В Индонезии национальная организация по
стандартизации – Национальный Совет по стандартизации Индонезии (ИСС) – создан
в 1984г. Задачи совета включают координацию деятельности различных организаций
по стандартизации и сертификации, а также программ по стандартизации,
разработку национальной политики в области стандартизации и метрологии,
принятие стандартизации после достижения консенсуса всех сторон. ИСС также
представляет Индонезию в международных организациях по стандартизации, но
вопросы аккредитации испытательных лабораторий и сертификатов в её компетенцию
не входят.
Почти все
национальные организации – члены Консультативного комитете по стандартизации и
качеству являются государственными и их работа финансируется государством
(Исключение – сингапурская организация по стандартизации СИСИР (находится на
самофинансировании))
Почти все
национальные стандарты стран АСЕАН носят добровольный характер (в Малайзии –
100%, Индонезии – 97%, Филиппинах – 95%, Сингапуре – 91%, Таиланде – 97%).
Все страны АСЕАН
приняли стандарты ИСО серии 9000.
Сингапур внедряет
стандарты ИСО серии 14000 по управлению качеством услуг.
Рассмотренные
примеры дают представление о том, что страны АСЕАН сделали весомый вклад в
региональную стандартизацию, возглавляемую Консультативным комитетом по
стандартизации и качеству.
Практическая
часть деятельности Комитета осуществляется тремя рабочими группами:
1. группа
«Стандартизация и координация» занимается созданием системы
обмена
информацией между национальными организациями по стандартизации и гармонизации
стандартов.
2. группе
«Подтверждение соответствия» получена гармонизация национальных систем
сертификации и оценки соответствия продукции, вопросы взаимного признания
результатов сертификации систем качества и регистрации аудиторов.
3. в задачи
группы «Испытания и поверки» входят вопросы метрологии – разработки принципов
взаимного признания результатов испытаний и поверки измерительных приборов.
7.
Панамериканский комитет стандартов
СКОПАНТ
СКОПАНТ существует с 1961г. и
объединяет национальные организации Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили,
Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Доминиканской республики, Мексики, Панамв,
Парагвая, Перу, Тринидат-Тобаго, Уругвая, Венесуэлы а также региональные
организации пяти стран: Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и
Никарагуа. До 1975г. в КОПАНТ участвовал Американский нац. институт стандартов.
Главная цель
организации – устранение технических барьеров в региональной торговле. КОПАНТ
считает необходимым применять региональную стандартизацию в тех областях,
которые не охвачены международными стандартами либо связаны со спецификой,
требующей установления особых региональных норм и правил.
Организационная
структура КОПАНТ традиционна. Во главе – Генеральная ассамблея – высший орган,
в котором представлены все страны-члены. На три года избирается Исполнительный
Совет, исполнительный секретарь и Технический координационный секретариат.
Рабочими органами являются технические комитеты, деятельность которых
координируется специальными комиссиями по развитию, по законам и регламентам,
по сертификации и знакам соответствия, по финансам, по метрологии.
Деятельность
КОПАНТ направлена также и на совершенствование работы национальных организаций
стран-членов, в частности обучение и повышение квалификации специалистов,
работающих в национальных органах по стандартизации. Наиболее весомой заслугой
КОПАНТ является организация принятия государствами региона метрической системы
измерений и содействие переходу на неё.
8.
Стандартизация в рамках Содружеств Независимых Государств (СНГ).
Стандартизация,
сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляется в соответствие с
«Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации,
сертификации и метрологии», которое является межправительственным и действует с
1992г. Создан Межгосударственный Совет стран-участниц СНГ (МГС), в котором
представлены все национальные организации по стандартизации этих государств.
МГС принимает межгосударственные стандарты.
В 1995г. Совет
ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации стран СНГ.
Работа по
стандартизации ведётся на основе предложений, поступающих от национальных
органов по стандартизации. Уже принято и пересмотрено >2500
межгосударственных стандартов.
В области
сертификации принят Перечень межгосударственных нормативных документов, куда
входит 21 документ по сертификации: пищевых продуктов, продовольственного
сырья, игрушек, столовых приборов, табака, чая, средств связи. В перечень
включены и документы по услугам, туризм, техобслуживание и ремонт
автотранспортных средств, гостиничный комплекс и пр.Половину документов
разработала Россия.
В рамках СНГ
действует «Соглашений о взаимном признании результатов сертификации». Но в этой
области проблемно из-за расхождений в правилах достаточно многочисленных
ведомственных систем сертификации.
В области
метрологии реализуются программы работ в нескольких направлениях: передача
размеров единиц физических величин, разработка и пересмотр межгосударственных
документов по метрологии, методы неразрушающего контроля.
Среди
первоочередных перспективных задач МГС можно отметить: развитие сотрудничества
и ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по
метрологии; создание в рамках МГС Евро-Азиатской региональной организации по
аккредитации испытательных лабораторий; решение проблем унификации учебных
дисциплин по стандартизации, метрологии и сертификации с учётом их деятельности
в «едином пространстве» по этим видам работ.
На повестке дня
также вопрос о возможности участия в работе МГС национальных организаций по
стандартизации стран, не являющихся членами СНГ. Интерес к этой области
проявляют, в первую очередь, бывшие участники СЭВ.
9.
Определение приоритетов в области
международной
стандартизации.
Приоритетные
направления в области международной стандартизации определяет Рабочая группа по
вопросам политики в области стандартизации. Она образовалась в 1990г. Совещания
Рабочей группы (РГ) созываются ежегодно. В её работе принимают участие
национальные организации по стандартизации практически всех регионов мира.
Таким образом, приоритетные направления по стандартизации, которые вырабатывает
РГ, касаются в сущности всех стран мира.
Наиболее
знаменитый документ, среди принятых РГ, - комплекс Рекомендаций правительствам
о политике в области стандартизации. Этот документ определил основные
приоритетные направления и задачи для стандартизации:
а)
здравоохранение и обеспечение безопасности;
б) улучшение
окружающей среды;
в) содействие
научно-техническому сотрудничеству;
г) устранение
технических барьеров в международной торговле.
Важнейшим
документом является и «Перечень объектов, подлежащих международной
стандартизации», который периодически обновляется с учётом предложений.
В перечне
обозначено 15 секторов, для которых необходима стандартизация.
1. Атомная
энергетика, радиационная безопасность и защита.
2. Строительное
оборудование и элементы.
3. Электро- и
электронное оборудование и детали.
4. Охрана
окружающей среды.
5.
Противопожарная защита и системы защиты от краж.
6. Машинное
оборудование.
7.
здравоохранение.
8. Тракторы,
машины для сельского и лесного хозяйства.
9. Транспортное
оборудование.
10. Обработка
информации.
11. Энергетика.
12. Материалы.
13. Прочие
продукты и оборудование.
14. Метрология.
15. Обеспечение и
оценка качества.
По каждому
сектору выделены первоочередные задачи (критерии А) с указанием основных
организаций, разрабатывающих стандарты в определённом секторе.
Рабочая группа
посвятила несколько совещаний странам Центральной и Восточной Европы, которые
перешли на рыночную экономику. По отношению к ним РГ поощряет взаимное
признание взаимное признание испытаниё и систем сертификации, совершенствование
гарантий качества, гармонизацию национальных систем сертификации с
международными.
При разработке
технических требований и методов испытания продукции пользуются рекомендациями
РГ по политике в области стандартизации. Рабочей группой разработаны
Рекомендации «Международная гармонизация стандартов и технических предписаний»,
о которых будет сказано ниже.
Все документы РГ
(правила, стандарты, рекомендации) носят добровольный характер, и каждая страна
устанавливает порядок их применения, исходя из своих интересов и возможностей.
10.
Гармонизация стандартов.
Гармонизация
стандарта – приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для
обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания
результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же
степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.
Гармонизованные
(эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия. В соответствие с
этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:
Идентичные
стандарты могут
лишь отличаться обозначением (шифром, кодом)
Унифицированные
стандарты –
идентичные по содержанию, но различные по форме представления.
Согласованный
стандарт –
нормативный документ, согласованный с другим стандартом.
Сопоставимые
стандарты –
нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги) утверждённые
различными органами по стандартизации.
Активная
деятельность по гармонизации стандартов ведётся в рамках СНГ.
В
Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70 – 80%
национальных стандартов. В России принято до 20% стандартов ИСО и ~60%
стандартов МЭК.
От международного
сотрудничества по стандартизации и гармонизации стандартов зависит
эффективность работ по повышению конкурентоспособности товаров на внешних и на
внутренних рынках.
Актуальной
проблемой является гармонизация стандартов относительно пищевых продуктов и
пищевого сырья, работа по которым находится в начальной стадии. Наиболее важное
условие для применения стандартов состоит во введении в национальное
законодательство положения, устанавливающего максимальный уровень содержания
пестицидов в пищевой продукции.
За последние годы
акценты гармонизации всё заметнее смещаются в сторону национальных систем
стандартизации, метрологии и сертификации. Создание единого европейского рынка,
переход к рыночной экономике стран Восточной Европы, заключение соглашений о
свободной торговле на американском континенте ведут к глобализации
международной торговли: огромные массы товаров перемещаются по всем странам и
континентам, что ещё в большей степени привлекает внимание мирового сообщества
к вопросам технических барьеров в торговле. Ведущую роль в этом направлении
продолжает играть СЭК ООН, определяя области сотрудничества по стандартизации и
сертификации товаров, которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами
и услугами.
История
стандартизации
1.1.
Сущность,
история и перспективы развития стандартизации
Определение
ИСО
“Стандартизация“ – это процесс установления и
применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии
всех заинтересованных сторон, в часности, для достижения всеобщей максимальной
экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.
Она определяет
основу настоящего развития, а также и будущего и должна идти неразрывно с
прогрессом.
Стандартизация
- как
деятельность, возникла в ІІІ тысячелетии до н.э.
- реализовалась на
государственном уровне в начале ХХ в.
- возникла как
наука в 40-х годах ХХ в.
- получила
развитие на мировом и региональном уровнях в 40-х годах ХХ в.
Пример.
Возникновение
государственных систем стандартизации на основе уполномоченного органа.
1901 - Британский
институт стандартов (BSI);
1918 –
Американский институт стандартов (ANSI);
1918 –
Французская ассоциация по нормализации (AFNOR);
1918 – Германский
комитет по нормализации (DIN) и др.
2.
Международная стандартизация
Международная
стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех
стран.
Результатом
работы по стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по
стандартизации, используемые странами-участницами при создании или пересмотре
национальных стандартов.
Международная
организация по стандартам (ИСО) создана в 1946г. ИСО является
неправительственной организацией и используется консультативным статусом ООН.
Задачи ИСО:
содействие
развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения
международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в
интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Официальные языки
ИСО – английский, французский.
3.
Региональная стандартизация.
Региональная
стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто только для
соответствующих органов только одного географического или экономического
региона мира.
Пример.
Возникновение
региональных систем стандартизации на основе уполномоченного органа:
- АСЕАН – 1994г.
(8 стран) ассоциация стран Юго-Восточной Азии
- АВС –
региональная система Америка-Британия-Канада (1952)
- INSTA – международная организация по
стандартизации (1953)
- CEN – Европейский комитет стандартизации
(1961)
- CEN ЭЛЕКТ - Европейский комитет стандартизации
электротехнических стандартов (1971)
- RDC – региональная система
Турция-Иран-Пакистан (1961)
- NOPMAPME – Европейская организация по
стандартизации среднего и малого бизнеса.
- COPANT – Панамериканская (15 стран)
комиссия по стандартизации (1961)
- ARSO – Африканская организация по
стандартизации
- ASMO - Арабская организация по
стандартизации и метеорологии.
- КООМЕТ –
региональная организация стран Центральной и Восточной Европы (бывшие страны
члены СЭВ, а также ФРГ)
1.3.
Стандартизация в России
- 1555г. –
(царствование Ивана Грозного) стандарты на военное снаряжение и строительство,
например, храм Василия Блаженного.
- 1911г. –
создание Общества по стандартизации.
- 1923г. –
Комитет эталонов и стандартов (КЭС).
- 1925г. –
Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны – создание государственной
системы стандартизации.
- 1930г. –
Всесоюзный комитет стандартизации (ВКС).
- 1954г. –
Комитет стандартов, мер и измерительных приборов (Госстандарт СССР).
- 1992г. –
Комитет по стандартизации, качеству и сертификации (Госстандарт РФ).
- 1992г. –
Постоянная комиссия по стандартизации, качеству и сертификации –
межгосударственный орган стран СНГ.
З.
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ
Слово «сертификация» в переводе с латыни означает "сделано верно".
И в этом плане
понимание идеи сертификации известно достаточно давно и уходит своими корнями к различного рода заверениям продавца
покупателю относительно качества своего товара. Развитием этой формы явилось получившее
широкое распространение в 17-19 веках клеймение продукции. Примером такого клеймения может быть изображение соболя на
металлопродукции, которую производили на уральских металлургических заводах, принадлежавших Демидовым. Продукцию с
таким клеймом охотно брали по всей Европе.
3.1 СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ
С развитием внешнеторговых и экономических отношений все более четко
проявляется необходимость и целесообразность проведения объективных
испытаний и оценок качества продукции независимыми от покупателя и
продавца экспертами. Информация о соответствии стандартам необходима
покупателю, конечному потребителю, инспектирующим и контролирующим органам,
страховым компаниям, правительственным органам и др.
Поэтому сертификация считается основным достоверным способом доказательства
соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. В самой общей постановке
для того чтобы убедиться в том, что
продукция «сделана верно», надо знать, каким требованиям она должна
соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия.
В стандарте ДСТУ 2462-94 под сертификацией подразумевается процедура, посредством которой
третья сторона (юридическое лицо или орган,
которые в рассматриваемом вопросе признаны независимыми ни от поставщика, ни от
покупателя) дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным
требованиям. Общепризнанным способом
такого доказательства служит сертификация соответствия (certificate of conformity) - документ,
выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что
обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом
идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют
конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|