Меню
Поиск



рефераты скачать Стандартизация, сертификация, аккредитация

Сертификация во Франции

Сертификация во Франции существует с 1939 г. Первым законом в этой области был Закон о знаке соответствия национальным стандартам NF, который с последующими изменениями и дополнениями действует и сегодня. Ответственность за сертификацию возложена на Французскую ассоциацию по стандартизации (AFNOR). Организационно сертификация построена по отраслевому принципу и постоянно взаимодействует с системой стандартизации в плане как соответствия требованиям национальных стандартов, так и разработки новых требований и норм. Кроме AFNOR, сертификацией управляют органы государственного и отраслевого уровня: Французский центр внешней торговли (CNCE), Центр информации о нормах и технических регламентах (CINR), Союз электротехников (UTE).

AFNOR определяет полномочия испытательных центров и лабораторий, отвечает за их аккредитацию, за присвоение и отмену знака NF, координирует сотрудничество национальных органов по сертификации с международными организациями, CNCE отвечает за сертификацию экспортируемых и импортируемых товаров. CINR осуществляет информационное обеспечение национальной системы сертификации и отраслей экономики, располагая банком данных о более чем 400 тыс. стандартов, о правилах и системах сертификации, процедурах аккредитации многих стран мира, международных и региональных организаций. UTE разрабатывает нормативные требования для сертификации электронной и электротехнической продукции, являясь не только уполномоченным AFNOR отраслевым орга­ном по сертификации, но и национальной организацией по стандартизации в области электроники, электротехники и связи.

Оценка соответствия во Франции имеет несколько форм: подтверждение соответствия европейским директивам; заявление-декларация изготовителя о соответствии продукта европейскому стандарту; добровольная сертификация на соответствие национальным стандартам Франции; контроль безопасности продукции, находящейся в продаже.

Соответствие Директивам ЕС подтверждается сертификацией третьей стороной и знаком CE. Во Франции около 20% выпускаемой продукции подлежат такому способу оценки.

Заявление-декларация изготовителя под его ответственность указывает, что продукция соответствует конкретному европейскому стандарту.

Изготовитель имеет право также маркировать товар знаком CE. Уполномоченный орган осуществляет инспекционный контроль за такой продукцией и при обнаружении отклонений лишает права маркировки. Если товар производится по иному нормативному документу, то он подлежит сертификации третьей стороной.

Добровольная сертификация на соответствие национальным стандартам Франции проводится AFNOR, причем обычно используется самая строгая схема сертификации (№5). Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия национальным стандартам Франции - NF. Добровольной сертификации подвергается до 75% выпускаемой продукции. В отличие от подтверждения соответствия Директивам ЕС в этом случае требуется доказать соответствие товара всем требованиям нацио­нального стандарта, в том числе безопасности.

Контроль безопасности продукции, находящейся в продаже, проводится путем регулярных проверок соответствия качества отобранных образцов, маркированных знаками CE и NF, требованиям Директивы ЕС или национального французского стандарта соответственно. Наиболее активно этим занимается Министерство экономики, руководящее работой нескольких тысяч инспекторов.

Национальной системой является система сертификации на соответствие государственному стандарту, что удостоверяется знаком NF, который применяется для всех видов товаров. Но для электротоваров есть свои знаки, например, для бытовых электроприборов - NF ELECTRICITE. Знак CONTROLE NF LIMITE A LA SECURITE означает только безопасность электроприбора, но не соответствие его технических характери­стик стандарту.

Право применения знака NF изготовитель может получить на основе контракта и лицензии в том случае, когда в нем заинтересована значительная часть изготовителей данного вида продукции. По каждому виду продукции AFNOR утверждает постановления о правилах применения знака, видах обязательного контроля и субъектах, осуществляющих его, об ответственности и порядке апелляций. При маркировке товара знаком NF лицензиат берет на себя обязательства не только по отношению к AFNOR, но и к потребителю. AFNOR имеет право применить преследование по закону за неправомерную маркировку товаров, ложную рекламу или мошенничество. Во Франции знаком NF маркируется более 100 тыс. видов продукции, он имеет 110 модификаций для различных отраслей. Продукция зарубежного производства также может маркироваться этим знаком, если она соответствует установленным требованиям для аналогичной французской продукции.

С целью большей доступности для заявителей AFNOR утвердила сеть уполномоченных органов, имеющих право на сертификацию для получения знака NF. Уполномоченный орган выполняет вместо AFNOR все функции, связанные с сертификацией (управление, испытание, контроль). Сертификация на знак NF носит добровольный характер. Исключение составляет продукция медицинского направления (материалы, лекарства, оборудование), где испытания, в том числе и клинические, обязательны.

Такие товары маркируются знаком NF-MEDICAL. Несмотря на добровольность, фирмы — изготовители любого вида изделий стремятся получить право маркировки знаком NF, поскольку это обеспечивает доверие потребителей к качеству товара.

Испытательные лаборатории во Франции можно подразделить на четыре группы: государственные, общественные, частные и лаборатории фирм. Отдельные аккредитованные лаборатории - это технические промышленные центры, которые контролируются правительством. Кроме AFNOR, добровольной аккредитацией занимается Национальная сеть испытательных лабораторий (RNE), программа которой дотируется государством. Срок действия аккредитации не превышает трех лет, первая проверка обычно назначается через год. В рамках RNE работают крупнейшие испытательные центры Франции: Национальная лаборатории по испытаниям (LNE); Центральная электротехническая лаборатория (LCIE), которая также является хранителем эталонов и государственных стандартов на электротехническую продукцию. Аккредитацию лаборатории по поверке измерительных приборов проводит Национальное бюро метрологии BNM.

Существует также особый вид аккредитации, который носит обязательный характер, обычно связанный с конкретным министерством. Например, Министерство по охране окружающей среды аккредитует испытательные лаборатории, которые проводят биологические и химические испытания химической продукции на соответствие национальным и международным стандартам. Срок такой аккредитации обычно не превышает двух лет.

Сертификация в Японии

В Японии действуют три формы сертификации:

-обязательная сертификация, подтверждающая соответствие законодательным требованиям;

-добровольная сертификация на соответствие национальным стандартам JIS, которую проводят органы, уполномоченные правительством;

-добровольная сертификация, которую проводят частные органы по сертификации.

Обязательная сертификация регламентируется действующими законами (их на сегодняшний день более 30), в которых устанавливаются перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и требования к ней; схемы сертификации; знаки соответствия; органы управления, ответственные за организацию сертификации и инспекционный контроль. Уполномоченные органы разрабатывают технические регламенты, на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, а утверждает их Кабинет министров страны. Обеспечение исполнения законодательных положений по сертификации распределяется между министерствами и другими государственными органами управления. Например, за Министерством внешней торговли и промышленности закреплено десять законов.

По некоторым видам продукции в законах вводятся категории, характеризующие степень их опасности для пользователя. Например, для электротехнических изделий установлены категории А и Б. Для категорий используют разные схемы сертификации и знаки соответствия (рис.30).

знак категории А                                      знак категории Б


Рис.30. Знаки соответствия электротехнических изделий


Для более опасных товаров (категория А) предусмотрена сертификация третьей стороной, а для изделии категории Б - заявление-декларация изготовителя.

Особенность обязательной сертификации в Японии состоит в необхо­димости получить разрешение на серийное производство продукции, под­лежащей обязательной сертификации, а также в том, что экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации.

Добровольная сертификация на соответствие стандарту JIS не всегда подтверждает соответствие требованиям безопасности, поскольку обязательные требования включаются в технические регламенты. Этот вид сертификации находится в ведении Министерства внешней торговли и промышленности. Заявитель должен обращаться к министру, что в одинаковой степени относится и к экспортерам на японский рынок, если с ними не заключено соглашение о взаимном или одностороннем признании результатов испытаний. Как правило, схема сертификации включает оценку действующей системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000 и инспекционный контроль, который в плановом порядке проводится один раз в 4-5 лет, а внеплановый - в любое время без предупреждения.

На основании закона об электротехнических товарах бытового назначения и контроля материалов для их производства действует знак соответствия Т. Получение такого знака служит необходимым "пропуском" для реализации товаров данного вида, причем закон в одинаковой степени действует как для японских, так и импортируемых электротехнических товаров. Знак, относящийся к товару категории А, удостоверяет соответствие бытовых электротоваров, к которым пользователь прикасается непосредственно (электробритвы, телевизоры, пылесосы и др.). Знак категории Б - это подтверждение соответствия таких товаров, как электроарматура, вентиляторы, оборудование офисов и т.п.

Экспортер подобных товаров на японский рынок должен представлять свой продукт на испытание в японском соответствующем испытательном центре. Сделать это он имеет право только через японских посредников, которые в свою очередь проходят через определенную процедуру. Японский посредник обязан представить в Министерство внешней торговли и промышленности все данные о товаре, который он намеревается импортировать: параметры безопасности и качества, классификационные характеристики, подтверждение его полного соответствия японским стандартам. Посредник обязан гарантировать соблюдение порядка получения знака соответствия и своевременно информировать покупателей о всех изменениях в качестве или конструкции товара.

Если же товар относится к категории Б, то добавляется дополнительное требование к импортеру-посреднику, который будет продавать товар зарубежной фирмы: представление в Министерство торговли и промышленности заявления о намерении начать бизнес по этому товару. Японский покупатель "воспитан" так, что электротехнические товары, не маркированные знаком соответствия Т, он воспринимает как низкокачественные со всеми вытекающими отсюда последствиями для экспортера.

К обязательным знакам соответствия в Японии относятся также: знак JATE , удостоверяющий одобрение товара Японским институтом телекоммуникационного оборудования; знак JIS, обозначающий соответствие широкого диапазона товаров требованиям японских стандартов. Знак введен Министерством торговли и промышленности, которое и осуществляет контроль за получением знака и последующий надзор за соблюдением установленных требований производителем товара.

Действуют также различные добровольные знаки. Их устанавливают ассоциации и другие общества для информирования потребителей о соответствии товара определенным требованиям. Особенно характерно применение таких знаков для продовольственных товаров.

Таким образом, для экспортеров продукции на японский рынок созданы крайне сложные условия и правила обязательной сертификации, что защищает внутренний рынок. В свою очередь иностранные поставщики на рынок Японии пытаются различными путями преодолеть или хотя бы снизить жесткие барьеры. Так, США удалось добиться соглашения японской стороны на проведение испытаний некоторых товаров, предназначенных для экспорта в Японию, в своих лабораториях под наблюдением японского Министерства внешней торговли и промышленности. Это соглашение коснулось лишь пяти американских лабораторий, по мнению которых остается еще и языковый барьер, так как японская сторона принимает к рассмотрению только переведенные на японский язык документы.

Для проведения сертификации систем качества создана Японская ассоциация по сертификации систем качества (JAB). Вся деятельности JAB строится в соответствии с документами ИСО/МЭК. Основные ее функции:

-аккредитация органов по сертификации продукции и систем качества и организаций, занимающихся обучением аудиторов; аттестация аудиторов, а также регистрация соответствующих поставщиков;

-проведение исследований и осуществление практических действий по взаимному признанию аккредитации органов по сертификации систем качества за рубежом, по координации усилий в этой области с национальными и зарубежными организациями;

-выполнение других работ, направленных на достижение целей JAB.

Аккредитация органов по сертификации и организаций, занимающихся подготовкой аудиторов, осуществляется аудиторами JAB, назначаемыми ее генеральным директором. По линии JAB аккредитованы такие крупные центры, как Центр сертификации систем качества Японской ассоциации по стандартизации (JSA-Q), Центр по контролю газового оборудования (JIА-ОА), Центр сертификации систем качества Ассоциации по безопасности сосудов, работающих под давлением (KHK-QA) и др.

Сертификация в США

В США действуют многочисленные законы по безопасности различных видов продукции, которые и служат правовой основой сертификации соответствия. Наиболее широким диапазоном действия отличается Закон о безопасности потребительских товаров. Согласно этим законам обязательной сертификации подлежит продукция, на которую принят государственный стандарт, а также закупаемая государством на внутреннем и внешнем рынках. Обязательная сертификация контролируется государственными органами. Добровольная сертификация проводится по заявлению потребителей или изготовителей продукции на соответствие предлагаемым ими нормативным документам.

В стране действуют три основные категории программ сертификации, которые утверждает Федеральное правительство:

1-я категория - обязательная сертификация товаров и услуг на безопасность.

2-я категория - программы по проверке образцов продукции и производств, заменяющие сплошной контроль;

3-я категория - программы оценки качества и условий производства до поступления продукции в торговлю.

По программам 1-й категории, как правило, проводится обязательная сертификация такой продукции, как автомобили, контейнеры (в том числе для сельхозпродуктов), суда, магистральные трудопроводы и т.д.

В соответствии с программами 2-й категории сертифицируются такие виды товаров, которые потребляются в государственных учреждениях (Департамент обороны, Департамент торговли, Управление сельской электрификации и пр.), а сертификация обязательна, если продукция закупается правительственными организациями на государственные средства.

Программы 3-й категории в основном добровольные, за исключением тех, которые предусматривают сертификацию отдельных видов продовольствия (например, яйцо, табак и др.) Наибольшее количество программ разработано Департаментом сельского хозяйства и Департаментом торговли. По результатам сертификации пищевых продуктов их подразделяют на "отборные" (Choice) и "сорт A" (Trade А). Программы Управления по безопасности пищевых продуктов и лекарств охватывают продукцию не только для человека, но и для животных, и испытания проводятся не только на безвредность, но и на эффективность действия.

Кроме утвержденных правительством, в США есть программы сертификации, которые организуются в частном секторе. Их услугами пользуются не только фирмы США, но и экспортеры из других стран.

Нормативной базой сертификации являются стандарты, которые разрабатываются:

-Американским обществом по испытаниям материалов ASTM (для широкого диапазона потребительских товаров);

-Национальной ассоциацией изготовителей электрооборудования NEMA (для электротехнических товаров и электрооборудования);

-Комиссией по безопасности товаров широкого потребления CPSC (для товаров широкого потребления);

-Федеральным агентством по защите окружающей среды ЕРА (для сертификации различных производств, двигателей внутреннего сгорания, наземного, водного и воздушного транспорта и т.п.);

-правительственным органом по стандартизации - Национальным институтом стандартов и технологий NIST, который разрабатывает обязательные стандарты.

Общее руководство сертификацией в стране осуществляет Сертификационный комитет, действующий в составе NIST, который также координирует работы по стандартизации и представляет США в ИСО/МЭК и других международных организациях. В функции Сертификационного комитета входит одобрение и регистрация программ по сертификации, правил проведения сертификации, проверка компетентности органов по сертификации (наличие надлежащего оборудования, уровень квалификации персонала и т.п.).

В сертификационных работах участвует более 2000 испытательных лабораторий. В их число входят крупные лаборатории общенационального значения, лаборатории научно-исследовательских институтов и страховых компаний и независимые лаборатории институтов и университетов. Наиболее известны общенациональные лаборатории - Национальной ассоциации изготовителей электрооборудования, Американской ассоциации по газу, Американского института нефти, Национальной ассоциации по защите от пожаров, Американского бюро судоходства, Управления по безопасности пищевых продуктов и медикаментов и др. Примеры американских сертификатов, полученных металлургическим комбинатом «Азов-сталь» приведены на рис.31 и рис.32.

В США нет единой системы аккредитации испытательных лабораторий, их действует около 100. Наиболее авторитетными считаются система Американской ассоциации по аккредитации лабораторий (AALA) и Национальная добровольная программа аккредитации лабораторий (NULAP). AALA проводит аккредитацию лабораторий, которые испытывают оптику и фотометрию, проводят такие виды испытаний, как акустические, вибрационные, биологические, химические, тепловые, механические, электрические и неразрушающие. Критериями аккредитации служат положения руководств ИСО/МЭК. Бюджет организации складывается из вкладов частных лиц, взносов организаций-членов и оплаты испытании заявителем. NULAP была организована под эгидой Министерства торговли, которое и дотирует ее работу в дополнение к взносам за аккредитацию. В этой системе проводится аккредитация лабораторий, которые испытывают текстиль, стекло, цемент, инструменты для научных исследований.

3.5.СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

С развитием сертификации становится все более очевидным ее положительное влияние на развитие торговых связей между государствами в части сокращения сроков получения разрешения на ввоз продукции (для сертифицированного товара) за счет исключения повторных испытаний в принимающей стране. С другой стороны по мере развития национальных систем сертификации также все более отчетливо обозначаются их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым производятся сертификационные испытания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В этой связи определилась негативная роль сертификации как серьезного технического барьера в международной торговле.

Сертификационные барьеры возникают не только по указанным причинам, которые в определенной степени, складывались объективно. Совсем иной механизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны испытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным. Протекционистские меры нередко связаны с принятием национальных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в стандартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации, и стремятся получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.

Таким образом, вероятность превращения стандарта в инструмент конкурентной борьбы весьма велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продукции практически всегда придется доказывать ее соответствие высоким требованиям, то получить сертификат соответствия оказывается достаточно проблематично. В организации систем сертификации нередки случаи создания таких условий получения сертификата, которые невыполнимы для средних и тем более мелких фирм.

В последнее время в международной торговле сложились жесткие правила по признанию зарубежного сертификата на импортируемую продукцию. Для успешного экспорта необходимо получить сертификат соответствия, выданный авторитетной и признанной во всех ведущих странах организацией. А для этого требуется продолжительное время и немалые финансовые затраты. Подготовка к сертификации может быть сопряжена с необходимостью введения системы обеспечения качества, если этого требует схема сертификации.

Проблемы, связанные с нетарифными барьерами и путями их устранения, нашли отражение в Соглашении по техническим барьерам в торговле, которое принято на Уругвайском раунде ГАТТ в 1993 г. В области сертификационных барьеров Соглашение затрагивает вопросы процедуры оценки соответствия и признания оценки соответствия; международных и региональных систем оценки соответствия, а также информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия. Общий принцип Соглашения заключается в том, что для импортируемой продукции должен создаваться не менее благоприятный режим, чем для товаров внутреннего производства.

Соглашение рекомендует принимать такие процедуры оценки, которые не создают дискриминации для иностранных поставщиков как по самой процедуре, так и по оплате за эту услугу. Процедуры оценки "не должны быть более строгими или применяться более строго, чем это необходимо" для удостоверения соответствия товара техническому регламенту (стандарту). Не должны также создаваться препятствия в международной торговле и путем задержки испытаний; по просьбе заявителя его необходимо информировать о ходе оценки и объяснить причины задержки.

В качестве нормативной основы для процедуры оценки соответствия рекомендуется применять международные стандарты, руководства и рекомендации, изданные или находящиеся на завершающей стадии разработки в международных организациях. Соглашение обязывает страны-участницы гарантировать принятие результатов оценки, если даже процедуры сами по себе в чем-то различаются, но «обеспечивают установление соответствия продукции применяемым техническим регламентам или стандартам так же, как и их процедуры».

В области информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия Соглашение обязывает каждую страну-участницу организовать справочную службу. Эта служба должна обеспечить связь между странами-участницами, отвечая на их запросы и представляя заинтересованным органам стран-участниц документы, которые касаются технических регламентов или стандартов (принятых на любом уровне), любых процедур оценки соответствия, действующих или предлагаемых на их территории, членства или участия в международных (региональных) организациях по стандартизации или системах оценки соответствия и т.д. Любая страна-участница обязана уведомлять другие страны-участницы о том, какие соглашения, связанные с вопросами процедур оценки соответствия, стандартов или технических регламентов, она заключает, если такие соглашения могут повлиять на торговые отношения.

Таким образом, чтобы выйти на глобальный рынок, сохранив устойчивое конкурентное преимущество, фирма должна использовать концепцию стандартизации маркетинговой активности и адаптацию своей продукции к условиям международных соглашений и рекомендаций.


Вопросы для самоконтроля


1.Что такое процедура сертификации, кем и с какой целью она проводится?

2.На каком уровне могут действовать системы сертификации?

З.Что такое сертификат соответствия и кем он выдается?

4.Что такое знак соответствия и в каких случаях он используется?

5.Что такое обязательная сертификация и в каких случаях она применяется?

6.Что такое добровольная сертификация и с какой целью она проводится? 7.Перечислите и кратко охарактеризуйте международные и европейские организации по сертификации качества.

8.Какие основные стандарты систем качества используются в международной и европейской практике?

9.Могут ли использоваться сертификаты Украины в странах СНГ и наоборот?

10.Что такое экологическая сертификация и в каких случаях она используется? Приведите примеры (знаки соответствия).

11 .Какой знак соответствия используется в системе УкрСЕПРО?

12.В каких случаях сертификация может служить развитию международной торговли и каким образом сертификация может стать барьером для нее?

13.На какой срок может выдаваться сертификат соответствия и может ли он быть аннулирован?

14.Каким образом сертификация защищает национальные интересы Украины?

15.Перечислите особенности системы сертификации в США и Японии? В какой степени сертификация защищает интересы этих стран?

16.Каким образом сертификация может служить задаче устранения барьеров в международной торговле?



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.