данных формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Коэффициент финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы Кф рассчитывается по формуле:


(3.11)

 
Кф = Кпт ´ Рф ´ Пл ´ Пфу ´ Пда ´ Пос ´ Кнл ,

где    Кпт – коэффициент переуступки прав требования;

Рф – рентабельность фирмы, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств фирмы;

Пл – показатель ликвидности, характеризует способность фирмы к быстрой реализации активов;

Пфу – показатель финансовой устойчивости;

Пда – показатель деловой активности;

Пос – показатель, характеризующий основные средства;

Кнл – коэффициент налоговых льгот.

(3.12)

 
 


Кпт = (Дзд + Дзк) / Кз ,

где    Дзд – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через более чем 12 месяцев после отчетной даты (строка 230 ф. № 1);

Дзк – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1);

Кз – кредиторская задолженность (строка 620 ф. № 1).


(3.13)

 
Рф = (Ро + Рск) / 2 ,

где    Ро – общая рентабельность;

Рск – рентабельность собственного капитала.

(3.14)

 
 


Ро = Чп / Вн ,

где Чп – чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строка 190 ф. № 2)

Вн – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (строка 010 ф. № 2).

(3.15)

 
 


Рск = Чп / Кр ,

где Чп – чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строка 190 ф. № 2);

Кр – итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1).

Показатель ликвидности (Пл) определяется как:


(3.16)

 
Пл = Кпл ´ Кал ,

где    Кпл – коэффициент текущей ликвидности;

Кал – коэффициент абсолютной ликвидности.


(3.17)

 
Кпл = (Оа – Дзд) / Кро ,

где    Оа – итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1);

Дзд – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230 ф. № 1);

Кро – итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1).


(3.18)

 
Кал = Кфв + Дс / Коб ,

где    Кфв – коэффициент краткосрочных финансовых вложений (строка 250 ф. № 1);

Дс – денежные средства (строка 260 ф. № 1);

Коб – итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1).

Показатель финансовой устойчивости (Пфу) характеризует стабильность финансового положения фирмы и рассчитывается следующим образом:


(3.19)

 
Пфу = Косс ´ Ксзс  / 2 ,

где    Косс – коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Ксзс – коэффициент соотношения собственных и заемных средств.

Косс определяется как отношение разности между средней величиной собственного капитала и величиной внеоборотных активов к величине оборотных активов:

(3.20)

 
 


Косс = (Крез – Вна) / Оа ,

где    Крез – итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1);

Вна – итог по разделу 1 «Внеоборотные активы» (строка 190 ф. № 1);

Оа – итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1).

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств определяется так:


(3.21)

 
Ксзс = (До + Кро) / Кр ,

где    До – итог по разделу IV «Долгосрочные обязательства» (строка 590 ф. № 1);

Кро – итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1);

Кр – итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1).

Показатель деловой активности (Пда) характеризует экономическую деятельность фирмы, конкретизированную в виде продажи бытовой техники:


(3.22)

 
Пда = Вр ´ Ота  / Озз ,

где    Вр – выручка от реализации;

Ота – период оборота текущих активов;

Озз – период оборота запасов и затрат.


(3.23)

 
Вр = Вро / Врп ,

где    Вро – выручка от реализации за отчетный период (строка 010, гр. 3, ф. № 2);

Врп – выручка от реализации за предыдущий период, (то же, гр. 4).


(3.24)

 
Ота = (Дзк + Кфв + Дс) ´ Т / Вн ,

где    Дзк – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1);

Кфв – краткосрочные финансовые вложения (строка 250 ф. № 1);

Дс – денежные средства (строка 260 ф. № 1);

Т – принимаемое в расчетах значение 90, 180, 270, 360 дней соответственно отчетному периоду;

Вн – выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (строка 010 ф. № 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.