Меню
Поиск



рефераты скачать Стандартизация, сертификация, аккредитация

Стандартизация, сертификация, аккредитация

Лекция I (1)

Тема 1. Мета, задачi i змiст дисциплiни «Метрологiя, стандартизацiя, сертифiкацiя й акредитацiя. Основнi термiни i визначення.

Переход Украины к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

 Право предприятий на самостоятельность заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей страны в цивилизованное экономическое пространство.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.

Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров, маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущество. Стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Основная цель вышеназванной дисциплины - дать бедующим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации планирования качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях, ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации продукции и услуг, ознакомить с основными метрологическими методами получения и обработки измерительной информации, ознакомить с основными требования к испытательным лабораториям и порядком их аккредитации.

Основные задачи дисциплины состоят

- в формировании у будущих специалистов системы знаний про способы выбора и разработки показателей качества для промышленности услуг;

- в выяснении роли и места стандартизации в общей системе управления экономикой;

- в освоении методов получения достоверной измерительной информации и правильном ее использовании;

- в изучении идет сертификация как важнейшего механизма управления качества;

- в получении знаний теоретических основ в области обеспечения качества и управлении качеством продукции (УКП);

- возможность получения практических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования и усовершенствования систем качества;

- в умении знакомства с современной практикой поставщиков и заказчиков в области качества и основных нормативных документов по правовым вопросам в области качества;

- в выяснении возможностей организации и эффективного функционирования систем качества при проектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг.

В «Основах метрологии» будут рассмотрены законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных экономических и научно-технических связях, а деятельность по метрологии в зарубежных странах.

В разделе «Основы стандартизации» предлагается изучить правовые, организационные и методологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделено внимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, роли стандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях, что дает представление о ее широком распространении и необходимости применения как для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания с зарубежными партнерами и агентами.

«Основы сертификации» посвящается организационно-методическим и правовым причинам сертификации в государстве и других странах. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системы аккредитации, изучить актуальность области сертификации.

Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в Украине, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной цивилизованной основе.

Основные термины:

1.                 Аккредитация – процедура признания выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

2.                 Доаккретизация – расширение области аккредитации какой-либо организации.

3.                 Критерии аккредитации – требования, которые должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной.

4.                 Аттестация организации – проверка организации с целью ее соответствия критериям аккредитации.

5.                 Нотификация – официальное уведомление, по какому-либо международному вопросу.

6.                 Омологация - официальное утверждение, приемка.

7.                 Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла – от определения потребности до проектирования утилизации.

8.                 Рециклинг – повторное промышленное использование отходов производства и потребления.

9.                 Тезаурус – словарь, в котором предоставлены термины с примерами их употребления.

Лекция I (2)

Тема 2. Качество продукции и методы ее оценки.

В последнее десятилетие ХХ века произошли большие изменения в рыночной экономике, науке и технике. Новый рынок, небывалая конкуренция требует новых подходов к обеспечению качества продукции.

Привычное понятие качества трансформировалось и стало основой новой философии качества), от переход сравнивают с переходом от ньютоновской механики к теории Эйнштейна.

В рыночных отношениях обеспечение высокого качества становится условием существования, важнейшим фактором повышения уровня жизни, гарантией социальной, экономической и экологической безопасности.

Качество стало интегрирующим понятием, затрагивающим интересы всех участников общественного производства.

Для производителей качество - решающий фактор обеспечения конкурентоспособности и выживания в цепом.

Для потребителей повышение качества – это наиболее действенная мера по удовлетворению потребностей и защиты их прав.

Для органов власти обеспечение качества жизни граждан – одна из приоритетных государственных задач.

Определение качества стало применяться к предприятию в целом, к его способности удовлетворять потребности и ожидания заказчика, обеспечить минимальный риск при заключении контракта.

Резюмируя вышеизложенное можно переобозначить направление конца ХХ века и начала ХХI; от качества продукции к качеству фирмы в новое направление, добавив «к качеству жизни».

 Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем. Гегель рассматривал качество, как начальную ступень познания вещей и становления мира. Он писал: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость».

Сейчас распространено такое определение: «Под качеством продукта его свойство (способность) удовлетворять потребности и ожидания конкретного потребителя».

В международном стандарте ISO 8402: 1994 под «качеством» понимается «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

Европейская организация по качеству (ЕОК) даёт такое определение: «качество есть степень, до которой оно удовлетворяет требования потребителей». Для промышленной продукции выделяется качество проекта и качество изготовления.

Качество может быть достигнуто, когда создаётся равновесие между требованиями и свойствами: Требования – свойства. Когда речь идет о качестве продукции просто имеются в виду готовые изделия. В настоящие время понятие «продукция» стало намного шире. В   соответствии с ISO 8402: 1994 под «продукцией» понимается «результат деятельности или процессов». Продукция может включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них. Услуги – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя. Предоставление услуги – деятельность поставщика необходимых для обеспечения услуги. Качество продукции будет зависеть от различных факторов на всех этапах жизненного цикла. Следует учитывать, что затраты на корректировку при переводе от одной стадии к другой возрастают в десятикратном размере. Это изменение расходов на качество известно, как правило 10-ти кратных затрат.

В японских компаниях основные изменения вносят на начальных стадиях проектирования и незначительную часть – на последующих. В Японии говорят: «Нужно не исправлять брак, а не делать брака». Вот почему многие японские товары завоевали весь мир не только высоким качеством, но и относительно низкой ценой. Японцы не работают без менеджера по качеству. И еще они говорят: «Качества надо не контролировать, а создавать».

рис. 2.1. Правило 10-кратных затрат.

Относительность понятия «Качество»

С учетом современных философских воззрений можно определить категорию «качество» как объективную, существенную, относительно устойчивую внутреннюю определенность целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений.

Если философское определение качества распространяется на материальный мир и охватывает всю совокупность свойств продукции, то приводимое в действующих нормативно-методических документах (Стандарт ИСО 8402-94 Качество. Словарь. и ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения) определение качества, как совокупности свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, ориентировано только на его применение по отношению к продукции.

Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку :

- установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера нас удовлетворяло – сегодня может быть неприемлемым;

- понятие качества может быть применено к любому этапу или ряду этапов «спирали качества», что также приводит к его относительности;

- относительный характер носит и понятие «уровень качества продукции», которое используется для количественной характеристики качества и значение которого определяется путем сравнения показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца.

Поэтому при создании систем качества необходимо исходить из целей, которые ставятся при ее создании, и конкретизировать понятие качества. При этом обязательно нужно учитывать требования общества.

Качество, как совокупность характеристик объекта, может рассматриваться с разных точек зрения.

Можно назвать следующие основные характеристики для изделий:

1)                             функциональные характеристики;

2)                       надёжность – количество ремонтопригодных отказов за срок;

3)                       долговечность (срок службы) – показатель, связанный с надёжностью;

4)                       бездефектность – количество обнаруженных покупателями дефектов;

5)                       эстетические свойства;

6)                       экологичность;

7)                       безопасность.

Основными характеристиками для услуг будут следующие:

1)                       надёжность;

2)                       гарантированность;

3)                       доступность;

4)                       взаимосвязь;

5)                       отзывчивость;

6)                       вежливость;

7)                       наличие симпатий;

8)                       ощутимость.

2.2. Показатели качества и их классификация

Необходимо помнить, что качество продукции закладывается в процессе разработки проекта, а оценивается при эксплуатации (рис. 2.1). Степень качества изделий оценивается с помощью количественных показателей качества (параметров).

Параметры качества могут иметь количественные выражения (литры, км/час, см) и качественные (цвет, вкус, запах).

Показатели качества могут быть обобщены в следующие группы:

1)                      По характеризуемым свойствам:

а) – показатели назначения;

б) – показатели надёжности;

в) – показатели технологичности;

г) – эстетические показатели;

д) – эргономические показатели;

е) – показатели стандартизации и унификации;

ж) – экологические показатели;

з) – показатели безопасности;

и) – патентно-правовые показатели.

2) По способу выражения:

а) – показатели выражения в натуральных единицах (кг, м и т.д.);

б) – показатели, выраженные в безразмерных (баллах) единицах;

в) – показатели, выраженные в стоимостных единицах.

3) По количеству характеризуемых свойств:

а) – обобщающие (охватывают все единичные показатели качества);

б) – единичные (показатели назначения надёжности и др.);

в) – комплексные (характеризующие несколько свойств изделия)

4) По применению для оценки качества:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.