Введение
в стране штрихового кодирования товаров создаёт условие для реализации одного
из положений закона «О защите прав потребителей» - права потребителя на
получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для
производственных предприятий штриховое кодирование даёт возможность: 1)
облегчить освоение АСУ; 2) повысить эффективность учётных операций в сферах
производства, складирования, сбыта; 3) вести анализ потребляемых ресурсов; 4)
сократить объём документооборота; 5) наладить сбор достоверной информации о
товародвижении и реализации продукта; 6) оперативно предоставлять информацию
органам управления и контроля.
Однако
потребитель нуждается в более полной информации о покупаемом товаре, а не
только о стране-изготовителе. Это проблема также может быть решена при помощи
стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных
требований и стандартов, которые подтверждаются путём сертификации. Пока
единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта,
а у продуктов детского питания при сертификации проверяется на только
безопасность, но и пищевая ценность продукта. Видимо, следует более полно
продумывать параметры качества при разработке стандарта для обязательной
сертификации конкретного товара (или группы продукции).
P.S. Человек-оператор вводит 3 – 5 знаков в секунду и допускает ошибку
примерно на каждые 300 введённых знаков.
4.
Стандартизация и маркетинговые исследования.
Маркетинговые
исследования, как известно, - необходимая составляющая обеспечения качества
продукции, а стандартизация – один из инструментов управления качеством.
Поэтому рассматривать вопрос о стандартизации в отрыве от управления качеством
и маркетингом не будет являться правильным.
Зарубежная
практика показывает, что нередко продукция самого высокого технического уровня
и качества оказывается неконкурентоспособной.
Многие
западные фирмы считают, что идея новой продукции должна возникать не в
конструкторском бюро или научном учреждении, а в отделе маркетинга, который
разрабатывает требование и к качеству, и к методам реализации товара. По их
мнению, качественной считается не та продукция, которая превосходит по
техническому уровню мировые образцы, а та которая в наибольшей степени
удовлетворяет потребителя и соответствует его возможностям. Роль рыночного
фактора в формировании подхода к качеству, по мнению западных специалистов,
даёт более ощутимый эффект в случае использования так называемого «агрессивного
маркетинга» - активной экспортной деятельности. В начале 80-х гг. Япония
практически вытеснила западногерманские магнитофоны фирмы «Грунда», а в 1987г.
на рынке ФРГ японские магнитофоны составляли уже 97%. Сейчас кА их выпуск по
лицензии перешли и западногерманские производители. Основная ошибка в выпуске
новой продукции заключается в организации её производства без тщательного
изучения рынка и расчета на сбыт стандартизованной продукции.
Маркетинг
– сложное явление, которое на сегодняшний день не имеет однозначной трактовки.
Это и рыночная концепция управления производством и сбытом продукции; это
теория и практика организации и управления производственно-сбытовой
деятельностью, что включает: увязку реальных ресурсов фирмы с рыночным спросом,
координацию деятельности всех подразделений для выполнения общей хозяйственной
задачи, использование новейших достижений теории управления, матстатистики,
программирования, и т.д. Но маркетинг – это и метод конкурентной борьбы
монополий при обострении проблемы сбыта товаров, это и инструмент повышения
прибыли нередко в ущерб интересам покупателей.
Без
изучения рынка невозможно определить «рыночную новизну» товара, а это не менее
важно, чем создать стандартизованный товар высокого технического уровня и
качества.
Объектами
исследования являются: товар, потребитель, ёмкость рынка, спрос, условия
конкуренции, методы сбыта, сегментация рынка. Ёмкость рынка (объём реализуемых
на нём товаров за год) нужна для определения качества поставляемого товара.
Принципиальная особенность управления качеством товара с позиции маркетинга
состоит в том, что потребитель прежде всего покупает «глазами», поэтому
производитель должен обращать внимание на эстетические факторы качества –
стайлинг (цвет, упаковка, дизайн). (Пример, стаканы в берёзовых ящиках). Не
менее важны эргономические показатели качества и наличие инструкции по
эксплуатации изделий, написанных в доступной форме.
Рыночная
сегментация на примерах:
на рынке женской
одежды можно выделить 3 сегмента: покупатели нейтральной одежды, одежды для
экстравагантных женщин, одежды для деловых женщин;
сегментацию рынка
безалкогольных напитков проводят по географическим факторам;
автомобилей – по
уровню доходов населения.
То есть сегменты
(группы) потребителей определяются на основе географических, демографических и
социально-психологических факторов.
Системное
управление качеством должно быть гибким, быстро реагирующим на изменение
запросов потребителя и спроса на товар. Если соотнести стандартизацию с
жизненным циклом товара, то картина будет следующая:
Фазы жизненного цикла
|
Степень стандартизации нового товара
|
1. Внедрение
|
Стандартизация отсутствует
|
2. Рост продаж
|
Низкая, начальная. Появление базовой модели
|
3. Зрелость
|
Высокая. Стандартизация базовой модели
|
4. Спад и уход с рынка
|
Работы по стандартизации не ведут
|
Стандартизация
новых высокотехнологичных товаров (Hi-Tech), не имеющих аналогов на
мировом рынке, меньше зависят от факторов, и, как правило, отражают высокий
уровень новизны технологии (нередко – технологический), что недосягаемо для
конкурентов. Стандартизация в маркетинге может относиться не только к товару,
но и к самой маркетинговой деятельности – методам маркетинговых исследований и
операционному маркетингу.
Цель
стандартизации методов маркетинговых исследований – унификация процедур и
оптимизация методов изучения рынка. Специалисты установили прямую зависимость
эффективности рыночных исследований и степени унификации методов. Чем выше
коэффициент унификации приемов рыночных исследований, тем больше их
эффективность:
Эр.и.=Н*Т*С
где Н-общее
количество унифицированных методов;
Т-средняя
норма времени для обработки одной процедуры исследований (в человеко-часах);
С-среднечасовая
(среднедневная) ставка специалиста, разрабатывающего процедуру.
Стандартизация
методов изучения рынка предполагает классификацию, типизацию и унификацию
исследовательских операций, что поднимает достоверность информации,
используемой в управлении качеством продукции. Таким образом могут быть созданы
предпосылки для роста объема экспорта продукции или сокращения импорта.
Зависимости годового экономического эффекта от увеличения объема экспорта
(формула 1) и приостановления (или сокращения) импорта (ф.2) от степени
стандартизации методов рыночных исследований приведем ниже.
Эффект от
увеличения объема экспорта определяется по формуле 1:
Р.э=(Ц1*К+П-Ц2)*Д,
где Р.э
- годовая экономическая эффективность увеличения объема экспорта;
Ц1 -
экспортная цена изделия;
К-
коэффициент, учитывающий официальный курс валют;
П -
экспортная премия на единицу продукции;
Ц2 -
цена на реализацию продукции с учетом издержек;
Д - рост
годового объема экспорта вследствие продаж нового изделия, спроектированного на
основе стандартизованных рыночных исследований.
Формула для
определения снижения расходов по импорту имеет вид:
Ри=(Цв*К-Ц)*В, (ф.2)
где Ри
- уменьшение расходов по импорту;
Цв
- цена, включающая расходы по доставке,
К -
коэффициент, учитывающий официальный курс валют;
Ц - цена
реализации продукции, заменяющей импортируемую;
В -
уменьшение годового объема импорта в результате замены импортируемой продукции
изделиями, разработанными на основе стандартизованных исследований рынка.
5.
Стандартизация и приоритет потребителя
Говоря, что
приоритетная задача маркетинга состоит в удовлетворении запросов потребителя
(покупателя), фирмы проявляют не альтруизм, а стараются получить большую
прибыль. Однако увлечение производством товаров в угоду спросу может
отрицательно сказаться на деятельности фирмы, отвлекая ее от более высокого уровня
инновационной деятельности. Такая фирма ориентируется на товары «втягиваемые
рынком», в то время как стратегия «вталкивания товаров», т.е. разработка и
выведение на рынок высокотехнологичных, абсолютивноновых или
усовершенствованных на базе открытий, являясь более рискованной стратегией, при
эффективном маркетинге надежно обеспечивает превосходство над конкурентами.
Немалую роль играет и стандартизация в рекламе. Идеи, которой направлены на
создание имиджа товара в мировом масштабе, сокращение расходов на производство
рекламы – ускорение выхода на рынки разных стран. При этом необходимо учитывать
и ряд ограничений.
Стандартизация
рекламы целесообразна для товаров, связанных с широко распространенными
привычками (например, реклама сигарет Мальборо). При стандартизации рекламы
трудность может возникнуть при добросовестном дословном переводе. Так,
рекламный лозунг «Come alive with Pepsi» в
английском варианте – «Воскресни с пепси» - при переводе на французский без
учета смысловых нюансов звучит как «Выйти живым из могилы с пепси».
При разработке
мероприятий по стандартизации рекламы, необходимо учитывать факторы, влияющие
на степень адаптации рекламы, а также знать об ответственности за содержание
рекламы. Так, в Великобритании. Австрии, Германии, Бельгии, Франции, Швеции и
Италии действует запрет на сравнительную рекламу. В ряде стран строгие условия
оговариваются для случаев показа в рекламе детей. Так, в Швеции, в рекламе
нельзя показывать детей в опасных ситуациях, в Италии запрещен показ детей за
едой, в Австрии запрещено прямое обращение к детям и т. д.
Разного рода
ограничения связаны с рекламой алкоголя и сигарет. Во Франции, Италии и
Финляндии запрещено рекламировать спиртные напитки по телевидению, в
Великобритании - то же после 21 часа. В Швеции – полный запрет на рекламу в
любых средствах массовой информации действует не только по отношению к
спиртному, но и к табачным изделиям. Запрещено рекламирование табачных изделий
по радио и телевидению в Германии, Бельгии, Великобритании, Франции. Существует
запреты на рекламу лекарств: во всех средствах массовой информации – в Бельгии,
Германии, Дании, Швейцарии. В Швеции не разрешено рекламировать лекарства,
отпускаемые по рецепту врача. В Великобритании, Италии, Финляндии и Франции
действует строгий контроль со стороны государства за текстом рекламы лекарств.
Таким образом, в стандартизации рекламы, скорее всего оптимальна частичная
стандартизация.
6.
Стандартизация банковской деятельности
Теория и практика
отечественной стандартизации не знают примеров применения в банковской
деятельности основные цели и задачи стандартизации в банковском деле – защита
интересов юридических и физических лиц, а также государства при оказании
банковских услуг, установление единой терминологии, классификации и кодирования
в области банковского дела.
Весьма развитая
практика международной и зарубежной стандартизации в данной области
свидетельствует о пристальном внимании к ней и поддержке со стороны как
общественности, так и правительства.
В настоящее время
Международная организация по стандартизации (ISO) объединяет усилия заинтересованных финансовых кругов и
стандартизаторов промышленно-развитых зарубежных стран в рамках постоянно
действующего технического комитета Т90/ТС-68 «Банковское дело и соответствующие
финансовые операции» В условиях формирования рыночной экономики в Украине
стандартизация, сертификация и метрология банковской деятельности приобретает
особую актуальность. По мнению специалистов прямое применение действующих
международных стандартов в отечественной практике возможно лишь на 30 – 40%.
Без изменения из ISO были приняты следующие
форматы типовых сообщений:
100 – Клиентский
перевод;
200 – банковский
перевод на собственный счёт отправителя сообщений;
202 – банковский
перевод в пользу третьего банка;
210 – уведомление
о получении;
п 92 – требование
отмены;
п 95 – запрос;
п 96 – ответ.
В национальной
практике сегодня используются различные типы и виды ценных бумаг: акция
(простая, ценная, привилегированная, золотая), облигация (государственная,
корпоративная, муниципальная), сертификат (депозитный, сберегательный), чек
(приватизационный), вексель, опцион, варрант и т.д. Не смотря на то, что
стандарт в первую очередь касается акций и облигаций, в нём заложена
потенциальная возможность расширения области распространения на иные виды
ценных бумаг.
Международные
стандарты ИСО серии 9000 ориентированы на потребителя и предусматривают
значение возможности для улучшения исполнения услуги и удовлетворение
потребностей потребителя, повышение производительности, эффективности и
сокращения затрат, расширение рынка деятельности.
Система качества
банковской организации должна охватывать все процессы, которые необходимы для
обеспечения эффективности услуги от маркетинга до ее предоставления и включать
анализ качества услуги потребителю.
Среди
первоочередных задач в области качества международные стандарты предусматривают
следующие:
1)
последовательное удовлетворение потребителя с точки зрения профессиональных
стандартов и этики;
2) непрерывное
повышение качества услуг;
3) постоянный
учет требований общества, обеспечение безопасности персонала и защиты
окружающей среды;
4) обеспечение
эффективности предоставляемой услуги системы качества, создаваемые в банковских
структурах в соответствии с идеологией ИСО серии 9000, должны документировать
процедуры обеспечения необходимыми материальными ресурсами, включая
оборудование и имущество, программное обеспечение, рабочую и техническую
документацию. Основными документами системы качества как составной части всей
документации банковской организации являются:
1) руководство по
качеству – описание системы качества, политика и цели в области качества,
структура организации с распределением полномочий по ответственности;
2) программа
качества – описание конкретных мероприятий в области качества, перечень
ресурсов, порядок предоставления и требования к специфической услуге;
3) методики,
протоколы, инструкции и др.
Аналогичные
системы качества уже создаются в сфере частичного хозяйства, общепита, туризма,
сервисобслуживания и т.д.
Контрольные
вопросы
1. Почему
необходима стандартизация банковской деятельности и каковы основные направления
ее развития?
2. Назовите
объекты стандартизации банковской деятельности.
3. В чем сущность
единой структуры построения и определения статуса регистрационного номера ценных
бумаг?
4. В чем
особенности классификации основных услуг к финансовому посредничеству?
5. В чем состоит
сущность системы качества банковской организации?
6. Какие задачи в
области качества банковских услуг предусматривают международные статьи?
7. Банковское
дело и соответствующие финансовые операции?
7.
Стандартизация страховой деятельности
Страхование
является важным элементом экономических отношений, представляя финансовую
услугу, присущую экономически развитым странам.
В основном
используется система комплексной страховой защиты имущественных интересов
физических и юридических лиц (страхователей). Взаимосвязь между имущественным
интересом субъекта страхования и потребностями в страховой защите при
наступлении неблагоприятных обстоятельств показана на рисунке:
Рис.
Имущественные интересы и страхование.
Страховые
отношения в современном понимании этой экономической категории возникли в эпоху
Средневековья и развиваются до настоящего времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|