Стандартизация, сертификация, аккредитация
Лекция I (1)
Тема 1. Мета,
задачi i змiст дисциплiни «Метрологiя, стандартизацiя, сертифiкацiя й акредитацiя. Основнi термiни i визначення.
Переход
Украины к рыночной экономике определил новые условия для деятельности
отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем, но и на
внешнем рынке.
Право
предприятий на самостоятельность заставляет изучать, знать и применять в своей
практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по
любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с
международными и национальными нормами.
Стандартизация,
сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не
только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей
страны в цивилизованное экономическое пространство.
Механическое
перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но
специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы
творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений,
позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом
на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.
Знания в области
стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров,
маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и
преимущество. Стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих
конкурентоспособности товара.
Основная цель вышеназванной дисциплины -
дать бедующим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по
организации планирования качества продукции и услуг на предприятиях и в
организациях, ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации
продукции и услуг, ознакомить с основными метрологическими методами получения и
обработки измерительной информации, ознакомить с основными требования к
испытательным лабораториям и порядком их аккредитации.
Основные
задачи дисциплины состоят
- в формировании
у будущих специалистов системы знаний про способы выбора и разработки
показателей качества для промышленности услуг;
- в выяснении
роли и места стандартизации в общей системе управления экономикой;
- в освоении
методов получения достоверной измерительной информации и правильном ее
использовании;
- в изучении идет
сертификация как важнейшего механизма управления качества;
- в получении
знаний теоретических основ в области обеспечения качества и управлении
качеством продукции (УКП);
- возможность
получения практических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования
и усовершенствования систем качества;
- в умении
знакомства с современной практикой поставщиков и заказчиков в области качества
и основных нормативных документов по правовым вопросам в области качества;
- в выяснении
возможностей организации и эффективного функционирования систем качества при
проектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг.
В «Основах
метрологии» будут рассмотрены законодательные основы метрологической
деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения
единства измерений в международных экономических и научно-технических связях, а
деятельность по метрологии в зарубежных странах.
В разделе «Основы
стандартизации» предлагается изучить правовые, организационные и
методологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделено
внимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, роли
стандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применении
международных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях,
что дает представление о ее широком распространении и необходимости применения
как для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания с
зарубежными партнерами и агентами.
«Основы
сертификации» посвящается организационно-методическим и правовым причинам
сертификации в государстве и других странах. Непосредственно с сертификацией
связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к
испытательным лабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системы
аккредитации, изучить актуальность области сертификации.
Стандартизация,
сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одном
учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих
направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в
Украине, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной цивилизованной основе.
Основные
термины:
1.
Аккредитация – процедура признания
выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных
работ в заявленной области.
2.
Доаккретизация – расширение области
аккредитации какой-либо организации.
3.
Критерии аккредитации –
требования, которые должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной.
4.
Аттестация организации –
проверка организации с целью ее соответствия критериям аккредитации.
5.
Нотификация – официальное уведомление,
по какому-либо международному вопросу.
6.
Омологация - официальное утверждение,
приемка.
7.
Петля качества –
схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество
продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла – от определения
потребности до проектирования утилизации.
8.
Рециклинг – повторное промышленное
использование отходов производства и потребления.
9.
Тезаурус – словарь, в котором
предоставлены термины с примерами их употребления.
Лекция I (2)
Тема 2.
Качество продукции и методы ее оценки.
В последнее
десятилетие ХХ века произошли большие изменения в рыночной экономике, науке и
технике. Новый рынок, небывалая конкуренция требует новых подходов к обеспечению
качества продукции.
Привычное понятие
качества трансформировалось и стало основой новой философии качества), от
переход сравнивают с переходом от ньютоновской механики к теории Эйнштейна.
В рыночных
отношениях обеспечение высокого качества становится условием существования,
важнейшим фактором повышения уровня жизни, гарантией социальной, экономической
и экологической безопасности.
Качество стало
интегрирующим понятием, затрагивающим интересы всех участников общественного
производства.
Для производителей
качество - решающий фактор обеспечения конкурентоспособности и выживания в
цепом.
Для потребителей
повышение качества – это наиболее действенная мера по удовлетворению
потребностей и защиты их прав.
Для органов
власти обеспечение качества жизни граждан – одна из приоритетных
государственных задач.
Определение
качества стало применяться к предприятию в целом, к его способности
удовлетворять потребности и ожидания заказчика, обеспечить минимальный риск при
заключении контракта.
Резюмируя вышеизложенное
можно переобозначить направление конца ХХ века и начала ХХI; от качества продукции к качеству
фирмы в новое направление, добавив «к качеству жизни».
Категория
качества впервые была проанализирована Аристотелем. Гегель рассматривал
качество, как начальную ступень познания вещей и становления мира. Он писал:
«Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость».
Сейчас
распространено такое определение: «Под качеством продукта его свойство
(способность) удовлетворять потребности и ожидания конкретного потребителя».
В международном
стандарте ISO 8402: 1994 под «качеством»
понимается «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности
удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Европейская
организация по качеству (ЕОК) даёт такое определение: «качество есть степень,
до которой оно удовлетворяет требования потребителей». Для промышленной
продукции выделяется качество проекта и качество изготовления.
Качество может
быть достигнуто, когда создаётся равновесие между требованиями и свойствами:
Требования – свойства. Когда речь идет о качестве продукции просто имеются в
виду готовые изделия. В настоящие время понятие «продукция» стало намного шире.
В соответствии с ISO 8402: 1994 под «продукцией»
понимается «результат деятельности или процессов». Продукция может включать
услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или
комбинации из них. Услуги – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и
потребителя. Предоставление услуги – деятельность поставщика необходимых для
обеспечения услуги. Качество продукции будет зависеть от различных факторов на
всех этапах жизненного цикла. Следует учитывать, что затраты на корректировку
при переводе от одной стадии к другой возрастают в десятикратном размере. Это
изменение расходов на качество известно, как правило 10-ти кратных затрат.
В японских
компаниях основные изменения вносят на начальных стадиях проектирования и
незначительную часть – на последующих. В Японии говорят: «Нужно не исправлять
брак, а не делать брака». Вот почему многие японские товары завоевали весь мир
не только высоким качеством, но и относительно низкой ценой. Японцы не работают
без менеджера по качеству. И еще они говорят: «Качества надо не контролировать,
а создавать».
рис. 2.1. Правило
10-кратных затрат.
Относительность понятия
«Качество»
С учетом
современных философских воззрений можно определить категорию «качество» как
объективную, существенную, относительно устойчивую внутреннюю определенность
целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов,
коллективов, систем, абстрактных представлений.
Если философское
определение качества распространяется на материальный мир и охватывает всю
совокупность свойств продукции, то приводимое в действующих нормативно-методических
документах (Стандарт ИСО 8402-94 Качество. Словарь. и ГОСТ 15467-79 Управление
качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения) определение
качества, как совокупности свойств и характеристик изделия или услуги,
относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые
потребности, ориентировано только на его применение по отношению к продукции.
Показатели
качества продукции носят относительный характер, поскольку :
- установленные и
предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера нас
удовлетворяло – сегодня может быть неприемлемым;
- понятие
качества может быть применено к любому этапу или ряду этапов «спирали
качества», что также приводит к его относительности;
- относительный
характер носит и понятие «уровень качества продукции», которое используется для
количественной характеристики качества и значение которого определяется путем
сравнения показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества
базового образца.
Поэтому при
создании систем качества необходимо исходить из целей, которые ставятся при ее
создании, и конкретизировать понятие качества. При этом обязательно нужно
учитывать требования общества.
Качество, как
совокупность характеристик объекта, может рассматриваться с разных точек
зрения.
Можно назвать
следующие основные характеристики для изделий:
1)
функциональные
характеристики;
2)
надёжность
– количество ремонтопригодных отказов за срок;
3)
долговечность
(срок службы) – показатель, связанный с надёжностью;
4)
бездефектность
– количество обнаруженных покупателями дефектов;
5)
эстетические
свойства;
6)
экологичность;
7)
безопасность.
Основными
характеристиками для услуг будут следующие:
1)
надёжность;
2)
гарантированность;
3)
доступность;
4)
взаимосвязь;
5)
отзывчивость;
6)
вежливость;
7)
наличие
симпатий;
8)
ощутимость.
2.2.
Показатели качества и их классификация
Необходимо
помнить, что качество продукции закладывается в процессе разработки проекта, а
оценивается при эксплуатации (рис. 2.1). Степень качества изделий оценивается с
помощью количественных показателей качества (параметров).
Параметры
качества могут иметь количественные выражения (литры, км/час, см) и
качественные (цвет, вкус, запах).
Показатели
качества могут быть обобщены в следующие группы:
1)
По
характеризуемым свойствам:
а) – показатели
назначения;
б) – показатели
надёжности;
в) – показатели
технологичности;
г) – эстетические
показатели;
д) –
эргономические показатели;
е) – показатели
стандартизации и унификации;
ж) –
экологические показатели;
з) – показатели
безопасности;
и) –
патентно-правовые показатели.
2) По
способу выражения:
а) – показатели
выражения в натуральных единицах (кг, м и т.д.);
б) – показатели,
выраженные в безразмерных (баллах) единицах;
в) – показатели,
выраженные в стоимостных единицах.
3) По
количеству характеризуемых свойств:
а) – обобщающие
(охватывают все единичные показатели качества);
б) – единичные
(показатели назначения надёжности и др.);
в) – комплексные
(характеризующие несколько свойств изделия)
4) По
применению для оценки качества:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|