Меню
Поиск



рефераты скачать Стандартизация, сертификация, аккредитация

6.                                          Какие Вы знаете методы идентификации объектов?

7.                                          Из чего состоит кодовое обозначение?

8.                                          В чём отличия параллельного и последовательного методов кодирования?

9.                                          Какова роль контрольного числа?

 Лекция 5

 

Тема 9: Стандартизация в различных сферах.

Стандартизация услуг.


По мнению экспертов для услуг в мировой торговле составляет >25%,а к 2005году объем торговли услугами превысит объем торговли товарами. На сегодняшний день самые крупные экспортеры услуг-США и страны Западной Европы, однако по ежегодному приросту экспорта услуг такие азиатские страны, как Китай и Таиланд занимают первое место в мире (в основном, за счет телекоммуникаций и передачи информации). Благодаря электронной связи растут постоянно услуги по кредитованию под залог, страхованию, обмену валют, брокерским операциям и т.д. В соответствие с законом Украины «О защите прав потребителей» (от 15.12.93г.). В Украине начато поэтапное введение обязательной сертификации услуг. Сертификация услуг невозможна без их стандартизации, которая должна обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии. В мировой практике стандартизация полностью охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело.

Услуга, как объект стандартизации, представляет определенную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. В этом же состоит и особенность сертификации услуг, тем не менее мировой опыт в этой области стандартизации достаточен, чтобы быть базой международной стандартизации. Так ИСО занимается разработкой международных стандартов для услуг банков и химчисток, другие международные и региональные организации работают над стандартизацией услуг в своих областях (автотуризм, железные дороги, туризм, электросвязь и др.)

Весьма актуальна стандартизация услуг по послепродажному обслуживанию, которое является одним из факторов конкурентоспособности товара.

В 1995году вступило в силу Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), которое касается практически всех видов услуг, являющихся предметом международной торговли и обслуживающих такие отрасли экономики, как банковское дело, страхование, туризм, архитектура и проектирование, телекоммуникации, бухгалтерский учёт, консультирование по различным вопросам, транспорт и многие другие услуги.

Генеральное соглашение о торговле услугами направлено на либерализацию и устранение барьеров в получении лицензии сервисным фирмам и ограничении иностранных инвестиций.

Подписавшие соглашение страны должны выполнять определённые обязанности, чтобы нормативные документы не превратились в технические барьеры.

Отечественные проблемы в области стандартизации услуг связаны с отсутствием наработок с одной стороны и увеличением предоставляемых услуг – с другой. Например, в условиях рыночной экономики возникла потребность в оценке недвижимости. В общем объёме услуг населению доля бытовых услуг составляет более трети и по стандартизации использования выглядит в следующем порядке:

1) Услуги бань и парикмахерских;

2) Ремонт и обслуживание радио и электробытовой техники;

3) Ремонт и пошив изделий и головных уборов;

4) Химчистки и прачечные;

5) Техобслуживание и ремонт автомототехники;

6) Ремонт, пошив и окраска обуви;

7) Ремонт и строительство жилья;

8) Услуги фотоателье и фотокинолабораторий;

9) Изготовление и ремонт мебели;

Большая работа предстоит по созданию методов контроля и оценки качества услуг, а с этим связана ещё одна задача – установление показателей качества как самих услуг, так и обслуживания. Главный аспект сертификации услуг – их безопасность. Например, парикмахерские, доля которых по услугам наиболее высока, таят в себе много опасностей для клиента (использование химикатов, отсутствие стерилизаторов для маникюрных инструментов и не менее опасны для потребителей услуги химчистки. Например, остатки растворителя вызывают аллергические заболевания кожи, печени и др.) Поэтому стандарты устанавливают требования и нормы безопасности, а также методы контроля за их выполнением.

Наряду со стандартизацией  самих услуг проводится и стандартизация систем обеспечения качества услуг, что необходимо для сертификации отдельных видов услуг.

Петля качества услуг включает такие составляющие, как маркетинговые условия рынка услуг; организация технологического процесса и контроля; предоставление услуги; результат услуги; оценка исполнителем и заказчиком. Нормативное обеспечение петли качества составляет как государственные стандарты, так и стандарты предприятия (технические условия), которые конкретизируют требования сообразно виду услуги и возможностям организации, представляющей их.

Рис. Общая структура фонда нормативных документов, действующих в сфере услуг.

2. Стандартизация и экология

Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль и всё чаще стандарты являются средством регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. То есть стандарты – средство управления качеством окружающей среды.

Мировое сообщество проводит немалую работу по защите окружающей среды. Так, в ЕС принято около сотни директив в области экологии: это касается охраны окружающей среды, качество воды и воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шума и т.д. (Пример, в Швеции было запрещено использовать «Волгу»)

В ЕС введена экомаркировка специальным знаком в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат опасные вещества и препараты, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зелёным, голубым, чёрным на белом фоне, белым на чёрном фоне. Для получения права использовать экознак, изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации. Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления. Специалисты подсчитали, что за всю историю своего существования человечество использовало исходное сырьё по назначению меньше, чем 5%, около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70% - другие отходы.

В следующей таблице приводятся законы, действующие в области охраны окружающей среды зарубежных государств.

Страна

Год принятия

Наименование закона

США











Англия



Франция



Япония





Швеция




ФРГ



Канада



Греция



Нидерланды

1970


1972, 1980, 1984


1980, 1986



1976, 1980, 1984

1972, 1975, 1978

1976


1974

1972


1976

1977


1967


1971, 1976

1973



1969, 1981

1973



1972

1980


1975



1952

1977


1962, 1975

О нацполитике в области охраны окружающей среды


Об охране, использовании морской среды и о морских заповедниках (Закон о сбросах в океан)

О принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности.


О переработке и сохранении сырьевых ресурсов.

Об инсектицидах, фунгицидах и радиотицидах.

О контроле за токсичными веществами


О контроле за загрязнением

О хранении ядовитых отходов


Об охране природы

О контроле за химическими продуктами


Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды

Об удалении отходов

Об испытании и регулировании производства химических веществ


Об охране окружающей среды

О продуктах, опасных для здоровья человека и окружающей среды


Об уничтожении отходов

Об охране опасных химических веществ


О веществах, загрязняющих окружающую среду



О контроле за использованием пестицидов

О контроле за с/х химикатами


О пестицидах


В Росси проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих законах: 1) «Об охране окружающей и природной среды»;2) «Об экологической экспертизе»;3) «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;4) «О недрах»;5) «О плате за землю»;6) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;7) «О защите прав потребителя»;8) «О стандартизации»;9) «О сертификации продукции и услуг»;10) «Об инвестиционной деятельности»;11) «О конверсии оборонной промышленности»;12) «Об обороне».

Утилизация отходов привела к появлению «второй геологии», поскольку часть отходов считается ресурсосодержащими (пример, об использовании отвального шлака).Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10-20%), складирование на полигонах (до 80%) и уничтожение. Поэтому разработка стандартов по утилизации отходов довольно актуальна.

В зарубежных странах действуют стандарты, устанавливающие нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии, стандарты по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Установлена юридическая ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.

Утилизация отходов - заключительная составляющая петли качества. Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии выпускаемой продукции. В США это делает Агентство по защите окружающей среды. В бывшем СССР не было создано нормативной базы по утилизации отходов, хотя эти вопросы обсуждались Госснабом с 1975г.

Важную роль в экостандартизации играло международные стандарты по охране окружающей среды. Так ИСО разработала стандарты серии 14000: 14001 и 14004.

Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям».Эти стандарты универсальны: их можно применять в сфере производства и обслуживания, а способы управления охраной окружающей среды могут варьировать и жестко не регламентировать.

3. Стандартизация и кодирование информации о товаре

Идея штрихового кодирования зародилась в 30-е годы в Гарвардской школе бизнеса США. Впервые с помощью штрихкода в США в 60-е годы были идентифицированы ж/д вагоны. Благодаря развитию микропроцессорной техники в 70-е годы стало возможным широко использовать штрихкодирование товаров.

Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973г., а в 1977г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая сейчас применяется и за пределами Европы.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штрихкоды считываются сканерами - специальными оптическими устройствами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

В зарубежных странах наличие штрихкода на упаковке товара стало обязательным, без него торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Такая система информации экономически эффективна, когда не < 85% товара кодируется. Она позволяет упорядочить и ускорить сбор и формирование заказа, учет поступления товара, его отгрузку, оформление документации и бухучет, контроль товаров при их складировании и сбыте.

EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (флаг страны), кода предприятия(фирмы) – изготовителя, кода самого товара и контрольного числа.














Код предприятия составляется соответствующим национальным органом и включает пять цифр после кода страны.

Код товара составляет сам изготовитель (5 цифр). Расшифровка кода товара не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара, либо представляют регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию

Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.

   Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которые не помещается более длинный код.

0

 

5

 






Код EAN – 8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя – регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя.

Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны. Полный штриховой код позволяет закупочным организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).


Коды EAN некоторых стран для штрихового кодирования товаров

Код страны

Страна

Код

Страна

Код

Страна

Код

Страна

93

Австралия

520

Греция

87

Нидерланды

64

Финляндия

90 - 91

Австрия

57

Дания

94

Нов. Зеландия

30 - 37

Франция

779

Аргентина

729

Израиль

70

Норвегия

859

Чехия

54

Бельгия и Люксембург

539

Ирландия

590

Польша

780

Чили

380

Болгария

569

Исландия

560

Португалия

76

Швейцария

789

Бразилия

84

Испания

460 – 469

Россия

73

Швеция

50

Великобритания

80 - 83

Италия

888

Сингапур

860

Югославия

599

Венгрия

529

Кипр

383

Словения

880

Юж. Корея

759

Венесуэла

690

Китай

00 - 09

США и Канада

45 - 49

Япония

400 - 440

Германия

850

Куба

869

Турция



489

Гонконг

750

Мексика

482

Украина



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.